СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ



И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

 

     Основные виды человеческой деятельности сейчас и всегда.

   Изменение мотивационных факторов творческой, рабочей и учебной активности у учащихся в сторону их снижения  в 90-е годы – не случайно. Социально-экономические реформы последнего десятилетия и сопутствующие им “рыночные бури”, по общепринятому мнению оказали заметное воздействие на массовое сознание, общий менталитет и формы поведения. В массовых жизненных наблюдениях, социальной публицистике и произведениях искусства отмечены:

- Переориентация систем ценностей, их массовое снижение в духовном и социальном аспекте, при одновременном возвышении материальных, индивидуальных ценностей; ориентация на деньги как на основное средство и критерий жизнесуществования и развития;

- Снижение нравственных норм в отношениях между людьми, формирование культа удовольствий, развлечений, вредных привычек, в частности, наркомании, развратных или близких к ним форм поведения;

- Увеличение деструктивных форм активности, в том числе преступных,               

вандальских; совершаемых как в корыстных целях, так и для развлечения.

 

  С чем это связано? С увеличением свободы поведения в результате снятия идеологической и организационной цензуры, или с внедрением фундаментальных социально-экономических капиталистических принципов, замещающих действовавшие (или , по крайней мере, провозглашавшиеся) ранее принципы “социалисти-ческого общежития и формирования нового человека” ? 

   Ясно, что имели место влияния и первого и второго рода. Однако, в основе происходящих процессов в психологии людей лежат, в первую очередь, несомненно, произошедшие социально-экономические сдвиги, повлекшие за собой значительное изменение и перераспределение основных форм деятельности.

  Внедрение рыночной экономики, перераспределение собственности, необходимо сопровождается в масштабах общества изменением характеристик и соотношения основных видов человеческой деятельности, в основе которых лежат основные экономические процессы общества, выделенные еще в домарксовой политэкономии. В этом контексте наиболее чувствительными должны оказаться следующие основные виды деятельности, характеризующие как большие социальные группы, так и отдельного индивида

     Собственно производительная деятельность. Характеризуется совпадением производительной цели с производительным мотивом личности. Сюда относятся любые проявления созидающей активности с чистой заинтересованностью субъекта в ее развитии и конструктивном подключении к более широким сферам социальной активности. Сюда, несомненно, относятся все наиболее характерные виды творческой деятельности. Производительное потребление характеризуется производительной целью и потребительным мотивом. И хотя эта деятельность направлена на получение того или иного продукта, по своему внутреннему строению она подчинена потребительным запросам, так как мотив всегда является ведущим в отношении цели. Сюда относятся все виды наемного и принудительного труда, труда ради насущных и часто - избыточных потребностей. Обменные процессы в наиболее характерном виде воплощаются в таких формах человеческой активности как общение, игра и торговля. В отличие от производительных и потребительных процессов, направленных на создание или присвоение различных человеческих ценностей, в обменных процессах совершается их перераспределение между разными субъектами в соответствии с правилами, в которых непосредственно реализуются или моделируются важнейшие стороны общественной жизни. Распределение, так же как и обменные процессы характеризуется перераспределением произведенных или добытых тем или иным путем ценностей между разными субъектами, реализуясь, при этом, в соответствии с организационными приоритетами и приоритетами собственности. Потребительное производство - естественная природосообразная форма потребительной активности, где потребительная цель направляется производительным мотивом, направленным на поддержание существования различных сторон субъекта. Чистое потребление - потребительный процесс, ведомый потребительной же мотивацией. Это потребление ради потребления, ради эмоционального удовольствия.

   Перераспределение основных видов деятельности в наше время. Характерные для общества социально-экономические условия, характер производственных отношений и отношений собственности формируют определенные пропорции между разными видами человеческой активности. При изменении соответствующих условий происходит переоценка разных видов деятельности в общественном сознании и их перераспределение в общественной практике.

   В идеологии и экономической практике дореформенной, социалистической системы в качестве ведущих рассматривались, и в значительной степени реально имели место, процессы производстваи распределения. С развитием рыночных отношений на первый план выходят вообще характерные для капитализма процессы обмена и потребления, так как рынок есть институт осуществления товарно-денежного обмена, обслуживающего в первую очередь процессы потребления, которые в свою очередь поддерживают существование и развитие самого рынка.

    Изменение отношений собственности, нивелирование в них роли государства, неизбежно сопровождается изменениями в соотношении разных форм человеческой активности и в характеристиках общественного менталитета. Резкое снижение уровня общественного производства, ориентация на деньги как цель, средство и критерий благополучия вызвали заметное уменьшение в обществе собственно производительных, бескорыстно созидательных форм активности и одновременно – идеологически поощряемое возрастание в массах общего уровня потребительной мотивации и различных форм чистого потребления.    

  Богатый хочет чувствовать себя всемогущим, но когда говорят, что все продается и покупается, то следует добавлять, что это относится к потребительным ценностям. Производительные, созидательные ценности не покупаются, а достигаются субъектом путем высвобождения человеческих сущностных сил, творческих способностей. Конечно, "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Последняя становится потребительной ценностью, подверженной обмену, а породившая ее созидательная творческая деятельность – активностью типа производительного потребления.

   Несомненно, такая активность всегда занимала ведущее место в общественном производстве, включая и социалистическое общество. Все же, доминирующая ориентация на деньги "вымывает" бескорыстные творческие формы активности; их место занимают различные формы производительного потребления, то есть корыстный труд, часто не считающийся с этическими нормами, а часто и с юридическими. Реализация заказных преступлений, требующая обычно больших "рабочих" затрат и приносящая крупные "дивиденды", по соотношению мотива и цели для их субъекта относится к активности типа производительного потребления.

   Процессы потребления, включая такие его составляющие, как обладание и накопление, развиваются количественно и качественно, в экономической и идеологической практике, средствах массовой информации, общественном сознании и образе жизни. Количественно – в соответствии с количеством затрачиваемых на это денег; качественно – в соответствии с разнообразием соответствующего ассортимента предметов и услуг. В целом – в соответствии с повышением уровня соответствующей мотивации в массах. При этом средства массовой информации охотно информируют массы о положении дел в этой сфере у известных и богатых людей. 

   Обменные процессы, занимая промежуточное место между производительными и потребительными, в мотивационном плане направлены на один из них, чаще на потребление. Поэтому они получили особое развитие. То, что стоит за понятием "бизнес, предпринимательство", в основе своей есть инфраструктуры торговли, а то, что в социалистическую эпоху звалось ругательным словом "спекуляция", есть основа бизнеса – сделка, финансовая операция. Предметная основа таких операций, то есть то, что продается и покупается – в законном, полузаконном и незаконном (но если очень хочется, то допустимом) порядке, - практически не ограничена. Можно купить не только рукопись, но и свидетельство об авторстве. Студент покупает экзаменационную оценку, снизив требовательность преподавателя посредством "материализованного уважения", соискатель получает ученую степень, заплатив официальные издержки, связанные с оценкой научных идей. Идейные достоинства покупателя остаются за кадром. Деньги решают все, независимо от того, как они отмыты. 

    Субъекты общения - процесса, в котором они обмениваются теми или иными ценностями, в мотивационном плане также могут иметь созидательный, либо потребительный настрой - на отдачу, либо присвоение; кооперацию, либо отделение. Социалистическая идеология проповедовала установку человека на кооперацию и отдачу; капиталистическая, может быть и неявно – на присвоение и отделение: так диктуют деньги. Обоюдная потребительная мотивация у субъектов общения в конечном счете неизбежно приводит к скрытому или явному конфликту.

   Игра как вид деятельности в своей наиболее явной форме представляет собой общение субъектов, опосредствованное определенными правилами, в результате реализации которых между ними происходит перераспределение ценностей в со-ответствии с заданной платежной матрицей. Природосообразные и социально адекватные "честные" игры приносят их субъектам развивающий эффект, в виде совершенствования знаний, умений, интеллектуальных, социальных и физических 

качеств. В новое время чрезвычайно возрос удельный вес нечестных игр, внесших в обиходный язык такой лингвистический хит, как "лохотрон". 

   Если попытаться отобразить произошедшие изменения в общественной структуре деятельности, представим себе одномерную систему координат, на которой отображается континуум разных типов человеческой деятельности между полюсами "производство" – "потребление"; ситуация на ней отчетливо сдвинулась в сторону второго полюса, повлекши за собой заметный сдвиг в общественном менталитете. Этот сдвиг влечет соответствующие сдвиги в надстроечных структурах.

  

 

                      Факторы и проводники новой ментальности.

 

     Если в предшествующей, социалистической идеологии ведущими классами рассматривались рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция - то есть носители производительных сил, то сейчас в качестве “социальных маяков” выступают люди, умеющие “делать деньги” и “красиво жить” на них. Материальное богатство наделяется превращенными качествами - как выразитель достоинств своего владельца, как самодовлеющая социальная сущность. Американский писатель Синклер Льюис так иллюстрировал это в своем знаменитом романе “Бэббитт”: “К своим вещам Бэббитт относился серьезно. Он видел в них вечные ценности, такие же как бейсбол и республиканская партия”.

   В социалистической идеологии в качестве основных ценностей жизни рассматривались: патриотизм, главенство социального над личным, любовь к труду, “товарищество и взаимопомощь” и связанные с ними моральные нормы. И хотя в значительной степени это носило декларативный характер, многое внедрялось в общественное сознание и формы жизнедеятельности. Это - ценности свободной, созидательной, социально направленной деятельности. 

   Сейчас эти ценности не в почете. В соответствии с законами и требованиями рынка социальными эталонами образа жизни стали: материальное богатство, неу-меренное потребление, нравственная вседозволенность. К примеру, проблема проституции на бытовом уровне и в средствах массовой информации обсуждается обычно с прагматическим пониманием. Вопросы социальной справедливости и морали взаимоотношений не рассматриваются вообще как излишние. Поскольку основным фактором и критерием успеха стали деньги, то в качестве основных ценностей жизни рассматривается то, что на них можно купить - ценности потребительские; соответственно, ведущая форма активности, к которой нужно стремиться - потребление ценностей материальных и социальных.

   На внедрение всего этого в общественное сознание задействованы громадные средства массовой информации в пропаганде соответствующего образа жизни и мышления. Огромное распространение получила всякого рода “развлекаловка”, являющаяся существенной частью потребительной сферы жизнедеятельности, многочисленные произведения “масс-культуры” с отчетливым культом потребительства, эротики, порнографии, насилия и пр. При этом, вся эта желтая и черная пресса и видео не сопровождаются даже намеками на то, что это как-то служит для иллюстрации социально значимых идей; все это имеет статус самодостаточности – воспринимая соответствующие сцены, молодежь привыкает к тому, чтобы считать их тем, к воспроизведению чего только и следует стремиться. Серьезные произведения практически полностью "вымываются", особенно из молодежных программ. Характерный пример. В сентябре 2002 на "Русском радио" звучит следующий конферанс ведущего: "Наш слушатель просит нас поставить для своего друга полонез Огинского "Прощание с родиной". Это замечательная вещь. Я помню, как играл его в детстве, занимаясь на фортепьяно. Но, к сожалению, в нашей фонотеке этой записи нет. Мы поставим для друга нашего слушателя песню, которую помним с детства – "В нашу гавань заходили корабли…"

   Большое распространение на телевидении получили игры, среди которых многие имеют и полезную, в частности, познавательную направленность. Но если раньше в качестве призов давались, к примеру, книги, то сейчас - в первую очередь, товары и деньги. В популярной телевизионной игре "Поле чудес" в случае выпадения приза можно даже поторговаться - товар или деньги ? Популярная познавательная игра "Что, где, когда ?" переоформилась в "интеллектуальное казино". Привлекательным призом в сериале другой познавательной передачи "Своя игра" стал "21 кг денег".

     Наиболее агрессивным пропагандистом "нового" образа жизни и менталитета является реклама. Если коснуться наиболее характерной и действенной ее разновидности - рекламы на телевидении, то легко увидеть, что она крайне агрессивна как в отношении к аудитории, к которой обращается, так и в отношении к реально производительным, созидательным ценностям жизни. В отношении зрителей это постоянно раздражающий фактор - из-за своей чрезмерной навязчивости, побивающей все нормы поведения в приличном обществе, неумеренного восхваления потребительских товаров до уровня главных ценностей жизни (“если вам дороги ваши близкие, не выбирайте ничего, кроме “орбит” - это жвачка такая). Ее агрессивность проявляется, в частности, в постоянном прерывании художественных программ, часто в самые патетические или лирические моменты. При этом, как это действует на зрительское восприятие, не интересует ни рекламодателей, ни рекламопроводников; скорее наоборот - чем больше раздражит, тем лучше. Рискуя отойти от научной отстраненности изложения, приведу все-таки два примера, выделяющихся даже из морали рекламного ряда. 

   В первой половине 90-х М.Растропович дирижировал на Красной площади симфоническим оркестром, исполнявшим произведение Чайковского "1812 год". При прямой трансляции этого исполнения по телевидению, в финале, когда звучали колокола, трансляция была прервана, для показа рекламы … Самые последние звуки торжественной коды и аплодисменты были, правда, включены.

   В декабре 2001 в связи с 60-летием разгрома немцев под Москвой показывался фильм "Летят журавли". Знаменитая сцена, когда героиня Самойловой, опоздав на проводы Бориса, бежит вдоль решетки забора, была прервана рекламой некоего злачного заведения с показом стриптизерши, крутящейся у шеста.  

   Известный публицист А. Минкин пишет в этом контексте: "Вообразите, что вы смотрите спектакль во МХАТе, а в зал с гоготом врываются прыщавые юнцы, пьют пиво, вычесывают перхоть, принимают чудодейственные средства от запора и для эрекции. Режиссер и актеры убили бы их при полном одобрении публики. И козлов с пивом, и теток, страстно содрогающихся от майонеза. Старые, жирные, пошлые дядьки из всевозможных аншлагов… валятся из ящика на детей и подростков, как сель, от которого нет спасения… У детей воруют их будущие высокие чувства. Сможет ли мальчик сказать Ей "мой ангел" ? Ведь у ангела крылышки совсем в другом месте." («М.К.», 22 марта 2002 г .).

   Создается отчетливое впечатление, что стратегической целью всей этой потребительской пропаганды является не столько товарно-коньюктурная выгода, выступающая как тактическая подцель, сколько специальная система отупления масс; при этом ответ на вопрос, кому и для чего это необходимо, не требует долгих поисков. В качестве иллюстрации соответствующих процессов, воздействующих в "нужном направлении", поданной в характерной гротескно-виртуализованной манере, стилизованной под понятия ортодоксального фрейдизма, уместно привлечь размышления популярного сейчас писателя В.Пелевина в романе “Поколение Пи”:

 

- “Существует три основных вида этих воздействий. Они называются оральным, анальным и вытесняющим вау-импульсами (от коммерческого междометия “WOW”).

 - Оральный вау-импульс заставляет клетку орануса (субъекта поглощающего и выделяющего деньги, играющие в его организме роль крови или лимфы) поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и образом идеального “Сверх-Я”, создаваемого рекламой ...

- Анальный вау-импульс заставляет клетку выделять деньги, чтобы испытать наслаждение при совпадении упомянутых выше образов ...

- Вытесняющий импульс подавляет и вытесняет из сознания человека все психические процессы, которые могут помешать полному отождествлению с клеткой орануса...

- Под воздействием вытесняющего импульса, блокирующего все тонкие психические процессы, несвязанные прямо с движением денег, мир начинает восприниматься исключительно как воплощение орануса... “Мир - это место, где бизнес встречает деньги”...

-   Главным нервным окончанием орануса, достигающим каждого человека, в наши дни является телевизор ... Сознание телезрителя замещается сознанием виртуального Homo Sapiens ...

- Человек в нормальном состоянии теоретически способен отслеживать вау-импульсы и противостоять им. Но бессознательно слитый с телепередачей Homo Sapiens - это уже не личность, а просто состояние …

- Каждые несколько минут в телепередаче, то есть в сознании субъекта происходит демонстрация блока рекламных роликов, клипов, каждый из которых является сложной и продуманной комбинацией анальных, оральных и вытесняющих вау-импульсов, резонирующих с различными культурными слоями психики”. (1999, с. 108 - 112).

От себя добавим, что, уже в нашей реальной жизни, некоторые эпизоды рекламных произведений принимают статус народных и СМИ-поговорок: “Иногда лучше жевать, чем говорить”, “Шок - это по нашему” и другие образцы вау-воздействий, что говорит об их успешном внедрении в массах. В.Пелевин, в свою очередь, продолжает трактат о вауеризме:

- “Наложение трех вау-импульсов на более тонкие процессы, происходящие в человеческой психике, рождает все посредственное многообразие современной культуры. Внешне это проявляется в том, что жизнь становится все скучнее и скучнее, а люди - все расчетливее и суше ... 

- Постоянное воздействие вытесняющего вау-фактора приводит к тому, что вся эмоциональная энергия человека перекачивается в область психических процессов, связанных с оральной или анальной тематикой ... Единственная свобода, которой он обладает, - это свобода сказать “Вау!” при покупке нового товара, которым обычно бывает очередной телевизор” (1999, с.115).

 

   Если вернуться от виртуальной метафористики к реальности, то ясно, что вау-импульсы - это воздействия, направленные на активизацию потребительной сферы и подавление, вытеснение того, что относится к сфере производительной, созидательной, к сфере творческой активности. Освобождающееся субъектное пространство занимает мотивация с противоположной направленностью – потребительная, с дальнейшей тенденцией к сужению, обеднению и ожесточению личностных устремлений.

       

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!