ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 11 страница



В своей жизни Григорий Палама претерпел много тяжелых испытаний. В последние три года жизни св. Григорий сотворил немало чудес, и 13 ноября ему явился Иоанн Златоуст и призвал его, как друга, успокоиться с собою в райских обителях. На следующий день свт. Григорий преставился. «В горняя, в горняя к Свету», — его последние слова.

Память свт. Григорию отмечается 14/27 ноября.

И. М. Концевич 

 

ГРИГОРИЙ ПЕЛЬШЕМСКИЙ, Вологодский, игумен (1315-1442), происходил из знатного рода бояр Лопотовых из г. Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился почетом и уважением. После кончины родителей, отдав свое имущество бедным, преподобный удалился в монастырь, где, невзирая на юность, служил жизнью своей примером для братии. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее внимание и уважение. Св. Григорий удалился оттуда и в монастыре прп. Дионисия Глушицкого наконец обрел то, чего жаждала душа его — полного смирения и безответного послушания. Между прп. Дионисием и прп. Григорием сложилось полное понимание, установились отношения старца и ученика. Когда святому было 104 года, прп. Дионисий благословил его удалиться на пустынничество на берег реки Пельшмы. Там прп. Григорий соорудил себе келью. Через некоторое время к нему стала собираться братия. Посетил святого и прп. Дионисий. Он принес книги, иконы и все необходимое для богослужения, освятил новый храм, благословил братию и дал им устав. Строгое послушание царило в новой обители. Вся жизнь св. Григория проходила в подвигах молитвы и доброделания. Свободные часы он посвящал переписыванию богослужебных книг. Чувствуя приближение кончины, он пошел со своей братией в монастырь, где жил его духовник старец Варсонофий, и скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Преподобному было 127 лет. Тело свое он завещал бросить в болото, но его привезли в обитель и похоронили в церкви с великой честью, причем при этом совершилось исцеление и вся церковь наполнилась благоуханием.

Память прп. Григорию отмечается 30 сентября/13 октября.

 

ГРИГОРИЙ СИНАИТ, преподобный (1260-1346), один из основоположников исихазма, оказавшего большое влияние на идеологию Святой Руси, духовный писатель. В молодости был захвачен в плен турками. Будучи выкуплен, вступил в монашество и был одно время в монастыре Св. Екатерины на Синае. Отсюда его наименование Синаит. Возвращаясь с паломничества в Иерусалим, прпеподобный задержался на о. Крит, где встретил отшельника старца Арсения, научившего его умной молитве. После этого св. Григорий поселился на Св. Горе, где проводил время в высоких духовных подвигах. Вокруг него собрались ученики, один замечательнее другого. Он их обучил умному деланию. Но кроме учеников Григорий наставлял всех, приходивших к нему, и потому он пользовался не только известностью, но и большим влиянием и уважением среди афонской братии вообще, так что «почти всякий считал великим несчастием не быть у св. Григория и не сподобиться слушать его учения», — говорит его агиограф, патр. Каллист, прибавив, что ему сказывали испытавшие силу учения Григория, что беседы его производили на них сильное обаяние. «Когда св. Григорий рассуждал о чистоте души, в душах наших пробуждалось некое божественное, неудержимое стремление к добродетели и неизъяснимая любовь к Богу». Прп. Григорий представлял из себя сильную натуру, одаренную в высшей степени всеми свойствами души, чтобы быть проповедником и распространителем своей идеи и внушить собеседнику полную веру в нее, ибо он сам всецело был проникнут ею. Этот высокий аскет «побуждал упражняться в умной молитве и хранении ума как пустынников, так и киновиатов — решительно всех». Затем от тревог времени удалился он в пустыню Парорию во Фракии, граничившей с Болгарией, куда к нему стекалось множество болгарских иноков. Так, в приписке к рукописному кодексу его сочинений сказано: «быв первый учитель болгарам и сербам умного делания по преданию и художеству древних отцов». Учение прп. Григория о начале строгой аскетической жизни было распространено не только между греками, болгарами и сербами, но и дальше, если не им самим непосредственно, то, по крайней мере, через своих многочисленных и нередко замечательных по своей выдающейся роли в церковной истории Юго-Восточной Европы XIV в. учеников.

Прп. Григорий составил общее учение об исихазме. Главный труд его — это 150 глав, составляющих трактат об умной молитве.

И. М. Концевич 

 

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась в Петербургском Главном инженерном училище (1836–40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов привлекает его к участию в альманахе «Физиология Петербурга» (очерк «Петербургские шарманщики»). Ободренный успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на «физиологический очерк»; «Деревня» (1846).

Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича «Антон Горемыка» (1847), посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина русского мужика.

В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях «натуральной школы» («Проселочные дороги», 1852, о паразитическом существовании помещиков-«небокоптителей»; «Рыбаки», 1853, о гибели крестьянской общины под натиском «прогресса» и капитализма; «Переселенцы», 1855, о взаимоотношениях «просвещенных» помещиков с их «крещеной собственностью»).

На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом «Два генерала» (1864), где отразил «нигилистов», не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии.

Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» — «маленький шедевр» (И. С. Тургенев) — и поныне числится в классике детского чтения.

 

ГРИНГМУТ Владимир Андреевич (3.03.1851-28.09.1907), русский общественный деятель, публицист, филолог, историк, искусствовед. Из обрусевшей немецкой семьи. В 1870–96 преподаватель, а затем директор Лицея памяти цесаревича Николая (Москва). С 1869 посвятил свою жизнь борьбе за отстаивание интересов русского народа и против иудейско-масонского засилия. Первоначально издатель-редактор патриотической газеты «Московские Ведомости». Весной 1905 создает и возглавляет Русский Монархический союз, приобретший массовый характер и объединивший вокруг себя 235 организаций. Пользовался большим авторитетом и влиянием среди русских патриотов. В 1906–07 Грингмут — один из главных организаторов четырех Всероссийских съездов русских людей. Выпустил «Руководство монархиста-черносотенца», сыгравшее большую роль в организации патриотических сил. Безвременная смерть Грингмута (официально от воспаления легких) вызвала большие толки среди коренных русских людей. Похороны Грингмута превратились в демонстрацию патриотических организаций. Статьи и речи его были изданы посмертно в 4-х книгах (1908-10).

О. Платонов 

 

ГРОДНО, город в Белоруссии на р. Неман. Поселение на территории Гродно возникло в XI в. Впервые упоминается в летописи под 1128. В 1376 захвачен литовским кн. Витовтом, с 1569 находился под оккупацией Польши, в 1795 возвращен России.

Архитектурные памятники: Борисоглебская (Коложская) церковь XII в., замок Стефана Батория XVI в.

 

ГРОЗНЫЙ, русский город на Северном Кавказе, на Чеченской равнине, в долине р. Сунжи (правый приток Терека) и на прилегающих склонах Сунженского хребта.

Основан в 1818 как крепость Грозная по распоряжению генерала А. П. Ермолова, был важнейшим звеном Сунженской укрепленной линии, закрывая выход с гор на равнину через Ханкальское ущелье. В крепости проходили военную службу на Кавказе М. Ю. Лермонтов (1840) и Л. Н. Толстой (1851-54). К 1870 крепость, утратив стратегическое значение, была упразднена и преобразована в город Грозный Терской обл.

 

ГРОМЛЕНИЕ, древнерусский языческий обычай купаться в реках и озерах в грозу. Считалось, что во время грома человек умывается с серебра — излечивается от многих болезней и молодеет. По-видимому, этот обычай был связан с поклонением Перуну.

 

ГРОМНИЦА, особый обряд освящения и чествования так называемой громничной свечи, проводимый на праздник Сретения, В основе его лежал языческий ритуал почитания огня, связанный с культом Перуна.

В н. XX в. в наиболее чистом виде этот обряд сохранялся в Белоруссии, где имел величайшее значение для всего народного обихода на весь год и, можно даже сказать, на всю жизнь. В деревнях несколько дворов (8-10) топили воск и крутили большие и толстые свечи, которые и хранились где-нибудь в хате перед общественной иконой. Приготовляли эти свечи к урочному праздничному дню обыкновенно на зимнего Николу, или в николыцину, и в другие избранные дни, напр., свечи «варваринские», «на Флора и Лавра», «Спасовские», «Михайловские», «Ивановские» (на Куполу, 24 июня) и т. д. Воск для свечи обыкновенно не покупали за деньги, а приносили из своих бортей в убеждении, что трудовая свечка Богу угодна. В обетный праздничный день брали общественную икону и носили ее из дома в дом в преднесении этой самой обетной свечи. Нес икону тот хозяин, чей дом был на очереди. Обыкновенно совершали эти церемонии ночью, предварительно пригласив священника, который и служил перед иконою один общий для всей деревни молебен. Общим хором пели молебен, на общественный счет угощали духовных лиц и отпускали их по домам, брали икону, зажигали свечи и общественную свечу, с которыми и выходили на улицу, где пели величанья, продолжая и оканчивая их в каждой деревенской хате; здесь ставили икону среди жилища и перед нею обетную свечу, вместо подсвечника — в чашку, наполненную овсом. Пели какие знали молитвы, но охотнее всех легкое для памяти и подходящее на голоса «величанье», а когда кончали петь, икону переносили на «куть» (передний, «красный» угол). Затем все садились за стол и угощались водкой, заедаемой жареным и вареным. Кто видел эти процессии в темную ночь и издали, тот, по словам одного знатока родных обычаев, не забудет красивой картины колеблющихся веселых огоньков на темной пелене глубокой зимней белорусской ночи, особенно если развернется эта деревенская картина неожиданно и послышится громкое пение многих здоровых голосов.

Кто же присмотрелся вблизи к этому ходу, тот не похвалит живую обстановку уличного шествия: идут-пошатываются на нетвердых ногах, ослабленных излишком горилки; вместо пения раздается нескладное и неладное мычание, особенно в глубокую полночь пред рассветом (бродят и гуляют всю ночь, пока не устанут ноги, не смежатся глаза). Таких ночных шествий в белорусских городах встречается на улицах много, и все эти братчики ходят своими компаниями, не смешиваясь с другими: тот не имеет права участия в ношении свечи, кто не состоит братчиком; желающие же из посторонних ходить и пировать обязаны внести деньги, хотя и не очень большие. Умершему братчику полагалось право преднесения свечи при проводах в могилу (т. н. «ховтуре»). Тогда звонили обыкновенно «на собор», т. е. на сбор всех братчиков, почтить проводами умершего. Сверх того, полагался «аксамит» — особая пелена из черной бархатной материи, на которую нашивали белый крест с эмблемами смерти: адамовой головой и двумя костями, пришитыми снизу на крест. Этот аксамит несли перед гробом четыре братчика, держась за углы (то же кое-где и в Малороссии). Аксамит уже полежал в доме на столе под гробом, а затем в церкви либо вешался на стену, либо снова расстилался под гробом. Братская свеча горела тут же, поставленная в обычные белорусские подсвечники, деревянные, покрашенные зеленой краской.

Громничная, или сретенская, свеча тем и отличалась от всех прочих, что ей приписывали наиболее чудодейственную силу. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается именно та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии. Как и все другие, она сучилась толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, свеча ежегодно увеличивалась прибавкою нового воска. Когда доходила она до одного пуда весом, ее сдавали в церковь, откуда и брали на дом по мере надобности и с соблюдением строгой очереди. Находящуюся в церкви свечу иногда, по большим праздникам, просили зажигать. Перед этой свечой служились священниками акафисты и молебны с водосвятием, а перед принятием ее в дом, обычно вечером, обязательно целый день постились. Освященной водой кропили все надворные постройки, а в Малороссии, где громничные свечи были давно забыты, но осталась лишь священная вода, ею вытирали больные места на теле, окропляли скот и пасеку и брызгали на волов, когда чумаки выходили в степь и Крым за солью. Малороссы убежденно верили, что в этот день, названный еще «Стречань», встречается зима с летом, чтобы побороться, кому идти вперед, кому возвращаться назад. Лето говорит: «Помогай тебе Бог, зима!» — «Дай, Бог, здоровья!» — отвечает зима. «Ты видишь, — говорит лето, — что я уже наделало и наготовило, довольно ты попила и поела».

Вместе с молебствием соединялся еще древний обряд, сохранившийся у великороссов лишь в больших и строгих монастырях после трапезы: так называемое «возношение панагии» (частицы просфоры, вынутой на проскомидии в честь Богоматери). В Новгороде этот исчезнувший в Москве обряд в XVI в. еще исполнялся во время больших праздников, совершался в храмах, и притом торжественно и открыто. В Новгороде святителя провожали в келью его с праздничным образом. После «возношения панагии», т. е. особого сосуда для богородичной просфоры, у новгородского владыки бывали заздравные чаши, государские и патриаршие, как, напр., в день Богоявления. В Белоруссии этот обряд соблюдался повсюду до н. XX в. и совершался в некоторых приходских церквах, но чаще всего в хатах. Частица, вынутая в честь Богоматери, выносилась из алтаря в трапезу в особом ящичке. По окончании панихиды священник вынимал из принесенного молельщиками и положенного на куске полотна каравая ржаного хлеба частицу. На хлеб он клал осеняльный крест, а на него — просфору и вынутую частицу. После ектений о здравии, при пении похвальной песни Богородице и тропаря храма, возвышали хлеб над головами. Заказчики-молельщики помогали священнику поднимать хлеб, который после обряда поступал на руки хозяевам дома, ломался на куски по числу членов семьи и вместе с просфорою раздавался на руки как «священное» между всеми деревенскими соседями, если хлеб изготовлялся в складчину.

У некоторых стариков сохранялся обычай обносить свечу и хлеб кругом стола, а потом около друг друга и затем обмениваться: хлеб из одной хаты передавался в другую, а из той взамен получался другой каравай. Свечу несли впереди маленькие мальчики, панагию — всегда старики, и при этом отмечалось, что скорее соглашались идти в складчину бедняки, охотливее жертвуя своими скудными остатками; богачи же предпочитали пристроиться к ним для дарового угощения. Некоторые из прежних помещиков польского происхождения чтили подобные народные праздники тем, что отпускали «холопам» свое вино даром. Во многих местах перед праздником варили меды, также на общие средства и своими трудами и хлопотами.

Бедняки, получившие свечи из рук священника, за неимением своей, смотрели, как она горит за обеднею, и гадали: у кого первого погаснет, тот раньше умрет. У кого по выходе из церкви по пути домой не потухал огонь, а падал на руку воск тремя каплями, тому, считалось, будет хорошо и счастливо. Пришедший домой спешил огнем громницы подпалить себе вдоль и поперек волосы. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Считалось, что нечистая сила не дерзнет к ней прикоснуться. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе, истребляла вредителей в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали ее, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам, среди геенны огненной.

См. также описание обряда братчина (канун, свеча).

Н. П.Степанов 

 

ГРОМНИЦЫ, древнеязыческий ритуал, посвященный культу Перуна. После Крещения Руси его пережитки сохранились во время празднования Сретения (2 февраля) в обряде освящения т. н. громничной свечи (см.: Громница).

 

ГРОТ Яков Карлович (15.12.1812-24.05.1893), русский языковед, историк литературы, переводчик. Из обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей. Служил профессором русского языка и словесности в Гельсингфорсском университете. С 1862 всецело посвятил себя работе в Отделении русского языка и словесности Петербургской Академии наук. Подготовленное Гротом первое академическое собрание сочинений Г. Р. Державина было встречено в штыки революционно-демократическими критиками, в основе чего лежало категорическое неприятие ими консервативно-государственной позиции Грота.

Особое значение имеют труды по этимологии, лексикографии и грамматике русского языка; в т. ч. нормативные руководства «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1875), которые действовали вплоть до орфографической реформы 1917-18. С 1891 возглавлял издание академического «Словаря русского языка».

 

ГРУЗИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Красногорском монастыре Архангельской еп., который прежде назывался Черногорским по имени горы. Она прославилась в XVII в. Когда в 1622 персидский шах Аббас покорил Грузию, тогда взяты были персами многие грузинские святыни и иконы для продажи русским купцам в Персии. В 1625 один из персиян продал взятую им в Грузии икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Лыткина. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и повеление отослать ее в Красногорский монастырь. Купец отнес икону, и здесь она прославилась многими чудотворениями. В 1654, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была сюда Грузинская икона и с нее снят список, который поставлен в храме близ Варварских ворот. Молитва пред чудотворною иконою была услышана Богом, и моровое поветрие скоро прекратилось. В 1658 установлено было празднование Грузинской иконе 22 августа. В этот день каждогодне из монастыря берут икону в Архангельск, где она бывает долгое время «для освещения города».

Есть чудотворная Грузинская икона в Москве, в Алексеевском монастыре. Икона эта прославилась в 1654. Когда в Москве и ее окрестностях разразилась смертоносная язва, к одной заболевшей монахине, желавшей помолиться пред Грузинскою иконою, пришел неизвестный монах и сказал: «Зачем ты печалишься, что не можешь помолиться пред Грузинскою иконою Богоматери? У вас есть точно такая же икона, принесенная из Грузии. Она находится у вас в монастыре, в пещере. Отыщи ее, и от нее подано будет исцеление не только тебе, но и многим другим». Об этом видении больная рассказала сестрам монастыря, и те долго думали, что это за пещера, где находится икона, и наконец нашли икону в ризнице, в шкафу, устроенном наподобие пещеры. Обрадованные инокини внесли икону к больной, и она после совершения молебна получила исцеление. После того икону обнесли по всем кельям, и все заболевшие инокини выздоровели. Со времени явления иконы язва в Москве начала прекращаться. От иконы были и другие чудеса.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!