ГИПОТЕЗА СУБ-ТВОРЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Планета земля огромная и едва ли не бессмертна сравнительно с нашими телами. Мы говорим о "Матери-Земле", и это не пустая фраза, потому что как материалы для нашего существования, так и его сущностный паттерн происходит от земли. Автономное существование на земле не является ни самим себя сотворившим, ни результатом слепого случая; оно возникло под действием утверждающей, творческой силы, находящейся в самой земле. Тем не менее ни возникновение органической жизни, ни ее поддержание не были бы возможными без многообразных энергий, которые земля получает от солнца. Земля является, таким образом, субтворческим целым – творящим, но все же зависимым и подчиненным.
Когда мы хотим поместить наши наблюдения над природой земли в схему классификации, мы замечаем, что она имеет одну степень свободы, выходящую за пределы того, что необходимо для автономного существования. Эта новемпотентная сущность, и она стоит, следовательно, ниже уровня подлинно творческого существования, требующего по крайней мере двух степеней потенции за пределами автономного. Мы можем сформулировать гипотезу планетарного существования следующим образом:
Есть класс окказий, в которых сущности могут проявлять утверждающую силу по отношению к жизни, не будучи сами независимыми целыми.
Планеты обладают внутренним качеством стабильности и постоянства, которое позволяет им поддерживать трансформацию автономного существования в биосферах. Тем не менее, они требуют, в свою очередь, поддержания энергией, внешней для них самих, образуемой солнцем или звездами. Драма жизни требует также огромного промежутка времени для разработки своих потенциальностей, и этому требованию не сможет удовлетворить ни одна сущность, менее постоянная, чем планета.
|
|
Утверждение, что планетное существование стоит выше уровня жизни, трудно постичь или принять. Мы едва ли можем постичь сознание, иначе, как ассоциируя его с живым организмом., в некотором отношении аналогичным нашему собственному; предположение, что может быть еще большая интенсивность сознания, ассоциирующаяся с телом, подобным Земле, кажется совершенно неправдоподобным. Характер существования планет еще более затемняется предпринимавшимися с лучшими намерениями попытками тех, кто хотел показать, что планета – это живое существо с органами, подобными органам животных.[113]
К нашему представлению о планетарном сознании очень близки взгляды Хардинга о Земле как о "сознательно мертвой". Он спрашивает, как мы можем согласиться смотреть на Землю как на "унылый слоеный пирог из тины, плывущий в пространстве, камень, шарик, сворачивающийся из грязи и огня". Он продолжает: "Самый легкий ответ состоит в том, что только создание меньше человека может забыть, что оно живо: истинный ответ – в том, что только создание большее человека, может помнить, что оно мертво: меньшие существа склонны не замечать этого. Многосторонняя смерть – условие ее (Земли) жизненности".[114]
|
|
Трудно избежать слова "жизнь" для выражения условия сознательного опыта: но мы не должны забывать, что жизнь и смерть – это ограничения существования, и что для модуса существования, превосходящего наше разделение времени и вечности, как жизнь, так и смерть перестают иметь то значение, которое приписывается им на основе нашего человеческого знания.
Апокритический паттерн планеты должен быть полнее, чем у биосферы и должен, следовательно, охватывать не меньше чем девять различных уровней. Девятая категория выражает интуицию универсального паттерна, но не свободу творчества. Говоря о планетарном существовании мы входим в мир, который лежит за пределами конечной целостности и имеет, по меньшей мере, один слой за точкой, где время и вечность воссоединяются. В то время, как биосфера завершает первый цикл, который в своем зените свободен от разделения пространства, времени и вечности, сама планета начинает восхождение к универсальному существованию как исходный пункт для возникновения ценностей.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!