СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 9 страница



О. Платонов 

 

СУББОТНИКИ, тайная иудейская секта в России XVII — XX вв., преемница ереси жидовствующих . В 1990–х субботники вышли из подполья и в большинстве своем выехали в Израиль.

 

СУББОТОВ, село в Малороссии на р. Тясмин (приток Днепра), Черкасская обл. Основано в 1616 на землях, принадлежавших М. Хмельницкому, отцу гетмана Б. Хмельницкого . Был одним из центров польских оккупантов. В 1667 захвачен Польшей. В 1793 возвращен России. Сохранилась Ильинская церковь (1653) — родовая усыпальница Хмельницких, где похоронен гетман.

 

СУВОРИН Алексей Сергеевич (псевдонимы — Бобровский, Незнакомец ) (11.09.1834–11.08.1912), русский публицист, издатель, беллетрист. Сын государственного крестьянина, дослужившегося до чина капитана. В 1861 переехал в Москву и стал сотрудником «Русской речи», печатался в «Современнике», «Отечественных записках» и др. С декабря 1862 жил в Петербурге. В 1863–75 — сотрудник «Санкт-Петербургских ведомостей», в 1875–76 — «Биржевых ведомостей». Изданный в 1866 роман Суворина «Всякие», был уничтожен по приговору суда, а Суворин подвергнут аресту. В 1876 Суворин стал владельцем газеты «Новое время» , которой вскоре придал русское патриотическое направление. Газета получила широкое распространение. В 1911 Суворин учредил издательство «Новое время». Создал «Контрагентство печати» — монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и других печатных изданий по всей России. Издавал многочисленные справочники «Весь Петербург» (с 1894), «Вся Москва» (с 1895), «Вся Россия» (с 1895), «Русский календарь» (с 1872), с 1880 — «Исторический вестник», труды по истории России (А. Г. Брикнера, Н. К. Шильдера и др.). Основал театр в Петербурге.

 

СУВОРОВ Александр Васильевич (13.11.1730–6.05.1800), выдающийся полководец, генералиссимус (1799), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799).

В 1742 Суворов был записан в Семеновский полк, начал в нем службу капралом в 1748. В 1754 поручик Суворов был назначен в Ингерманландский полк. В 1756—59 был на разных штабных должностях. Свою боевую деятельность подполковник Суворов начал в годы Семилетней войны (1756–63), участвовал в сражении под Кунесдорфом (1759), во взятии Берлина (1760), в 1761 командовал отдельным отрядом, нанес ряд поражений прусской армии в Польше и действовал под Кольбергом. В 1763–69 в чине полковника (1762) и бригадира (1768) командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге. В 1769–72 бригада генерал-майора (1770) Суворова действовала против отрядов польских конфедератов. В 1773 Суворов был направлен в 1-ю армию П. А. Румянцева. Большое значение для успешного окончания Русско-турецкой войны (1768–74) имела победа Суворова при Козлуджи (1774), где русский 18-тысячный отряд разбил 40-тысячную армию турок. В конце 1774–75 Суворов в Поволжье участвовал в преследовании Е. И. Пугачева. Дальнейшая служба Суворова была связана с южными районами и границами России: в 1778–79 командовал Кубанским и Крымским корпусами, в 1780–82 — в Астрахани, в 1782–84 — командовал Кубанским корпусом, в 1787 — Кременчугской дивизией.

Русско-турецкую войну (1787–91) Суворов начал в чине генерал-аншефа, одержал ряд блестящих побед под Кинбурном (1787), Очаковом (1788), у Фокшан (1789), при Рымнике (1789), взял штурмом крепость Измаил (1790). В 1791 Суворов назначен командующим русскими войсками в Финляндии, в 1792–94 — на юге Украины. В 1794 он был отправлен на подавление польского восстания, нанес ряд ударов по польским войскам и штурмом овладел предместьем Варшавы. В 1794 был произведен в генерал-фельдмаршалы, в 1795—96 командовал русскими войсками в Польше и на Украине.

Пропрусские перемены в армии с приходом к власти Павла I вызвали у Суворова резкое недовольство. В 1797 он был уволен Павлом от службы и выслан в имение Кончанское. В феврале 1799 опала была снята, т. к. возникла необходимость в действиях против французской армии в Италии.

Итальянский (1799) и Швейцарский (1799) походы стали вершиной его полководческой славы. Победы русской армии на реках Адде и Требии, поражение французов при Нови позволили освободить всю Северную Италию от противника. Во время Швейцарского похода, когда суворовская армия оказалась в сложнейших условиях, брошенная союзниками на произвол судьбы, Суворов и его «чудо-богатыри» показали чудеса при взятии перевала Сен-Готард и Чертова моста. Войска Суворова с честью вышли из окружения: «русский штык прорвался сквозь Альпы». За Швейцарскую кампанию Суворов получил чин генералиссимуса, а вслед за тем последовала новая опала, продолжавшаяся до самой смерти полководца.

Суворов был высокообразованным человеком. Владел несколькими языками, занимался литературным творчеством, философией и историей. Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Невзгоды переносил мужественно, его прямой характер не позволял мириться с несправедливостью, пресмыкаться при дворе. Суворов велик не только как полководец, не знавший поражений, он был создателем военной доктрины и новой стратегии и тактики войн. Свои взгляды Суворов развил в «Полковом учреждении» (1765), «Науке побеждать» (1795), записках и инструкциях. Суворов был противником распространенной в то время в европейских армиях кордонной системы ведения войн, которая сводилась к распылению сил, неспешным военным действиям, излишним потерям. Суворов исходил из того, что война служит преддверием мира, поэтому она должна быть по возможности скоротечной. Военный успех, по Суворову, обеспечивался сочетанием трех решающих факторов — глазомера, быстроты и натиска. Тактическим приемом Суворова было широкое использование маневра, выбор которого происходил с учетом противника, местности и обстановки. Суворов предлагал использовать сосредоточение основных сил на главном участке сражения, добиваясь превосходства в направлении решающего удара и обеспечивая разгром противника по частям, а затем его преследование. Суворов воспитывал войска в духе наступательной тактики, большое внимание уделял обучению солдат профессиональным навыкам и постоянно заботился о моральном духе войск. Суворов, по словам Дениса Давыдова, «положил руку на сердце солдата и изучил его биение», недаром солдаты платили ему любовью, называя его «солдат-фельдмаршал». Всю свою жизнь Суворов отдал служению России. Он говорил: «Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству».

Л. Н. Вдовина 

 

СУДЕБНИК , название двух московских законодательных сборников. Судебник 1497 — первый законодательный кодекс Русского централизованного государства. Издан Иваном III . Состоит из 68 статей почти исключительно процессуального содержания. Краток по сравнению с Русской Правдой . Судебник 1550, или Царский судебник, расширен до 100 статей, но и в нем преобладают нормы процессуального права.

 

СУДЖА , город в Курской обл., центр Суджанского р-на. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на реках Судже и Олёшне (бассейн Днепра). Население 8 тыс. чел. Суджанская слобода (основана в XVII в.) входила в систему укреплений, защищавших южные подступы к Москве. Город Суджа с 1664. К 1786 военно-стратегическое значение Суджи полностью утрачено, развивался в дальнейшем как торгово-ремесленный центр.

 

СУДИСЛАВЛЬ , поселок городского типа в Костромской обл., центр Судиславского р-на. Расположен на р. Корбе. Население 5,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в летописи Солигаличско-Воскресенского монастыря с 1360 как город-крепость, в 1572 в духовном завещании Ивана Грозного отписан его сыну Федору. Постепенно теряет военно-стратегическое значение и превращается в торговый купеческий город — центр торговли грибами (кроме того, продавали хлеб, кожи, льняные холсты предметы столярного ремесла, глиняную посуду и др.). С 1719 удельный город Костромской провинции Московской губ., в 1778 оставлен за штатом.

 

СУДОГДА , город во Владимирской обл., центр Судогодского р-на. Расположен на Мещёрской низменности, на левом берегу р. Судогды (приток Клязьмы). Население 14,7 тыс. чел. Известен с н. XVII в. как слобода; город с 1778.

 

СУДЬБА. — См.: ДОЛЯ.

 

СУЗДАЛЬ , город во Владимирской обл., центр Суздальского р-на. Расположен во Владимирском ополье, на р. Каменке (приток р. Нерль, впадающей в Клязьму). Население 12 тыс. чел. Известен как город с X в. Впервые упоминается в 1024; как город-крепость — в 1096. В 1-й пол. XII в. при Юрии Долгоруком был центром Ростовско-Суздальского княжества, затем входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. С сер. XIII в. столица самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль — старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси (уже в XI в. здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св. Дмитрия). В 1238 сожжен монголо-татарами. В 1-й пол. XIV в. столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 Суздаль вошел в Великое Московское княжество, в составе которого окончательно был закреплен в XV в. Утратив политическое значение, становится одним из крупных русских религиозных центров. До к. XIX в. в Суздале находилась епархия, в к. XVII — н. XVIII в. — митрополия. С XVI в. в Суздале активно велось строительство храмов и монастырей. Суздальский Спасо-Евфимиев (мужской ) и Покровский (женский) монастыри были крупнейшими феодалами на Руси. В н. XVII в. в период польско-литовской интервенции Суздаль был сильно разрушен и разорен. С сер. XVII в. начался период торгово-экономического подъема. В XVII—XIX вв. в городе были развиты ремесла и промыслы: серебряников, кузнецов, кожевников, ткачей и др. Со 2-й пол. XIX в., с перемещением торговых путей, Суздаль приходит в упадок.

Сохранилось свыше 100 памятников русского зодчества XIII—XIX вв. На территории кремля — собор Рождества Богородицы (1222–25, перестраивался; фрески XIII, XV, XVII вв., иконостас XVII в.); Архиерейские палаты (XV—XVIII вв.) и шатровая колокольня (1653); церкви — Успенская (после 1650, перестроена в 1720), Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719) и др. В центральной части и на окраинах Суздаля — ансамбли монастырей: Спасо-Евфимиевского (основан в 1352) с Преображенским собором (1564, перестраивался в XVII и XIX вв.), шатровой Успенской трапезной церковью (1525), звонницей (XVI—XVII вв.), на территории монастыря — могила кн. Д. М. Пожарского; Суздальского Ризположенского (основан в 1-й пол. XVI в.), Покровского (основан в 1364, комплекс сооружений преимущественно XVI в.), Александровского.

 

СУЗДАЛЬСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. До 1920–х сохранялась в приходской Воскресенской церкви г. Суздаля. Эту икону написал инок Иоаким, живший в XVII в. По повелению Самой Пресвятой Богородицы он принес и поставил икону в суздальской церкви. Празднование 8/21 июля.

 

СУЗДАЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ женский монастырь. -См.: СУЗДАЛЬСКИЙ РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ женский монастырь.

 

СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Суздале. Основан в 1364 кн. Андреем Константиновичем Суздальским. В Покровском соборе покоилась заключенная в монастыре после развода царица Соломония Сабурова, в иночестве София, первая супруга вел. кн. Василия Иоанновича . В ризнице сохранялись древние вещи, жертвованные Иоанном Грозным и другими лицами.

 

СУЗДАЛЬСКИЙ РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Суздале. Основан в 1207. Здесь почивали в соборном храме мощи св. кн. Евфросинии . К нему был приписан Суздальский Васильевский женский монастырь в г. Суздале. Упоминается в XIII в. Соборный храм монастыря во имя св. Василия Великого был построен в 1669; здесь сохранялся серебряно-вызолоченный напрестольный крест (1673). Близ собора находилась гробница блж. Евдокии, юродствующей Христа ради в Суздале 50 лет († 1776).

С. В. Булгаков 

 

СУЗДАЛЬСКИЙ СПАСО-ЕВФИМИЕВ мужской монастырь, Владимирская еп., в Суздале, на берегу р. Каменки. Основан в 1352 по повелению Суздальского и Нижегородского кн. Бориса Константиновича прп. Евфимием Суздальским , которому поручено было устройство монастыря. В 1445 монастырь был разорен татарами; в 1501 пострадал от пожара; но затем, по милости царей Василия Иоанновича и Иоанна Грозного , пришел в цветущее состояние. В Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1511, почивали мощи прп. Евфимия в серебряной раке, сооруженной в 1823. Здесь же находилась весьма чтимая древняя Корсунская икона Божией Матери. В монастыре был погребен знаменитый освободитель России кн. Димитрий Михайлович Пожарский с прочими лицами своей фамилии; над могилой его стоял памятник из белого мрамора. В ризнице среди множества богатых вещей, жертвованных кнн. Пожарскими, хранились: Евангелие со собственноручною надписью кн. Д. М. Пожарского и шитая супругою его плащаница, митра прп. Евфимия, его же медный крест и рукописное Евангелие. В 9-е воскресенье после Пасхи бывал крестный ход вокруг монастыря. В монастыре сохранилось арестантское отделение, устроенное для заключения лиц за преступления против веры. При монастыре находилась школа имени кн. Д. М. Пожарского.

С. В. Булгаков 

 

СУЗДАЛЬСКО-НИЖЕГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из княжеств XIV—XV вв. Северо-Восточной Руси. Занимало территорию по среднему течению р. Нерли Клязьминской, бассейн р. Тезы, среднего и нижнего течения Клязьмы и Оки, среднее течение Волги до низовья р. Суры. Основными его центрами были Суздаль, Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Курмыш. Суздальско-Нижегородское княжество образовалось в 1328, когда монголо-татары разделили русские земли между Иваном Калитой и Александром Васильевичем Суздальским, передав последнему Владимир и Поволжье (Нижний Новгород, Городец, Гороховец). После смерти Александра эти земли перешли под власть Ивана Калиты; брат Александра Константин сохранил лишь Суздаль. В 1341 Поволжье вновь было отдано Ордой суздальскому князю. Подъем Нижнего Новгорода в 1-й пол. XIV в. привел к перенесению туда из Суздаля столицы княжества (ок. сер. XIV в.). Развитие феодального землевладения и торговли, особенно в Поволжье, поддержка Орды и Новгорода Великого позволили князьям Суздальско-Нижегородского княжества вести борьбу с московскими князьями за великое княжение Владимирское (Константин Васильевич, его сын Дмитрий). Последнему удалось в 1360 и 1363 захватить великое княжение, но ненадолго. Позднее он действовал уже как союзник московского князя. В 1392 московское войско захватило Нижний Новгород. С этого времени московские великие князья удерживали Поволжье в своих руках, хотя князья Суздальско-Нижегородского княжества с помощью монголо-татар иногда добивались возвращения Нижнего Новгорода (1395, 1411–14, 1440–е). Собственно, Суздальское княжество распалось в этот период на ряд уделов, которые были присоединены к Москве в сер. XV в.

В. К. 

 

СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО , одно из княжеств Северо-Восточной Руси, которое выделилось из Владимиро-Суздальского княжества. Впервые Суздаль стал центром самостоятельного княжества в 1217, когда он был передан Юрию, сыну Всеволода Большое Гнездо . В 1218, когда Юрий утвердился на столе великого княжения, территория Суздальского княжества была воссоединена с территорией Великого княжества Владимирского. В 1238 Суздаль был вновь выделен в удел сыну Всеволода — Святославу. В к. 50-х Суздаль перешел под власть кн. Андрея Ярославича и в дальнейшем находился в руках его потомков. Последние не играли самостоятельной политической роли в Северо-Восточной Руси. В XIV в. к Суздальскому княжеству было присоединено Нижегородско-Городецкое княжество.

В. К. 

 

СУЗЕМКА , поселок городского типа в Брянской обл., центр Суземского р-на. Население 10 тыс. чел. Основан в к. XII — н. XIII в.

 

СУКОННАЯ СОТНЯ , одна из привилегированных корпораций русского купечества к. XVI — н. XVIII в., третья по значению и богатству ее членов, после гостей и гостиной сотни. Впервые суконная сотня фигурирует на Соборе 1598. До оформления суконной сотни в Москве и др. городах имелась корпорация суконников. Члены ее играли крупную роль во внутренней торговле. Их положение определялось особой жалованной грамотой, выданной им на рубеже XVI — XVII вв. Они, как гости и члены гостиной сотни, освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на посадскую общину, исключались из юрисдикции местных властей, получали повышенную плату «за бесчестье» и имели др. привилегии, кроме права покупки вотчин и свободного выезда за границу. Обладая меньшими богатствами, чем гости и люди гостиной сотни, члены суконной сотни служили «в товарищах» при гостях, заведовали более мелкими предприятиями и также несли материальную ответственность в случае недобора казенных сумм. В к. XVI — н. XVII в. насчитывалось 250 членов суконной сотни, в 1649–116. Суконная сотня, так же как и гостиная, пополнялась царскими указами за счет зажиточных людей из посада и крестьян. В 1625–47 в суконную сотню было взято 156 семей. Несмотря на требования правительства, не все члены суконной сотни обзаводились домами в Москве. Некоторые предпочитали жить в других городах. В 1678 в Москве числится лишь 51 двор суконной сотни. К XVIII в. суконная сотня потеряла свое значение, а члены ее, так же как гости и люди гостиной сотни, были расписаны по гильдиям; в 1724 — в Москве, в 1728 — в остальных городах.

Д. Т. 

 

СУМАРОКОВ Александр Петрович (14.11.1717–1.10.1777), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1748) и «Димитрий Самозванец» (1771) ставит проблемы гражданского долга, служения обществу, самоотречения во имя блага государства.

Комедии Сумарокова «Опекун» (1765), «Лихоимец» (1768) и др. направлены против сословного чванства и невежества провинциального дворянства.

Писал басни, оды, эпиграммы, песни. В целом творчество Сумарокова содействовало развитию русского литературного языка.

 

СУПРАСЛЬСКАЯ «ОДИГИТРИЯ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В Гродненской еп., в шестнадцати верстах от г. Белостока, находится древнейший памятник Православия в западнорусском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь , основанный в 1500 на берегу р. Супрасли. Этот монастырь прославился чудотворною иконою Пресвятой Богородицы. Сюда стекаются многочисленные толпы богомольцев; не только православные, но и католики и даже протестанты, почитая икону чудотворною, стремятся для поклонения Царице Небесной к чудотворной Ее иконе. Происхождение Супрасльской иконы неизвестно; но есть предание, что она привезена из Смоленска. Она представляет собой копию с чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху над главою Богоматери — изображение Бога Отца в облаках, с ликами ангелов по сторонам.

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!