БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, 4 страница



 

АГРИППИНА. — См.: АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА.

 

АД, геенна огненная, у христиан место пребывания злых духов и нераскаявшихся грешников. Последние испытывают страшные физические муки. Некоторые отцы Церкви понимали адовы муки прежде всего как нравственные муки совести. «Огонь геенский, по моему суждению, есть не что иное, как позднее раскаяние» (Исаак Сирин). Понятие «геенна огненная» — символическое обозначение ада в Новом Завете (Мф. 5, 22) — относится к долине Енном недалеко от Иерусалима, которая в древности была у евреев местом языческих жертвоприношений детей и считалась проклятой. Во времена Христа она стала городской свалкой, где для уничтожения гниения и зловония постоянно поддерживался огонь.

О. П. 

 

АДРИАН и НАТАЛИЯ, Никомидийские мученики († ок. 305—311), покровители честного супружества, вступили в брак молодыми и прожили всего один год. В это время имп. Максимиан начал гонение на христиан и обещал награды тем, кто будет указывать властям на христиан и приводить их на суд. По одному из доносов были взяты двадцать три христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклоняться идолам, а затем привели на допрос в судебную палату. Начальник судебной палаты Адриан, увидев, как терпеливо и мужественно переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, воодушевился и повелел записать и себя как христианина, готового умереть за истинную веру. Об этом донесли императору, который, призвав к себе св. Адриана, обвинил его в безумии, но обещал ему прощение, если тот вычеркнет себя из списков обреченных и принесет жертву языческим богам. «Я не обезумел, а обратился к здравому смыслу», — ответил мученик. Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Слуги оповестили об этом его жену св. Наталию. Сначала она восскорбела, но потом, узнав, за какую вину ее муж подвергается наказанию, возрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Во время мучений, которым подвергали страдальцев, св. Наталия укрепляла их в вере, а своего мужа просила молиться у Престола Господня о том, чтобы ее не принудили после его смерти выйти замуж за другого. Страдальцы были мученически наказаны. И действительно, один военачальник просил у императора разрешения жениться на красивой и богатой вдове. Св. Наталии пришлось скрываться от его домогательств в Византии, где ей явился во сне св. Адриан с известием о ее близкой кончине. Вскоре бескровная мученица преставилась ко Господу.

В Москве в Мещанской слободе в память этих мучеников в 1672 была построена церковь свв. Адриана и Наталии (разрушена еврейскими большевиками в 1936). Память мчч. Адриану и Наталии отмечается 26 августа/8 сентября.

 

АДРИАН АНДРУСОВСКИЙ, преподобный († 1549), в миру боярин Андрей Завалишин, был царедворцем вел. кн. Иоанна III Васильевича. Он жил в своем родовом селении Обонежская Пятинь, близ Ладожского озера, управляя этим краем. Однажды, охотясь в лесах, он наткнулся на отшельническую келью прп. Александра Свирепого, который подвизался там уже семь лет, не видя лица человеческого. Андрей глубоко полюбил преподобного и стал часто его посещать. По его благословению боярин поступил в Валаамский монастырь, а затем, по благословению Валаамских старцев, поселился в уединении на восточном берегу Ладожского оз. Через несколько лет он соорудил там две церкви: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и свт. Николая. Собрав братию, основал Свято-Николаевский монастырь, который местные жители прозвали Андрусовским, по имени основателя (на местном наречии «Андрус», точнее — «Ондрус», значит «Андрей»). В 1549 старец Адриан был в Москве и вместе с прп. Геннадием Костромским был восприемником царевны Анны, дочери царя Иоанна IV. Но на обратном пути 15 мая 1550 они были мученически убиты злодеями, которые хотели захватить царские дары. Никто из братии не знал того места, где они были убиты, однако через два года к старцам обители явился прмч. Адриан и велел инокам запрячь белого коня и идти за ним. Старцы так и сделали. Белый конь привел их к месту, где под грудой мха было тело преподобного. Погребен он был возле церкви свт. Николая, а позже на его могиле был воздвигнут храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, где угодник Божий почивал под спудом.

Память прп. Адриану отмечается 26 августа/8 сентября.

 

АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ , Ярославский, игумен, священ-номученик († 1550), ученик св. Корнилия, основателя Комелъского монастыря, в котором Адриан начал свой монашеский подвиг. После смерти своего наставника прмч. Адриан встретил некоего старца, побудившего его искать уединения в пустынном месте, предсказывая ему создание новой обители. Получив благословение игумена, Адриан со своим учеником Леонидом, ведомые старцем, удалились в глухие места Пошехонии, на север Ярославской земли. Здесь они были оставлены своим провожатым. Желая воздвигнуть церковь, св. Адриан совершил путешествие в Москву. Свт. Макарий, митр. Московский, благословил создание нового монастыря, посвятив прмч. Адриана в священники и возведя его в чин игумена. Вернувшись в Пошехонье, Адриан и Леонид с радостью принялись за постройку храма, и вскоре здесь возник монастырь. Многие из жителей близлежащих деревень радовались появлению обители. Но оказались среди них и такие, кому враг рода человеческого — сатана — внушил разорить и ограбить монастырь. Явившись ночью с вооруженной толпой, они стали избивать монахов, требуя от них денег. Не обретя желаемого, они убили игумена Адриана, предав его сначала жестокой пытке. Убиты были и несколько монахов. Забрав то немногое, что нашли грабители в монастыре, они унесли и тело св. Адриана, бросив его затем на дороге. Слух о разбое вскоре дошел до царских властей, которые произвели следствие и наказали преступников. Но никто не мог найти тела прмч. Адриана. Прошли годы, и только в 1625 были обретены мощи св. Адриана, погребенные крестьянами.

Память сщмч. Адриану совершается 5/18 марта, 19 ноября/2 декабря (обретение мощей) и 23 мая/5 июня.

 

АДРИАНОВ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., в окрестностях Пошехонья. Основан в 1540 прп. Адрианом и старцем Леонидом. В монастыре соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, почивали мощи прп. Адриана. В монастыре находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда прп. Адрианом из Корнилиева монастыря, и хранились вериги, игуменский посох и древняя икона преподобного.

С. В. Булгаков 

 

АЗОВ , город в Ростовской обл. на левом берегу Дона, в 7 км от его впадения в Таганрогский залив Азовского моря. Население 80 тыс. чел.

В X—XII вв. на месте Азова было славянское поселение, входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. В XIII в. на этом месте возник г. Азак, через который проходил «великий торговый путь» в Китай. В 1395 город был разрушен войсками Тимура (Тамерлана). В 1471 захвачен турками, превращен в турецкую военную крепость. В июне 1637 отряды донских и запорожских казаков штурмом захватили Азов, летом 1642 оставили его, разрушив укрепления (был затем заново укреплен турками). Летом 1696 русские войска овладели Азовом. С 1708 Азов — город, центр Азовской губ. После неудачного Прутского похода русских войск (1711) Азов был возвращен Турции. В 1736, в ходе Русско-турецкой войны 1735-39, русские войска овладели Азовом. Однако по Белградскому мирному договору (1739) Азов и Таганрог вошли в состав «барьерных» (нейтральных) земель (укрепления и постройки разрушены). В 1769, в ходе Русско-турецкой войны 1768–73, Азов был вновь занят русскими войсками. В 1775 по Кючук-Кайнарджийскому миру Азов окончательно закреплен за Россией. В 1776-82 Азов — центр Азовской губ., с 1784 заштатный город, с 1801 посад Ростовского уезда Екатеринославской губ., с 1888 в составе области Войска Донского. В 1926 Азов вновь утвержден городом.

Остатки турецкой крепости, в т. ч. Алексеевские ворота (1801–05) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб (1799; ныне в нем размещена экспозиция краеведческого музея, в т. ч. диорама «Азовский поход Петра I в 1696»).

 

АЗОВСКОЕ МОРЕ (древнерусское Сурожское море), средиземное море Атлантического океана. Омывает берега России и Малороссии. Площадь 39 тыс. кв. км, средняя глубина 7 м (наибольшая — 15 м). Керченским проливом соединено с Черным морем. Северный и южный берега холмистые, обрывистые, западный и восточный — преимущественно низменные. Много песчаных кос, отделяющих от моря мелководные заливы — Таганрогский, Темрюкский. В Азовское море впадают Дон, Кубань и многочисленные мелкие реки (Миус, Ея и др). В юго-восточной части характерны грязевые вулканы.

 

АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (17.07.1817–19.04.1900), живописец-маринист. Родился в Феодосии, в семье мелкого торговца-армянина.

Еще в детстве Айвазовский обратил на себя внимание своими рисунками и был определен пансионером в Академию художеств (1833). За первую работу, «Этюд воздуха над морем», Айвазовский получил серебряную медаль. Обладал необыкновенной художественной памятью, помогавшей ему воспроизводить мгновенные эффекты освещения и природу моря. В 1840 совершил поездку в Италию, Германию, Францию, Англию и Испанию, где выставлял свои полотна, имевшие большой успех.

В 1839 Айвазовский участвовал в морских десантных операциях в ходе Кавказской войны 1817–74. В 1844 живописец Главного морского штаба, с 1847 профессор живописи в Академии художеств, Почетный ее член (1887), был близок с известными русскими флотоводцами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым. В 1845 участвовал в экспедиции адмирала Ф. П. Литке к берегам Малой Азии, Греции и островам Эгейского моря; во время Крымской войны 1853–56 Айвазовский в осажденном Севастополе устроил выставку своих картин. Во время Русско-турецкой войны 1877–78 Айвазовский создал серию картин о морских сражениях. С 1846 Айвазовский жил в Феодосии.

Айвазовским написано около 6 тыс. картин, рисунков и этюдов. Среди них наиболее известны: «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881) — воссоздающие величие и мощь морской стихии, изображение морских сражений — «Наварринский бой», «Чесменский бой» (обе — 1848), серия картин «Оборона Севастополя» (1859).

В Феодосии Айвазовский открыл художественный класс («Общая мастерская», 1865), провел на свои средства городской водопровод, основал картинную галерею, которую завещал городу. Скончался во время работы над картиной «Взрыв корабля».

В. А. Федоров 

 

АКАДЕМИЯ НАУК, основана 28 января/8 февраля 1724 в Петербурге указом Петра I, открытие состоялось в к. 1725. Первоначально называлась Академией наук и художеств, с 1803 — Императорской Академией наук, с 1836 — Императорской Санкт-Петербургской АН, с февраля 1917 по 1925 — Российской АН, с июля 1925 — АН СССР. В первые десятилетия существования в ее составе преобладали приглашаемые иностранные ученые; в частности, Л. Эйлер, Д. Бернулли.

В 1742 в Академию был избран великий русский ученый М. В. Ломоносов, внесший огромный вклад в развитие многих отраслей науки и оказавший большое влияние на работу самой академии. Деятельность академии в XVIII в. развивалась преимущественно в области математических и естественных наук, с одной стороны, и изучения природных богатств, географии и состава населения России — с другой; был проведен ряд научных экспедиций, в т. ч. большая Сибирская экспедиция (1732), приведшая к открытию разнообразных природных богатств. В XIX в. в Академии наук были организованы: Пулковская обсерватория (1839), несколько лабораторий, музеи — Минералогический, Азиатский и др. В 1841 были учреждены отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности, историко-филологических наук. В XIX в. в России появился ряд крупных деятелей науки. В Академию наук вошли такие выдающиеся ученые, как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, В. В. Петров, A. M. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, И. П. Павлов (см.: Наука).

 

АКАДЕМИЯ РОССИЙСКАЯ, Российская академия, научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге (1783—1841); в 1841 преобразована во 2-е Отделение АН, затем в Отделение русского языка и словесности. Первый президент — кн. Е. Р. Дашкова (1783–96), непременный секретарь — акад. И. И. Лепехин (1783-1802). В состав академии входили в XVIII в. писатели Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин и др., ученые С. Я. Румовский, А. П. Протасов, С. М. Котельников и др.; в XIX в. — П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин и др. В 1813–41 президентом был адмирал А. С. Шишков. Академия выпустила Толковый словарь русского языка (1789–94; 2-е доп. изд. 1806–22, включавшее свыше 51 тыс. слов).

 

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как «Академия трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII — н. XIX в. петербургская Академия художеств сыграла большую роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. В середине XIX в. в Академии возникает творческий конфликт. Уже в 1-й пол. XIX в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своем творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие конфликта приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы ее выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся впоследствии в общество передвижников. Однако благодаря деятельности ряда крупных педагогов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.) Академия художеств сохранила свое значение как школа профессионального мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.

 

АКАТОВ АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь, Воронежская еп., в Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составился из двух обителей: Успенского монастыря и основанной в 1620 его игуменом Кириллом Акатовой пустыни, в которую и был переведен упраздненный в 1700 Успенский монастырь. В монастыре находились чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручицы и Живоносного Источника.

 

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ . В Русской Православной Церкви, в будние дни Четвертой недели Великого поста, читаются паримии из Пророка Исайи, подобранные таким образом, что в ветхозаветных событиях проходит описание осады Царьграда (Константинополя). В субботу на Пятой неделе поется хвалебно-благодарственный гимн «Акафист Пресвятой Богородице» в ознаменование чудесного спасения древней христианской столицы от неверных (672 и 717).

Акафист значит «неседальная молитва», т. е. при чтении Акафиста не разрешается сидеть. Пение Акафиста совершалось сперва только в Константинополе, а в X в. было внесено св. Феодором Студитом в Русский монастырский Устав. В 1070 Феодосий, отец русского монашества, ввел службу Акафиста в Киево-Печерской лавре.

На греческом языке Акафист написан в форме стиха и заглавные буквы каждой строчки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В славянском переводе Акафист льется в размере белого стиха. Акафист — одно из самых замечательных произведений церковной поэзии. Краткие и пространные кондаки и икосы (13 кондаков и 12 икосов) мелодично чередуются чтением священника с пением хора и в ритме торжественно сложных слов создают поэтические образы Богоматери, вдохновившие иконописцев к написанию многих икон.

Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем, напоившим пустыню, огненным столбом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной и многими другими образами.

Хотя моление Акафиста относится к спасению византийской, а не русской столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской историей и перенеслось на заступничество от бедствий Древней Руси. Так, например, в икосе поется: «Радуйся, царство нерушимое стено», и в алтарном своде Киевской Святой Софии вырастает исполинский образ Богоматери «Нерушимой Стены» (1037). Богоматерь стоит во весь рост на золотом фоне с воздетыми руками. Она облачена в пурпур, Ее обувь красная, царская, за поясом у Нее «малый плат» (сударий), который первоначально был орарем дьяконис и со временем стал шейным платом — убрусом. Он украшен вышивкой и драгоценными камнями.

Богоматерь «Нерушимая Стена» молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси от неверных. В народном эпосе, в былине «О Василии и Батые», говорится, как по городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу — Евангелие и не столько читает, сколько плачет. «Это плачет Богородица, оплот города, стена Мать городовая», предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях «слезно плакала Богородица, предвещая бедствие».

Богоматерь «Нерушимая Стена» изображена также на печатях киевских митрополитов, как на печати XIII в. митр. Кирилла.

В кондаках и икосах Акафиста воспеваются новозаветные события, связанные с Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с Елизаветой, Рождество Христово, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет. Хотя, насколько известно, первые рукописи Акафиста появились на Руси в XI-XII вв., сюжеты иллюстраций Акафиста разрабатываются как стенные росписи лишь в XIV в. В Ферапонтовом монастыре кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной живописи и примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены догматы, связанные с Воплощением, воспеваемые в Акафисте.

Самая поэтичная часть, от седьмого до последнего икоса, состоит из восхвалений и величаний Богоматери. Прославление идет от лиц различных групп: ангелов, пастухов, волхвов, египтян. Слова выражены в соответствующих образах: ангелы поют «Радуйся, Невесто Неневестная», пастухи восклицают «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати», волхвы — «Радуйся, Мать Звезды незаходимой», египтяне — «Радуйся, море, потопившее Фараона».

В XVI-XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. В московской церкви Грузинской Богоматери икона Благовещения Симона Ушакова обрамлена двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак «Взбранной Воеводе» заключает в себе общую мысль Акафиста, т. е. «победные и благодарственные моления» избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Для топографии города Ушаков, видимо, черпал сведения из рассказов паломников и летописи. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери и Ее мафорий, у моря. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патр. Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается — налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн. Странно видеть на молельной иконе картину боя и жестокости человеческого убийства. Но Св. Писание говорит о войнах даже на небесах:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!