СВЯЗЬ ЦЕЛОМУДРИЯ С ПРОЧИМИ ХРИСТИАНСКИМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ



Целомудрие связано с самоотвержением, воздержанием и терпением. Сокрушение сердца и страх Божий. Смирение. Молитва. Целомудрие и любовь возводят человека к святости и богообщению.

Добродетель целомудрия (в широком смысле слова), как, добродетель всеобъемлющая, отражающая в себе здравие души и чистоту жизни, находится в существенной связи, в органическом единстве со всеми христианскими добродетелями (ср. свят. Феофан Затворник. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла).

Прежде всего, целомудрие и чистота связаны с самоотвержением, с воздержанием, терпением и страхом Божиим. Преподобный Никита Стифат указывает, что матерь целомудрия и чистоты есть «всестороннее воздержание, а отец – страх Божий».

Святой Иоанн Златоуст называет пост и воздержание опорой целомудрия. «Воздержание особенно необходимо для стяжания чистоты от плотских страстей» (преп. Иоанн Лествичник). «Кто желает представить Господу тело целомудренным и сердце чистым, тот должен сохранять безгневие и воздержание, потому что без этих двух добродетелей весь труд наш будет бесполезен» (преп. Иоанн Лествичник).

Охранители целомудрия – сокрушение сердца и пребывание в покаянных чувствах. Сокрушение сердца есть враг лукавых и студных помыслов. Споспешник целомудрия – безмолвие в послушании.

Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения». За смиренномудрием следует воздержанность во всем, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием (преп.Иоанн Кассиан Римлянин).

«Смиренного по страху Божию сопровождает во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце». Эти две добродетели – смирение и целомудрие – уготовляют душу к принятию благодатных даров Святого Духа – «для Святой Троицы обручательный залог» (преп. Исаак Сирин).

Добродетелям целомудрия и чистоты постоянно сопутствует молитва «Возлюбил ли кто девство, или ревностно чтит брачное целомудрие, положил ли кто иметь своей спутницей кротость и безгневие или подобную добродетель – легко и удобно может совершить путь благочестивой добродетельной жизни, если примет в руководительницы молитву», – говорит святой Златоуст.

Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Так, юродивые девы были, по Евангельской притче, осуждены не за какой-либо смертный грех, а за недостаток елея, т.е. милосердия (свят. Иоанн Златоуст). Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. «В правде с любовью... (заключается) одухотворение души, а одухотворение тела – в целомудрии, обнимающем и всякую отрешенность от всего чувственного (греховного) и полную чистоту от страстей» (преп. Феофан Затворник).

Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению – «сочетавают с Богом» (преп. Никита Стифат).

«Воля Божия, – говорит апостол Павел, – есть освящение ваше, чтобы каждый христианин соблюдал свое тело в святости и чести.

Апостол особыми похвалами превозносит целомудрие, приписывая собственно этой добродетели святость и указывая, что чрез нее в особенности Святой Дух обитает в нашем сердце, – что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства». Без непорочности и святости души никто не узрит Бога  (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

 «Святость, – пишет епископ Феофан Затворник, – есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий».

Целомудрие входит необходимой составляющей в святую жизнь вместе с праведностью и благочестием. Праведно жить – значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво – значит все творить со страхом и благоговением перед вездесущим и всевидящим Господом Богом Вседержителем, все Тому посвящая и всячески ревнуя о славе пресвятого Его имени. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего – молитву и творение всего во славу Его.

Таким образом, «целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию» о нашем спасении (свят. Феофан Затворник).

Прежде всего, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека. Отсюда и само слово «целомудрие». Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом.

В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души. Чистота тела – это более-менее всем понятно. Оказывается, что целомудренным может быть человек в браке, живущий с женою нормальной жизнью. А нецеломудренным может быть и человек, который не только не состоит в браке, но и не совершает никаких плотских грехов. Но, тем не менее, по своему внутреннему состоянию он – как говорят святые отцы – разжигается. То есть исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений, и живет этими страстными мыслями, чувствами и так далее…

Целомудрие – это великое дело и основа, лишь благодаря которой человек и может постепенно, через молитву, приобщаться к Богу и в нем может осуществляться тот процесс, который мы называем процессом обожения – то есть когда тварная человеческая природа преображается, прививается к божественной природе.

В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.

митрополит Сурожский Антоний:

 Целомудрие – слово сложное. Целомудрие очень глубоко связано со смирением. Целомудрие – это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от служения Образу Божию в себе самом. И связано это со смирением в том отношении, что оба понятия очень близки. Смирение – это состояние человека, который в мире с Богом, со своей совестью, со своим ближним, со своей судьбой и даже с теми вещами, которые его окружают, как святой Исаак Сирин говорит об этом: никто не может молиться чистой молитвой, кто не примирился с Богом, с совестью, с ближним и с теми вещами, к которым он прикасается и какими орудует, потому что они – Божие творение и поэтому к ним тоже надо относиться благоговейно.

 Если подумать о латинских корнях слова «смирение», то humlitos, которое именно переводится как смирение, происходит от латинского слова humos. A humos – это «плодородная земля». Святой Феофан Затворник говорит об этом в одном письме: «Подумай о земле. Она безмолвно лежит перед лицом неба. Она открыта и небу и сиянию солнца, и дождю. Больше того, по ней ходят, ее топчут. Хуже того, на нее повергают помои, грязь. И она безмолвно перед лицом неба лежит, все принимая и из всего принося плод, обогащенный тем, что ему дается и небом и землей». И в этом отношении целомудрие и смирение идут рука об руку.

Из книги «Ступени»

протоиерей Николай Балашов:

 Целомудрие – это, как ясно из самого слова, мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил. Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее, половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности. «Бегайте блуда», – писал апостол Павел. И вот как он пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Продолжая, Апостол говорит, что Бога недостаточно прославлять лишь в душе. Сейчас люди часто говорят: ну, я верю в Бога в душе. Но наше тело тоже должно быть свято, оно тоже принадлежит Богу и призвано прославлять Его, будучи храмом живущего в нас Святого Духа. А присутствие Святого Духа в нашем теле несовместимо с половой разнузданностью. «Блудники... Царства Божия не наследуют», – утверждал апостол Павел, повторяя эту мысль вновь и вновь.

Однако последствия блуда наступают не в будущем только, загробном бытии, они настигают человека и в земной его жизни. Распутство, отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает.

Святитель Игнатий Брянчанинов: Целомудрие - уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двумысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, а еще более осязания. Скромность - отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний: совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.  Из книги «Аскетические опыты».

СЛАВА БОГУ!

АМИНЬ!


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!