Романтический исторический роман В. Скотта «Айвенго»



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Романтическая новелла-сказка Э. Т. А.Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»)

План

1. Специфика жанра новеллы.

2. Воплощение принципа двоемирия в новелле Гофмана «Золотой горшок» (распадение мира и личности художника; мир реальный и его характеристика; мир ирреальный, мифологические и сказочные элементы; силы добра и зла; смысл эпизода попадания героя «под стекло»; двуплановость композиции новелл).

• Романтический герой в новеллах, вопрос об «активности» героя.

• Мотив двойничества в новелле. Женские образы в новелле, смысл их «удвоения».

• Особенности романтической иронии в новеллах, средства ее выражения.

• Гротеск и метаморфоза в новелле, их функции.

• Происхождение золотого горшка и его предназначение. Двойственность трактовки финала. Смысл названия новеллы.

3. Романтический герой в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

• Особенности создания образа Кандиды.

• Любимые герои Гофмана – энтузиасты, «люди с поэтической душой».

• Трагедийное начало новелл: «разлад с романтизмом».

4. Эволюция романтизма в творчестве Гофмана.

 

Литература:

1. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла.- Иркутск, 1987.

2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

3. Ботникова О. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж.,1977

4. Грешных В. И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления.-Л.,1991.

5. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика.-СПб.,1996.

6. Миримский И. Эрнст Теодор Амадей Гофман. М., 1967. с.5-35.

7. История зарубежной литературы XIX в. – Т. 1 - М.,1991.

8. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2-х т., М.,1997.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Роман Э. Т. А.Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Проблематика, особенности жанра

План

1. Место романа в творчестве Гофмана. История создания, особенности композиции.

2. Основная проблематика романа.

• Сатирическая направленность книги. Аллегоричекое изображение немецкой действительности в описании общества котов и псов.

• Образ кота Мурра - пародии на романтического героя.

• Сущность филистерства в понимании писателя.

• Зигхартсвейлер и его обитатели. Образы правителей: князь Игнатий, Ириней и принц Игнациус. Женские образы в романе.

• Особенности романтического двоемирия в романе, его философские основы.

• Эстетический идеал писателя. Своеобразие его воплощения в образе Иоганеса Крейслера.

3. Особенности жанра. «Кот Мурр» как философский, социальный, сатирический, фантастический роман.

Литература:

1. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла.- Иркутск, 1987.

2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

3. Ботникова О. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж.,1977

4. Грешных В. И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления.-Л.,1991.

5. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика.-СПб.,1996.

6. Миримский И. Эрнст Теодор Амадей Гофман. М., 1967. с.5-35.

7. История зарубежной литературы XIX в. – Т. 1 - М.,1991.

8. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2-х т., М.,1997.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Раннее творчество Дж.Г.Байрона. Цикл «восточных поэм» 1813-1816 гг.: «Корсар», «Гяур», «Лара»

План

1. История создания и состав цикла

2. Влияние реальных жизненных обстоятельств на создание образа так называемого «байронического» героя. Проблема героя и автора.

3. Романтические принципы отражения действительности в поэмах.

4. Облик романтического героя (Конрад, Гяур, Лара), его основные признаки и черты характера.

• Фигура Конрада – яркий пример романтического героя: прошлое Конрада, причины, толкнувшие его на конфликт с обществом, суть этого конфликта; исключительность Конрада (благородство характера, особые личные качества, демонический облик, трагизм судьбы).

• Гяур – образец исключительной личности восточного склада: месть – движущая сила его поступков; бескомпромиссность, беспримерная смелость героя.

5. Художественные приемы в создании романтического образа, способы раскрытия исключительности героев:

• элемент таинственности, особенности портретной характеристики,

внутренние монологи, широкое использование приема контраста, гипербол, символов, сравнений;

• роль сюжета и композиции, роль пейзажа в раскрытии характеров героев.

6. Специфика жанра романтической лиро-эпической поэмы, особенности сюжетно-композиционной основы байроновских стихотворных поэм:

• фрагментарность и прерывистость композиции;

• особое расположение эпизодов с нарушением хронологической последовательности событий;

• типичность сюжетной линии;

• монологическая природа лирических поэм;

• роль лирических авторских отступлений;

• динамизм и напряженность драматического действия;

• типичный трагический финал;

• высокий поэтический стиль романтических поэм.

Литература:

1. Дубашинский И.А.Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».-Рига,1975.

2.Дьяконова Н.Я.Английский романтизм.-М.,1978.-С.104-130.

3.Ромм А.С.Байрон.-М.-Л.,1961.

4.История западноевропейской литературы.Х1Х век. Англия./Под ред. Сидорченко Л.В.Буровой И.И.М.,2004.-С.111-138.

5.Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М.,1975.

6.Дьяконова Н. Я. Байрон в годы изгнания. Л.,1974.

7.Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. – М.,1978.

8.Великий романтик Байрон и мировая литература. - М.,1991.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Романтический исторический роман В. Скотта «Айвенго»

План

1. Общественные предпосылки появления исторических жанров в послереволюционной Европе. Политические и литературные взгляды В. Скотта. Усвоение опыта У. Шекспира и Д. Дефо. Характеристика раннего творчества: «Песни шотландской границы», исторические поэмы «Лохинвар», «Битва при Земпахе» и «Клятва Норы».

2. Роль предисловия автора к роману «Айвенго». Передача исторических событий «домашним способом» (А. С. Пушкин). Основной конфликт романа. Проблема движущих сил исторического прогресса. Патриархальное и новое.

3. Материальная и духовная культура средневековья как живой фон действия романа. Подробная характеристика быта и нравов: англосаксы и норманны. Понятие «местного колорита».

4. Особенности образной структуры. Роль и место исторических деятелей. Новые возможности реалистической типизации вымышленных героев. Народные массы как движущая сила истории. Изображение социальных отношений.

5. Место и роль образа Айвенго как «героя средней линии». Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние. Роль любовной интриги в романе.

6. Функции «безликого» рассказчика. Актуальная связь с современностью. Жанровое своеобразие: элементы готического и приключенческого романа, роль фольклорных и документальных сведений. Язык романа.

7. В. Скотт — романтический писатель, значительно повлиявший на развитие мировой реалистической прозы. В. Скотт и О. де Бальзак.

Литература:

1.Скотт В. Лирика // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 283—294. Айвенго (любое издание).

2.Пинский Л. Исторический роман В. Скотта // Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 297—320.

3.Храповицкая Г. Н. Романтический исторический роман Вальтера Скотта «Айвенго» // 4.Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 158—179.

5.Сидорченко Л. В. Вальтер Скотт // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Англия. СПб, 2004. С. 189—206.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 588; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!