Православное мировоззрение в русской летописной традиции 11 страница



Память ап. и еванг. Марку отмечается 4/17 января, 25 апреля/8 мая, 27 сентября/10 октября, 30 октября/12 ноября.

 

МАРК ПЕЧЕРСКИЙ , Гробокопатель (к. XI — н. XII в.), выполнял послушание могильщика в Киево-Печерской обители , расширяя существующие и копая новые помещения в Богом зданных (созданных) пещерах. Постоянно соприкасаясь с таинством смерти , он как никто другой понимал истинную цену преходящей жизни, всю ее бренность и суетность. Он бодрствовал день и ночь, посвящая себя постоянному труду, непрестанной молитве, смиряя бунтующее тело железными веригами и постом. И так преуспел в подвигах, что уже не боялся смерти, скорее она сама боялась его. Однажды, когда из-за тесноты погребальной пещеры братия не смогла возлить елей на умершего монаха, усопший сам, по слову прп. Марка, возлил елей на себя. В другой раз, не успев приготовить место для скончавшегося инока, прп. Марк во время отпевания прислал ему просьбу воскреснуть и подождать еще сутки. Как-то он приготовил общую могилу для двух братьев: Феофила и Иоанна. Младшего — Иоанна Господь призвал ранее, и, когда Феофил возмутился, почему брата положили на место, предназначенное старшему, прп. Марк смиренно просил мертвеца передвинуться, что тот и исполнил. Пораженный Феофил раскаялся и провел долгую жизнь в благочестии и памяти смертной. Оба брата вместе с прп. Марком причислены к лику святых.

Память прп. Марку отмечается 29 декабря/11 января, 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).

 

МАРКОВ Андрей Андреевич (2/14.06.1856—20.07.1922), математик, академик. Основные труды по теории вероятностей, теории чисел и математическому анализу. В 1969 АН СССР учреждена премия (с 1993 премия РАН) имени Маркова.

 

МАРКОВ Николай Евгеньевич (1866—1945), русский общественный деятель и публицист. Из курских помещиков.

Окончил институт гражданских инженеров. В 1905 был в числе основателей партии народного порядка, впоследствии слившейся с Союзом Русского народа . Играл большую роль в русском патриотическом движении. После раскола Союза Русского народа стал руководителем одной из его частей. Член фракции правых в III и IV Государственных Думах.

После революции продолжал борьбу с еврейским большевизмом. Выпускал православно-монархический журнал «Двуглавый орел» . В 1921–31 председатель Высшего Монархического совета.

Выступал одним из организаторов защиты по делу о Сионских протоколах на Бернском процессе.

Основные труды: «Войны темных сил» (в 2 кн.) (1928–30), «Про дом свой» (1930), «История еврейского штурма России» (1930), «Отреченные дни Февральской революции».

О. Платонов 

 

МАРКОВ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь , Полоцкая еп., близ Витебска, в д. Слободке на берегу Двины. Основан иноком Марком, но когда — неизвестно; существовал до 1576, когда Троицкий храм его считался приходским; возобновлен в 1633 кн. Львом Огинским. В нем находилась древняя чудотворная Витебская Казанская икона Божией Матери — дар патр. Никона.

С. В. Булгаков 

 

МАРКОВНИКОВ Владимир Васильевич (10.01.1838—29.01.1904), русский химик. Развивая теорию химического строения А. М. Бутлерова , исследовал взаимное влияние атомов в органических соединениях; сформулировал правило о направлении реакции присоединения по двойной связи (см.: Марковникова правило). Открыл изомерию жирных кислот (1865). С н. 1880-х исследователь кавказской нефти, открыл нафтены. Содействовал развитию отечественной химической промышленности. Один из основателей Русского Химического общества (1868).

 

МАРКОВСКИЙ ПРОЦЕСС , выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1906 русским ученым А. А. Марковым.

 

МАРТ , третий месяц в году, древнерусское название — «березозол». По поводу этого названия существовало несколько толкований: начинает пускать почки береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь. До к. XV в. март был первым месяцем в году. В Следованной Псалтири под 1 марта говорится: «Сей первый есть в месецех месяц, зане в онь началобытный свет сей видимый и Адам сотворен бысть, и вся тварь его ради, и в рай введен, преслушания же ради изгнан». В житии св. Стефана Пермского читаем: «Март месяц начало всем месяцем, иже и первый наречется в месяцех, ему же свидетельствует Моисей законодавец, глаголя: месяц же вам первый в месяцех да будет март... Марта бо месяца начало бытия — вся тварь Богом сотворена бысть от небытия в бытие, марта же месяца в 21 (25) день и первозванный человек, родоначальник Адам, рукою Божиею создан бысть».

На севере России март назывался «сухый», или «сухий», от весенней теплоты, осушающей всякую влагу. В древнейших месяцесловах и святцах встречается еще одно название марта — «пролетний», так как им начиналась весна, предвестница лета, и вместе со следующими месяцами — апрелем и маем он составлял т. н. «пролетье».

Основные народные приметы по дням этого месяца таковы: 1. Прмц. Евдокии . Авдотьи Весновки. В этот день встречают весну и поют: «Весна красна, что ты нам принесла? — Красное летечко!»; 4. Прп. Герасима . Герасима Грачевника. Полагают, что в этот день прилетают из-за моря грачи; 5. Мч. Конона Градаря. Конона Огородника. Полагают, что с этого дня должно начинать копать огород; 7. Сщмч. Василия, еп. Херсонского. Василия Капительника или Капельника; 9. Святых сорока мучеников , в Севастийском озере мучившихся. Полагают, что в этот день прилетают из-за моря жаворонки. На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается; 17. Прп. Алексия, человека Божия . Алексея — с гор потоки. Сани покинь, а телегу подвинь; 19. Мчч. Хрисанфа и Дарии . Дарьи — грязные проруби; 22. Св. мч. Василия Анкирского. Василия Солнечника. Если в этот день при восходе солнца будут видны на небе красные круги, то этот год обещает плодородие; 25. Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенье — птиц на волю отпущенье. На Благовещенье весна зиму поборола. На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются в сени и клети). На Благовещенье медведь встает. Покров — не лето, Благовещенье — не зима. Каково Благовещенье, такова и Святая. На Благовещенье птица гнезда не вьет, а завьет — станет на все лето пешею, как кукушка (что на Благовещенье гнездо завила). На Благовещенье воры заворовывают для счастья на весь год. Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный; 26. Собор Архангела Гавриила и прп. Василия Нового. Что ни родится на день Гаврила — уродливо и неспоро. Василия — выверни оглобли. Пряжа после Васильева дня не идет впрок; 27. Мц. Матроны Солунской . Матрены Полурепицы, Настовицы (наст — окреплый снег). Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: «Покинь санки, возьми воз!»; 30. Прп. Иоанна , списателя Лествицы. Ивана Лествичника. В этот день пекут из теста лестницы для восхождения в будущей жизни на небо и полагают, что в то время домовой начинает беситься до полуночи, как запоют петухи.

 

МАРТИНИАН , преподобный, празднуется 13/26 февраля. Среди русских этот святой считался «избавителем от блудной страсти». В «Сказании о святых» приводится особая молитва «во избежание блудного соблазна».

 

МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ , игумен (ок. 1397—12.01.1483). В 1410 бедные крестьяне из окрестностей Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому своего сына Михаила, который был пострижен в монашество с именем Мартиниан. Юный инок много времени уделял св. книгам, их переписке и изучению. В Кирилло-Белозерском монастыре до последнего времени хранили переписанный его рукой «Правильник». С благодарностью принимал прп. Мартиниан учения своего духовного наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили святого в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любила его за ровное и спокойное отношение ко всем им. По кончине прп. Кирилла прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на о. Воже, где основал маленькую обитель, а затем по просьбе братии Ферапонтова монастыря присоединился к ним. После благословения и предсказания успеха вел. кн. Московскому Василию II в борьбе за престол преподобный был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря , которым руководил до 1455. Затем он удалился в свою родную Белозерскую обитель, где по просьбе братии снова стал игуменствовать. Управлял монастырем преподобный вплоть до своей кончины. Перед тем как отойти ко Господу, святой сказал братии: «Отцы и братья! Поступайте во всем, как я поступал, и да пребудет с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!»

Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).

 

МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ , преподобный († 1.03.1603), во св. крещении Мина, родился в семье горожан г. Великие Луки. Когда ему было десять лет и он, окончив изучение Часослова, начал Псалтирь, его родители скончались. Воспитал его иерей Борис, духовный отец всей его семьи, который, приняв постриг с именем Боголепа, восстановил в предместье города древний Свято-Троицкий монастырь и стал его настоятелем. Сюда же и поступил Мина, ставший под монашеским именем Мартирий его помощником. В эти годы св. Мине во сне два раза являлась икона Пресвятой Богородицы на огненном столпе. С тех пор загорелось в нем желание уединенной жизни, но об этом он никому не рассказывал. Наконец один чтимый в городе юродивый сказал, что ему пришел час стать отшельником. Св. Мартирий тайно оставил монастырь и вместе с другим ревнителем пустыннической жизни, выкопав пещеру на берегу лесного озера, стал подвизаться. Вскоре его спутник, не предупредив преподобного, оставил его одного. Св. Мартирию пришлось перенести тяжкую борьбу с бесами и тяжелую болезнь. Позже он перешел в Тихвинский монастырь. Через некоторое время преподобный снова уединился в лесу и обосновался на возвышенном месте удивительной красоты, выделяющемся своей яркой зеленью от окружающего темного леса — почему и основанный там монастырь назывался Зеленецким Свято-Троицким . До глубокой старости дожил прп. Мартирий. Он ископал себе могилу, поставил там гроб и проводил много часов в молитве и слезах. Причастившись Святых Христовых Тайн, прп. Мартирий скончался, оставив после себя наставление братии.

Память прп. Мартирию отмечается 1/14 марта и 11/24 ноября.

 

МАРТОС Иван Петрович (1754—5.04.1835), скульптор, один из самых значительных представителей русского классицизма в искусстве. Происходил из мелкопоместных малороссийских дворян. Учился в Петербургской Академии художеств (1764—73), пансионер (стипендиат) академии в Риме (1773—79).

В н. 1780-х Мартос создал серию скульптурных портретов (из них наиболее известны — Н. И. Панина (1780) и А. В. Паниной (1782). В последние десятилетия XVIII в. Мартос был занят в основном надгробной скульптурой, приобретавшей в то время широкое распространение. Начинал с мраморных рельефов, переходя к скульптурным композициям, передавая в них интимный мир переживаний и скорби, но вместе с тем чувство просветленности, принятия смерти как необходимого завершения жизненного пути. Таковы замечательные надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной (1782). В надгробии Гагариной Мартос воплотил идею строгого совершенства, возвышенной героической красоты. К этому времени завершилось формирование строгого монументализма в творчестве Мартоса.

Дальнейшее развитие скульптора шло уже в создании монументальных жанров-памятников и барельефов. Центральное место в этом жанре принадлежит памятнику Минину и Пожарскому в Москве (1804—18). Высокой чистоты стиля и гармоничности Мартос достигает в создании памятников Э. Ришелье в Одессе (1823—28), Александру I в Таганроге (1831) и в барельефе на восточном аттике Казанского собора в Петербурге «Иссечение Моисеем воды в пустыне», создании фонтана «Актеон» в Петергофе.

Мартос преподавал в Петербургской Академии художеств (1779—35, с 1814 — ее ректор). Оказал большое влияние на творчество многих русских скульпторов 1-й трети XIX в.

Л. Н. Вдовина 

 

МАРУФА, преподобный, празднуется 16 февраля/1 марта. Среди русских считался заступником от злых духов.

 

МАРФИНО , усадьба в Московской обл., в Мытищинском р-не, на берегу запруженной р. Учи, образующей два пруда. Под названием Шибрино известно с 1585. В 1698—1728 принадлежала воспитателю Петра I , кн. Б. А. Голицыну, при котором получила современное название. К этому периоду относится постройка Рождественской церкви (1701—07, крепостной архитектор В. И. Белозёров). В 1728 продано Салтыковым. Архитектурно-парковый ансамбль создан в 1760–70 при С. Салтыкове (полководец и генерал-губернатор Москвы). Сохранились: 2 двухэтажных корпуса псарен с 8-колонными портиками, 2 беседки в стиле классицизма (в т. ч. уникальная двухъярусная ротонда со статуей Аполлона), каретный сарай. Во время Отечественной войны 1812 Марфино было сожжено и частично разрушено французами. В 1837—38 при новом владельце, графине С. В. Паниной, усадьба перестроена (псевдоготика, арх. Д. Быковский). Сохранились: гл. дом с двумя флигелями, въездные ворота, двух-арочный каменный мост через пруд с ажурной белокаменной колоннадой, парадная лестница, ведущая к пристани, украшенной 2 грифонами, Петропавловская церковь (к. XVIII в., перестроена в 1837–38), церковь Рождества Богородицы (XIX в.). Вокруг усадьбы — регулярный сад и пейзажный парк.

 

МАРФО-МАРИИНСКАЯ обитель милосердия , Московская еп., в Москве, на Ордынке. Открыта в 1910. Основательница обители и первая настоятельница ее вмц. вел кн. Елисавета Феодоровна . При этой обители два храма. Сестрами обители был принесен обет совершать, под руководством и покровом Православной Церкви, дело служения ближним — бедным, темным и больным. Сестры носили крест, четки и покрывало, весьма сходное с тем, что в Древней Руси носили русские женщины, а над покрывалом апостольник (плат, покрывающий шею и грудь); платье — наподобие ряски, только с узкими рукавами, для удобства в работе; цвет одежды: праздничный — белый, рабочий — серый.

С. В. Булгаков 

 

МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ , бальнеогрязевой курорт в Карелии, первый курорт России, основанный по указу Петра I в 1719 (источник обнаружен в 1714).

 

МАСЛЕНИЦА , Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту . Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.

Неотъемлемой частью праздника, где бы он ни происходил, были катания на лошадях. В Вязниковском у. Владимирской губ. «на Масляной» всю неделю, «с утра до ночи» катались в санках на лошадях, обвешанных цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. К передку санок прикрепляли красные флаги на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению «с песнями и шумом». По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими. Озорники вваливались в сани на ходу и оставались в составе «поезда».

В Тверской губ. (записи о селениях по реке Тверце) масленичное катанье на лошадях начиналось только с пятницы.

На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанью покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катанье. Девушки тоже добывали себе сани и, «насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню, где назначается съезд».

В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки-подростки просили родителей запрячь им лошадь. Если не было саней, то запрягали в дровни. Катанье продолжалось здесь в течение трех дней. Имела значение одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Катанье, как и хоровод , было окружено определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение.

В Тамбовской губ. (материалы Борисоглебского у.) катанье на лошадях также было принято в течение последних трех дней Масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре. Так, в Ильинской вол. Ростовского у. (Ярославской губ.), где Масленицу праздновали с понедельника, кататься начинали в четверг: молодежь и мальчишки запрягали по очереди лошадей в розвальни и, ввалившись целой ватагой в сани, с песнями ездили по соседним деревням. Здесь, как и повсеместно, обязательным было участие молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и «заставляла здороваться, то есть целоваться».

Вторая часть катанья наступала в последнее воскресенье Масленицы — «прощальное», в середине дня: в селе Ильинском собиралась молодежь со всей волости. Те, кто имел хороших лошадей и нарядную упряжь, разъезжали по селу, а те, кто не имел, водили хороводы с песнями и под гармошку. Катанье на лошадях, как и все гулянье приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом служил первый удар колокола к вечерне. После него, писала в Тенишевское бюро сельская учительница Краснораменская, все «буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5—10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост». Поспешность разъезда была вызвана тем, что вечером Прощеного воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже неуместными: наступало время просить друг у друга прошенья, начиналось заговенье на Великий пост. Для молодежи эта гонка из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший элементы спортивного состязания.

В пределах Ярославской губ. бытовал и иной вариант масленичного катанья, который отличался чисто женским составом катающихся. По материалам Пошехонского уезда он описан так: «В последние дни Масленой недели после завтрака запрягаются тройками, парами и одиночками розвальни, пошевни, и в них бабы и девки, засевши целыми кучами, чуть не одна на другую, разряженные и приглаженные, катаются нередко с песнями». В Череповецком у. Новгородской губ., где Масленица праздновалась только три дня (пятница — воскресенье), и кататься начинали только в пятницу. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься — детей или молодежи — и разъезжали вдоль селения. Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье (от Рождества до Масленицы), обязательно должны были уехать в гости к родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!