СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 36 страница



В ходе 1-й мировой войны русский флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны северного побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали морские сообщения противника и защищали своя морские сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914–15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в русском флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактических соединений и включавшее авиационные корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактического взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями.

В. Дивин, И. Соловьев 

 

ФОМА ДИДИМ (Близнец ), апостол из 12-ти, священномученик (I в.), отличался решительностью характера и стремлением во всем убедиться самому. Так, например, когда в Вифании умер Лазарь — друг Иисуса Христа, то Господь намеревался пойти туда, но ученики, знавшие о том, что иудеи уже ищут смерти Христа, стали отговаривать Его. И лишь один Фома твердо сказал:

«Пойдем и мы умрем с Ним»

(Ин. И: 16). Во время Тайной вечери, когда Господь уже готовил учеников к Своей крестной смерти и к тому, что Он будет отнят от них, Он утешал их такими словами:

«Пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете»

(Ин. 14: 3-4). И тут любящий во всем ясность Фома возразил Спасителю:

«Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?»

(Ин. 14: 5). На что Иисус Христос сказал:

«Я есмь путь и истина и жизнь»

(Ин. 14: 6). Фомы не было вместе с остальными апостолами, когда им первый раз явился воскресший Господь. Ап. Фома не поверил их рассказам и, не доверяя даже своим глазам, сказал, что поверит только когда вложит свои пальцы в раны от гвоздей на теле Иисуса. И когда Господь явился им еще раз, то Он сразу позвал Фому со словами:

«Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои... и не будь неверующим, но верующим»

(Ин. 20: 27). Св. ап. Фома стал одним из ревностнейших проповедников веры Христовой. Он свидетельствовал о ней в Палестине, Месопотамии и, согласно преданию, дошел до Индии. Здесь он запечатлел свою жизнь мученической кончиной.

Память ап. Фоме отмечается 6/19 октября и 30 июня/13 июля.

 

ФОМАИДА , св. мученица. Этой святой полагалось молиться от «блудной страсти». В житии св. Фомаиды рассказывается, что она «от свекра своего страдала целомудрия ради и решилась лучше умереть, нежели нарушить обязанности супружеской верности». «Сказание о чудесах, бывших от мощей св. Фомаиды» представляет несколько примеров чудесного содействия божественной благодати людям, прибегающим к ней с мольбой об избавлении от плотской страсти. Так, по совету прп. Даниила, один брат, обуреваемый страстию, пошел в монастырь Октоденатский, где была погребена св. Фомаида, и, вошедши в усыпальницу ее, по наставлению Даниила же, молился так: «Боже, молитвами мученицы Фомаиды помози ми и избави мя от брани блудныя». Двенадцать раз сотворил он эту молитву, помазался елеем от лампады, горевшей при гробе св. мученицы, после мирного сна ощутил себя совершенно свободным от плотской похоти и потом уже никогда не был обуреваем ею. По его примеру и другие, смущенные плотскою страстию, получали освобождение от брани с плотью молитвами св. мц. Фомаиды. Не без основания по этому поводу сказал прп. Даниил: «Сицево имут дерзновение у Бога подвизающиеся за целомудрие».

Празднуется 13/26 апреля.

И. П. Калинский 

 

ФОМИН Евстигней Ипатович (1761–1800), русский композитор. Родился в Петербурге в семье солдата-артиллериста. В шестилетнем возрасте был принят в воспитательные классы Академии художеств . Проявив незаурядные музыкальные способности, он в 1782 с отличием закончил академию и был отправлен для продолжения музыкального образования в Италию.

В 1786 по возвращении в Россию Фомин получил официальный заказ — написать оперу на текст Екатерины II «Новгородский богатырь Воеславич». Поставленная на придворной сцене опера не имела успеха. Фомину не было предоставлено никакой должности. Только в 1797 Фомин был назначен «репетитором партий и композитором» при Театральной дирекции с невысоким жалованьем. Непризнанный при дворе, Фомин стал одним из деятельных членов кружка Н. А. Львова , знатока и ценителя музыки. В 1787 Фоминым была написана опера «Ямщики на подставе» на либретто Н. А. Львова, ставшая одной из лучших опер XVIII в. В 1788 Фомин создал оперу «Американцы» (на текст И. А. Крылова ). Драматический дар Фомина раскрылся в драме «Орфей» (1791–92) на текст Я. Б. Княжнина.

Л. Н. Вдовина 

 

ФОНВИЗИН Денис Иванович (3.04.1744 (45?)–1.12.1792), русский писатель. Из дворян. С 1755 Фонвизин учился в гимназии при Московском университете , в 1762 был переведен в студенты, но в том же году оставил университет и поступил на службу переводчиком в Коллегию иностранных дел. В 1769 Фонвизин стал секретарем главы Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, его близким помощником и доверенным лицом.

Большой удачей Фонвизина стала комедия «Бригадир» (написана в 1766–69), в которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным «благородного сословия». Корень зла Фонвизин-просветитель видел в порочности космополитического воспитания молодых дворян.

В 1782 Фонвизиным была написана комедия «Недоросль». Первая постановка состоялась 24 сентября 1782. В. О. Ключевский назвал «Недоросль» «бесподобным зеркалом» русской действительности. Обличая барский произвол, Фонвизин показал развращающее действие крепостного права, которое уродовало как крестьян, так и помещиков. Проблема воспитания дворянства , поднятая в «Бригадире», получила в «Недоросле» социальное звучание. Фонвизин придерживался просветительской программы нравственного воспитания гражданина и патриота, истинного сына Отечества.

В 1782 Фонвизин вышел в отставку. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал заниматься литературным творчеством. Им были написаны «Опыт российского словника» (1783), «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), в которых фактически содержалась критика внутренней политики Екатерины II , вызвавшая недовольство императрицы. Большой интерес представляют его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», а также обширное эпистолярное наследие Фонвизина.

Л. Н. Вдовина 

 

ФОРМУЛА Н. Е. ЖУКОВСКОГО, выдающееся открытие в области авиации для определения подъемной силы самолетов. Сделано в н. XX в. великим русским ученым Н. Е. Жуковским .

 

ФОТИЙ КИЕВСКИЙ, митрополит († 2.07.1431), по национальности грек из Амореи, в молодые годы подвизался в пустыне под руководством великого старца Акакия. В 1407 он был поставлен митрополитом всея Руси с титулом Киевского и Владимирского вместо скончавшегося свт. Киприана . Встретили свт. Фотия радостно и с торжеством, но в Москве ждал его тяжкий крест. То был голодный год: засуха, голод, моры и пожары — все это опустошало Русскую землю. Святитель нашел митрополичий дом разоренным, а церковную казну опустошенной; дела были расстроены, а он не знал ни одного слова по-русски. Святой восстанавливал церкви, помогал бедным и заботился о своей русской пастве как никто из епископов-чужеземцев. В лесной глуши, под Владимиром, на озере Сенго, он построил церковь и дом для безмолвия и молитвы, куда любил удаляться. В 1430, когда митрополит был во Владимире, татары сделали набег, но святитель успел скрыться на Сенго и пробыл там три месяца, пока вел. князь не вызвал его в Москву. Вскоре после возвращения явился святому ангел и предупредил о дне его кончины. Ровно через неделю митрополит скончался.

Память свт. Фотию отмечается 2/15 июля и 27 мая/9 июня.

 

ФОТИНИЯ САМАРЯНЫНЯ, св. мученица, празднуется 20 марта/2 апреля. У русских крестьян считалась целительницей от «трясавичной» болезни, и в «Сказании о том, каким святым в каких болезнях должно молиться» полагалась ей особая молитва от лихорадки. Во многих городах и селах этой угоднице служили молебны о страждущих «трясавицей», а иные выписывали на лоскутке бумаги тропарь мц. Фотинии и, завязав эту выпись в ветошку, давали больному носить ее на шее известное время — дня три или девять, а потом заставляли его или проглотить самую записочку, или сжечь ее вместе с ветошкою на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.

И. П. Калинский 

 

ФОТОЭФФЕКТА ПЕРВЫЙ ЗАКОН (закон Столетова), сила фототока прямо пропорциональна интенсивности падающего света, открыт в 1888 великим русским ученым А. Г. Столетовым .

 

ФОФАНОВ Константин Михайлович (18.05.1862–17.05.1911), русский поэт. Родился в Петербурге в семье мелкого купца из крестьян, потерявшего в торговых делах все состояние.

Рано увлекшись чтением, носившим бессистемный характер, Фофанов пристрастился к поэзии и в тринадцатилетнем возрасте начал писать стихи, чему не находил сочувствия в семье.

С 1881 он начинает регулярно печататься. В 1887 вышла первая книжка стихотворений Фофанова, о которой сочувственно высказался А. П. Чехов. А. Н. Майков , хваля Фофанова, говорил о нем как о поэте, приближавшемся к Пушкину .

Книжка стихов принесла Фофанову известность среди литераторов и художников и поправила его материальное положение, граничившее с нищетой. Конец 80-х — самый счастливый период в жизни и литературной деятельности Фофанова. В 1889 выходит второй сборник его стихотворений, выпущенный А. С. Сувориным. В 1892 вышла третья, лучшая книга К. М. Фофанова «Тени и тайна», в ней виден уже сложившийся художник.

Романтическая поэзия Фофанова противоречива и сложна: в ней и сочувствие голодному, нищему люду, и отказ от борьбы, отречение от действительности. С реалистическими традициями русской поэзии, глубиной раскрытия внутреннего мира, лирическими картинами природы у него переплетаются декадентские нотки — пессимизм, пассивность, бегство «в волшебный мир неуловимых сил».

 

ФРОЛОВ Александр, ученый-экономист, входил в круг единомышленников издателя газеты «Русский Труд» С. Ф. Шарапова . Стоял на позиции финансово-хозяйственной независимости России от Запада. Автор книги «Деньги земледельческой страны» (1898). Валютный курс рассматривал как отражение устойчивости экономического строя страны. Считал, что для России валютный курс определяется преимущественно ценами на хлеб, предлагал организацию государственных хлебных запасов, за счет которых могли бы поддерживаться устойчивые цены на хлеб в неурожайные годы. Предлагал создание внутренней кредитной валюты, независимой от зарубежных рынков.

Платонов 

 

ФРЯЗИНО, город в Московской обл. Расположен на Мещерской низменности, на р. Любосеевке, впадающей в р. Ворю (бассейн Клязьмы). Население 53 тыс. чел.

На территории современного города существовали известные с 1584–86 село Гребнёво, деревни Фрязинова и Чижово. Во 2-й пол. XVIII в. возникли шелкоткацкие предприятия.

 

ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович (1901–1977), православный богослов, философ, духовный писатель. Сын священника. Арестован в 1921 еврейскими большевиками. 35 лет отсидел в лагерях за свои христианские убеждения. В своем сборнике «У стен Церкви. Материалы и воспоминания» Фудель писал: «С одной стороны, в Евангелии нет никаких оснований для веры в духовный прогресс истории, в нравственное преображение человечества... С другой стороны, наверное, самое страшное искажение христианства — это его холодное самозамыкание в своем самоспасении, отрицание борьбы и страдания за мир, нелюбящая, а значит, нехристианская самоотреченность... Мироотреченность угодна Богу только тогда, когда через нее принимается в сердце весь мир, т. е. во имя спасения мира».

Платонов 

 

Х

 

X , буква хер ; согласная, двадцать третья буква русского алфавита. В церковном счислении под титлой означает — шестьсот.

 

ХАБАРОВ (по прозвищу Святитский) Ерофей Павлович (ок. 1610 — после 1667), русский землепроходец и предприниматель. Из крестьян Устюжского у. В 1628–30 совершил первую торгово-предпринимательскую поездку за пушниной в Мангазею. С 1632 занимался скупкой пушнины в районе верхнего течения Лены и торговлей ею. В 1639 открыл при устье р. Куты соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия. В 1641 построил мельницу при устье р. Киренги. В 1649–53 совершил поход с отрядом по Амуру от впадения в него р. Урки до низовий, в результате которого приамурское коренное население приняло русское подданство. Хабаров составил «Чертеж реке Амуру». В 1655 он был произведен в дети боярские по г. Илимску и с 1658 стал приказчиком усть-киренгских крестьян. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка (с 1893 — Хабаровск ) и поселок и ж.-д. станция Ерофей Павлович (1909).

 

ХАБАРОВСК , центр Хабаровского края. Расположен на Среднеамурской низменности, на правом берегу Амура. Население 616 тыс. чел.

Основан в 1858 как военный пост Хабаровка (назван в честь русского землепроходца Е. П. Хабарова ). С1880 город Хабаровка, административный центр Приморской обл., с 1884 Приамурского генерал-губернаторства. С 1893 город называется Хабаровск. В 1872 построен речной порт. В 1897 Хабаровск соединен железной дорогой с Владивостоком. В к. XIX в. в Хабаровске велась торговля мехами.

 

ХАЗАРИЯ (Хазарский каганат), иудейское государство, существовавшее в степях юго-восточной части Европейской России в VII—X вв., объединявшее под своей властью тюркские кочевые племена и пытавшееся поработить Русь. В годы расцвета Хазарского каганата его территория простиралась от Черного до Каспийского моря. Хазары не принадлежали к еврейскому племени, а были народом тюркско-монгольской ветви. Примерно до VII в. они мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. В «Еврейской энциклопедии» пишется о том, как хазарский каган «вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру, вероятно около 679 г. нашей эры». По другим источникам, ок. 740 хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800-м — раввинский.

Причем вначале правящий класс Хазарского каганата держал в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа.

Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей — царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть.

Бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Бек также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов.

Несмотря на то что иудейской была вся верхушка каганата, он стал не государственной религией, а тайной верой правящих кругов и торгово-ростовщического класса.

Тайная вера правящего класса Хазарского каганата сохранялась вплоть до начала IX века, когда в стране вспыхнуло всеобщее восстание против иудеев, подавленное со страшной жестокостью.

После подавления восстания правящий класс уже не скрывал своего обращения в иудаизм, хотя преобладающее большинство простых хазар отказались поменять веру и продолжали оставаться язычниками, христианами, мусульманами. Иудаизм стал открыто элитарной религией правящего класса, подданные, исповедовавшие другие религии, считались рабами царя, простым хазарам предоставлялось «право» охранять иудеев-торговцев.

Под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов (больше напоминающим современный рэкет). Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами из славянских земель.

По свидетельству Ибрагима Ибн Якуба, евреи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но, главным образом, славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации евреи оборудовали в Каффе (Феодосии) специальные заведения. Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в языках самых больших народов мира того времени (английском, французском и немецком) слово «славянин» стало синонимом слова «раб».

На некоторое время хазарские иудеи подчинили себе племена восточных славян, заставляя их платить дань. В русском фольклоре, например в былинах, сохранилась память о Козарине и Жидовине, о борьбе с «царем иудейским и силой жидовскою».

Однако иудейско-хазарское иго на Руси было недолгим. На стыке VIII—IX вв. князья Асколд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 кн. Олег добился того же для радимичей. Но самый сокрушительный удар Хазарскому каганату нанес кн. Святослав . Как сообщают древние арабские источники, «не осталось... почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области». В 965–969 русскими воинами была разгромлена иудейская столица Итиль, уничтожены все центры разбойничьего паразитического государства вдоль Волги. Падение иудейской Хазарии стало важной точкой отсчета в создании мощного Русского государства, будущего духовного центра Христианской цивилизации.

Простой народ бывшей Хазарии, не принадлежавший к иудаизму, перешел под покровительство России, тогда как иудейские верхи и торгово-ростовщический класс, связавший себя верой «избранного племени», покинули эти земли и, по мнению ряда еврейских историков, переселились в западные земли России.

О. Платонов 

 

ХАРАЛАМПИЙ (II в.), священномученик из города Магнезии, потерпевший мученическую смерть за распространение христианства и порицание имп. Септимия Севера. Почитался у русских хранителем от внезапной, без покаяния, смерти, по этому поводу существовала молитва, обращенная к святому. Позднее этот святой считался также покровителем чиновников. Празднуется 10/23 февраля.

 

ХАРЬКОВ, город в Малороссии в междуречье Уды, Лопани и Харькова. Основан ок. 1655–56 казаками и стал крепостью для защиты южных границ Русского государства от набегов крымских татар (свое название получил по имени р. Харьков). Со времени основания до 1765 Харьков — полковой город, с 1765 центр Слободской Украинской губернии (в 1835 переименована в Харьковскую). В XIX—XX вв. крупный промышленный, научно-технический и культурный центр. Население ок. 1,5 млн. чел.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!