НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 20 страница



 

ПЛЕВЕ Вячеслав Константинович (1846–15.07.1904), русский государственный деятель, сенатор, министр внутренних дел (1902–1904). Проводил политику, отвечающую интересам русского народа, выступал против либерально-масонского и революционного движения. Убит в результате заговора иудейско-масонской бандгруппы эсеров, возглавляемой Е. Азефом и Б. Савинковым.

 

ПЛЕВИЦКАЯ Надежда Васильевна (28.09/10.10.1884–5.10.1940), русская певица (меццо-сопрано). Основоположница в России исполнительского жанра народной песни. Собрала, обработала и исполнила около 800 народных песен.

Первая исполнительница песен «Ухарь купец», «Помню я еще молодушкой была», «Хас-Булат», «Лучинушка», «Замело тебя снегом, Россия», «Русь родная». В репертуаре — широчайшая палитра обрядовых, казачьих, городских народных песен. Среди близких друзей и творческих соратников Плевицкой были Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, К. С. Станиславский, В. И. Качалов, С. Т. Коненков.

После 1920 в эмиграции. В 1996 вновь открытой планете присвоено имя Плевицкая.

 

ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО , Переславское озеро, на юго-западе Ярославской обл. В к. XVII в. на Плещеевом озере была построена «потешная» учебная флотилия Петра I . На юго-восточном берегу — г. Переславль-Залесский.

 

ПЛЁС , город в Ивановской обл., в Приволжском р-не. Расположен на правом берегу Волги (пристань), прорезающей Ростово-Плёсскую моренную гряду, образуя т. н. плёсские «ворота». Население 3,8 тыс. чел.

Впервые упоминается во 2–й пол. XII в. В 1237 разорен монголо-татарами. В 1410 построена крепость для защиты подступов к Костроме и Москве от набегов монголо-татар. В XVII—XVIII вв. развивался как торговый центр, поставщик льна и полотна. В последней четв. XIX в. из-за красоты окрестностей стал популярным дачным местом; здесь работали многие русские художники-пейзажисты.

Архитектурные памятники: Успенский собор (к. XVII — н. XVIII вв.), Троицкая (1808), Воскресенская (1817), Варваринская (1821) церкви.

 

ПЛОЩАНСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ пустынь , Орловская еп., в Севском у., на берегу озера Площанского, в окрестностях с. Брасова. Существовала в XVI в.; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находились: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патр. Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона свт. Николая , обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем . Чудотворная Казанская икона носилась из монастыря для поклонения в Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.

С. В. Булгаков 

 

ПЛУГ , орудие для обработки почвы. Разрыхляя почву, переворачивает и перемешивает ее. Состоит из лемеха — подрезающего почвенный пласт снизу, ножа — отрезающего пласт со стороны и отвала, который принимал и переворачивал подрезанный пласт. В к. XIX — н. XX вв. плуги делились на упряжные и паровые; для одностороннего отваливания, двустороннего отваливания и без отвала. В к. XIX в. в России плуг вытеснил соху.

 

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (21.05.1827–10.03.1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.

Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом». Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859–65 Победоносцев — профессор-юрист Московского университета . Его курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.

В к. 1850–х Победоносцев выступал как писатель-публицист либеральных воззрений. В н. 1860–х принял деятельное участие в разработке судебной реформы (1864), отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.

Оставив профессорскую должность (1865), Победоносцев переселился в Петербург и всецело посвятил себя государственной службе: в 1868 стал сенатором, в 1872 — членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А. Ф. Кони, речи Победоносцева, произнесенные в Сенате и Госсовете, производили сильное впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой, ясностью и силой убеждения. В тот же период Победоносцев активно занимался и научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг, множество статей, документальных сборников, переводных сочинений по истории и юриспруденции.

В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III ), a позже — к Николаю Александровичу (Николаю II ), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.

В к. 1870–х во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860–70–х. Победоносцев — автор манифеста 29 апреля 1881 «О незыблемости самодержавия». Был одним из создателей тайной правительственной организации «Священная дружина» (1881–83), призванной бороться с народническим экстремизмом.

В 1880 назначен обер-прокурором Свящ. Синода (пребывал на этом посту в течение 26 лет). В 1896 в «Московском сборнике» Победоносцев подверг критике основные устои современной ему западноевропейской культуры и принципы государственного устройства, видя основные пороки в «народовластии и парламентаризме», ибо они «родят великую смуту», затуманивая «русские безумные головы». Политические перевороты в мировой истории Победоносцев объяснял интригами людей.

Как христианский мыслитель Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания.

Лишь православная вера, которую русский народ «чует душой», способна давать целостную истину. С позиции Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию «великой ложью нашего времени».

В н. XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятия, под давлением революционного подъема, Манифеста 17 октября 1905, провозгласившего буржуазные «свободы», вышел в отставку.

В. А. Федоров 

 

ПОБРАТИМСТВО (крестовое братство) , древний обычай русского народа, обозначающий вступление в братские отношения людей, не связанных между собой родственной кровью. По сведениям В. И. Даля , братаются, меняясь тельными крестами, при зароке вечной дружбы, крестятся, обнимаются и целуются. «Побратим — названый, или крестовый, брат, сестра или просто крестовый, крестовая — названый, побратим и посестра». Обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе. Ссориться и ругаться с побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата жизнь, если это понадобится.

О древности побратимства свидетельствует былина «Бой Добрыни с Ильей Муромцем». В ней, в частности, описывается обряд обмена крестами.

 

Назывемся-ко мы братьями крестовыми

Покристоемся мы своими крестами золочеными.

 

* * *

Приставать будем друг за друга,

Друг за друга, за брата крестового.

 

Исторические данные свидетельствуют, что обряд побратимства был распространен по всей территории расселения русских. Сведения о нем встречаются и в Белоруссии, и в Великороссии, и в Малороссии. Бытовало побратимство и у других славянских народов.

О. Платонов 

 

ПОВЕНЕЦ , поселок городского типа в Карелии, в Медвежьегорском р-не. Расположен на берегу Онежского оз. Население 3 тыс. чел.

Известен с XV в. как селение Вяжицкого Новгородского монастыря. С к. XVII в. назван «рядком» (торгом). В 1703 Петр I основал в Повенце чугунолитейный завод (закрыт в 1736). Город с 1777.

 

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» , древнейший дошедший до нас русский летописный свод, созданный в 1113–18, который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов XIV—XVI вв. (см.: Летописи). В 1113 монахом Нестором создается первая редакция, в 1116 — по поручению Владимира Мономаха — вторая, составленная игуменом Сильвестром , в 1118 — третья, включившая в себя «Поучение» Владимира Мономаха. Ниже приводится отрывок из этой «Повести» — «Откуда есть пошла Русская земля»:

«Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елмаис, Индия, Аравия Сильная, Кулия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией... и некоторые острова: Сардиния, Крит, Кипр, и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор, меоты, дереви, сарматы, жители Тавриды, Скифия, фракийцы, Македония, Далмация, молоссы, Фессалия... Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лухития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского (Черного) моря на север: Дунай, Днестр, Кавкасийские горы, т. е. Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома , весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли, и сели на Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами , а другие — древлянами , потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами , иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Также славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами . И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

 

«ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ» , одно из распространенных литературных произведений Древней Руси, перевод с персидского языка, сделан не позднее XI в. В повести рассказывается о пустыннике Варлааме и царевиче Иоасафе. При рождении царевича звездочеты предсказали отцу, что Иоасаф станет христианским подвижником. Чтобы помешать этому, отец, индийский царь, изолирует Иоасафа от людей, но сын узнает о страданиях, болезнях и смерти, подстерегающей людей. Пустынник Варлаам, открывает царевичу православный мир и приобщает его к христианской вере. Варлаам рассказывает Иоасафу мудрые, глубокие по своему духовному содержанию притчи, получившие широкое распространение на Руси. Пять из них вошли в первую редакцию русского Пролога , две — использовал Кирилл Туровский . Духовно-нравственные и художественные мотивы повести использовали в своих произведениях В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мелъников-Печерский.

О. П. 

 

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ» , литературное произведение XVII в., рассказывающее о злоключениях безымянного Молодца, ставшего жертвой собственной гордыни, пренебрегшего народной традицией. Не послушавшись наставлений родителей, он оставляет дом, решает «жити, как ему любо», и сразу же сталкивается с серьезными трудностями. Поверив совету «добрых людей», Молодец достигает успеха, но, возгордившись, попадает под власть Горя-Злочастия и, едва избежав гибели, спасается от его преследования в монастыре.

 

«ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ» , историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1380). Повесть призывала к единению русских земель. В центре повествования — образ св. кн. Димитрия Донского . Он собирает силы, на нем лежит ответственность за исход дела. Стремясь уничтожить врагов Христовых, князь благочестив и миролюбив. Все православные силы объединяются вокруг Димитрия Донского, и «Божественная воля приносит им победу». Резко осуждаются предатель кн. Олег Рязанский и «нечестивый» кн. Литовский Ягайло.

 

«ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВЗЯТИИ ОТ ЦАРЯ ТОХ-ТАМЫША И О ПЛЕНЕНИИ ЗЕМЛИ РУССКИЯ» , историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1382). Посвящено описанию вероломного нападения на Москву татарских полчищ по главе с ханом Тохтамышем. Повесть рассказывает о героизме русских людей, защищавших Москву, в то время как князья не хотели помогать Димитрию Донскому в борьбе с врагом. Отступники забыли, что надо жить «друг другу пособляя и брат брату помогая». Повесть призывает к единству русских земель, осуждает «неодиначество» русских князей и княжеские усобицы.

 

«ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ», памятник русской литературы XV—XVI вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиеп. Василия Калики (XIV в.). По «Повести», белый клобук, созданный римским имп. Константином Великим для папы Сильвестра, из-за «отпадения Рима от Православия» чудесным путем попал в Византию; патр. Филофей, предупрежденный во сне о предстоящем разорении Константинополя турками, отправил белый клобук в Новгород. В «Повести» отразились многие вопросы, обсуждавшиеся в русской публицистике, — о соотношении духовной и светской власти, об отношении Новгорода к Москве, России — к Риму и Византии («Москва — третий Рим»), «Повесть» получила широкое распространение среди старообрядцев.

Н. Р. 

 

«ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ» , историческая повесть XVI в., рассказывающая о присоединении Пскова к Русскому централизованному государству в 1510. Сохранились две «Повести о Псковском взятии», написанные современниками, а возможно и участниками этих событий. Одна повесть была написана псковичом и дошла до нас в составе I Псковской летописи, другая — в Москве и сохранилась в летописном сборнике XVI в. В обеих повестях подробно описаны события 1510, связанные с приездом в Псков вел. кн. Василия III , ликвидацией независимости Псковской республики, введением новой системы управления и новых порядков на Псковской земле. Псковский автор, передавая эти события, признает закономерность присоединения Пскова к Русскому централизованному государству. В то же время он описывает скорбь псковичей по поводу утраты былой вольности. Она написана ярким живым языком; отдельные эпизоды переданы с большим драматизмом и эмоциональностью, что свидетельствует о литературных способностях автора. В московской «Повести» те же самые события оценены с иных позиций. В ней нет оплакивания псковской вольности. Ликвидация независимости Пскова расценена как совершенно естественный акт.

Л. М. 

 

«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ» , памятник русской литературы, рассказывающий о разгроме Рязани монголо-татарами в 1237. Повесть создана в сер. XIV в. (по мнению А. Г. Кузьмина — в н. XVI в.). Дошла до нас в списках не ранее XVI в. в составе свода рязанских произведений, посвященных легендарной истории иконы Николы Заразского и рассказам о борьбе Рязани с монголо-татарами. В своде, носящем условное название «Повести о Николе Заразском», отразились некоторые исторические факты, отсутствующие в др. источниках. Наибольшее значение имеет центральная часть свода — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Входящий в нее рассказ о богатыре Евпатии Коловрате расценивается многими исследователями как книжная переработка народной песни.

 

ПОВЕЧЕРИЕ. — См.: СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

 

ПОВОЗ , повинность на Руси. «Повоз возити», «возы везти на государя» — обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца — боярина или помещика , на рынок и в поход.

 

ПОГАР , поселок городского типа в Брянской обл., центр Погарского р-на. Расположен на р. Судость (приток Десны). Население 11,8 тыс. чел.

Первое славянское поселение на месте Погара известно с VIII—IX вв. В 1155 впервые упоминается как городское поселение Радощ, позже Радогощ. В к. 1230–х разорен монголо-татарами. Во 2–й пол. XIII в. захвачен Литвой. В 1380, 1500 и 1517–1618 входил в состав Русского государства, в 1618 захвачен Польшей, с 1666, при воссоединении Малороссии с Россией, в составе Русского государства. С сер. XVII в. получает название Погар и магдебургское право (был известен ярмарками). С 1763 уездный город Черниговского наместничества, в 1797 оставлен за штатом, с 1917 сельское поселение.

 

ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА В МЕЖЗВЕЗДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ , выдающееся открытие в астрономии, сделанное в 1847 русским ученым В. Я. Струве.

 

ПОГОДИН Михаил Петрович (11.11.1800–8.12.1875), русский историк, писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Московский университет . В 1826–44 — профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории. В 1827–30 издавал журнал «Московский вестник» , в 1841–56 при тесном участии С. П. Шевырева — «Москвитянин» . В 1820–30–х Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений («Черная немочь», 1829, «Петр I», 1831, и др.). В те же годы Погодин выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и славянской истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин установил связи с видными славянскими учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования Погодина по отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении первоисточников, имели большое научное значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!