Свободная роспись красками с клейстерными загустителями



ИИ и МП

Раздел 4 БАТИК

Тема: №2

ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ РОСПИСИ

Вопросы:

1. Общие изобразительные и выразительные средства и приёмы ручной росписи ткани.

2. Оборудование мастерской для ручной росписи тканей.

3. Характеристика материалов, инструментов, приспособлений для каждого вида росписи. Резервирующие составы – состав и свойства.

4. Виды и свойства красящих веществ для тканей. Закрепление на ткани.

5. Красители: их свойства, закрепление на ткани.Ошибки в работе и их устранение.

Общие изобразительные и выразительные средства и приёмы ручной росписи ткани.

Выразительные средства и приёмы техники «свободная роспись»

Техника свободной росписи ткани представляет собой процесс ручной росписи ткани, характеризующийся свободным внесением красок на полотно без использования резервирующих средств как разделителей цветового пятна (холодный батик), как средств фиксирующих цветовое пятно предыдущего окрашивания (горячий батик). Техника свободной росписи ткани несколько схожа с техникой акварельной живописи по сырому. Здесь также как и в акварели по сырому цветовое пятно стремительно распространяется по поверхности, мало контролируемо, растекаясь по ткани скругляется по контуру, возможно вливание цвета в цвет с вытеснением предыдущего. В сыром состоянии цветовое пятно подвержено влиянию влагопоглощающих средств, например крупнозернистой соли или селитры, позволяющих вносить дополнительные эффекты фактуры цветового пятна, выявлять неоднозначность цветовых сочетаний. Основная проблема и прелесть данной техники – свободно растекающееся цветовое пятно – основное выразительное средство и основной объект для эксперимента и технических нововведений в данной технике росписи. Моделирование цветового пятна, внесение дополнительных эффектов в виде солевых посыпок, брызг краски – основная стратегическая задача художника, работающего в данной технике. Сложность задачи и, все же, крайняя привлекательность техники спровоцировала появление различных дополнительных, позволяющих условно контролировать цветовое пятно приемов, например, использование различного свойства загустителей, которые вносятся либо в краску, либо на поверхность ткани.

Невзирая на сложность, техника свободной росписи любима художниками, она выявляет своеобразие почерка художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

Основные материалы, использующиеся для свободной росписи – традиционно натуральный шелк, тонкий хлопок, ткани из смешанных волокон, красители – анилиновые, акриловые.

Свободная роспись с применением солевого раствора в качестве загустителя

Сущность этого способа состоит в следующем: ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и расписывают после высыхания, либо роспись ведут красителями (обычно анилиновыми), в которые введен раствор поваренной соли. Солевой раствор задерживает и концентрирует на себе влагу, воду из раствора красителя и ограничивает растекаемость краски по поверхности ткани.

Относительная управляемость цветового пятна, в этом случае, дает возможность наносить краску мазками контролируемой формы и цветовой насыщенности.

Инструмент при помощи которого осуществляется роспись, также имеет особенное значение, от его формы, размера, способности переносить достаточный объем краски зависит характер и специфика поведения цветового пятна в каждом отдельном случае, например, фоновые заливаются плоскости или плоскости с более мелкой структурой для первого плана.

Самым распространенным инструментом для росписи является кисть или специально изготовленные ватные тампоны. Для каждого цвета необходимо иметь отдельный тампон, форма и величина которого должна соответствовать выполняемому рисунку.

Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с последующей росписью в технике «холодный батик». В этом случае неизбежно ведение работы в два и более слоя краски. При этом, каждый следующий слой краски ложится на сухой предыдущий, который является, в свою очередь, не только уже заданной цветовой основой, но и загустителем, тормозящим растекаемость следующего слоя.

При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона цветом исключается, так как краска не может качественно и равномерно растекаться по поверхности ткани. Роспись ведут, обычно, от светлого и крупного пятна к более мелким и концентрированным мазкам первых планов.

Солевой раствор (для пропитки ткани или для введения в краску) приготовляется в различных концентрациях в зависимости от материала, на котором будет производиться роспись: Для тонких тканей нужна большая концентрация соли – крепдешин, батист - 20%, а для хлопка (ситец, сатин, бязь) и креп-жоржета 10-15%.

Способ росписи с введением солевого раствора в краску рекомендуется только для группы анилиновых красителей. Другими видами красителей для свободной росписи можно пользоваться, только по предварительно пропитанной солевым раствором ткани.

Свободная роспись красками с загустителем из резервирующего состава

Роспись ткани анилиновыми красителями приемами сухого мазка зачастую не дает нужной цветовой насыщенности, поэтому был разработан новый способ росписи с применением резервирующего состава, приготовленного на основе резинового клея.

Рецепт приготовления краски следующий:

Краситель (в порошке) 15 - 20 г

Спирт или уксусная кислота 40 - 50 г

Резервирующий состав 450 - 500 г

Бензин 400 - 500 г

Краситель растворяют в спирте или уксусной кислоте, затем смешивают с резервирующим составом, приготовленным для росписи способом «холодный батик». При постоянном помешивании смесь доводят до кипения на водяной бане. В результате получится однородная масса с достаточно интенсивной окраской. Для получения полутонов, увеличивают количество резервирующего состава и бензина при приготовлении краски.

Если же требуется уплотнение краски, т. е. достижение меньшей прозрачности, в состав добавляют небольшое количество цинковых масляных белил.

Приготовленная краска в плотно закрытом сосуде может сохраняться длительное время. Перед употреблением краску разбавляют бензином до нужной консистенции. Во время работы бензин испаряется, поэтому время от времени по мере надобности его добавляют в краску. Краски различного тона, приготовленные из одной группы красителей, хорошо между собой смешиваются, и дают широкую гамму оттенков.

Роспись производят щетинными кистями разных номеров или тампонами-штампами. Краску набирают на кисть, отжимают слегка о край сосуда и легким скользящим движением наносят на ткань. Желательно, чтобы на ткани оставался кистевой мазок с просветами, характерными для работы “сухой кистью”. Он должен ложиться на ткань равномерно от начала мазка до момента отрыва кисти от ткани. Надо стремиться к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и пластично выражали форму рисунка.

Приготовленная вышеуказанным способом краска может быть использована и в качестве резервирующего состава для холодного батика, и наноситься на ткань при помощи стеклянной трубочки. Поскольку краска приготовлена на основе резервирующего состава, и работает как резерв на ткани, фоновые элементы можно окрашивать красителями без каких либо изменений, краска свободно подойдет к каждой резервированной форме, не нарушая ее контуров.

Свободная роспись красками с клейстерными загустителями

В целях загущения краски для свободной росписи используют некоторые виды клейстеров, которые также как и в предыдущем описании вводят в раствор красителя или в небольшой концентрации в межволокновое пространство ткани. Загустителями клейстерного типа могут быть специально приготовленные растворы из траганта или крахмала.

ТРАГАНТ - густой сок, вытекающий из растений рода астрагаловых, - безвкусная, без запаха белая прозрачная масса,разбухающая в воде; употребляется при обработке кож, в кондитерском деле и медицине. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

Трагант [гр.] камедистый сок, добываемый из растения астрагала (растёт в Малой Азии); применяется как клеящеевещество в ситцепечатном, кожевенном, спичечном и кондитерском деле, в обувном производство (дляпропитывания ниток в рантовой обуви), в медицине и пр.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

 

Как и в предыдущем случае, использование клейстерных загустителей даёт возможность работать красками по ткани без применения резервирующего состава для ограничения цветового пятна, т.к клейстер связывает краситель и не позволяет ему свободно распространятся на ткани.

Применение для росписи щетинных кистей, ватных и губчатых тампонов, позволяет использовать различные приемы нанесения краски на ткань. Прозрачная фактура рисунка, с эффектом стекловидного маска, внешними характеристиками лиссеровочной живописи особенным образом передает эффект внутреннего витражного свечения окрашенной ткани.

При осторожном и достаточном введении загустителя в процесс росписи, ткань сохраняет природные качества волокна, блеск и упругость в случае работы с шелком. Чрезмерное присутствие загустителя может спровоцировать отслоение окрашенных участков, появление кракелюрных разломов при сминании или другого рода деформациях полотна.

При этом светлоту и насыщенность краски можно регулировать количеством введенного в нее загустителя и воды. Если краска окажется слишком густой, также рекомендуется разбавить раствор красителя водой.

В сочетании с росписью жидкими растекающимися красками роспись более густыми и пластичными мазками – малоисследованная область художественного декорирования ткани.

Восковой мелок. В данном случае речь идет не о белых свечах или жидком воске, а о штифтах, содержащих воск, обогащенный красками для росписи по шелку, который, с одной стороны, при нанесении на ткань, действует разъединяюще, если работать жидкими красками, а с другой стороны, может подключаться к процессу формирования колорита, поскольку обладает цветом, сохраняющим насыщенность при нанесении и последующим вплавлении в ткань.

Важно помнить: до внесения жидких красок для росписи все поверхности необходимо обработать горячим воздухом из фена, чтобы расплавленный воск, вместе с замешанным в него красителем, хорошо проник в ткань.

Такие мелки подходят и для Frottage (техники втирания).

Восковые мелки фиксируются как паром, так и утюгом.

Монотипы

Монотип ‑ это особый вид техники оттиска, так называемый "разовый оттиск".

Для оттиска лучше воспользоваться густыми красками для росписи по шелку. Краску накладывают на стеклянную или пластмассовую пластинку, а затем процарапывают рисунок зубчатым шпателем, полоской резины или картона, палочками или чем-либо подобным.

После этого на еще мокрую краску осторожно накладывают натянутый шелк (рамой наверх), рисунок сразу отпечатывается на шелке. После того как шелк будет снят (рисунок отпечатался в зеркальном изображении), краски должны хорошо высохнуть, чтобы они не смешивались с жидкими красками при дальнейшей росписи.

Монотипы можно печатать также с рельефных матриц, вырезанных из дерева как в набойке, линолеума, картона и т.д. В этом случае окрашенную матрицу опускают на ткань с легким нажимом. Можно использовать на более плотных тканях. Подходят краски на акриловой основе с введением средства замедляющего высыхание краски.

Если роспись зафиксирована, то во время стирки уплотнитель удаляется, а краска сохраняется и шелк, который до этого был несколько жестким, становится снова мягким и струящимся.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!