Православное мировоззрение в русской летописной традиции 20 страница



10. Не желай дома, жены и имущества ближнего твоего.

Сорок лет странствовал св. пророк с паствой по Синайской пустыне — и умер, так и не увидев Земли Обетованной. Память прор. Моисею отмечается 4/17 сентября.

 

МОИСЕЙ МУРИН (IV в.), преподобный. Празднуется 28 августа/10 сентября. У русских людей этот святой считался целителем от пьянства. В «Сказании о святых» ему даже назначается особая молитва, советуется людям, страдающим от запоя, обращаться с молебствиями о воздержании к этому угоднику. Основанием для такого представления о св. Моисее Мурине, очевидно, послужило то обстоятельство, что он, сначала занимаясь разбоями, страдал сильным пристрастием к вину. Так, например, по замечанию о нем Четьи-Минеи и Пролога, однажды, увидев стадо овец и при них пастуха, Моисей Мурин задумал было убить его, и, когда это не удалось, чтобы выместить свою злость, он «уби четыре изрядныя овцы и, одрав их, мяса добрейша изъяде, овчины же на вине пропил». Но впоследствии, сознав при помощи Божией грехи свои, он обратился к Богу с покаянием и стал одним из строжайших подвижников благочестия.

И. П. Калинский 

 

МОИСЕЙ НОВГОРОДСКИЙ и ПСКОВСКИЙ , архиепископ († 25.01.1362), происходил из знатной новгородской семьи. С детских лет отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь Успенский монастырь . Родители, найдя его там, умоляли игумена перевести сына в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем свт. Моисей стал настоятелем Юрьева монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое для Руси время: пожары, чума, нашествие татар, неурожай. В эти годы святитель прославился благотворительностью, сооружал монастыри и церкви, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом боролся с еще не вымершим в Новгороде язычеством. В 1330 св. Моисей удалился ради подвижничества в основанный им Деревяницкий Воскресенский монастырь (с 1875 — женский), но через 22 года вынужден был вернуться на кафедру. Он пробыл на ней еще семь лет, а затем окончательно ушел на покой в Сковородский Михайловский монастырь . Там же он был погребен. Свт. Моисей причислен к лику святых ранее XVII в. Почивал он «на вскрытии», т. е. в открытой раке. В 1686, во время утрени, рака с нетленными мощами его чудесно явилась посреди церкви.

Память свт. Моисею отмечается 25 января/7 февраля.

 

МОИСЕЙ УГРИН , Печерский, преподобный († ок. 26.07.1043), родом угрин (венгр), слуга св. страстотерпца кн. Бориса Владимировича Ростовского, убитого 24 июля 1015. Только случайная отлучка спасла прп. Моисея, и он скрылся в Киеве, у сестры кн. Ярослава Новгородского, княжны Предиславы. Во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком тот навел на Киев своего тестя, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу много пленных, в том числе и прп. Моисея, мирское имя которого неизвестно. Он отличался редкой красотой, и одна богатая полька хотела выкупить его из плена, чтобы он женился на ней. Но преподобный отверг ее притязания. Через некоторое время пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг святого с именем Моисей. Долго искали этого черноризца, а потом полька, отчаявшись в своих упованиях к прп. Моисею, приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю Болеславу, и тот дозволил ей делать с преподобным все, что ей хочется, а в угоду панне приказал изгнать всех черноризцев из своих владений. В эту же ночь король умер, а в Польше произошло восстание, при котором было убито много богатых людей, в том числе и эта богачка. Прп. Моисей вернулся в Киево-Печерский монастырь , отдался под руководство прп. Антония и провел там десять лет в посте и молитвах, но полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других, исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Святой, предузнав свою кончину, причастился Св. Тайн и мирно почил в 1043, еще при жизни своего наставника.

Память прп. Моисею отмечается 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).

 

МОКОШЬ (Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» ( В. Иванов).

Мокошь служила олицетворением Матери Сырой Земли, символизировала собой взаимодействие сил земли и неба, являлась богиней судьбы, женского начала, плодородия, покровительницей женщин. В разных местах — у дорог, возле колодцев для поклонения ей ставились столбы, чурбаны, вырезанные болваны, возле которых приносили жертву.

Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, часто воздетыми вверх. По ночам она пряла в избе, по-видимому нити человеческой судьбы, что сближало ее с образом греческих мойр, также прядущих нити судьбы. Непосредственным продолжением образа Мокоши после Крещения Руси стала сщмц. Параскева Пятница.

О. П. 

 

«МОЛВА», русская литературная газета славянофилов , выходила в 1857 в Москве (38 номеров). Редактор официальный — С. М. Шпилевский, фактический — С. Аксаков . Носила преимущественно теоретический характер, разрабатывала основные вопросы славянофильской доктрины: община , народность в науке и искусстве, славянский вопрос, экономическое развитие России. Главные сотрудники газеты: Н. М. Павлов, А. П. Чебышев-Дмитриев, С. Т. Аксаков , А. Бессонов, М. Бодянский, А. С. Хомяков, В. Чижов, С. П. Шевырев.

 

МОЛДАВАНСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Молдаванском скиту на Афоне. По преданию, в 1863 игумен этого монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек. Игумен просил его писать икону только натощак, и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собою. Живописец возблагодарил Царицу Небесную. Слух о чуде быстро разнесся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу.

Празднуется 12/25 июля.

Прот. И. Бухарев

 

МОЛДАВИЯ , территория на юго-западе России, один из исторических ареалов Древнерусского государства. В VI в. на ее территории на многие века осели славяне (тиверцы и уличи) , оказавшие большое влияние на местное население. В X — XI вв. территория Молдавии почти целиком входила в состав Древнерусского государства. Вместе с русскими молдавские племена приняли Православие. В XII-XIII вв. Молдавия входит в состав русского Галицко-Волынского княжества . В Северной Молдавии, в Поднепровье, культура населения носила древнерусский характер, а на остальной территории Молдавии распространены памятники балкано-дунайской культуры IX-XI вв. (Калфа, Лэмбарь Кэпрэрия, Петруха). В результате вторжений печенегов, половцев и др. кочевников в X — н. XII в. славяне в Молдавии были рассеяны и их поселения в последующие века на территории Молдавии представляли отдельные островки. В сер. XIII-XIV вв. территория Молдавии попала под власть татаро-монголов. У сел Требужаны и Костешты раскопаны золотоордынские города, бывшие крупными ремесленными и торговыми центрами.

Предки молдаван формировались первоначально на территории карпато-дунайских земель из романизированных гетодаков, подвергавшихся с VI в. разностороннему влиянию славян. Оттесненные в эпоху Великого переселения народов в предгорья Карпат, предки молдаван, именуемые с X в. волохами, оставляли земледелие и становились гл. обр. оседлыми скотоводами. Расселяясь, волохи в XII-XIV вв. заняли карпато-днестровские земли, а с XIV в. заселили Днестровско-Прутское междуречье. В это время у волохов развивался феодализм. Из среды общинников выделились «кнезы». Возникли государственные образования: Бырладское княжество (упоминается в летописи между 1144 и 1174) и «земля бродников» (XIII-XIV вв.). Появились крупные землевладения Милковской епископии (XIII-XIV вв.), Балка (1-я пол. XIV в.). В долине р. Молдова возникло вассальное Венгрии княжество Молдавия (1-я пол. XIV в.). Его преемником стало самостоятельное Молдавское княжество, которое образовалось в 1359 в ходе освободительной войны против Венгерского королевства. В состав Молдавского княжества вошла территория современной Молдавии между Прутом и Днестром. Территория Молдавии на левобережье Днестра в к. XIV в. была захвачена литовским кн. Витовтом. С 1456 Молдавия становится данницей Османской империи. В XV-XVII вв. население Молдавии борется с турецким игом. В этой борьбе с ним всегда был русский народ. При помощи Москвы, Киева и Львова в Молдавии в 1641 была открыта первая молдавская типография. Киеву Молдавия обязана и открытием Греко-славянско-латинской академии в Яссах (1640).

С сер. 1650-х молдаване неоднократно обращались в Москву с просьбой принять их в русское подданство. Усиление борьбы против турецких захватчиков связано с именем Петра I и молдавского князя Д. Кантемира. На пути к победе было немало поражений. Только в 1791 турки были изгнаны из Молдавии, а ее жители приняты в русское подданство.

О. П. 

 

МОЛДАВСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской еп. Празднуется 13/26 марта.

Прот. И. Бухарев 

 

МОЛЕБНЫ , краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым.

Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене , но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы к Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении перед Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.

Кроме общего просительного молебна, бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года , перед учением, в неделю Православия.

 

МОЛЕБНЫ В ДОМАХ , важное и широко распространенное событие в духовной жизни русских с древности и вплоть до 1-й четв. XX в., эпизодически сохранявшееся в советское время и возрождающееся в наши дни.

Повсеместно у русских бытовал обычай приглашения причта с молебном в свои дома на Пасху . На протяжении XIX в. мы почти не встречаем таких описаний народной религиозной жизни, где не было бы упоминания или подробного рассказа о домашних молебнах на Светлой (Святой) седмице. Такая информация поступала отовсюду. В 1847 в характеристике обычаев Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ., направленной в Императорское Русское Географическое общество, говорилось: «В Светлое Воскресенье крестьяне поднимают образа и сопровождают в каждое селение». В 1852 из Щигровского у. Курской губ. писали о том, что на Святой священники в сопровождении толпы оброчников, давших обет носить иконы, ходят по всем домам всех деревень своего прихода и служат молебны. Как мы видим, молебнам в домах предшествовал крестный ход из храма в деревню, продолжавшийся затем в виде переходов из дома в дом с последующим перемещением в другое селение. В приведенном сообщении обращает на себя внимание подчеркнутая всеобщность этого явления — по всем домам всех деревень данного прихода.

В Щигровском известии описаны и некоторые детали, сопровождавшие, по местному обычаю, молебен в доме. Заранее приготавливали кулич, ковригу хлеба, солонку с солью, три сырых белых яйца — все это должно было быть освящено в ходе молебна. После молебна, если в избе было тесно (а ведь оброчники шли толпою, как выше было сказано), стол выносили на двор, накрывали его льняной скатертью, ставили кулич и «величали Пасху». Затем начиналось угощенье. Хлеб отдавали причту; кулич расходился тут же на угощенье; освященные яйца подкладывали под наседку; овес сохраняли до первого засева, когда добавят его в семена; соль давали больной скотине; скатерть выбрасывали на крышу, где она лежала до тех нор, пока ветер не сдует.

Более подробную картину пасхальных молебнов вне храма в Зарайском у. Рязанской губ. в 1850-х оставил В. Селиванов, непосредственно наблюдавший их неоднократно. Священник — по желанию прихожан — назначал день на Светлой седмице для хождения с образами. Вся деревня готовилась к встрече. К заутрене из деревни шли богоносцы — «мужики и бабы, парни и девки, по большей части по обещанию, данному за исцеление болезни или минование другого какого горя, для исполнения святого дела, ношения образов». Как только стоявшие у околицы ребятишки закричат: «Идут! Идут!» — вся деревня приходила в движение: «и старый и малый и бежит, и едва плетется, опираясь на палку, все торопятся во сретение святых посетителей. Далеко еще заслышав пение причта, сердца ожидающих наполняются восторженным благоговением, и, когда блеснут лучами солнца венцы на святых иконах и животворящий крест в руке священника, начинают молиться: иные крестятся, призывая про себя Имя Господне, другие, повергаясь ниц, творят земные поклоны».

Если в имении был господский дом, то крестный ход двигался прямо на барский двор, где заранее был приготовлен накрытый скатертью стол. Под столом помещали немного сена, а на столе — меру с овсом, в которую укладывали несколько сырых яиц, и втыкали рогульку с прилепленной к ней свечой. Могли быть поставлены и другие зерновые — в четвериках, гранцах, полумерках: пшеница, горох, просо, ячмень, гречиха. Освященные зерна высыпали потом в закрома — в приготовленные семена. Богоносцы становились рядом со столом, перед образами зажигали свечи, священник начинал молебен.

После молебна на барском дворе образа шли (т. е. крестный ход двигался) по деревне. Молебен служили в каждой избе; после молебна иконы устанавливали в переднем углу, «а священник, дьячки и богоносцы непременно должны» были присесть к накрытому заранее столу и отведать, хоть немного, «хозяйской хлеба-соли» . Поблагодарив хозяев, поднимали образа и с пением «Христос воскресе» выходили на улицу. Всякий приход имел свой обычай — сколько давать клиру копеек за молебен в доме и сколько пирогов и кругов хлеба. «Бабы жертвуют на образа холст по своим достаткам».

После обхода всех дворов крестный ход двигался к часовне, где служили заключительный молебен. При этом во время чтения Евангелия староста преклонял голову под епитрахиль, а по завершении молебна священник благословлял одного из двух крестьян, назначенных на сходке для почина пахоты, и давал им по кругу хлеба. Крестный ход уходил с пением канонов, провожаемый до околицы жителями селения. Если деревня была сильно отдалена от села, где стояла церковь, то образа могли остаться здесь на ночь — в доме помещика, или в избе, предназначенной для общинных сходов, или в другом помещении. Некоторые благочестивые жители оставались при иконах на всю ночь: молились, меняли догоревшие свечи.

Молебны по домам по просьбе жителей служили также на храмовые и обетные праздники (кануны) и во время больших крестных ходов с чудотворною иконою.

Массовое народное понимание молебна в доме было по сути своей сугубо церковным: молебен отвечал желанию максимально освятить все стороны свой жизни и снискать благословение Божие на свое жилище.

М. М. Громыко 

 

МОЛИТВА , благодарственное или просительное обращение к Богу, который любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должно иметь радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников.

Молитва часто сопровождается благоговейными словами и внешними знаками благоговения: крестным знамением , коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, без внешних проявлений. Это внутренняя, или углубленная, молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.

Успех молитвы полагается в силе Бога, правильной вере просящего, примиренности молящегося с другими людьми, содержанием самого прошения, которое не может быть выполнено, если будет греховным. Успех молитвы зависит не от количества и «правильности» слов, от посулов (обетов) Богу, а от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от Воли Божьей (Мф. 6: 5—15; Мк. 11: 25, 26).

«Подлинно блаженное дело — не грешить, а согрешающим — не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молиться и не стужати, как говорит Господь (Лк. 18: 1). И апостол еще говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:11), т. е. и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь, — не прерывай молитвы: ибо не знаешь, когда приидет требующий души твоей. Не жди воскресного дня, или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись на всяком месте владычества (Пс. 102: 22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва — печать девства, верность брака , оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва — заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва — беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва Ионе и кита соделала домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в дух росы (Дан. 3: 50). Молитвою Илия связал небо, не одождите лета три и месяцев шесть (Иак. 5: 17). Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш,


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!