Так странно свободно и просто
Мне выявлен смысл бытия,
И скрытое в семени «я»,
И тайна цветенья и роста.
В растенье и в камне - везде
В горах, в облаках над горами
И в звере, и в синей звезде
Я слышу поющее пламя.
Пантеизм Волошина сложился на почве нежной любви к дикой природе Киммерии.
В своем эссе «Живое о живом», посвященном старшему другу Максу, М.И.Цветаева, не раз гостившая у него в «Доме поэта», отмечает «Глубочайший его (Волошина) пантеизм: всебожественность, всебожие, всюдубожие, — шедший от него лучами с такой силой, что самого его, а по соседству и нас с ним, включал в сонм»
Сам образ великого Макса Цветаева описывает так «Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила такого: совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко бога, на коренастых, точенных как кегли, как сталь упругих как столбы устойчивых ногах, с аквамаринами вместо глаз, с дремучим лесом вместо волос со всеми морскими и земными солями в крови, со всем, что внутри земли кипело и остыло, кипело и не остыло. Нутро Макса, чувствовалось, было именно нутром земли» Поэт чувствует свое родство с солнцем, луной, морем, с космосом в целом, пантеистически сливается с природой: он в ней, она в нем, он неотделим от природы, как младенец неотделим от своей матери:
Толща скал и влага вод -
Все живет.
В каждой капле бытия -
|
|
Всюду я.
Ландшафт Коктебеля будоражит фантазию. Его сформировал «огнь древних недр». «Застывшие усилья» могущественных стихийных сил природы особенно отчетливо видны на Кара-Даге - горной гряде вулканического происхождения:
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой -
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Кара-Дага...
(«Коктебель»)
Пейзажная лирика Волошина основана на реальном, а не мистическом, как у символистов, восприятии природы. М. Цветаева писала: «Творчество Волошина - плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той - насквозь прогретой, сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил и под которой нынче лежит». Волошина отличала неуемная жажда жизни «все видеть, все понять, все знать, все пережить»
М. А. Волошин творил мифы не только о людях - молодых поэтах, но и создавал собственную модель мира, своеобразный универсум, в котором происходит синтез всех времен, пространств и культур, а сам он сливается с мирозданьем, становится посредником между вечным и мгновенным, божественным и земным. Он полностью растворен в этом:
|
|
Как в раковине малой — Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны, —
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена [2, с. 170].
Однако идейный и духовный мир Волошина настолько богат, что его нельзя свести к символизму в искусстве, сам он много позднее в 1918 г. так характеризует свои искания: «Вначале странник отдается чисто импрессионистическим впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли … проходит сквозь испытания стихией воды… познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего..»
Здесь очень точно отразилось мироощущение Волошина, которое можно выразить как чувство сопричастности миру и людям, единства со всем и со всеми. Идея миролюбия, ненасилия, космополитизма являются основным принципом мировоззрения поэта.
Волошин по-своему оценивает произошедшую в России революцию и события гражданской войны. Он переживает это время как трагедию единого народа и в своем творчестве подчеркивает противоестественность братоубийственной войны, находя для себя единственно возможную позицию заступника.
|
|
Молитва поэта во время гражданской войны может быть только за тех и за других, когда дети единой матери убивают друг друга, надо быть с матерью, а не с одним из братьев.
А я стою один меж них..
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами моими
Молюсь за тех и за других
На протяжении всей гражданской войны Волошин, с поразительной самоотврженностью и бесстрашием, спасал людей – красных от белых и белых от красных.
Масштаб личности Волошина космический, как и его поэзия. Возвращаясь к пантеистическим мотивам поэта, можно отметить, что природа в его поэзии многолика. Как объясняет это сам поэт, «пейзаж, как лицо страны, может быть также разнообразен, как человеческое лицо. Все, что пережито землей, все отражено в пейзаже». Но кто как не человек должен запечатлеть эти космические преображения природы и вобрать в себя всю ее историю? Ведь в каждом человеке живет стихия, которая пробуждается любовью к месту, где созидает человек. И в «Доме поэта» Волошин свой главный завет видит в том, чтобы люди всегда любили родную землю и в целом бережно относились к «матери-Земле», с ее неистощимыми сокровищами
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!