ПРИМЕРНАЯ Тематика курсовых работ



 

Тематика курсовых работ должна быть актуальной, конкретной, соответствовать современным требованиям и перспективам развития литературоведческой науки. Предлагаемая тематика является ориентировочной и может уточняться в связи с исследовательским интересом студента или сферой его практической деятельности в процессе консультации. В разработке данных тем студенты ориентируются на литературоведческие источники;

 
 академические издания писателей-классиков; прижизненные издания, журнальные и альманашные публикации писателей-классиков; материалы, представляющие литературный и историко-культурный контекст эпохи (письма, дневники, мемуары и т.п.).

 

Примерные темы курсовых работ

 

1. Культура петровской эпохи в «Истории Петра» А.С.Пушкина.

2. Сатира I («К уму своему») А.Д. Кантемира в историко-функциональном освещении.

3. Духовно-философская лирика А.Д.Кантемира: жанровый состав и проблематика.

4. В.К.Тредиаковский и литературная полемика его времени.

5. Просветительские идеалы В.К.Тредиаковского - автора «Тилемахиды».

6. Своеобразие лиризма духовной поэзии М.В.Ломоносова.

7. Художественная специфика комического в пьесах Сумарокова 1750-х - начала 1760-х гг. (на материале 1-2 произведений).

8. Художественное своеобразие литературных портретов современников в мемуарах Екатерины П.

9. Особенности психологизма в романе Ф.А.Эмина «Письма Эрнеста и Доравры».

10. Роман второй половины XVIII века в сознании русских читателей той поры.

11. «Своеручные записки...» Н.Б.Долгорукой и формирование психологической традиции в русской прозе XVIII века.

12. Человек и история в мемуарах А.Т.Болотова.

13. Жанр письма в русской литературе второй половины XVIII века и его значение для формирования русского сентиментализма.

14. Сюжет о Вадиме Новгородском в русской драматургии второй половины XVIII века (Екатерина П - П.А.Плавильщиков - Я.Б.Княжнин).

15. Специфика видения проблемы «Россия и Европа» в письмах из Франции Фонвизина.

16. Перевод Анакреона Н.А.Львова и русская анакреонтика конца XVIII - начала Х1Х вв.

17. «Душенька» И.Ф.Богдановича в творческом сознании А.С.Пушкина.

18. Жанровый состав и проблематика философской поэзии М.М.Хераскова.

19. Личность поэта екатерининского времени в письмах и воспоминаниях современников (о творчестве одного из поэтов).

20. Державин в кружке Н.А.Львова (Г.Р.Державин - Н.А.Львов - В.В.Капнист: особенности личного и литературного общения).

21. Державин-мемуарист.

22. М.В.Ломоносов в творческом сознании Радищева.

23. Приемы чувствительного повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву».

24. Жанр баллады в творчестве Н.М.Карамзина.

25. Эстетическое и этическое понимание любви в творчестве Карамзина (по лирике, «Письмам русского путешественника» или повестям писателя – три разные темы!)

26. Богатырская сказка Карамзина «Илья Муромец»: жанровое своеобразие и поэтика стихотворного повествования.

27. Философы-современники в творческом сознании Карамзина - автора «Писем русского путешественника».

28. Карамзин и Л.Стерн (по «Письмам русского путешественника» или повестям писателя).

29. И.И.Дмитриев и Н.М.Карамзин: история личностных и литературных отношений.

30. Стихотворная сатира И.И.Дмитриева «Чужой толк» в литературной полемике о жанре оды.

31. Поэтика стихотворного повествования в сатирических сказках И.И.Дмитриева.

32. Единство этики и эстетики в теоретических трудах В.А. Жуковского

33. Мастерство В.А. Жуковского-пейзажиста

34. События Отечественной войны 1812 года в поэтической интерпретации В.А. Жуковского

35. Этические коллизии в балладах В.А. Жуковского

36. Художественное своеобразие сказок В.А. Жуковского.

37. Мотив детства и юности в произведениях В.А. Жуковского

38. «Слово о полку Игореве» в творчестве В.А. Жуковского: опыт поэтического переложения.

39. Национальная самобытность и критика галломании в комедиях И.А. Крылова «Модная лавка», «Урок дочкам».

40. Романтическая трагедия о древней Грузии в творчестве А.С. Грибоедова

41. Пространство и время в путевых записках А.С. Грибоедова.

42. Взаимодействии поэзии и эпистолярия в творчестве К.Н. Батюшкова.

43. Особенности осмысления и организации пространства в лирике Н.М. Языкова.

44. Мотив путешествия в творчестве А.С. Пушкина: от романтизма к реализму

45. «Песни о Стеньке Разине» А.С. Пушкина: особенности освоения русского фольклора

46. «История села Горюхина» в контексте литературных и исторических интересов А.С. Пушкина 1830-х годов

47. Значение антитезы «жизнь – смерть» при создании образа зимы в поэзии А.С. Пушкина

48. Античные традиции в поэзии А.С Пушкина

49. Архетип деревни в творчестве А.С. Пушкина: особенности обрисовки провинциальной ментальности.

50. Географическое пространство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

51. Опыт реконструкции Х главы «Евгения Онегина» в литературоведении ХХ века

52. Усадебное чтение и его роль в произведениях А.С. Пушкина

53. Исторический и культурный образ Сибири в творчестве А.С. Пушкина

54. Народнопоэтические источники баллад А.С. Пушкина

55. Флористические мотивы в лирике А.С. Пушкина

56. Архетип деревни в творчестве А.С. Пушкина: особенности обрисовки провинциальной ментальности

57. Фольклорные элементы в повествовательной структуре «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

58. Значение антитезы «жизнь-смерть» при создании образа зимы в поэзии А.С. Пушкина

59. Образ «Италии златой» в поэзии А.С. Пушкина 1820-х годов.

60. Роль детали в цикле «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

61. Образ Кавказа и его этико-психологический смысл в поэзии М.Ю. Лермонтова.

62. М.Ю. Лермонтов и А.Н. Муравьев: жизненные и творческие связи.

63. М.Ю. Лермонтов и И.И. Козлов: преемственность религиозных образов и мотивов.

64. Лермонтов и Ю.Ф. Самарин: славянофильские симпатии поэта.

65. Лермонтов и В.Ф. Одоевский: религиозно-философский диалог.

66. Чувство Отечества как критерий нравственного потенциала и силы личности в поэзии М.Ю. Лермонтова.

67. Цветовая палитра поэзии М.Ю. Лермонтова. Цвет и смысл.

68. Образы растительного мира в творчестве М.Ю. Лермонтова.

69. Образы животного мира в творчестве М.Ю. Лермонтова.

70. Аксиология души и проблема ее спасения в поэзии Лермонтова.

71. Ценностный мир поэзии Лермонтова: идеалы любви и дружбы.

72. Интерпретация образа Неизвестного в театральных постановках драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

73. Мастерство создания женского портрета в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

74. Былинные образы в художественной системе А.Н. Кольцова.

75. Синтез документального и научного в путевых записках графа Ф.В. Ростопчина («Путешествие по Пруссии», «Путешествие в Грецию»)

76. Особенности предромантизма Д.И. Давыдова и эволюция его творчества к романтизму

77. Социальная сатира Д.И. Давыдова

78. Особенности элегии и элегических мотивов лирики П.А. Вяземского

79. Нравственное содержание и «гармоническая стройность» стихотворений А.А. Дельвига.

80. Ведущие лирические жанры поэзии А.А. Дельвига.

81. Фольклорные связи и песенная традиция поэзии А.А. Дельвига.

82. Значение жанра дружеского послания в творчестве Н.М. Языкова.

83. События Отечественной войны 1812 года в прозе Ф.Н. Глинки.

84. Эсхатологические мотивы в повестях Н.П. Гилярова-Платонова «Последние дни Помпеи. Картина нравов первого века», «Честолюбец», «Случай, каких немного».

85. Писательский мир в автобиографических воспоминаниях Н.П. Гилярова-Платонова.

86. Специфика создания волшебного пространства в литературных сказках В.И. Даля.

87. Этнографические зарисовки казачьего быта в повестях В.И. Даля.

88. Фольклорная традиция в повестях В.И. Даля «Майна», «Бикей и Мауляна».

89. Духовно-нравственный портрет русского крестьянина в очерках В.И. Даля.

90. Фольклорное начало поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

91. Мастерство бытописания в цикле повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

92. Особенности изображения курортных городов в творчестве И.С. Тургенева.

93. Духовно-нравственные качества русского крестьянина в «Записках охотника» И.С. Тургенева

94. Гоголевская традиция в драматургии И.С. Тургенева («Завтрак у предводителя», «Нахлебник» и др.).

95. Фольклорное начало в поэзии А.А. Фета.

96. Мотив счастья в романе И.С. Гончарова «Обломов».

97. Цветовая палитра рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел».

98. Эпическое начало в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

99. Люди и маски в пьесах А.Н. Островского. Образ скомороха.

100. Историко-этнографический аспект драматургии А.Н. Островского

101. Исторический и культурный образ провинциального города в драматургии А.Н. Островского

102. Образ семьи и типология семейных отношений в цикле рассказов С.В. Максимова «Лесная глушь»

103. Художественное своеобразие этнографической повести С.В. Максимова

104. Духовно-нравственные качества русского крестьянства в наблюдениях С.В. Максимова

105. Специфика обрисовки традиционного жилища в рассказах С.В. Максимова

106. Исторический и культурный феномен Русского севера в изображении С.В. Максимова

107. «Куль хлеба и его похождения» С.В. Максимова как энциклопедия крестьянской жизни

108. Картины народной жизни в очерке С.В. Максимова «Крестьянские посиделки в Костромской губернии»

109. Приметы реализма в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Проблематика литературных дискуссий Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой.

110. Проблема возрождения личности в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

111. Образ сада в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского.

112. Картины народной жизни в «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

113. Полифонизм пьесы А.П. Чехова «Три сестры».

114. Мастерство бытописания в романе П.Д. Боборыкина «Китай-город».

115. Некрасовская традиция в лирике А.Н. Апухтина.

116. Художественное новаторство лирики К.Р.

117. Особенности лирического героя в поэзии К.М. Фофанова.

118. Жанровые особенности философских повестей Л.Н. Толстого.

  1. Фольклорные источники рассказов Л.Н. Толстого «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка».
  2. Особенности психологизма в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Спать хочется», «Счастье».

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!