Анализ новгородских инструментов.

Текстиль средневекового Новгорода, выработанный на дощечках.

Некоторое количество фрагментов новгородского археологического текстиля представляют собой изделия, выработанные в технике ткачества на дощечках. Европейские исследователи обратили внимание на эту технику в конце XIX - начале XX века после того, как были обнаружены костяные пластинки квадратной формы с отверстиями по углам в Бирке (Швеция). Именно археологические открытия способствовали появлению первых исследований в области реконструкции ткачества на этом приспособлении, вызвали интерес в обществе, благодаря которому стали устраиваться выставки, формироваться коллекции текстильных изделий кардного ткачества. Простота изготовления приспособлений, огромные технические возможности в создании неограниченного количества сложных узоров, способствовали тому, что эта техника быстро завоевала прочное место среди других видов декоративно-прикладного искусства.

Названия эта техника имеет различные: плетение на табличках, кардное ткачество, ткачество на кружках. Картами приспособления стали называть в XVIII веке, так как в это время для их изготовления использовались игральные карты. Выяснилось, что кардное ткачество еще практикуется у некоторых народов. Исследователями были найдены карды сделанные из камня, дерева, кости, рога, черепашьего панциря, слоновой кости, кожи, пергамента. Инструменты разняться не только материалом изготовления, но и размером, формой, числом и порядком размещения отверстий. В одном наборе могли использоваться дощечки с различным количеством отверстий в зависимости от сложности создаваемых орнаментов. В Лестерширском музее в Англии находится комплект кожаных кард с 8 отверстиями начала XX века из Кашмира.

До сих пор ведутся споры о возникновении кардного ткачества. Сомнению подвергаются заключения о его возникновении в Древнем Египте, так как ранее 4-5 века до н.э. подобные инструменты здесь найдены не были. Истоки появления этой техники теряются в глубине веков. В Скандинавских странах наиболее ранние находки кардного ткачества относятся к бронзовому веку. В это время дощечки входили в состав вертикального ткацкого станка, служили для создания третьей кромки ткани. Нити утка тесьмы, вытканной на дощечках, являлись одновременно нитями основы вертикального станка и натягивались грузиками. Кайма, сотканная на кардах, стала своего рода отличительной чертой ткачества на вертикальном станке. К 3 веку н.э. относится фрагмент мантии с тканой лентой на 150 кардах, найденной в Северной Ютландии (Дания). Уточные нити кардного ткачества являются продолжением уточных нитей остальной ткани.

В Западной Европе кардная техника была наиболее популярна в эпоху средневековья, начиная с IX века. Сохранились образцы этого времени в Германии, Швеции, Дании, Норвегии (Geijer A., 1994; Hald M. 1980.). Для выработки некоторых лент с надписями и декоративными мотивами требовалось сотни кард. Сложные полотна ткались на небольших квадратных дощечках размером 2 дюйма (5см.). Сегодня обычно карды имеют размеры 4 на 4 дюйма с четырьмя отверстиями. В археологическом материале сохранились комплекты дощечек и целые поясные приспособления. На Осбергском корабле викингов в погребении IX века найден комплект из 25 деревянных дощечек (Музей кораблей викингов. Осло. Норвегия).

В русской этнографии за этим инструментом закрепилось название «дощечки» или «кружки», хотя изготовлялись они не только из дерева. В музейных коллекциях сохранились дощечки квадратной формы с четырьмя отверстиями. Технология работы на них проста. Нити основы пропускаются сквозь отверстия, дощечки складываются вмести, нити натягиваются и фиксируются. Каждое вращение дощечки поднимает новую нить основы наверх, и создает расстояние, называемое ткацким зевом, в которое прокидывается уточная нить. Полученное переплетение называется основный репс, так как нити утка не видны в готовой ткани. Нити основы, заправленные в одну дощечку, перевиваются друг с другом по мере вращения. Это спиральное переплетение является характерной и уникальной чертой ткани, выработанной на дощечках.

Возможно, что дощечки – универсальное ткацкое приспособление подобно другим инструментам для ткачества (веретену, грузикам) было изобретено одновременно в разных местностях. В нашей стране существуют отдельные исследования об использовании этого вида приспособлений различными народами. Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева считали, что ткачество на дощечках существовало у финно-угорских народов с периода неолита. Оно предшествовало ткачеству двухосновных понев на станке. В Тульской области на дощечках ткали кайму для понев, шириной 40 см. (Лебедева Н.И., 1956.С.504). Н.И. Лебедева также отмечает наличие ткачества на дощечках с двумя отверстиями как отличительную черту у восточных славян. Дощечка с двумя отверстиями называлась «вертлюг». В Вятской губернии они употреблялись для тканья шлей при помощи толстого утка из мочала или пеньки (Лебедева Н.И., 1959. С.523). Вертлюги самой различной формы и размеров от миниатюрных изделий из кости, до крупных, выполненных из дерева, в большом количестве обнаружены при раскопках в Новгороде. От дощечек с двумя отверстиями они отличаются их индивидуальным использованием, а не комплектом. На каждом приспособлении в отдельности могли свиваться нити и веревки. Н.И. Шишлина предполагает, что уже в эпоху энеолита у кочевников евразийских степей, для ткачества применялись простейшие устройства кружки или дощечки (Шишлина Н.И.,1999.С.27,34).

Находки из поселения Фефелов Бор (Рязанская обл.) сер. 2 - нач. 1 тыс. до н.э. глиняные кружки с двумя отверстиями, изготовленные из стенок сосудов, атрибутированы как детали ткацкого станка (Фоломеев Б.А.,Чернай И.Л. 1984.С.49-50). Размер изделий 2,5 – 4,5 см, диаметр отверстий 4-7 мм. (фото.1). И.Л. Чернай очень точно проводит параллель между этнографическими дощечками и глиняными кружками. Отметив важную способность этого типа приспособления создавать различные текстильные структуры, в тоже время он допустил неточности при реконструкции станка. В конструкции И.Л.Черная нити основы, заправленные в отверстия кружков, натянуты между двумя планками. Кружки широко расставлены, чтобы беспрепятственно осуществлять поворот каждого в отдельности, служащий для смены верхних и нижних нитей. Возникает очень большая разница между расстоянием нитей основы и шириной получаемой материи. При ткачестве на станке предложенной конструкции, натяжение нитей основы будет сдвигать кружки в центр и осуществлять повороты будет невозможно.

Необходимо отметить также, что поворот каждого кружка в отдельности равносилен перебору нитей вручную. На нитях, натянутых на раму, быстрее и проще выполнить перебор руками. Совершенствование инструментов шло по пути наращивания скорости движения и упрощению технологического процесса (Семенов С.А., 1957.С.240). Одинаковый размер кружков говорит об использовании для перемены зева одновременно нескольких изделий. На предложенной И.Л. Чернаем реконструкции станка основа имеет ограниченную длину, ценность же приспособления типа дощечек стоит в создании ткани неограниченной длины, и в увеличении скорости работы. При натягивании нитей, заправленных в отверстия, кружки самопроизвольно поворачиваются под углом, то есть приобретают положение аналогичное дощечкам. В этом случае толщина кружков задает фиксированное расстояние между нитями основы и увеличивает плотность ткани. Так как повернуть одновременно большое количество кружков невозможно, то естественно предположить использование их ограниченного количества штук для ткачества нешироких лент и поясов.

Глиняные кружки, возможно, не самые ранние из находок архаичных дощечек в Восточной Европе. В раннетрипольском поселении Лука-Врубелецкая на Днестре были обнаружены небольшие пластинки из раковин прямоугольной формы, хорошо отшлифованные, снабженные по краям четырьмя отверстиями и несколько заготовок-пластин без отверстий (Бибиков С.Н.,1953.С.61). Изделия размером изделий 2 на 4 см были атрибутированы как нашивки на одежду, но могли использоваться для производства текстиля. На это указывает как форма изделий, так и характер нанесенных на них отверстий (рис.3). На то, что на рубеже IV-III тыс.л. до н.э. племена занимались развитым ткацким производством, указывают находки кружков из обломков глиняных сосудов. Заполированность отверстий от нитей в центре кружков могла образоваться при использовании их в качестве грузиков на вертикальном ткацком станке.

Еще меньшего размера пластинка для ткачества была найдена в древнерусском поселении XII века на Верхней Волге. Обнаруженный в Кимрском селище Калининской области костяной предмет с четырьмя отверстиями по углам имеет размер 2 на 2 см (Н.П.Милонов, 1950.С.157). На эту же находку ссылается В.П. Левашева, описывая инструменты из кости на Руси в период раннего средневековья для производства текстиля (Левашова В.П.,1959.С.57). Маленький размер изделия указывает с одной стороны на использование в заправке тонких нитей, с другой стороны мог быть вызван целесообразностью технологии обработки материала - кости. Из дерева, что было связано с его большей хрупкостью и ломкостью, для предотвращения скалывания кусочков древесины изготавливались приспособления более крупных размеров.

Анализ новгородских инструментов.

Наименьшее количество использовавшихся отверстий в дощечках – два. Изделия с 4 отверстиями легко атрибутируются, тогда как дощечки с 2 отверстиями могли остаться не замеченными. При археологических раскопках в Новгороде обнаружены дощечки как с четырьмя, так и с двумя отверстиями.

В основной своей массе «дощечки» с 2 отверстиями из Новгорода изготовлялись из костяных пластинок, хорошо отшлифованных и имеющих скругленные углы. Скругление углов отличительная черта этого типа приспособлений, так как при вращении дощечек нити основы цепляются за выступающие углы. Для этой же цели костяные пластинки снабжены заоваленными краями по всему периметру изделия. Нужно отметить также высокое качество шлифовки боковых поверхностей и отверстий. Размер новгородских находок с 2 отверстиями колеблется от самого маленького изделия 3,2 на 1,2 см. (фото.10) до самого большого длиной 5,7 см.( фото.9 ). Размер отверстий в дощечках колеблется в пределах от 3 до 5 мм. Ранние экземпляры отличаются использованием декора в виде циркульного орнамента (фото.9), и более усложненной конфигурацией формы (фото.12).

Дощечки с 4 отверстиями представлены в материалах раскопок двумя экземплярами, выполненными из дерева, и одним экземпляром из кости. Деревянные изделия отличаются от этнографических несколько меньшими размерами 5,5 на 5,2 см. и 3,6 на 2,0 см с диаметром отверстий 2,5-3 мм. (фото.4.5). Изделие из кости размером 6,4 на 5 см. имеет более сложную форму, снабженную прогибами в центральной части длинных сторон (фото.6). Углубления сделаны, возможно, для удобства вращения, или связаны со строением исходного материала. Форма инструмента отличается наличием центрального отверстия диаметром 1,5 см. Отверстие в центре имеется и в одной дощечке с 2 отверстиями (фото.8). Обычно оно служило для собирания и фиксации комплекта дощечек при остановке в работе. Эта особенность строения дощечек имеет примеры в Западноевропейской этнографии (Hooper Luther,1923.С.35). Надевая дощечки на стержень, можно было также облегчить их одновременный поворот. От деревянных изделий, выполненное из кости, отличается большими размерами, толщиной и диаметром отверстий в 1 см. Очевидно, оно предназначалось для изготовления изделий из грубых нитей, возможно для свивания канатов.

В Белоруссии для изготовления шнуров использовались дощечки с пятью отверстиями (В.I.Селiвончык,2009.С.24.) В центральное отверстие пропускалась толстая нить (или шнур), которая участия в работе не принимала. Она служила для придания прочности изделию, уток прокидывался то под ней, то над ней попеременно. В процессе ткачества центральная нить обвивалась нитями, заправленными в крайние четыре отверстия (рис.15).

Новгородские текстильные находки.

Технология ткачества на дощечках архаична, структура переплетения образуется в процессе перевивания нитей основы. Для выявления в археологическом материале текстильных находок, выработанных в технике ткачества на дощечках, необходимо определить присутствие перевитых нитей основы, и наличие обратного движения узора, получаемого при изменении направления вращения. Механическое чередование нитей, заправленных в отверстия, происходит при помощи вращения дощечек в направлении на себя или от себя. При помощи вращения дощечек в одном направлении получают спиральное переплетение, которое ни на каком другом инструменте не возможно получить.

В русской традиции сохранился способ ткачества орнаментов на дощечках с 2 и 4 отверстиями одновременно. Для кромки использовались дощечки с 4 отверстиями, для узора с 2. Чаще всего для выработки узора использовались те же дощечки, что и для кромки, но с заправленными по диагонали двумя нитями разного цвета. Для перемены цвета в рисунке, дощечка вращалась, если цвет не нужно было менять, дощечка не вращалась. Дощечки с двумя отверстиями более древнее и примитивное приспособление, восходящее по конструкции к глиняным кружкам. Наличие минимального количества составляющих конструктивных элементов, числа использовавшихся нитей и разнообразие получаемых текстильных переплетений указывает на архаичность данного приспособления. Универсальность одна из типичных черт архаичных конструкций.

Существует мнение, что дощечки с двумя отверстиями использовались в белорусском народном ткачестве (В.I.Селiвончык,2009.С.24). Автор предполагает, что дощечки могли применяться при изготовлении небольших изделий, когда использование других приспособлений было не целесообразно. Некоторые этнографические пояса полотняного переплетения, находящиеся в музеях, подобные изготовленным на ниту или станке, могли быть выработаны этим способом (рис.13,14).

Сейчас ткачество на дощечках с двумя отверстиями не заслуженно забыто исследователями. О.В.Орфинская, В.П.Голикова, Н.И.Шишлина приводя в своем исследовании дощечку с двумя отверстиями, как возможный примитивный инструмент для образования зева в эпоху бронзы, не связывают ее употребление с выработкой текстиля полотняного переплетения (О.В.Орфинская, В.П.Голикова, Н.И.Шишлина, 1999. С.107, рис.12)

Среди новгородских археологических находок обнаружены тринадцать фрагментов поясов, изготовленных на дощечках с 2 отверстиями в технике спирального переплетения. В одном случае обнаружены перевитые нити основы от двух дощечек, нити утка не сохранились. Текстиль, выработанный на дощечках с 4 отверстиями, не встречен. Очевидно, это связано с тем, что новгородские текстильные находки представляют в основной своей массе рядовой материал невысокого сорта качества из грубых нитей. При ткачестве на дощечках с 4 отверстиями одновременно скручиваются 4 нити, которые естественно должны быть достаточно тонкими.

Новгородские находки это в основном изделия, изготовленные на 5-7 дощечках шириной 1,5-2,7 см в зависимости от количества дощечек. Узор зависит от положения дощечек, которые чаще всего установлены парами, или же направлены в одну сторону. Направление, в котором свиваются нити, принято обозначать латинскими буквами S и Z , оно зависит от заправки и установки дощечек. Направление крайних дощечек в кромках обычно симметрично друг другу и противоположно центральным. Это сделано для предотвращения перекручивания пояса.

В отверстия заправляются нити контрастных цветов. На схемах буквами «А» обозначены отверстия находящиеся вверху, буквами «Б» - внизу. Простейший рисунок горизонтальными полосами вырабатывается на заправке, при которой дощечки устанавливаются все одинаково (Н-71 Нут.13-41-42, Н-71 Торг.26-18-4, Н-79 Нут. 13-52-67, Н-79 Нут.11-44-18). В зависимости от положения дощечек S или Z –образного получаются различные варианты узоров (схема 1, фото.1,2). Для получения рисунка шахматная клетка дощечки устанавливаются парами. Цвета в отверстиях размещаются следующим образом: 1 пара вверху светлые нити, 2 пара вверху темные нити (схема 2. Н-89 Тр.-IX 1-967-127, Н-71 Торг.27-40-27). Для получения продольных полос в узоре 1 дощечка заправляется темными нитями, 2 дощечка светлыми нитями и т.д. При ткачестве все дощечки вращаются одновременно в одном направлении.

Для создания рисунка диагональ дощечки кромки 1 и 7 вращаются то на себя, то от себя. Узорные дощечки вращаются все время в одном направлении (схема 3, фото 1. Н-53 5-707-9633, Н-78 Дуб. 26-16-12, Н-81 Нут.31-67-1). Для создания рисунка ломаная диагональ узорные дощечки вращаются в противоположную сторону (схема 3, фото 3. Н-53 11-500-9619, Н-52 18-1244-21).

Во всех изделиях использовался цвет натуральной шерсти (черный, коричневый, желтовато-белый). В одном изделии использовано 2-3 оттенка одновременно. Типичное сочетание цветов: коричневая кромка и узор, состоящий из черных и желтовато-белых нитей.

В новгородском археологическом материале присутствует некоторое количество тканей, инструмент изготовления которых не возможно точно установить, так как ряд идентичных переплетений можно получить на самых различных приспособлениях: бердышке, дощечках, ткацком станке (Н-80 Нут.17-15-19, Н-73 Кир. 28-29-6, Н-56 18-1244-21, Н-66 Ил. 21-295, Н-80 Нут. 22-34-33, Тр.- VIII 4-781-1, Н-57 19-629-9, Н-78 Дуб. 24-4-63, Н-78 Тр.-IV 12-286-32, Н-86 Тр.-VIII 3-4- сев.тр.№19, Н-90 Тр.-IX 3-966-52, Н-88 Тр. X +5-1042-65, Н-79 Тр.-V 5-299-17, Ил.IА-63 15-18-62). В ряде новгородских поясов края изделий выполнены полотняным переплетением 1/1, в середине изделий использовано саржевое переплетение 2/2. При образовании полотняного переплетения каждая уточная нить проходит попеременно то под основной нитью, то над ней. Также и каждая основная нить проходит попеременно то над уточной нитью, то под ней. Полотняное переплетение является самым простым по конструкции и наиболее прочным, так как при этом получается наиболее частое перекрещивание нитей основы и утка. Узкие краевые полоски ткани - кромки вырабатываются обычно повышенной плотности и прочности. В саржевом переплетении основные и уточные нити располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые полосы, идущие под углом. Саржевое переплетение условно обозначается дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, знаменатель- число уточных перекрытий в раппорте переплетения. Переплетение саржа 2/2 обозначает, что каждая нить утка проходит над двумя нитями основы, а каждая нить основы перекрывает две нити утка. На ткацком станке для создания такого вида переплетения понадобилось бы 4 ремизки.

Пояса переплетения саржа 2/2 - распространенный вид изделий, они встречаются в слоях, начиная с XII до начала XV века в количестве 14 экземпляров. Для декора применялся чаще всего узор диагональ или ломаная диагональ. Использовались цвета натуральной шерсти (черный, коричневый, желто-белый). Ширина изделий колеблется от 1,7 до 3,5 см. Рассмотрим инструменты, при помощи которых, они могли быть изготовлены. Наиболее распространенный инструмент для ткачества поясов в этнографическом материале – бердышко. Оно представляет собой дощечку с круглыми и щелевидными отверстиями. Заправка нитей в отверстия и прорези делит основу на две группы – четные и нечетные. Для придания симметрии рисунку при ткачестве на берде с прорезями использовалось нечетное количество нитей основы. Перебор через 1,3,5 нитей осуществлялся в порядке поднятия нитей, нижние нити добавлялись вверх или верхние убирались вниз согласно рисунку. Прокидывание через 2 нити как в переплетении саржа 2/2 не применялось, так как этот вид переплетения технологически нецелесообразен и не стыкуется с устройством самого приспособления. Необходимо также отметить, что ни целые инструменты, ни части бердышек при раскопках обнаружены не были.

Возможны два способа создания подобных изделий: на нитченках - нитяных петельках и на дощечках. В первом случае навязываются петельки, которые в определенном порядке поднимают нити основы. Для создания раппорта переплетения саржа 2/2 необходимы 4 нитченки. Для того, чтобы выполнить пояс (рис., схема 5) первая нитченка подвязывается к 1 и 2 нитям основы, вторая к 2 и 3, третья к 3 и 4; четвертая к 1, и 4 и т.д. Для получения диагонального узора поднимают нитченки в следующей последовательности; 1,2,3,4,1,2,3,4. Для получения перелома в узоре поднимают нитченки: 1,2,3,4,3,2,1. Подвязывание нитченок достаточно трудоемкий процесс и для изделий низкого сорта качества вряд ли применялся. В средневековом Новгороде существовал более простой способ выработки подобных поясов на дощечках с двумя отверстиями.

В бердо заправляется нечетное число нитей, в дощечки всегда четное. Можно предположить, что изделие, имеющее четное число нитей в основе, было изготовлено на дощечках. На дощечках возможно создание разных видов переплетений. При помощи вращения попеременно то вперед, то назад можно получить полотняное переплетение. Переплетение саржа 2 на 2 не применялось на берде, но его можно выполнить на дощечках. Очевидно, что для изготовления изделий из толстых нитей не использовалось витое переплетение, так как в этом случае получается грубая не эластичная структура ткани.

Для реконструкции процесса изготовления пояса саржа 2/2 на семи дощечках был составлен ткацкий заправочный рисунок (схема 5.). Дощечки 1 и 7 узора не дают, нити, продетые в них, соединяются с утком полотняным переплетением (1/1), что придает изделию большую плотность и предотвращает скручивание. Каждая узорная нить основы (2,3,4,5,6 нити на схеме) перекрывает две нити утка, образуя переплетение основный репс (нитей утка не видно). В ткани видны диагональные полосы светлого и темного тонов. Отличительная черта узора – перелом в обратное направление характерен для кардного ткачества (схема 5, фото 3).

Для выработки поясов саржа 2/2 в дощечки с 4 отверстиями заправляются по 2 нити в диагональном направлении. На схеме буквой «А» обозначены верхние отверстия, находящиеся ближе к ткачу. Буквами «Г» - верхние отверстия, расположенные дальше от ткача. Буквами «Б» и «В» - нижние отверстия. При работе дощечки поворачиваются на четверть полного оборота (на 90˚). Диагональный рисунок в ткани получается при установке цветов в дощечках по спирали, тогда нити одного цвета последовательно выходят наверх. Дощечки кромки установлены симметрично, на всем протяжении ткачества вращаются попеременно на четверть оборота то на себя, то от себя. Центральные узорные дощечки вращаются в одном направлении. При вращении дощечек в одном направлении на четверть оборота, каждая новая нить основы выходит наверх через два поворота, т.е. проходит над 2 уточными нитями. Каждая нить утка перекрывает по две рядом находящиеся нити основы. На схеме тоном отмечены цветные нити, пустые клетки показывают отверстия без нитей.

Саржа 2/2 наиболее сложный вид текстильного переплетения в средневековом Новгороде, использовавшийся для производства поясов. В археологическом материале встречаются ткани, выработанные на дощечках с двумя отверстиями простого полотняного переплетения (схема 1, фото.3, схема 4. Н-55 9-1227-59, Н-78 Дуб. 25-24-8, Н-84 Тр.-VIII 2-774-9). Для пояса полотняного переплетения узорные дощечки разбиты на две группы (схема 6. Н-73 Кир. 27-59-3). Цвета в них установлены следующим образом: в трех дощечках вверху темные нити, в трех дощечках - светлые. При ткачестве таких изделий все дощечки поворачиваются одновременно то на себя, то от себя.

Для создания рисунка зигзаг используется та же схема заправки, что и для диагонального орнамента. При ткачестве все дощечки и узорные и кромочные вращаются попеременно один раз вперед и один раз назад (схема 3, фото.2. Н-68 Готс. 13-3-8, Н-84 Тр.VIII 2-774-9, Н-78 Дуб. 27-з.тр.№25, Н-73 Кир. 26-44-39, Н-78 Дуб.24-18-66).

Оригинальный способ создания тканей переплетения саржа 2/2 указывает на существование развитой технологии ткачества на дощечках в средневековом Новгороде. Даже в рядовых изделиях низкого сорта качества, используя достаточно простые приемы установки, заправки и вращения дощечек, создавались разнообразные варианты узоров. Возможно, что ткани, имеющие более сложные виды переплетений, не сохранились. Найденные фрагменты поясов принадлежат к обыденному костюму. Естественно было бы предположить, наличие тканей более высокого сорта качества, входящих в состав праздничного убора, аналогичных найденным в захоронениях других областей средневековой Руси.

В данной статье было проведено исследование на предмет выявления среди новгородских археологических находок ткацких приспособлений типа «дощечек» с двумя и четырьмя отверстиями. Восстановлен процесс работы на них в средневековом Новгороде. Реконструированы текстильные структуры, обнаруженные при раскопках в слоях XII-XV веков, выработанные на дощечках.

 

Литература

Бибиков С.Н. Раннетрипольское поселение Лука-Врубелецкая на Днестре//МИА,№38.1953.М-Л С.460

Левашева В.П. Обработка кожи, меха и других видов животного сырья//Очерки по истории русской деревни X-XII вв. Труды государственного исторического музея. Вып. 33. М.: Советская Россия, 1959.

Лебедева Н.И.Прядение и ткачество восточных славян в XIX-началеXX в// ТИЭ, Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX-началеXX в. М.: Из-во Академии наук СССР, нов серия, Т.XXXI, 1956. С. 460-540.

Лебедева Н.И. Ткачество//Очерки по истории русской деревни X-XII вв. Труды государственного исторического музея. Вып. 33. М.: Советская Россия, 1959. С.9-37.

Лунд-Иверсен Б. Ткацкие переплетения. Пер. с норвежского Б.П.Колтунова.М, Легпромбыт издат,1987. С.102.

Орфинская О.В., Голикова В.П., Шишлина Н.И. Комплексное экспериментальное исследование текстильных изделий эпохи бронзы Евразийских степей// Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей. Тр.ГИМ.Вып.109.1999.

Семенов С.А. Первобытная техника// Материалы и исследования по археологии СССР, М.-Л. Издательство Академии наук СССР, 1957. Т54. С.240.

Семенов С.А., Коробкова Г.Ф. Технология древнейших производств. Мезолит. Энеолит. Л.: Наука, 1983. С.256

Фаломеев Б.А., Чернай И.Л. К вопросу о раннем ткачестве в лесной полосе Восточной Европы//Археологическое исследование Новгородской земли, 1984, из-во Лениградского ун-та, С 49-51.

Шишлина Н.И. Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей//Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей. Тр.ГИМ.Вып.109.1999.

Geijer Agnes. Ur textilkonstens historia. Omslagstormgivring. ChristerHtllmark, 1994. C.474.

Hald M.”Apecient Danish textiles from Bogs and Bunials”. THE NATIONAL MUSEUM OF DENMARK.1980. С.398.

Hooper Luther. Weaving with small Appliances written & illustrated. Book II – Tablet weaving. London. SIR ISAAC PITMAN & SONS, LDT. 1923.

Селiвончык В.I. Ткацтва на дошчачках: практ.дапам. –Мiнск: Медысонт,2009.- 64 с.

 

 

1                                         2                                             3

   4                          5                        6

15

7      8       9     10       11       12           
13
14

1. 1.Глиняные кружки из поселения Фефелов бор Рязанская обл. 2- нач. 1тыс. до н.э. 2.Реконструкция ткацкого приспособления на кружках. 3.Пластинки из раковин из поселения Лука – Врубелецкая на Днестре. IV-III тыс.л. до н.э. 4. Дощечка. Новгород. XII в. (н-05 Тр.-XIV 11-1604-38). 5. Дощечка. Новгород (Н-03 Ник.7-9/з.тр.). 6. Костяная пластинка. X в. Новгород (Н-75 Тр.- II-III 22-105-1). Костяные пластинки. Новгород: 7. Н.-74 р.-Козм 11-8-2. Кон. XIII-XIV вв. 8. НГМ кп 17214 А 62-28 9.Н-73 Тр. 19-4-1 9. XI в.10. Н-91 Тр.- X 8-1094-68. XIV в.11.Н-91 Тр.- X 6-1179-13. XIV в. 12. Н-93 Тр.- X 12-1094-21. XI в. 13. Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса полотняного переплетения (по В.I.Селiвончык). 14. Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса спирального переплетения (по В.I.Селiвончык). 15. Выработка шнура на одной дощечке с 5 отверстиями.

     

 

Схема 1. Заправка дощечек с 2 отверстиями для рисунка поперечными полосами

 

              Б

1 2 3

/   /         А
11 22 33 44 55 66 77    

Номера дощечек

/  \ / \ / \ /

/  / / / /    /  \

установка дощечек

Схема 2.Заправка дощечек с 2 отверстиями для шахматного рисунка

 

              Б

/   /         А
11 22 33 44 55 66 77    

Номера дощечек

/  \ / \ / \ /

установка дощечек

 

Схема 3.Заправка дощечек с 2 отверстиями для рисунка диагональ, ломаная диагональ и зигзаг

 

              Б

1 2 3

/   /         А
11 22 33 44 55 66 77    

Номера дощечек

/  \ \ \ \ \ /

установка дощечек

Схема 4. Заправка дощечек с 2 отверстиями для полотняного переплетения

            Б

/   /       А
11 22 33 44 55 66    

Номера дощечек

\ \ / \ / / /

установка дощечек

                 

Схема 5. Заправка дощечек с 4 отверстиями для поясов саржа 2/2.

 

              Г

1 2 3

              В
              Б
/   /         А
11 22 33 44 55 66 77  

Номера дощечек

/ / / / / /  \

установка дощечек

 

 

Схема 6.Заправка дощечек с 2 отверстиями полотняного переплетения

 

                    Б

/   /               А
111 22 33 44 55 66 77   8   9    

 

 

Номера дощечек

/  / / / / \ \ \  \ \

установка дощечек

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!