Тема 34. Искусство России конца XIX в. – нач. XX в.



Своеобразие русской художественной культуры рубежа веков. Общественное настроение и философские размышления эпохи, поиски выхода из кризисной ситуации. Развитие традиционных и новых мотивов в жанровой и исторической живописи. Успехи пейзажной живописи. Множественность художественных течений. Расширение контактов русского и западно-европейского искусства. Формирование типа универсального художника.

Русская архитектура конца XIX – начала XX в. Спад архитектурного градостроительства. Спад архитектурного градостроительства. Утрата единого комплексного подхода к городской застройке. Организация конкурсов на проекты значительных сооружений. Развитие теоретической мысли в области архитектуры. Преобладающий метод архитектурного творчества – поверхностное подражание историческим архитектурным стилям. Эклектичность архитектуры. Рождение стиля модерн и его европейский характер. Декоративная и конструктивная стадии модерна. Использование новых форм, пропорций, строительных материалов и конструкций. Московское градостроительство – хаотичность застройки улиц и площадей. Скульптурно-декоративное оформление фасадов. Ф.О. Шехтель. В.Ф. Валькот, Л.Н. Кекушев. И.И. Рерберг. Петербургский модерн. Ф.И. Лидваль. Н.В. Васильев. Формирование течений, противоположных модернизму. Неоклассицизм. Обращение к пропорциям классической архитектуры – И.А. Фомин, И.В. Жолтовский, В.А. Щуко. А.И. Таманян. Неоромантизм. Обращение к формам древнерусского зодчества – В.М. Васнецов, А.В. Щусев, В.А. Покровский. Своеобразная «специализация» среди архитекторов в том или ином стиле. Смешение разных стилевых направлений. А.И. Резанов, В.А.Шретер, К.М.Быковский, А.М. Горностаев и др. Русско-византийский стиль в творчестве Д.Н. Чичагова, М.Т. Преображенского, Н.И. Поздеев и др.

Переход от эклектики к модерну. Основные черты стиля модерн. Особенности архитектуры петербургского и московского модерна. Основные постройки Ф.О. Шехтеля (особняк С. П. Рябушинского, здание Ярославского вокзала в Москве) и Ф.И. Лидваля (здания Азовско-Донского банка, гостиницы «Астория»). Неоклассические тенденции в архитектуре 1910-х гг. Творчество И.А. Фоми- на, постройки В.А. Щуко (доходные дома в Петербурге, русские павильоны на международных выставках). Интерес к памятникам древнерусского зодчества. Неорусский стиль в творчестве А.В. Щусева, В.А. Покровского, СВ. Малютина.

Скульптура 70-х – начала 90-х годов XIX в. Многообразие творческих исканий. Стремление преодолеть измельчание скульптурных форм и увлечение бытовой трактовкой образов. Преимущественное развитие станковых форм пластики, в т.ч. портрета. Петербургская школа. В.А. Беклемишев. Переплетение традиций академизма и влияние передвижников. Малая пластика и скульптурный портрет. Р.Р. Бах. Московская школа. Понимание специфики скульптурной формы, чувство фактуры материала. Новизна пластического языка. Выразительность и экспрессия формы. Выявление особенностей и фактуры материала. Памятник, портрет и малая пластика. П.П. Трубецкой. С.М. Волнухин. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. А.Т. Матвеев. С.Т. Коненков. В.Н. Домогацкий. Кризис монументальной скульптуры. Противоречивость путей развития. Декларирование борьбы с академизмом. Утрата целостности художественного мышления. М.О. Микешин. А.М. Опекушин (памятник А.С. Пушкину). Композиционная ясность, жизненная правдивость и пластическая выразительность памятника. Изменение и расширение тематики станковой скульптуры, а также сферы её применения и воздействия. Появление сюжетов и образов, взятых из окружающей действительности, жизни народа. Ф.Ф. Каменский, С.И. Иванов, Л.В. Позен М.А. Чижов и бытовой жанр. Е.А. Лансере, А.Л. Обер и скульптура малых форм. М.М. Антокольский. Историческая, религиозная тематика, мемориальная скульптура. Противоречивость творческого метода. Поверхностность, натурализм в портретном жанре. Стилистическое своеобразие скульптуры конца XIX – начала XX вв. Достижения петербургской скульптурной школы. Работы В.А.Беклемишева, Р.Р.Баха, Л.В.Шервуда. Творчество П.П.Трубецкого и развитие московской скульптурной школы. Работы А.С.Голубкиной. Основные темы и образы в творчестве С.Т.Коненкова. Монументальные произведения Н.А.Андреева и А.Т.Матвееева.

    Историческая живопись и бытовой жанр конца XIX – начала ХХ вв. Многообразие творческих стилей и направлений. Отказ от монументальных картин-эпопей. Обращение к повседневной жизни прошлых эпох. Воссоздание истории через быт, обычаи, самобытность уклада и пр. Поиски национального стиля в исторической картине. А.П. Рябушкин. А.М. Васнецов. С.В. Иванов. Развитие бытового жанра. Два направления. Темы социальных столкновений в деревне, «переселенчества», жизни и борьбы рабочего класса. С.А. Коровин. С.В. Иванов. Н.А. Касаткин. Утверждение поэзии и красоты мира. Слияние темы русского народа и пейзажного образа. А.Е. Архипов. Ф.А. Малявин. В.Н. Бакшеев. А.С. Степанов. Многообразие и универсальность творчества. М.В. Нестеров конца XIX – начала ХХ вв. Философские размышления о судьбах народа, «странствующей» Руси. Портрет-картина. Тяготение к живой натуре и изображению человека среди природы. В.А. Серов. Многообразие жанровых поисков.  Творческий путь В.А. Серова: от реализма к модерну. Эскизы, портреты, пейзажи, исторические и мифологические картины, рисунки, литературные иллюстрации, офорты и литографии В.А. Серова. Историческая картина, театрально-декорационное искусство, портрет, пейзаж, бытовой жанр, литературная иллюстрация. Стремление к «большому стилю». Изысканная гармония красок и пленэра. М.А. Врубель. Поиски новых форм. Творчество М.А. Врубеля: особенности живописного метода, тематика (сказка и миф в его живописи). Декоративная живопись, майолика, театральное творчество М.А. Врубеля. Материальность и декоративность изображения предметного мира. Бурное развитие графических искусств. Осмысление самостоятельной эстетической ценности графики, её художественной специфики. Роль полиграфической техники в обогащении выразительных возможностей графики. «Мир искусства» и литературная иллюстрация. Книга как единый художественный организм. В.А. Серов. М.А. Врубель. Е.Е. Лансере. М.В. Добужинский. И.Я. Билибин. Д.Н. Кардовский. Г.И. Нарбут. Л.О. Пастернак.

Сатирическая графика и её роль в отражении политических событий 1905 – 1907 гг. Новое осмысление форм русского журнального рисунка. Многообразие художественных решений, принципов и методов сатирической характеристики.

Пейзаж конца XIX – начала ХХ вв. К.А. Коровин. Колористические, пленэрные новации в пейзаже. И.Э. Грабарь. В.К. Бялыницкий-Бируля. Л.В. Туржанский. И.И. Бродский. А.А. Рылов. Объединение «Мир искусства» и несколько этапов его развития. Понимание новых эстетических потребностей времени и широта творческих интересов. Формирование определённого типа художника. Синтетический охват явлений, включающий не только живопись, но и театр, литературу, музыку. А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Н,К, Рерих, А.Я. Головин, В.Э. Борисов-Мусатов и др.

Литературная иллюстрация и журнальная графика конца XIX – начала ХХ вв. Бурное развитие графических искусств. Осмысление самостоятельной эстетической ценности графики, её художественной специфики. Роль полиграфической техники в обогащении выразительных возможностей графики. «Мир искусства» и литературная иллюстрация. Графика и книжная иллюстрация в творчестве мирискуссников: работы Е.Е. Лансере, И.Я. Билибина, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Книга как единый художественный организм. В.А. Серов. М.А. Врубель. Е.Е. Лансере. М.В. Добужинский. И.Я. Билибин. Д.Н. Кардовский. Г.И. Нарбут. Л.О. Пастернак. 

Сатирическая графика, её роль в отражении политических событий 1905 – 1907 гг. Новое осмысление форм русского журнального рисунка. Многообразие    художественных решений, принципов и методов сатирической характеристики.

Художественные группировки рубежа XIX–XX вв. Объединение «Мир искусства» и его мастера: А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, И.К. Рерих, Б.А. Кустодиев. Обновление стиля в театрально-декоративном искусстве. Декорации А.Я. Головина. Танцевальные костюмы Л.С. Бакста. Спектакли «Русских сезонов» СП. Дягилева: между символизмом и авангардом. Издательская и выставочная деятельность «Мира искусства».

«Союз русских художников» и московское искусство начала XX в. Традиции Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поэзия русской природы в пейзажах И.Э. Грабаря и К.Ф. Юона. Картинные формы пейзажей А.А. Рылова. Русская тематика: от этнографического этюда до символов национального характера. Древнерусские сюжеты у А.П. Рябушкина. Старая Москва в работах A.M. Васнецова. Крестьянская тема в живописи Ф.А. Малявина. Значение деятельности «Союза русских художников» в развитии отечественного изобразительного искусства.

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова: живописная техника, художественная система, стилевые особенности; его влияние на художников «Голубой розы». Поиски темы и стиля: творчество В.П. Кузнецова, М.Г. Сарьяна, Н.П. Крымова.

Объединение «Бубновый валет». Особенности живописной техники. Творчество П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова. Импрессионистический, примитивистский и беспредметный («лучистский») периоды в творчестве М.Ф. Ларионова. Творчество Н.С. Гончаровой.

Неопримитивизм в искусстве авангарда: возвращение к национальным истокам.Открытие живописи Н. Пиросмани (Пиросманашвили). Живопись М.З.Шагала. Стили творчества В.В.Кандинского: импрессионизм, модерн, «беспредметное» искусство. Музыкальная форма в создании «абсолютной» живописи; типы картин («впечатление», «импровизация», «композиция»).

Супрематизм К.М.Малевича: поиски стиля. Педагогическая система художника. Конструктивизм. Творчество В.Е.Татлина. Живопись и рельефы конструктивистов.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!