МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.



См. П.П. Гайденко Научная рациональность и философский разум. М., 2003. Стр. 139-250.

ЛЕКЦИЯ. ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

ПЛАН.

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ. 3 ЕНКМ.

 

АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА.

ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫШЛЕНИЯ

АРИСТОТЕЛЬ.

       ОНТОЛОГИЯ

       ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ  

       ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ДВИЖЕНИЯ

       КАТЕГОРИЯ ЦЕЛИ И ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

       КОСМОС

       ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИКИ АРИСТОТЕЛЯ

       ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АРИСТОТЕЛЯ

ВЕК. МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. ЭПОХА ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ ЭПОХИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕРЕСМОТРА АНТИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ

ПРИЧИНЫ ПЕРЕСМОТРА АНТИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ

А) ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

       ДОГМАТ О ТВОРЕНИИ

             а) Сближение естественного и искусственного

             б) Изгнание целевой причины

             с) Трансформация идеи бесконечности

       ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

       ГЕРМЕТИЗМ И ФИЗИКА НЬЮТОНА

       ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ТЕОЛОГИИ НЬЮТОНА

       РЕФОРМАЦИЯ И ГЕНЕЗИС НОВОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

В) ГАЛИЛЕЙ СОЗДАЕТ ПРОЕКТ НОВОЙ НАУКИ.

       МАТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИКИ

       МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИКИ

       ЗНАЧЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ ГАЛИЛЕЯ

С) ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА.

       ОНТОЛОГИЯ

       ФИЗИКА

       МАТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИКИ

       ТЕОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ФИЗИКИ

D ) МЕХАНИКА НЬЮТОНА.

       УЧЕНИЕ О СИЛЕ КАК СВОЙСТВЕ МАТЕРИИ

       ТЕОЛОГИЯ

       ПАНТЕИЗМ

       СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА: ПУСТОТА, БЕЗМОЛВИЕ, БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

КРИТИКА НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

ВЕК. ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА. ЭПОХА ВТОРОЙ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

МИНИМУМ НЕОБХОДИМЫХ ПОНЯТИЙ.

ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

 

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ. 3 ЕНКМ.

 

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ РАССМАТРИВАЕТСЯ В ТРЕХ ПЕРИОДАХ,

3 ЕНКМ:

 

4 в. д.н.э. Античная     Сущностная   Преднаучная

17 век Механистическая Субстанциональная 1 научн. революция

20 век Эволюционная Реляционная  2 научн. революция

                         Органическая

                         Системная

        

«Физика»           Аристотель

1 научная революция Галилей Ньютон Декарт

2 научная революция Эйнштейн Планк

АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА.

ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОГО И СТРЕДНЕВЕКОВОГО МЫШЛЕНИЯ

1. Античная и средневековая физика исходила из четкого разделения всего сущего на естественное (природное) и искусственное (артефакты).

2. Жесткий водораздел лежал также между небесным и земным, надлунным и подлунным мирами: надлунный был воплощением вечного порядка и неизменных движений, а подлунный отличался непостоянством и изменчивостью.

3. Не менее жестко различались между собой две ветви знания — математика и физика. Предметом математики были идеальные конструкции (идеальные объекты); она находила себе применение прежде всего в астрономии, имевшей дело с наиболее близким к идеальному — надлунным миром.

4. Наконец, важнейшим методологическим арсеналом древней и средневековой физики было учение о четырех причинах, как их сформулировал еще Аристотель: формальной, целевой, действующей и материальной. В отличие от математика, имевшего дело с конструкцией и потому отвлекающегося от природной реальности, физик видел свою задачу в том, чтобы дать ответ на вопрос «почему?», указав на одну из четырех причин (или на их комбинацию), обусловливающих протекание всех процессов в мире.

АРИСТОТЕЛЬ.

ОНТОЛОГИЯ (как учение о 4-х причинах сущего).

1.Материальная (то, из чего возникает сущее).

2.Формальная (форма вещи, ее первообраз).

3.Действующая (производящая: отец – ребенок).

4.Целевая (здоровье – цель прогулки).

ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ  

Аристотелю впервые удалось создать стройную систему понятий для определения движения — первую теоретически обоснованную науку физики.

Определив физику как науку о природе, а природу — как начало движения, Аристотель положил начало естествознаниею .

«Движение - «актуализация потенциального, или осуществление возможного». Для понимания смысла этого определения необходимо различение понятий дюнамис и энергейя (или энтелехейя) — потенция и актуальность, возможность и действительность (или способность и деятельность). Деятельность - цель, то есть то, ради чего существует способность (возможность). Важнейший принцип аристотелевской физики состоит в онтологическом приоритете действительности, деятельности по сравнению со способностью, возможностью.

ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ДВИЖЕНИЯ

1.Говоря о движении как об актуализации возможного, Аристотель имеет в виду, что движение есть всегда переход — от одного состояния к другому. Переход, а не само состояние, что очень важно для системы физики.

2.В этом определении, далее, подчеркивается, что ни чисто потенциальное, ни чисто актуальное сущее не подвержено движению; таким образом, движение есть характерная черта того, что не есть ни первая материя, ни Бог.

3.И, наконец, главное: движение, согласно этой формуле, есть целенаправленный, целесообразный процесс — недаром же корнем слова энтелехейя является телос — цель. Движение всегда совершается по направлению к цели, цели вполне объективной, каковой для всякого сущего является его актуальное состояние, то есть, попросту говоря, осуществление того, к чему оно предназначено по своей природе.

 

КАТЕГОРИЯ ЦЕЛИ И ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Что значит предназначенность по природе? Предназначенность – это двигатель, который определяет характер и направление движения и изменения всякого тела. Движение и изменение всякого сущего может быть объяснено только исходя из целостности космического порядка, из целесообразного устройства мироздания, его иерархической структуры. Всякое сущее включено в такой миропорядок, который управляем высшей целью (двигателем), составляющей его конечную причину и определяющей характер всех движущих причин. Иерархическая структура космоса в качестве своей вершины имеет вечный неподвижный двигатель, который есть чистая актуальность, а потому в нем нет ничего потенциального, никакой материи; вечный двигатель — это ум, мыслящее себя мышление. Именно он есть та высшая цель, к которой — каждое по-своему — устремлено все сущее. Вечный двигатель движет так, как «предмет желания и предмет мысли: они движут, [сами] не находясь в движении». Итак, в теоретической системе перипатетиков не допускается никакого самодвижения — всякое движение предполагает двигатель.

 

КОСМОС

Что представляет собой этот целесообразно организованный миропорядок, т.е. космос? Конечность космоса, наличие в нем абсолютной системы мест — абсолютного верха и абсолютного низа, периферии и центра, а также разделение мира на подлунный и надлунный — вот те метафизические предпосылки, на которых покоится физика Аристотеля. Естественная система мест для каждого из элементов определяет то, что мы выше назвали их предназначенностью по природе. Различение естественного и насильственного движения.

 

В аристотелевской теории движения указываются четыре вида движения: в отношении сущности — возникновение и уничтожение; в отношении количества — рост и уменьшение; в отношении качества — качественное изменение; в отношении места — перемещение. В физике Аристотеля движение нельзя отделить от того, что движется, нельзя рассматривать как бы само по себе, абстрактно. Аристотель устанавливает известную иерархию между видами движений, объявляя первым движением — перемещение. Качественные и количественные изменения уже предполагают перемещение как свое условие. Перемещение опосредует все остальные виды движения.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИКИ АРИСТОТЕЛЯ

- прежде всего принцип цели, телеологическое объяснение тех последних, основополагающих связей природы, благодаря которой она предстает как целостный, иерархически упорядоченный космос,

- утверждение, что покой и движение — это принципиально разные реальности в физике Аристотеля. Это и понятно: движение — это переход от потенциальности к актуальному бытию, а покой — это обретение актуального состояния,

- учение о центральных категориях Аристотеля — возможности и действительности, потенциальности и актуальности, через которые определяется само понятие движения. Для их понимания необходимо остановиться на трактовке двух понятий — бесконечности и материи. Именно эти понятия подверглись наибольшей трансформации при переходе от перипатетической физики к механике нового времени,

- важнейшая философская предпосылка физики перипатетиков: бесконечное существует потенциально, но не существуетактуально - оно есть не нечто действительное, а только возможное.

- Стало быть, бесконечное для Аристотеля есть материя, ибо именно материя определяется им как возможное (материя не имеет формы). Аристотель определяет бесконечное как «не то, вне чего ничего нет, а то, вне чего всегда есть что-нибудь». Потенциально-бесконечное существует как экстенсивно или интенсивно бесконечное, т. е. или в результате сложения, или в результате деления. Т.о. бесконечное — это материя, т. е. нечто вполне неопределенное, не имеющее в себе связи и лишенное всякой структуры. Именно потому, что началом актуально сущего является, по Аристотелю, форма, а форма есть предел (конец, граница), он отвергает возможность актуально бесконечного чувственно воспринимаемого тела: космос мыслится как очень большое, но конечное тело.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АРИСТОТЕЛЯ

- Космос предстает как конечное, гармонически упорядоченное целое, в котором для каждого тела существует естественное место, а потому пространство является неоднородным, анизотропным.

- В аристотелевском космосе нет пустоты, которая недопустима уже по одному тому, что тела в ней должны были бы, не встречая никакого сопротивления, двигаться с бесконечной скоростью, что невозможно.

- Всякое движение предполагает двигателя. Скорость движущегося тела прямо пропорциональна силе двигателя и обратно пропорциональна сопротивлению среды.

- Движение и покой имеют разный онтологический статус.

 

ВЕК.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!