НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 28 страница



Поцелуй — один из древних обрядов русского народа, носивший скорее ритуально-религиозный, чем бытовой, чувственный характер. В языческие времена поцелуй обозначал пожелание быть целым, цельным, здоровым. Об этом свидетельствует происхождение слова «поцелуй» от корня «цел».

В языческой Руси было принято целование земли (Матери-земли) при принесении клятвы. Позже этот обычай перешел на целование пола при поклонах в церкви. Обычай этот в видоизмененном виде дожил до XIX в. В Малороссии, например, в некоторых местностях при ежедневной молитве Богу целовали землю со словами: «Земля, мати наша, помилуй нас!».

Почти повсеместное распространение вплоть до н. XX в. получило трехкратное целование православных при встрече. Общенародный характер имело «святое целование» в пасхальный период, в Прощеное воскресенье и др. Ритуальный характер имел поцелуй и при встрече гостей. В знак любви, дружбы и уважения хозяин приводил свою жену, «и все присутствовавшие целовали ее в уста».

О. Платонов 

 

ПОЧАЕВСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Богоматерь изображена склоненной ко Христу, Который положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. По сторонам иконы — миниатюрные изображения пророка Илии , первомученика Стефана , св. Нины, свв. Авраамия, Екатерины, Параскевы Пятницы и Ирины . Видимо, икона первoначально была заказана семьей, члены которой носили имена перечисленных святых. Икона получила название Почаевской от местечка Почаева, где она прославилась. От этого же местечка получила свое название и гора, и лавра, находящаяся на сей горе. Некогда в Почаевской горе, в пещере, поселились два инока для подвигов. Однажды один из этих подвижников взошел на гору для молитвы и вдруг увидел Пресвятую Богородицу в огненном столпе, стоящую на камне. Он тотчас позвал посмотреть на видение жившего с ним инока. Это видели и пастухи, пасшие стада под горою. Когда видение кончилось, то все, удостоившиеся его, нашли на поверхности камня, на котором стояла Пресвятая Богородица, след правой Ее стопы. Под стопою твердый камень точно растаял, как воск, и эта стопа оказалась наполненной прозрачной водой. Замечательно, что в этой стопе вода никогда не убавляется, хотя многочисленные поклонники постоянно берут ее для своего освящения и исцеления. Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе было около 1340, и затем, в продолжение 200 лет, там ничего особенного не происходило. В 1559 на Волыни был проездом из Константинополя митр. Неофит, и здесь его пригласила к себе владетельница местности, где находилась Почаевская гора, панна Анна Гойская. Митрополит, отъезжая, в благодарность за гостеприимство благословил Гойскую иконою Пресвятой Богородицы. Скоро в доме Гойской икона стала ознаменовывать себя чудесными явлениями: служанки панны не раз видела икону в сиянии. Сама Пресвятая Богородица не один раз являлась Гойской во сне, наконец явилась и наяву. Тогда Гойская возымела особенное уважение к иконе. Вскоре брат Анны, слепой от рождения, получил зрение по молитве пред иконою, по совету сестры. После того Гойская сочла себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе. Тут поставили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы . Гойская снабдила церковь всем необходимым, дала инокам на содержание вотчины с угодьями и лесами и украсила самую икону. С этого времени потекли от иконы чудеса как бы рекою. По молитве пред нею не только исцелялись всякие болезни, но были случаи, что и воскресали мертвые. Чудеса совершались не только для православных, но и для католиков, даже евреев. В 1675, во время войны с поляками, турки осадили было Почаевский монастырь. Иноки и собравшиеся в монастырь миряне молились Пресвятой Богородице пред Ее чудотворною иконою, запели Акафист , и Пресвятая Богородица, со множеством ангелов в воинских одеждах и с обнаженными мечами в руках, явилась над церковью. Она стояла в лучезарном сиянии и Своим омофором покрывала обитель. Это видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать; осажденные же преследовали их, и иных убили, а иных взяли в плен. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей?» — спрашивали турки у бывших у них в плену русских. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, — отвечали им пленники, — и вот почему деются такие силы». В 1721 Почаевская обитель вместе с иконою перешла к униатам. Во время владения иконою папа короновал ее торжественнейшим образом, т. е. возложил на нее драгоценные короны. В 1831 Почаевская обитель была возвращена православным и наименована лаврой.

Празднуется 23 июля/5 августа.

Прот. И. Бухарев 

 

ПОЧАЕВСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЛАВРА , Волынская еп., в м. Почаеве, на высокой каменистой горе. Она основана, по мнению одних, в 1240 иноками, искавшими убежище от нашествия Батыя в горах Почаева, по мнению других — в 1557. Она занимала в числе других лавр четвертое место. Существовало сказание, что Богоматерь явилась на горе Почаевской одному подвижнику, стоящею на камне, в столпе огненном. Под стопою Богоматери камень растаял, как воск, образовав вдавленный оттиск правой стопы Ее и источив воду живую. С того времени след стопы Богоматери является неоскудевающим источником чудес. В сей стопе Богоматери находился никогда не истощающийся источник, прославившийся своею целебною силою. Стопа находилась в Успенском соборе по правую руку от входа. Поклонники могли видеть стопу Богоматери, наклоняясь для этого в небольшое отверстие, устроенное у подножия стопочного ковчега, над самым цельбоносным источником. Так как стопа находилась под полом храма, то прикладываться к ней не было возможности, почему поверх ковчега поклонникам предлагалось для целования изображение стопы Богоматери. Долго держалась в Православии обитель, славная строгим благочестием и святостью жизни своих иноков, но и она, попущением Божиим, поддалась иезуитским козням и польскому насилию. Около 1721 она перешла в руки униатов и была в их власти 110 лет (1720–1831). Все здесь — и богослужение, и характер, и быт иноков стало образовываться в духе латинства: введены были латинские праздники и посты, изображения латинских и униатских святых и пр. Но и во время владения Почаевскою обителью униатов Божия Матерь не переставала проявлять свою благодатную силу; ее испытывали на себе не раз сами враги Православия и со своей стороны старались содействовать величию св. обители. Так, знаменитая в Почаевской лавре Великая соборная церковь Успения Божией Матери сооружена в 1780 на средства польского магната графа Потоцкого, после одного поразительного чуда, совершившегося над ним в виду обители. Построена она на месте соборной Свято-Троицкой церкви, воздвигнутой еще при жизни прп. Иова , игумена Почаевского. 10 октября 1831 имп. Николай I повелел предать Почаевский монастырь в распоряжение православного духовенства. С того времени в Почаевской лавре Православие опять засияло своим чистым, благодатным светом. Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям искусства в России. Здесь находится Почаевская икона Божией Матери, почитаемая как православными, так и униатами, и католиками, у нас в России и за границей. Кроме Почаевской иконы Божией Матери, в Успенской соборной церкви находится рака с восемнадцатью драгоценными частицами св. животворящего древа и мощей свв. апп. Филиппа и Варфоломея, св. Василий Великого , св. Амвросия Медиолианского , вмц. Варвары и др. Все частицы были расположены на богатой серебряной доске, покрывающей раку. Иконостас этого храма назывался «царским» и устроен был имп. Александром II в память посещения им лавры в 1859. Над Горним местом было установлено величественное изображение явления Божией Матери в столпе огненном на скале Почаевской. Большим уважением паломников в Успенской церкви пользовалась также копия с иконы Божией Матери Почаевской, называемая «Стопочною», пожертвованная в лавру за спасение от холеры в 1847 киевскими доброхотными христолюбцами. С 1891 в лавре находился список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Пантократора (т. е. Вседержителя) на св. Афонской Горе и именуемой «Герондисса» . На самой окраине горы Почаевской находилась пещерная церковь прп. Иова. Здесь почивали открытые 29 августа 1659 мощи его в серебряной раке, устроенной в 1842, и рядом с ними находилась пещера, в которой подвизался прп. Иов при жизни. Ежегодно (с 1903) 28 октября с особенным торжеством совершалось обнесение мощей прп. Иова вокруг Великой лаврской церкви. Ниже пещерной церкви находилась церковь прпп. Антония и Феодосия ; здесь в одной из ниш за завесой скрывался дубовый гроб, обитый шелковою материю, в котором первоначально почивали мощи прп. Иова. Из других храмов Почаевской лавры особенно замечательна теплая Свято-Троицкая церковь, сооруженная в напоминание старинной Свято-Троицкой церкви, над которой явилась Богоматерь с прп. Иовом для избавления обители от нападения татар в 1675. Колокольня в Почаевской лавре с золотым верхом поднималась от плоскости Почаевской горы на 29 саженей. При лавре имелось древлехранилище, учебно-ремесленное заведение, иконописная мастерская и издавна существовала типография, где печатались богослужебные и другие книги и листки религиозно-нравственного содержания, а также книжная лавка.

С. В. Булгаков 

 

ПОЧВЕННИЧЕСТВО , русское литературно-общественное направление 1860–х, тесно связанное с деятельностью Ф. М. Достоевского , критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65). Слово «почвенничество» создалось на основе патриотической публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для нее выражениями: «мы оторвались от своей почвы» и т. п. с призывом вернуться к народным основам, традициям и идеалам. Происхождение почвенничества восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (в 1850–х), и идейно было родственным славянофильству . Почвенничество призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным». Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству , народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада.

С. Дмитриев 

 

ПОЧВОВЕДЕНИЕ , особая ветвь естествознания, наука, впервые в мире разработанная русским ученым В. В. Докучаевым.

 

ПОЧЕП , город в Брянской обл., центр Почепского р-на. Расположен в пределах Придеснинской низменности, на р. Судость (приток Десны). Население 18 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1457, как город — с 1503. В 1610 во время польско-литовской интервенции у стен Почепа погибло около 4 тыс. его защитников. В 1618 захвачен Польшей; в 1686 возвращен России. В 1708–09 по указу Петра I был заново укреплен и стал опорной базой русских войск. В XVIII—XIX вв. Почеп принадлежал кн. А. Д. Меншикову , затем — графу К. Г. Разумовскому, позднее — графу К. П. Клейнмихелю. Почеп был значительным торговым центром: из 4 ежегодных ярмарок самой значительной была Ильинская (с 1665).

 

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ , привилегированная группировка в сословии «городских обывателей», образованная в 1832. Разделялись на потомственных и личных. Потомственное гражданство присваивалось: по рождению — детям личных дворян, а также детям духовных лиц, имевшим образовательный ценз (духовная академия или семинария); по ходатайству — коммерц- и мануфактур-советникам, купцам, если они пробыли в 1–й гильдии 10 лет или во 2–й гильдии 20 лет, получили чин или орден, а также ученым и художникам, имевшим степень. Личное почетное гражданство присваивалось: по рождению — детям духовных лиц, не имевшим образовательного ценза; по ходатайству — лицам, окончившим университет или некоторые высшие учебные заведения (Академия художеств , политехнические институты и пр.), а по службе — чиновникам, которые по «Табели о рангах» не имели права на личное дворянство (14–10–х классов). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний, получали право участия в городском самоуправлении.

 

ПОЧИНКИ , село в Нижегородской обл., центр Починковского р-на. Расположено на р. Рудне (бассейн Суры). Население около 10 тыс. чел.

Известно с 1647. В 1779 село преобразовано в уездный город Нижегородского наместничества, в 1798 оставлен за штатом.

 

ПОШЕХОНЬЕ , город в Ярославской обл., центр Пошехонского р-на. Расположен на Молого-Шекснинской низине, на правом берегу р. Согожа, при впадении в Рыбинское водохранилище. Население 7,7 тыс. чел.

В XVII в. на месте современного города, в местности, называемой Пошехонь (от Шехонь, Шехона — древнего названия р. Шексны), находилось монастырское село Пертома. Город Пошехонье с 1777.

 

ПОЯРКОВ Василий Данилович († во 2–й пол. XVII в.), выдающийся русский землепроходец. Происходил из служилых людей г. Кашина.

В к. 1630–х Поярков оказался в Сибири. В 1643 его отряд, состоявший из служилых людей и казаков численностью до 130 человек, был направлен якутским воеводой в Даурию, чтобы обложить данью жившее там население. Поярков прошел по р. Алдану и его притоку Учуру, пересек Яблоновый хребет, вошел в р. Зею, а из нее в Амур. По Амуру Поярков спустился в Ламское (Охотское) море, морским путем достиг устья р. Ульи и в 1646, преодолев Становой хребет, возвратился в Якутск. Поярков составил описание мест, по которым проходила его экспедиция. «Скаска» Пояркова содержала в себе важнейшие сведения о природных условиях Приамурья, о быте проживавших там народов и их отношениях с маньчжурами.

В честь Пояркова впоследствии был назван один из районных центров Амурской области.

О. М. Рапов 

 

ПОЯС. — См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

 

ПРАВДА , истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Одно из высших понятий Святой Руси. «Не в силе Бог, а в правде», — говорил русский человек, подразумевая под ней меру добра и совести , абсолютную истину души.

«Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит». «Всякая неправда — грех». «Делай не ложью — все выйдет по Божью». «И Мамай правды не съел». «Бог тому дает, кто правдой живет». «Кто правды ищет, того Бог сыщет». «Живи не ложью — будет по Божью». «Кто неправдой живет, того Бог убьет». «Оправь Бог правого, выдай виноватого!» «За правого Бог и добрые люди». «Бог на правду призрит».

«В неправде Бог карает». «В правде Бог помогает, а в неправде запинает (карает)». «В Боге нет неправды». «Вся неправда от лукавого». «Нечего Бога гневить, надо правду говорить».

«Бог правду видит». «Правда живет у Бога, а кривда на земле».

«Правда груба, да Богу люба». «Правда гневна, да Богу мила».

Правда и добро связаны между собой. «В ком правды нет, в том добра мало», или другая пословица: «В ком добра нет, в том и правды мало».

«Лжей много, а правда одна». «Ложью как хошь верти, а правде путь один». «Правда глаза колет». «Правда уши дерет». «Правда рогатиной торчит».

«Правда на огне не горит, на воде не тонет». «Правда тяжелее золота, а на воде всплывает».

«Правда сама себя очистит». «Правда сама себя хвалит и величает». «Придет пора, что правда скажется». «Правды некуда девать». «Правота — что лихота: всегда наружу выйдет».

«Правда шутки не любит». «С правдой не шути!» «С правдой шутить — что с огнем».

«Не ищи правды в других, коль ее в тебе нет».

«Правда светлее солнца». «Правда чище ясного солнца». «Правда дороже золота». «Правда — свет разума». «Свет плоти — солнце, свет духа — истина». «Истина от земли, а правда с небеси».

«От правды некуда деваться». «Без правды не житье, а вытье». «Без правды житье — вставши да за вытье». «Без правды не живут люди, а только маются». «Без правды жить — с бела света бежать». «Без правды веку не изживешь».

«Дело знай, а правду помни!» «Дело делай, а правды не забывай!»

«Доброе дело правду говорить смело». «Правда суда не боится». «Правда бессудна. На правду нет суда». «Правда из воды, из огня спасает».

«Правды не переспоришь». «Правда есть, так правда и будет». «Как ни хитри, а правды не перехитришь». «Правда прямо идет, с нею не разминешься, не обойти ее, не объехать».

«Правда, что шило — в мешке не утаишь». «Все минется, одна правда останется».

Жизнь прожить следует только по-доброму, по правде, достойно. Народная мудрость проводит эту мысль постоянно. А. Н. Афанасьев в предисловии ко 2–му изд. «Народных русских сказок» (1873) отмечает: «...всегда сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды. Она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою, например, сказка о правде и кривде задает практический вопрос: как лучше жить — правдою или кривдою? Выведены два лица, из которых каждый держится противоположного мнения:

Правдивый и криводушный. Правдивый — терпелив, любит труд, без ропота подвергается несчастию, которое обрушилось на него по злобе криводушного, а впоследствии, когда выпадают на его долю и почести, и богатство, он забывает обиду, какую причинил ему криводушный, вспоминает, что некогда они были товарищами, и готов помочь ему. Но чувство нравственное требует для своего успокоения полного торжества правды — и криводушный погибает жертвою собственных расчетов».

«Основная болезнь народная, — писал в свое время Ф. М. Достоевский, — жажда правды, но неутоленная». С к. XVII в. на глазах у простого русского человека рушили его основы, глумились над его святынями. Он видел непонимание и враждебность к нему со стороны «господ» и так называемой интеллигенции. Русский человек понимал, что по отношению к нему творится несправедливость, неправда, но в душе остро верил в торжество справедливости и правды.

Правда — воздух, без которого нельзя дышать (И. С. Тургенев ). Никакой туман не устоит против лучей правды (Ф. М. Достоевский ). Правда, хотя бы и жестоко выраженная, не должна быть страшна никому (Н. И. Пирогов ). Только правда, как бы она ни была тяжела, — легка (А. А. Блок ).

Правда — это победа совести в человеке, общая совесть людей. Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения бороться: бороться за правду, стоять за правду, но всегда правда о себе докладывает силой. Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться —истину надо искать (М. М. Пришвин ).

О. Платонов 

 

«ПРАВДА» , политический, литературный и общественный журнал-газета патриотического направления. Выходил в Петербурге в 1888–94. Издатель-редактор — М. О. Коялович , позднее — П. Н. Подлигайлов. Журнал стоял на православно-монархических позициях, провозглашая себя «органом исключительно политическим, истинно русского направления».

 

ПРАВДА И КРИВДА , в понятиях Св. Руси встречающееся в сказках, преданиях и духовных стихах выражение главного духовного противоречия, столкновение противоположных начал — Божественного и сатанинского, доброго и злого, света и тьмы, доли и недоли.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!