СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 26 страница



По царскому судебнику, всякие правители, назначаемые в города и волости, не могли судить дел без общественных представителей: «на суде у них быть — дворскому и старосте, и лучшим людям». Закон в этом отношении не полагал различия между крестьянами вольными и владельческими.

Наконец, по всем вообще делам — весь народ имел самое широкое право обращения к Государю. «Правительство, — замечает С. М. Соловьев, — не оставалось глухо к челобитиям. Просил какой-нибудь мир выборного чиновника вместо коронного — правительство охотно соглашалось. Бьют челом, чтобы городового приказчика (по нашему коменданта) отставить и выбрать нового миром: Государь велит выбирать и т. д.»

В общей сложности система управительных властей Московского государства отличалась множеством технических несовершенств, случайностью складыванья учреждений, отсутствием их специализации и т. д. Но в этой системе управления было одно драгоценное качество: широкое допущение аристократического и народного элементов, пользование их общими силами, под верховенством царской власти, со всеобщим правом челобитья к царю. Это давало верховной власти широкое осведомление, сближало ее с жизнью всех сословий и во всех русских вселяло глубокое убеждение в реальности верховной власти, все направляющей и все устраивающей.

Л. А. Тихомиров 

 

УПРУГОСТИ ПАРА РАСТВОРОВ ТЕОРИЯ, выдающееся открытие в химии, сделанное в 1884 русским ученым Д. П. Коноваловым .

 

УПЫРИ (упырицы), в древнерусской языческой мифологии первоначально, вероятно, души мертвых, которым славяне «клали требы». Позже под упырями стали пониматься вурдалаки, вампиры, злобные покойники, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. По старинным преданиям, упыри встают из могил для того, чтобы сосать кровь спящих людей.

Считалось, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею; умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; самоубийца или колдун.

О. П. 

 

УРАЛ, природная, историческая и экономическая часть России. Состоит из большей части горной страны Урала. Русские люди называли Уральские горы словом «Камень». Во 2-й пол. XVII в. русские начинают использовать название «Уральские горы».

Урал богат природными ресурсами, особенно полезными ископаемыми (известно ок. 13 тыс. месторождений). Наибольшее значение имеют железные, медные и никелевые руды, хромиты, бокситы, золото, платина, драгоценные камни, калийные соли, каменный уголь, нефть и др. Сочетание источников энергии и сырья предопределило развитие Урала как горнопромышленного района.

Проникновение русских на Урал начинается в XI в. В его северной части появлялись дружины новгородских ушкуйников, занимавшихся пушным промыслом, торговлей и сбором ясака. Югорская земля, а позднее и Пермская, становятся новгородскими волостями, куда начинается приток русских поселенцев. В XII — XIV вв. шла борьба за уральские земли между Новгородом и Владимиро-Суздальским, а затем Московским княжествами. В н. XV в. появляются русские поселения на верхней Каме — Анфаловский городок (основан между 1398 и 1409) и Соль-Камская (1430). После победы московских войск в Шелонской битве 1471 над новгородской ратью Приуралье по Отказной грамоте 1471 отошло к Москве. В 1472 русский отряд под командованием воевод Ф. Пестрого и Г. Нелидова занял коми-пермяцкие городки (Чердынь, Покчу и др.). К к. XV в. Верхнее Прикамье окончательно вошло в состав Московского государства, центром края стал городок Покча, затем Чердынь. В 1489 к Русскому государству была присоединена часть удмуртских земель (по pp. Вятке и Чепце).

После разгрома Казанского ханства (1552) добровольно вошла в состав России к 1557 большая часть Башкирии и остальная, прикамская, часть Удмуртии. Возникает ряд русских поселений: Уфа (1586), Сарапул (1596), Новоникольская слобода (будущий г. Оса), Архангельское (будущий г. Бирск). В результате царских пожалований и земельных захватов в Прикамье возникают вотчины Строгановых , на землях которых строятся укрепленные городки Пыскор (1558), Орел-городок (1564), Нижний Чусовской (1568) и др. В 1574 правительством Ивана IV была дана Строгановым жалованная грамота на зауральские земли, которые еще не входили в состав Русского государства. Строгановы снарядили отряд казаков во главе с Ермаком, поход которого создал предпосылки для колонизации Зауралья. После него в Зауралье возникли русские крепости и города — Лозьвинский городок (1589), Пелым (1595), Верхотурье (1598) и др. В XVII в. русскими заселялись земли Южного и Среднего Урала. Возникают г. Кунгур (1649), крупное промысловое поселение Новое Усолье (1606), зауральские слободы: Ирбитская (1633), Шадринская (1662), Камышловская (1668) и др.

Русски поселенцы принесли более развитые агротехнику и ремесла. В н. XVIII в. на Урале начинается широкое заводское строительство, вызванное потребностями развития страны и военными нуждами государства. Возникли казенные заводы: в 1701 — Невьянский (с 1702 — частный) и Каменский, в 1723 — Екатеринбургский и Ягошихинский. Наряду с казенным строительством появляется и частное (Демидовы и др.). Много сделали для организации и развития горнозаводской промышленности Урала в н. XVIII в. В. Н. Татищев и В. И. Геннин. В 1-й пол. XVIII в. на Урале было построено 63 металлургических завода на высоком для того времени техническом уровне и он превратился в крупнейший горнопромышленный район России. Бурное заводское строительство продолжалось и в 1750—60-х (возникло еще 67 предприятий). К н. XX в. число промышленных предприятий на Урале многократно увеличилось, число рабочих на них превысило 300 тыс. чел. Наряду с Москвой и Петербургом Урал стал главным промышленным центром России, великое значение которого для страны не изменялось весь XX век.

Е. Ж. 

 

УРАЛ, река на Южном Урале и Прикаспийской низменности, в России (Башкирия, Челябинская, Оренбургская области) в Казахстане. Длина 2428 км. В устье делится на 2 рукава: Яицкий и Золотой (судоходные). Основные притоки: Орь, Илек (левые); Сакмара (правый).

 

УРЖУМ, город в Кировской обл., центр Уржумского р-на. Расположен в Приуралье, на склонах Вятского Увала, на берегах р. Уржумки, близ впадения ее в Вятку. Население 12 тыс. чел.

Возник как поселение вятских марийцев. С 1584 известен как русская крепость. С 1796 Уржум — уездный город. Через Уржум на среднюю и нижнюю Волгу вывозили зерно, лес, льняное семя, сало, кожи, холст и др. товары.

 

УРЮПИНСК, город в Волгоградской обл., центр Урюпинского р-на. Расположен на р. Хопёр (правый приток Дона). Население 44 тыс. чел.

Основан в к. XIV — н. XV вв. как пограничная крепость Рязанского княжества . Заселен «верховыми» донскими казаками. До 1704 казачий городок, до 1857 станица, торговый центр на юго-востоке России (Покровская ярмарка).

 

УРЯДНИК, низкий чин уездной полиции в России XIX в. Подчинялся становому приставу, осуществлял надзор за действиями сотских и десятских . Урядник также — звание унтер-офицера в казачьих войсках.

 

УСВЯТЫ, поселок городского типа в Псковской обл., центр Усвятского р-на. Расположен между двух озер Узмени и Усвята, соединенных широкой протокой (оз. Городечное). Население 3,6 тыс. чел.

Впервые упоминается как город Въсвячь в 1021; затем Въсвяты, Усвячь, Свячь, Усть-Свято; был подарен Ярославом Мудрым полоцкому кн. Брячеславу и находился в составе Полоцкого, а затем Витебского княжества. В 1320 присоединен к Литве (достался в наследство литовскому кн. Ольгерду, женившемуся на дочери витебского князя). В н. XVI в. присоединен к Московскому княжеству. В сер. XVI в. оккупирован Польшей, в 1567 строится крепость-замок и город Усвято. В 1580 захвачен войсками Речи Посполитой. В 1654 отвоеван Россией, с 1658 уездный город, с 1667 вновь оккупирован Польшей. В 1772 — возвращен России.

 

УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, выдающееся открытие русского физиолога И. П. Павлова , легшее в основу его учения о высшей нервной деятельности.

 

«УСЛЫШАТЕЛЬНИЦА», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Зографском монастыре. Ознаменовала себя чудесами в XIV в. Один из афонских подвижников, св. Косьма, когда молился пред этою иконою словами: «Пресвятая Богородице! Помолись Своему Сыну и Богу, да наставит меня на путь спасения!», — слышал голос Богоматери: «Сыне и Боже мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!» И в ответ на это голос Самого Господа: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».

Празднуется 22 сентября/5 октября.

Прот. И. Бухарев 

 

УСМАНЬ, город в Липецкой обл., центр Усманского р-на. Расположен в пределах Окско-Донской равнины, на р. Усмань (бассейн Дона). Население 21 тыс. чел.

Основан в 1645 воеводой Степаном Вельяминовым как острог на Белгородской оборонительной черте. В 1652 подвергся опустошительному набегу татар. Город Усмань — с 1779. В к. XIX — н. XX вв. Усмань — центр хлебной торговли (ежегодно в Москву и на экспорт отправлялось более 1 млн. пудов зерна).

 

УСОЛЬЕ, город в Пермской обл., центр Усольского р-на. Расположен в Предуралье, на правом берегу р. Камы (Камское вдхр.). Население 6 тыс. чел.

Основан в 1606 как поселение при соляном промысле под названием Новое Усолье. К н. XIX в. ведущий центр солеварения в Прикамье и транзитный пункт, связывавший Урал с центром России.

Архитектурные памятники: часовня Спаса — Убруса (2-я пол. XVII в.), Спасо-Преображенский собор (1724–31) с колокольней (1730).

 

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник, установленный в память кончины Пресвятой Богородицы, тело которой было взято на небо. На примере Успения Богородицы Христианская Церковь учит, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Празднуется 15/28 августа.

 

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ПОКРОВКЕ, церковь в Москве, лучший из российских храмов в стиле нарышкинского барокко. В. И. Баженов ставил эту церковь по архитектуре наравне с собором Василия Блаженного . Построена в 1696–99 русским зодчим-самородком Петром Потаповым. Оригинальность архитектуры, выдающиеся художественные достоинства, изысканность сочетания красного с белым, красота исполнения Успенского храма останавливала внимание всех видевших его. Здание самой церкви имело два храма — нижний и верхний с великолепным иконостасом 1706. Внутри верхнего храма по стенам четверика и в восьмериках размещались красивые балконы. Колокольня пятишатровая: к центральному шатру на своде были приставлены четверички с шатрами, размещенными по странам света.

Высокохудожественное творение русского народа было уничтожено еврейскими большевиками в 1936. Весьма отдаленное представление об архитектуре Успения на Покровке дает сохранившаяся до наших дней церковь Покрова в Филях .

 

УСПЕНСКАЯ ВЫШЕНСКАЯ пустынь, Тамбовская еп., на правом берегу р. Выши, в окрестностях Шацка. Точных сведний о времени ее основания нет. Известно только, что она существовала в 1725. Ранее находилась на 8-й версте вверх по Выше. Пустынь обустроена и возобновлена игуменом Тихоном († 1844). Небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери был построен в сер. XVIII в. В монастырском Казанском соборе находилась чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту св. икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812, спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь (осн. в 1690) подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамерившегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем к Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, а Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила св. икону в своей келий, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от св. иконы повелению, Вышенской пустыни, где св. икона и находилась с 7 марта 1827. Ежегодно после Пасхи св. икона носилась в Тамбов и другие города губернии. В пустыни был погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 1894 преосвященный Феофан Вышенский затворник .

С. В. Булгаков 

 

УСПЕНСКАЯ ГУРЬЕВА пустынь.См.: МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь.

 

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (13.10.1843–24.03.1902), русский прозаик, публицист. Сын чиновника, внук сельского дьячка. Не сумев завершить учебу в университете, рано начал печататься (с 1862 в ж. «Зритель» и «Ясная Поляна») с очерковыми рассказами о жизни трущобного люда, нищих мастеровых и чиновников.

В «Современнике» Н. А. Некрасова печатается цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) о жизни пореформенной России.

После запрещения «Современника» и с переходом к Некрасову (при соредакторстве М. Е. Салтыкова-Щедрина ) «Отечественных записок» (1868) Успенский получает постоянную работу, начинается новый этап его творческой жизни, отмеченный углубленными размышлениями о России 1860—70-х (цикл «Разоренье», 1869–71). Трезвый, беспощадный реализм, глубина и точность социальных наблюдений резко выделяли писателя среди коллег-литераторов, ограничивавшихся обличительным бытописательством.

В н. 1870–х Успенский дважды выезжает за границу; впечатления от этих поездок легли в основу ряда его произведений последующих лет: «Больная совесть», «Заграничный дневник провинциала», «Письма из Сербии». В очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873–78) писатель прослеживает растлевающее и обезличивающее влияние на русского человека капиталистического предпринимательства.

В к. 1870–х в творчестве и судьбе Успенского наступает поворот. Он пытается выявить источник «хитроумной механики народной жизни» и глубинные причины господства в русской жизни «прижимки», т. е. обираловки трудящегося человека новыми, посткрепостническими притеснителями, и алкоголя. Успенский «идет в народ», поселившись в Новгородской губ. Жизнь в селе, изучение быта и сознания крестьян приводят его к выводу о великой «власти земли» («Из деревенского дневника», 1877–80, «Крестьянин и крестьянский труд», 1880, «Власть земли», 1882).

Публикации Успенского в «Отечественных записках», которые после смерти Некрасова до 1884 возглавлял Салтыков-Щедрин, вызывали резкие критические отклики как в литературной прессе, так и в народнической среде. Усиление капитализации страны писатель, в отличие от своих оппонентов, не склонен считать чем-то быстропроходящим и случайным; он предрекает, что «ужасность» власти капитала «будет понята читателями, когда статистические дроби придут к нам в виде людей, изуродованных и искалеченных». В сб. «Живые цифры» (1888) за статистическими сводками предстают горькие картины нищеты и сиротства, изматывающий труд и полная беззащитность перед «властью капитала».

В произведениях позднего Успенского еще отчетливее, чем прежде, присутствует личность самого автора: впечатлительного и ироничного, искреннего и деликатного, доверчивого и нетерпимого к фактам. Его не переставая мучила «русская неурядица», «нескладица общей жизни». С 1892 из-за тяжелой душевной болезни Успенский окончательно отошел от литературной работы.

 

УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в г. Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами Русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в сер. XVII в. женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители о. Корнилий (игум. Лукиановой пустыни), скончавшийся в 1681. Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, со своеобразного вида высокою колокольнею; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 в Новгороде для Софийского храма по повелению архиеп. Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570, после разгрома города. Здесь же находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен о. Корнилий. Ежегодно в день его кончины совершалось по нем заупокойное богослужение. Ризница заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII вв., в библиотеке немало рукописей и синодиков XVI и XVII вв.

С. В. Булгаков 

 

УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Олонецкая еп., близ Каргополя. Основан в XIV в. иноком Ионою Власатым, погребенным здесь под клиросом левого придела Успенской церкви. Первоначально монастырь был мужским; с 1649 стал женским. Здесь имелась местночтимая икона Успения Божией Матери; рядом с монастырем находилась часовня, устроенная над родником, ископанным, по преданию, основателем монастыря .

 

УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Казанская еп., в Свияжске. Основан свт. Германом , архиеп. Казанским, в 1555. Пятиглавый Успенский собор, построенный из дикого камня св. Германом, в бытность его архимандритом монастыря, был расписан стенною иконописью, которая составляла один из редких памятников древности. Здесь открыто почивали мощи основателя монастыря. В монастыре хранились дикирий и посох, выточенные свт. Германом из дерева, шапочка, в которой он был погребен, и находилась келья, где он подвизался.

С. В. Булгаков 

 

УСПЕНСКИЙ ЛЫСОГОРСКИЙ женский монастырь, в Новохоперском у. Воронежской губ. Основан в 1878 при содействии Хионии Пашниной. Сначала здесь учредилась община, а в 1895 она была переименована в монастырь.

Храм в обители один, в честь Успения Божией Матери. По преданию, он во времена свт. Митрофана был собором в Воронеже, затем находился в с. Красный Лог, откуда переведен сюда.

Святынями обители являлись две местночтимые иконы: Спасителя и Боголюбской Божией Матери.

 

УСПЕНСКИЙ ОЛЬГОВ женский монастырь, Рязанская еп., в окрестностях Рязани, на берегу Оки. Основан около 1220 кн. Ингварем Игоревичем; первоначально был мужским и назывался Льговским по имени находящегося недалеко городка Льгова; в 1237 был сожжен татарами; в сер. XIV в. восстановлен кн. Рязанским Олегом Ивановичем и стал называться Ольговым; в 1896 обращен в женский. Соборный храм Успения построен в 1666. Иконостас — древней иконописи. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. При монастыре была женская школа имени поэта Я. П. Полонского, прах которого покоился на кладбище монастыря.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!