Глава 9. Работа журналиста: приемы и карьерный рост



- Карьерный рост в журналистике

- Карьерная мотивация

- Профессионализм журналиста

- Как повысить свою эффективность

- Язык журналистских текстов

 

Карьерный рост в журналистике

Существуют два вида карьерного роста – административный и внутрипрофессиональный (еще их называют ростом по вертикали и по горизонтали). В первом случае рост измеряется количеством подчиненных: вначале их нет, потом мало, потом – много. Административный карьерный рост типичен для силовых структур. Например, в военное училище поступает курсант, выходит оттуда уже командир взвода (до 30 солдат), а затем последовательно становится командиром роты, батальона, полка, бригады и т.д. Разновидность административного карьерного роста – ситуация, когда должность человека не меняется, но растет структура под ним. То есть предприниматель превращается из директора маленькой фирмы в директора развившейся большой фирмы, формально оставаясь в должности руководителя той же самой организации. Например, когда бизнесмен Евгений Чичваркин в конце 90-х годов создал компанию «Евросеть», он лично стоял за прилавком и продавал мобильные телефоны. Спустя десятилетие «Евросеть» имела более 4 тыс. магазинов, а работали в компании около 27 тыс. человек.

Внутрипрофессиональный карьерный рост происходит тогда, когда человек продолжает выполнять ту же самую работу, но на другом качественном уровне и за все большее вознаграждение. Например, и начинающая певица, и Алла Пугачева делают одно и то же – поют и танцуют на сцене. Но гонорар Пугачевой будет превышать гонорар начинающей певицы в десятки или сотни раз. Также многократно будут отличаться заработки начинающего футболиста и игрока премьер-лиги, начинающего адвоката и адвоката, который защищает министров или олигархов.

Рассмотрим, в какой мере обе разновидности карьерного роста характерны для журналистики. Ступенек административного карьерного роста в большинстве редакций четыре: корреспондент, редактор отдела, заместитель главного редактора и главный редактор. У корреспондента подчиненных нет, редактор отдела руководит несколькими корреспондентами, заместитель главного редактора оперативно руководит редакцией при работе над номером, главный редактор определяет стратегию издания. Как видим, возможности для административного карьерного роста в журналистике есть, но их гораздо меньше, чем в силовых структурах. Во-первых, потому что меньше карьерных ступенек. Во-вторых, потому что отсутствует принудительная ротация, как в армии, когда офицеров в 45 лет отправляют на пенсию.

В журналистике же одну и ту же должность можно занимать сколь угодно долго, хоть до смерти или до закрытия издания. Поэтому очень часто в редакциях подменяют административный карьерный рост псевдоповышением в должности: корреспондента превращают в старшего корреспондента, специального корреспондента, обозревателя и т.д. Однако суть работы от этого не меняется. Журналист по-прежнему не имеет подчиненных и продолжает сам писать статьи.

Иногда превращение из корреспондента в специального корреспондента или обозревателя считают внутрипрофессиональным карьерным ростом, потому что оно сопровождается повышением зарплаты. Однако подлинный внутрипрофессиональный рост наступает тогда, когда журналист переходит в иное качество: из сотрудника, который просто способен готовить годные к публикации материалы, в того, кто может готовить материалы, которые неспособен написать никто другой в редакции. Это уровень журналиста-эксперта, специалиста по определенной тематике или мастера определенного жанра. Например, Ольга Алленова из издательского дома «Коммерсант» специализируется на темах, связанных с Северным Кавказом. Андрей Ванденко из журнала «Итоги» уже более десяти лет готовит только интервью.

Зарплата журналиста-эксперта может в разы превышать зарплату обычного корреспондента. Если журналисту-эксперту платят мало, вскоре найдется редакция, которая будет готова платить ему много. Это обосновано: заменить такого журналиста или невозможно, или нужно выбирать из ограниченного круга других журналистов- экспертов, востребованных и с высокой зарплатой.

Еще больше журналист начинает зарабатывать, когда становится звездой: имеющим свою аудиторию, которой интересно творчество именно его. Переход журналиста-звезды из одного издания в другое приведет к переходу аудитории вслед за этим журналистом. Поэтому за таких сотрудников держатся, их переманивают, и нередко журналист-звезда за колонку страничного объема получает гонорар, сопоставимый со средней зарплатой в стране (20-30 тыс. рублей).

Таким образом, карьера журналиста может развиваться в двух направлениях. Соответственно, карьерные цели журналиста – стать главным редактором или звездой (или и тем, и другим, как, например, Леонид Парфенов). Целесообразно делать упор на внутрипрофессиональную карьеру, на переход из корреспондента в эксперта и далее в звезду. Это направление карьерного роста зависит исключительно от самого журналиста. Для административного же карьерного роста нужно не только, чтобы журналист созрел для занятия более высокой ступеньки. Нужно также, чтобы на этой ступеньке освободилось место. Поэтому административный карьерный рост обычно происходит при подъеме медиарынка. Когда появляются новые издания, новые каналы и новые проекты, корреспонденты переходят туда на должности редакторов отделов, а редактора отделов становятся замами главного редактора или главредами. И, наоборот, когда рынок на спаде, издания закрываются, и бывшие главные редакторы становятся редакторами отделов, а то и простыми корреспондентами.

! Особенность поиска работы в журналистике состоит в том, что вакансии очень редко публикуют в открытом доступе. Обычно освободившиеся места заполняют либо стажерами, которые уже какое-то время публиковались в этом издании и доказали пригодность к работе в штате, либо знакомыми сотрудников редакции, перекупленными из других изданий. Поэтому желающему устроиться на работу лучше не искать объявления о наборе журналистов, а либо спросить про открытые вакансии у коллег, либо напрямую обращаться в то издание, где вы хотите работать, начинать сотрудничать внештатно с тем, чтобы в последующем там утвердиться и стать первым кандидатом на прием в штат.

 

В журналистике также распространены варианты карьерного роста «вбок», когда изменения в профессиональной жизни человека происходят, но с повышением или понижением в карьерной лестнице не связаны. Чаще всего встречается пять вариантов роста «вбок»:

1. Смена издания. Корреспондент, работавший в одном СМИ, переходит на должность корреспондента в другом СМИ. Обычно – с некоторым повышением зарплаты. Однако характер работы не меняется: журналист как писал тексты, так и продолжает делать это же самое. Помимо стремления увеличить свои доходы переход из издания в издание может быть связан с невозможностью карьерного роста на прежнем месте работы, с желанием разнообразить тематику и с несложившимися отношениями с начальством и коллегами.

2. Уход в пресс-секретари. Работа в пресс-службе рассматривается некоторыми журналистами как логичное развитие карьеры. Вначале журналист освещает какую-то сферу, а затем переходит на «противоположную сторону баррикад», где предпочитают нанимать именно таких сотрудников, имеющих опыт работы в СМИ. Иногда работа в пресс-службе воспринимается как более спокойная и стабильная по сравнению с журналистской.

3. Переход из редактора в корреспонденты. Это ситуация, когда редактор небольшого издания становится корреспондентом более крупного. Например, редактор отдела в районной газете – корреспондентом областной или центральной. Поэтому считать такой переход понижением нельзя. Так развивается карьера многих журналистов, переехавших из провинции в Москву. Дослужившись у себя в регионе до начальников, в столице они вынуждены снова начинать с низших ступеней карьерной лестницы. Хотя эта лестница и более высокая, чем была на прежнем месте жительства.

4. Переход из корреспондента в редакторы. Это обратный предыдущему пример, когда корреспондент центральной газеты уходит на должность начальника в региональную, районную или корпоративную. Формальное повышение статуса (кабинет, подчиненные) сочетается здесь с понижением уровня издания.

5. Смена профессии. Обычно журналисты уходят либо в науку (журналистика, политология и др.), либо в общественную деятельность или политику, либо в писательство. Психолог Яна Дубейковская считает, что такая смена вида деятельности закономерна, а занятие журналистикой является лишь промежуточным этапом становления человека.

«Журналист – это человек, который находится в поиске. И он обязательно должен что-то найти. Благодаря профессии у него есть возможность широкого поиска – он ездит по стране, общается с множеством людей. А дальше надо просканировать все поле, найти свою нишу и занять какую-то другую позицию, начать давать результаты».

(См. Яна Дубейковская: «Журналистика – это власть без ответственности» // «Журналистика и медиарынок». – 2006. - № 5.)

 

Карьерная мотивация

Поговорка гласит, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. То же самое применимо ко всем профессиям: спортсмен должен мечтать об олимпийском золоте, ученый – о Нобелевской премии, а рядовой сотрудник компании – о должности гендиректора. Журналист же, как следует из вышеизложенного, должен мечтать стать главным редактором или звездой. Либо и тем, и другим. Такая мотивация называется карьеристской. Этот термин ввел российский психолог М.Е. Литвак (См. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? – Р-н-Д.: Феникс, 2008.). Карьерист – это тот, кто стремится к профессиональному росту и продвижению по службе. Характерные черты карьериста – отсутствие хобби (его заменяет работа, в которую карьерист вовлечен даже в свободное время), готовность работать сверхурочно вне зависимости от оплаты (карьерист работает в первую очередь на перспективу, а уже потом – за деньги) и желание браться за более сложную работу.

Корреспондент-карьерист не будет отказываться ни от командировок (несмотря на то, что это и риск, и бытовой дискомфорт), ни от предложения возглавить отдел (хотя это обязывает присутствовать на заседаниях редколлегии, находиться в редакции до подписания номера и отвечать за ошибки своих подчиненных).

Карьеристов, по наблюдениям М.Е. Литвака, меньшинство. Основная же часть работников – это так называемые культурники. (Термин «культурник» возник в советское время, когда на предприятиях встречались сотрудники, слабые как профессионалы в своей основной специальности, но преуспевающие в кружках художественной самодеятельности.) Те, для кого работа – не более чем способ зарабатывания денег. Карьерист во время работы реализуется, культурник – отбывает повинность, чтобы затем пользоваться благами, которые сможет приобрести благодаря зарплате. Реализовывается же культурник через хобби. У мужчин таким хобби нередко бывает возня с автомобилем или занятия спортом, у женщин – домоводство или приусадебный участок. Сверхурочной работы культурник постарается избежать – это, с его точки зрения, лишняя трата времени и усилий, которые можно было бы посвятить на хобби или на отдых.

Отличительная черта культурника – он не растет как специалист. Культурник со стажем может хорошо выполнять свою текущую работу, однако он не осваивает ничего нового, не прогрессирует и рано или поздно отстанет от растущих карьеристов. Поэтому культурники стремятся избегать новизны в работе и стараются делать все старыми проверенными методами. Например, культурник-корреспондент будет предлагать схожие темы, добывать информацию из одного и того же ограниченного круга источников и сдавать редактору однотипные тексты. Культурник-редактор отдела будет единообразно править тексты и раз за разом формировать схожую тематическую повестку своего раздела. Культурник-главный редактор будет делать издание по принципу «как всегда делали», а не придумывать постоянно что-то новое.

! Из культурников в карьеристов превращаются очень редко. А вот перейти из карьериста в культурника можно даже незаметно для самого себя. Поэтому нужно регулярно проводить ревизию своей работы: насколько вы развиваетесь, что нового освоили. Если выяснится, что вы продолжительное время работаете по-старому, это тревожный сигнал. Еще один тревожный сигнал – если вы забыли про ваши цели стать главным редактором или звездой и вместо этого переключились, к примеру, на обустройство быта.

 

Если приходится выбирать между заработком дополнительных денег и приобретением дополнительных навыков, следует выбирать навыки. Повышение профессионального уровня приведет и к повышению заработков. Не сейчас, так позже. Не в этой редакции, так в другой, куда вас пригласят. Зачастую карьеристы, пришедшие в редакцию начинающими журналистами, не могут там продвинуться, так как их продолжают воспринимать как начинающих, несмотря на все их успехи. Зато на новом месте работы их видят уже сегодняшними, со всеми их достижениями.

Ориентация же на деньги приводит к тому, что человек делает то, что востребовано именно сейчас, и меняет вид деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка. В результате достичь высокого мастерства ни в какой сфере не удается, и такой сотрудник стратегически проигрывает тому, кто сосредоточился на развитии навыков. Например, один журналист разрывается между подработками, пишет статьи на разные темы в разные издания, а другой настойчиво занимается одной тематикой и превращается в журналиста-эксперта, статьи которого стоят гораздо дороже, чем поверхностные статьи журналиста, который пишет обо всем. Вот как рекомендует относиться к заработкам в журналистике Дмитрий Соколов-Митрич.

Реальный финансовый успех - штука очень непростая, она не очень-то зависит от успеха как такового. Здесь работают очень много непредсказуемых факторов - от собственного характера, который не лечится, и до счастливой случайности, которая гуляет сама по себе. Так что управлять ростом своей капитализации чрезвычайно сложно. Тем более тому, кто все-таки не мыслит деньги единственным критерием своего успеха.

Я могу подсказать лишь несколько приемов, которые лично мне в жизни пригодились.

1. Никогда не увольняйтесь в никуда. Во всяком случае, без острой необходимости. Каким бы опытным и даже известным журналистом Вы ни были, если Вы приходите с улицы, Ваша стартовая цена - 0 рублей 0 копеек. Важно, чтобы вместе со сменой работы росла Ваша капитализация.

2. Не делайте культа из редакции, в которой Вы сейчас работаете. Если Вам предлагают столь же интересную работу в не менее достойном издании - увольняйтесь. У некоторых начальников есть дурацкая привычка обвинять своих уходящих сотрудников в предательстве. Я не из их числа.

3. Ну, и самая главная хитрость. Мир так устроен, что в нем неотвратимо действует принцип равновесия. Поэтому надо всегда работать с избытком - так, как будто Вам платят процентов на 20-30 больше. Вот увидите - очень скоро эти 20-30 процентов так или иначе Вас догонят. Потому что мир не может долго находиться в неравновесии - даже в таких мелочах, как соответствие Вашего труда Вашим доходам. И как только эти деньги Вас догонят - Вы снова работайте с избытком. И снова. Это такой легкий шантаж мироздания. Действует безотказно.

А исповедовать вульгарный прагматизм, требовать у мироздания деньги за каждый чих - это прямой путь к неудачничеству.

(http://smitrich.livejournal.com/1526970.html)

 

Вовлекаясь в журналистскую работу, нужно избегать «синдрома эмоционального выгорания» - состояния деморализации, разочарования и крайней усталости. По оценкам психологов, это состояние характерно для 5-10% сотрудников, чья работа связана с длительными стрессами. Еще около 50-60% сотрудников имеют отдельные признаки этого синдрома (См. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm), которые в любой момент могут перейти в острую фазу. Тогда сотрудник начинает выполнять свою работу механически, небрежно, без интереса и даже с ненавистью.

Журналист в состоянии эмоционального выгорания может ощущать себя исписавшимся, уставшим от поиска тем и общения с людьми. Появляется желание уйти из журналистики, заняться какой-то простой работой, например, ухаживать за собаками в приюте для домашних животных. Одни люди начинают злоупотреблять алкоголем, другие – искать выход в религии и различных духовных практиках, у третьих страдает и разрушается личная жизнь. Особенность синдрома эмоционального выгорания в том, что человек может погрузиться в него, сам того не заметив. Поэтому начальнику нужно обратить внимание на сотрудника, который внезапно стал хуже работать. Следует отличать разгильдяйство от ситуации, когда человек нуждается в помощи. Также желательно не перегружать сотрудников сверхурочной работой и добиваться, чтобы в выходные они отдыхали, а не подрабатывали.

! Журналистская работа влияет на семейную жизнь человека больше, чем многие другие виды деятельности. Журналисты, как правило, поздно возвращаются домой (дедлайн у ежедневных газет обычно в 21-23 ч.), часто ездят в командировки и нередко вынуждены работать в то время, в которое большинство людей отдыхает – по выходным, по ночам. В результате промежутки времени для общения с близкими сужаются. Если прибавить к этому погруженность журналиста в свои темы и усталость от разговоров, которых у журналиста на работе с избытком, то отчужденность от других членов семьи может возникнуть очень легко. Чтобы этого не возникло, нужен такт и понимание как со стороны журналиста, так и со стороны остальных домашних.

 

Профессионализм журналиста

Признак профессионала в любой сфере деятельности – стабильность качества работы. Хороший, годный к публикации материал может написать и человек, никогда не занимавшийся журналистикой. Но нет никакой гарантии, что годными к публикации будут его следующий и послеследующий тексты. В случае же с профессиональным журналистом такая гарантия есть, потому что его материалы соответствуют принятым в журналистике стандартам. Владение этими стандартами и есть первый признак профессионализма. Второй признак – это понимание того, насколько нужно доводить или не доводить до совершенства свой материал, исходя из имеющихся ресурсов. Профессионал должен уметь подготовить и отличный текст за три дня, и удовлетворительный за три часа. Того же, кто способен только на что-то одно, в полной мере считать профессионалом нельзя.

Как оценить, насколько один журналист более профессионален, чем другой? Никакой единой шкалы, никакого общепринятого критерия в журналистике не существует, в отличии, к примеру, от спорта, где есть разряды. Поэтому оценить уровень журналиста можно лишь набором показателей. Ниже представлены некоторые из них. Рекомендую воспользоваться ими, чтобы отметить для себя, каков ваш нынешний профессиональный уровень, и в какой мере он повышается.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!