Священнослужители в это время переоблачаются в белые облачения.
Евангелие от Матфея, зачало 115
По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гробницу. И вот, произошло великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сойдя с неба и подойдя, отвалил камень и сидел на нем. Был же вид его как молния, и одежда его бела как снег. Страхом перед ним были потрясены стерегущие и стали как мертвые. И заговорил Ангел и сказал женщинам: не бойтесь; я знаю, что вы Иисуса распятого ищете. Его нет здесь: ибо восстал Он, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где Он лежал, и идите скорее, скажите ученикам Его, что Он восстал из мертвых, и вот, Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите. Вот, я сказал вам. И уйдя скоро от гробницы, со страхом и радостью великой побежали они возвестить ученикам Его. И вот, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь. Они же, подойдя, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; идите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они Меня увидят. Когда же они шли, некоторые из стражи пришли в город и возвестили первосвященникам о всем происшедшем. И они, собравшись со старейшинами и приняв решение, дали воинам достаточно денег, говоря: скажите: «ученики Его, придя ночью, украли Его, пока мы спали». И если это станет известно у правителя, мы уладим дело и избавим вас от неприятностей. Они же, взяв деньги, поступили, как были научены. И слово это было разглашено среди Иудеев до сего дня. Одиннадцать же учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились. И подойдя, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь.
|
|
Мф 28:1–20
Вместо Херувимской песни,
тропарь, глас 8
Да умолкнет всякая плоть человеческая, / и да стоит со страхом и трепетом, / и ни о чем земном в себе да не помышляет, / ибо Царь царствующих и Господь господствующих / приходит заклатьсяи дать Себя в пищу верным. / Пред Ним шествуют сонмы Ангелов / со всяким их начальством и властью, / многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, / закрывая лица и возглашая песнь: / аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Вместо «Достойно»
ирмос, глас 6
Не рыдай надо Мною, Матерь, / видя во гробе Сына, / Которого Ты во чреве без семени зачала, / ибо Я воскресну и буду прославлен, / и во славе вознесу, как Бог, / непрестанно с верою и любовию / Тебя величающих.
Причастен, глас 4
Как спящий, пробудился Господь, и воскрес спасая нас. Аллилуия. (3)
Ср. Пс 77:65а
|
|
После заамвонной молитвы поем тропари Великой субботы; в это время совершается каждение хлебов и вина. Затем диакон говорит: Господу помолимся, священник же читает молитву:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивший пять хлебов и пять тысяч насытивший! Сам благослови и эти хлебы и вино, и умножь их во граде нашем, (или: в селе нашем, или: в святой обители сей) и во всём мире Твоём, и верных, вкушающих их, освяти. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всё, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь. И обычное окончание Литургии.
Отпуст: Христос, истинный Бог наш:
[В старопечатных служебниках для Литургии Великой Субботы имелся особый отпуст:
Нас ради и нашего ради спасения смиривший Себя и в нашу нищету облекшийся, и добровольно страдания претерпевший, и смерть вкусивший, и во гробе положенный Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец.]
ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ
НА ПОЛУНОЩНИЦЕ
|
|
Обычное начало полунощницы: Трисвятое, и далее как обычно: Придите, поклонимся: (3), псалом 50.
И канон Великой субботы: творение преп. Космы Маиумского, Марка, епископа Идрунтского и инокини Кассии, глас 6; ирмосы поем дважды, а тропари на 12. В конце каждой песни оба хора вместе поют ирмос.
Канон, глас 6.
Песнь 1
Ирмос: Волною морскою / Покрывшего в древности / преследователя-тирана / сокрыли под землею / дети Им спасенных; / но мы, как юные девы, / Господу воспоем: / ибо славно Он прославился.
Господи Боже мой! / Отходное песнопение / и надгробную песнь воспою Тебе, / погребением Своим входы жизни мне отворившему / и смертию смерть и ад умертвившему.
В высоте – на престоле / и внизу – во гробе / надмирные и подземные существа / созерцая Тебя, Спаситель мой, / сотрясались при умерщвлении Твоем: / ибо превыше разума Ты явился мертвым, / жизни Первоначальник.
Дабы Своею славою / все наполнить, / Ты нисшел в глубочайшие места земли; / ибо не скрылось от Тебя / естество мое, т о́, что у Адама, / и, погребенный, Ты обновляешь / меня, истлевшего, Человеколюбец.
Песнь 3
Ирмос: Тебя, на водах / повесившего всю землю без опоры, / творение увидев висящим на лобном месте, / великим ужасом охваченное, восклицало: / «Нет святого, кроме Тебя, Господи!»
|
|
Образы погребения Твоего / Ты показал во множестве видений; / а ныне тайны Свои, Владыка, / Ты богочеловечески явил и находившимся во аде, восклицавшим: / «Нет святого, кроме Тебя, Господи!»
Ты распростер длани / и соединил прежде разделенное; / а облечением, Спаситель, / в полотно и гроб / Ты освободил и скованных цепями, восклицавших: / «Нет святого, кроме Тебя, Господи!»
В гробнице и за печатями / Ты, Невместимый, был удержан добровольно; / и, действительно, силу Свою / Ты божественно явил делами воспевающим: / «Нет святого, кроме Тебя, Господи, Человеколюбец!».
Седален, глас 1
Воины, охранявшие гроб Твой, Спаситель, / стали как мертвые от блистания явившегося Ангела, / возвещавшего женам о воскресении. / Тебя мы славим, тления истребителя, / к Тебе припадаем, воскресшему из гроба, /и единому Богу нашему.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!