II. ИДЕЯ ТРЕХЧЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА



В своей книге «Загадки души» Рудольф Штайнер сформулировал впервые в 1917 году идею трехчленности человека, в которой он представил одушевленным всего человека, а не только его нервную систему. Сущность души расчленяется на такие качества как мышление, чувство и воля, которые находят свою телесную основу соответственно в нервных процессах, в ритмических процессах и в процессах обмена веществ. Необходимо различать поэтому три уровня организации человеческого тела:

1. Нервно-чувственная система охватывает следующие органы эктодермального эмбрионального зародышевого листка: нервную систему, кожу и органы чувств. Нервно-чувственная система расположена преимущественно в голове, однако она пронизывает, например, в форме периферийных и вегетативных нервов, все человеческое тело. Членение рассматривается здесь, однако, не топографически, а больше функционально. В «верхнем человеке» преобладает принцип клеточной дифференциации при одновременной девитализации, т.е. при значительном отходе собственно обмена веществ на задний план. Внешние жизненные проявления этой системы являются уплотняющими, дифференцирующими и индивидуализированными. В таком органе чувств, как глаз, собственная деятельность органа настолько далеко отходит, в своем служении, на задний план, что возникает более высокоразвитый орган с прозрачными светопреломляющими приспособлениями для восприятия внешнего мира. В свою очередь, из нервных органов, жизнь которых парализована вплоть до границы распада нервной материи и до утрачивания способности к клеточному делению, освобождаются жизненные силы как основа мышления и сознания.

2. Полярно противостоящая система конечностей и обмена веществ отдана внешнему миру как в своей питательной функции, так и в своих движениях. Связь с внешним миром есть здесь вбирание в себя и превращение во внутреннюю сущность, в противоположность душевному дистанцированию от окружающего мира в нервной сфере. Собственная деятельность органа полностью растворяется в образовании субстанций и в обмене веществ; размножение клеток, рост и регенерация интенсивны, способность к восприятию отступает на задний план. Внешние жизненные проявления здесь являются общими и неиндивидуальными, динамизирующими и веществоразлагающими. Обмен веществ в мускулатуре создает силу для движения конечностей. В органах пищеварения происходит взаимодействие с принятой вовнутрь пищей, при котором мы различаем расщепление субстанций, созданных чуждой этому организму жизнью, резорбцию, созидательную деятельность в собственном промежуточном обмене веществ и функцию выделения. Собственный обмен веществ развертывается, следовательно, еще до поступления преобразованного питательного потока в индивидуально созданную кровь. Последний остаток чужеродности воспринятой субстанции преодолевается в обменных процессах, проистекающих «ниже» крови («unterhalb» des Blutes) в жидкости соединительной ткани, процессах, которые тесно связаны с иммунологической функцией лимфатической системы. Способность к созданию новой жизни претерпевает в органах размножения дальнейшее усиление. Мы говорим о «нижнем» человеке. Органы обмена веществ в своей заполняющей все пространство деятельности по образованию субстанций имеют энтодермальное происхождение. Они развертывают свою деятельность под порогом сознания. Идея, существующая в бодрствующем сознании «верхнего» человека, «находится в подполье» и появляется вновь в порыве, в воле на основе обменных процессов.

3. При дальнейшем распространении принципа полярности и усиления, выдвинутого Гете, на антропософский образ человека возникает понимание средней Ритмической Системы в таком виде, что она, возвышаясь над полярными силами чувственно-нервной области и области обмена веществ, действует упорядочено объединяюще и взаимопревращающе. И поэтому отсюда исходят обновляющие, лечащие, интегрирующие действия. Из срединной, остающейся всю жизнь недифференцированной, матричной системы, из мезобласта (мезенхим и мезенхимальная основная субстанция) формируется мезенхимальная система зародыша, связывающая все органы. В ней происходит закладка кровеносной системы, которая объединяет деятельность ритмических органов - сердца и легких. Дыхание, из-за спокойного импульса легких, ориентировано к «верхней» нервно-чувственной области, кровь, со своим импульсом течения придана «нижнему» человеку, полюсу субстанций. Форма, воздействующая через дыхание на протекающую кровь, находит свое выражение в соотношении частоты дыхания и частоты пульса, которое у здорового человека составляет 1:4. Середина середин разыгрывается с полной силой между событиями легочного и сердечного кровообращения. Ритмические процессы дают телесную основу для душевного качества чувствования, которое всегда колеблется между двумя полярностями, такими как радость - горе, симпатия - антипатия. Чувственная жизнь, которая по степени своей осознанности сравнима со сновидением, лежит между думающим, бодрствующим дневным сознанием и импульсами воли, всплывающими из «спящего» подсознания.

Принцип метаморфозы в том виде, в каком Гете открыл его на растении, действует и в человеке, тем что образующие субстанцию созидающие силы из системы обмена веществ претерпевают через срединную ритмическую систему превращение в смысле высвобождения сил сознания в чувственно-нервной области. И, наоборот, силы, организованные в чувственно-нервной системе, действуют также через срединную систему формирующе на организм обмена веществ и конечностей. В области обмена веществ человека при образовании субстанции силы действуют связующе, световая и тепловая энергии действенны субстанционально; напротив, в чувственно-нервной области силы, овеществленные в системе обмена веществ, высвобождаются как основа для сознания и восприятия.

С точки зрения трехчленности можно установить основополагающую родственную связь между человеческим и растительным организмами, которая имеет значение при терапевтическом выборе определенной части растения, такой как лист, цветок и корень. В растении полярные процессы развертываются таким образом, что вещества возгоняются и утончаются по направлению к полюсу цветка растения: растительный крахмал расщепляется до Сахаров и растительных кислот, цветочная пыльца разлетается, окраска излучается в окружающее пространство, тепло отдается. Цветок растения соответствует, с точки зрения своей растворяющей, источающей тенденции, системе обмена веществ человеческого организма. Напротив, в корне имеет место отложение веществ и уплотнение субстанций при одновременном выделении веществ, воздействующих ферментативно на прилегающую почву в области корневых окончаний. В корне растения мы вновь находим соответствующее человеческой нервно-чувственной системе уплотняющее, центрирующее, стремящееся к физическому, действие. Средняя система растения - листовая область, образующая переход, являющаяся посредником и гармонизирующая, соответствует в таком случае Ритмической Организации дыхания и циркуляции крови. Лист растения проявляет свое терапевтическое действие особенно на события дыхания и кровообращения; это, в принципе, относится и к только что приведенным связям между цветком и системой обмена веществ, и соответственно между корнем и нервной системой.

Принципы Sal, Merkur, Sulfur

В своих лекциях, прочитанных врачам, прежде всего в I медицинском курсе[14] (1920г.) Рудольф Штайнер повторно обратился к трехчленной организации человека в связи с рассмотрениями субстанций. Он исходит при этом из принципов Sal, Merkur и Sulfur, которые можно найти еще у Парацельса. Этот тройственный принцип становится ключевой мыслью для понимания закона полярности и принципа метаморфозы. Все явления неорганической природы и сама жизнь, вплоть до трехчленной организации души и тела человека, и даже порядок высших по отношению к человеку иерархий, вплоть до тринитарического принципа (принципа Троицы), сами выявляют закон жизни и творчества природы вообще. Sulfur -принцип соответствует уже охарактеризованной человеческой системе обмена веществ и соответственно цветку растения. Если характеризовать в общем и абстрактно, Sulfur-качество вызывает динамическое образование и превращение вещества в его самых различных формах проявления. Оно отдано миру, ему принадлежит свойство расширения. Sal -принцип, как мы это узнали в нервно-чувственной области и в корне растения, охватывает путь к покою в упорядоченной форме, стягивание и уплотнение. Посредничество и постоянное ритмическое восстановление единства между полюсами характеризует Ме r ки r -принцип .

Расширенное понимание, которое имела парацельсовская медицина о первоначальных процессах Sal, Sulfur и Merkur, восходит к самим субстанциям серы, соли и ртути, о свойствах которых следует теперь коротко сказать: при образовании соли, например, путем кристаллизации из насыщенного раствора поваренной соли, в Sal-процессе тепло высвобождается. Напротив, при растворении поваренной соли тепло отнимается из окружающей среды. Сера проявляет в качестве характерного свойства тенденцию постоянно связывать тепло сульфурическим способом, причем при окислении тепло высвобождается ступенчато. Для субстанции серы характерно удерживать тепло и при сгорании, и даже поглощать его из окружающей среды, как это имеет место, например, при обжиге извести. Ртуть проявляет в своих физических свойствах, во-первых, жидкое подвижное состояние, во-вторых, двойную тенденцию как улетучиваться, испаряться на обычном воздухе, так и распадаться, если ее разлить, на многочисленные отдельные капли: образование капель и испарение являются присущими жидкой ртути тенденциями к уплотнению и растворению. Также и крайне высокая амальгамирующая способность ртути по отношению к металлам, которые образуют с ртутью истинные растворы, указывает на меркуриальное свойство этого необычного металла.

Дальнейшее, достойное примера, изложение понимания субстанции, достигнутого под влиянием прообразов Sal, Sulfur и Merkur, дает Рудольф Штайнер с помощью схемы в 10 лекции цикла «Духовная наука и медицина». Углерод и кремний и, соответственно, соли угольной и кремниевой кислот даются здесь в смысле их силовой и субстанциональной полярности как характерные для «жизненного процесса» в человеке. Подобно кристаллу поваренной соли, кремний как кристаллическая природная субстанция полностью последовал Sal-событию, так что образующие силы, приведшие к кремнию (свет и тепло), освободились при выкристаллизовывании в виде сил или энергий и оставили геометрически правильную, прозрачную, прохладную и более не горючую субстанцию. Под действием кремниевого процесса в человеческом организме становятся деятельными, по мнению Рудольфа Штайнера, универсализирующие силы; энергии, связанные с органами и субстанциями, высвобождаются как основа восприятия и сознания, которое снова подключает человека к сверхличному миру идей, доступному для мышления. С другой стороны, углеродный процесс ведет вглубь самого образования субстанции.

Посредниками между универсализирующими и индивидуализирующими процессами являются щелочи, которые в рамках введения должны быть представлены ниже. Они являются носителями ритмической функции между универсализацией и индивидуализацией. Эта схема представляет собой, согласно Рудольфу Штайнеру, символическое изображение самого жизненного процесса: в то время как углеродное событие ведет жизненный процесс в человеке в направлении уплотнения, овеществления, и тем самым - к центрированию и индивидуальному образованию тела, кремниевое событие, напротив, направляет жизненный процесс к периферии тела, ведет к становлению сознания и подключает человека вновь к универсальным мировым законам.

После того как сказано, что в основе всей природы, от минерального царства через растительное к животному царству, лежит закон полярности и во всех жизненных явлениях действует организационный принцип трехчленности, следует осветить теперь вопрос, каким образом природные царства, как становящаяся природа, действуют и в человеке, и как они ведут себя в своем особом отношении к прообразу человека, к его энтелехии (Я-существо) в здоровье и болезни.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!