Жанр приключенческого романа в детском чтении
Вопросы:
1. Жанровые особенности приключенческого романа. Генезис и основные тенденции развития приключенческого романа в мировой литературе.
2. Неоромантический приключенческий роман в английской литературе: открытие романтического идеала за пределами викторианской Англии.
3. Романтика Нового Света в романах Т.Майн Рида. «Всадник без головы»: нравственная проблематика романа.
4. Своеобразие романтического конфликта в романе Р.Хаггарда «Дочь Монтесумы».
5. Идейно-художественное своеобразие романа Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ»: проблема привлекательности зла в романе.
Литература:
1. Бегак Б.А. Тропинками тайны: Приключенческая литература и дети. М., 1985.
2. Богуславская О. Тринадцать человек на сундук мертвеца: [Об английском писателе Р.Л.Стивенсоне] // Моск. комсомолец. – 1992. – 3 апр.
3. Горбунов А. Капитан Майн Рид: 175 лет со дня рождения // Библиотека. – 1993. – 1 окт. – С. 17.
4. Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря / Пер. с англ. Г.А.Островской. М., 1985.
5. Стивенсон Р.Л. «…Страстно жаждал внимания к себе…» [К 150-летию со дня рождения Р.Л.Стивенсона] // Детская литература. – 2000. – № 5 – 6. – С. 116 – 119.
Методические указания:
1. Прочитайте романы Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ», Р.Хаггарда «Дочь Монтесумы», Т.Майн Рида «Всадник без головы».
2. Найдите и выпишите определение жанра «приключенческий роман». Проследите историю развития жанра в мировой литературе.
|
|
3. Изучите научную литературу по проблемам поэтики названных произведений писателей.
Практическое занятие № 7
Научно-фантастические произведения Г.Уэллса и Р.Брэдбери в детском чтении
Вопросы:
1. Жанровые особенности научно-фантастической литературы.
2. Генезис и эволюция научной фантастики в литературе, основные тенденции этого развития.
3. Философская проблематика научно-фантастических романов Г.Уэллса: трагизм человечности в современном мире («Человек-невидимка») и в мире будущего («Машина времени»).
4. Тематическое и жанровое многообразие научно-фантастических произведений Р.Брэдбери. Роман «451є по Фаренгейту»: своеобразие художественного конфликта, фантастика и реальность в произведении. Идейно-художественное своеобразие «Марсианских хроник». Своеобразие фантастики в романе «И духов зла явилась рать».
Литература:
1. Гуревич Г.И. «Научная фантастика – это лоции для потомков»: [Беседа с писателем-фантастом] // Книжное обозрение. – 1992. – 28 февр. – С. 3.
2. Новиков А. Миры «Поляриса»: [О фантастической литературе] // Книжное обозрение. – 1994. – 20 сент. – С. 16 – 17.
3. Покровский М. Этюды из эпохи перемен: [О специфике жанра фантастики] // Четвертое измерение. – 1992. – № 1. – С. 110 – 116.
|
|
Методические указания:
1. Прочитайте романы Г.Уэллса «Человек-невидимка», «Машина времени», Р.Брэдбери «451є по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И духов зла явилась рать».
2. Найдите и выпишите определение жанра «научная фантастика».
3. Изучите научную литературу по проблемам поэтики названных произведений писателей.
Раздел 5 «Детская литература 20-30-х годов ХХ века»
Практическое занятие № 8
Литературно-критическая деятельность К.И.Чуковского в области детской литературы
Вопросы:
1. Взгляды К.И.Чуковского на детскую литературу и детское чтение. Борьба писателя за сказку, за фантастику для детей как средство идейно-эстетического воспитания, развития воображения.
2. «От двух до пяти»: наблюдения К.И.Чуковского за психологией детей, восприятием ими художественного слова, интерес к ребенку и к становлению «детского» языка, убежденность писателя в потребности ребенка в творчестве, утверждение педагогической необходимости развивать эту склонность. Структура книги.
3. Малые жанры в поэзии К.И.Чуковского: перевертыши, прибаутки, стихи-загадки и их педагогическая значимость. Многообразие тематики стихов К.И.Чуковского для детей и их поэтика.
|
|
4. Идейно-художественные особенности сказок К.И.Чуковского: своеобразие вымысла, «неправильности», игровой характер сказок, их оптимизм; использование традиций русского и зарубежного фольклора в сказках; идейная и познавательная сторона сказок («Муха-Цокотуха», «Путаница», «Бармалей», «Доктор Айболит», «Бибигон», «Тараканище» и др.).
5. Переводы К.И.Чуковским зарубежных классических и фольклорных произведений.
6. Значение творческой и критической деятельности писателя для развития советской детской литературы.
Литература:
1. Красильников Н. «Эта сказка – авторская»: [О переработке К.Чуковским книги Хью Лофтинга «Приключения доктора Дулиттла»] // Книжное обозрение. – 1993. – № 7. – С. 4., № 21. – С. 4.
2. Сатуновский Я. Корнеева строфа. Заметки о творчестве К.Чуковского // Детская литература. – 1995. – № 1 – 2. – С. 19 – 25.
3. Сивоконь С.И. Чуковский и дети. М., 1983.
4. Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь К.Чуковского // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 3. – С. 56 – 62.
5. Чуковский К.И. Высокое искусство: О художественном переводе. М., 1988.
6. Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. Т 2. Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь. М., 1990.
Методические указания:
|
|
1. Прочитайте сказки К.И.Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил», «Бибигон»).
2. Изучите книгу К.И.Чуковского «От двух до пяти»: определите ее тематику, структуру. Выпишите «заповеди» для детских поэтов, предложенные К.И.Чуковским и подумайте, насколько они актуальны для современных детских писателей.
7. Для более глубокого изучения сказок писателя прочитайте «Признания старого сказочника», где писатель раскрывает смысл и историю создания своих сказок .(См. Чуковский К.И Признания старого сказочника // Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. Т 2. Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь. М., 1990. – С. 405 – 429).
8. При подготовке к первому и шестому вопросам познакомьтесь с работой К.И.Чуковского «Литература и школа» (См. Чуковский К.И. Литература и школа // Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. Т 2. Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь. М., 1990. – С. 441 – 464).
Практическое занятие № 9
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!