Основные способы оформления заключения
Формулировка темы и этапы разработки главной части
Одно из направлений итогового сочинения 2014–2015: «Недаром помнит вся Россия...»(200–летний юбилей М.Ю.Лермонтова). Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфики художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
Тип формулировки темы | Этапы разработки главной части | Пример |
Тема-суждение(прямо выражает идею / тезис рассуждения) | Автор сочинения самостоятельно подбирает аргументы для подтверждения / опровержения тезиса. | Тема: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... (В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова)». Аргументы В.Г. Белинского: 1) Уже в первом напечатанном стихотворении М.Ю. Лермонтова – «Бородино» (1837 г.) – главная мысль – «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». 2) В «Песне про купца Калашникова» мы видим настоящую трагедию, когда каждый из героев по-своему прав и благороден, но над всеми ними вершит приговор неумолимая судьба. 3) Стихотворение «Дума»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?..» 4) Стихотворение «Поэт» - горькая констатация того, что «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, / Свое утратил назначенье, ) На злато променяв ту власть, которой свет/ Внимал в немом благоговенье?». 5) Стихотворение «И скучно и грустно…» - «глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни!» 6) Стихотворение «Благодарность»: «Все хорошо: и тайные мучения страстей, и горечь слез, и все обманы жизни; но ещё лучше, когда их нет, хотя без них и нет ничего, что просит душа, чем живет она, что нужно ей, как масло для лампады!.. Это утомление чувством; сердце просит покоя и отдыха, хотя и не может жить без волнения и движения...» 7) Стихотворение «Завещание»: «это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично... Мысль этой пьесы: и худое и хорошее - все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет...» |
Тема-вопрос(не содержит идеи, но указывает прямой путь к ней) | Автор сочинения самостоятельно определяет идею / тезис (то есть ответ на вопрос) и аргументы. | Тема: «Каково основное настроение лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова о родине?» Тезис (вариант формулировки): основное чувство – недоумение по поводу того, что в душе лирического героя любовь к родине («немытой России», «стране рабов, стране господ»), во-первых, всё-таки живёт, во-вторых, вызвана она не тем, чем может быть вызвана с «официальной» точки зрения. Аргументы: строчки из стихотворений «Родина» («Люблю отчизну я, но странною любовью…»), «Прощай, немытая Россия…», «Русская мелодия», «Монолог». |
Тема-понятие(не содержит прямого указания на идею рассуждения; с синтаксической точки зрения это назывное предложение) | Автор сочинения самостоятельно определяет и проблему (ставит вопрос), и идею (основную мысль), и набор аргументов. | Тема:«Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова». Вопрос (вариант формулировки): Как представляет себе М.Ю. Лермонтов роль поэта и поэзии в жизни людей? Ответ (тезис / идея / основная мысль): Поэт – это проповедник высоких нравственных идеалов, которые, увы, не только не нужны «толпе», но и вызывают у неё раздражение и даже агрессию по отношению к тому, что делает поэт. А сам поэт вызывает презрение. Аргументы:строчки из стихотворений «Пророк» («Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья…»), «Смерть поэта», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный…»), «Кинжал» и др. |
Виды вступлений
|
|
|
|
|
|
Вид вступления | Особенности |
Историческое | Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. |
Аналитическое | Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению. |
Биографическое | Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. |
Сравнительное | Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. |
Лирическое | Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом. Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество. |
|
|
Средства оформления вступления | Примеры |
Назывное предложение или ряд назывных предложений | Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется. |
Риторический вопрос | Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта? |
Риторическое восклицание | Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства! |
Вопросно-ответное единство | Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. Вопросы, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, вечны. |
Цитата | Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти строки А.С.Пушкина вспоминаются, когда размышляешь над тем, какое значение имеет дом для каждого человека. |
Афоризм | « Никто не возместит тебе потерянные годы ... Время твоей жизни, однажды начав свой бег, пойдет вперед, не останавливаясь и не возвращаясь вспять »,– в IVв. до н.э писал в одном из "Нравственных писем к Луцилию" римский философ, поэт и государственный деятель, определяя ценность времени. |
Основные способы оформления заключения
Средства оформления заключения | Примеры |
Кольцевая композиция. Возвращение к началу | Так почему так важно человеку определить свой жизненный путь? Да потому, что это не только движение вперёд, но и движение вверх, к высшим формам, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности. |
Афоризм, цитата | Образ родного дома, где человек вырос, навсегда остаётся в его сердце. Сколько бы лет ни прошло, мы бережно храним воспоминания о нём. Это связь с нашим детством и семьёй: «Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью...», – пишет Ф.Искандер в повести «Созвездие Козлатура», подтверждая нашу мысль о том, что неразрывная связь с домом сохраняется, несмотря на время и расстояние, становится поддержкой и опорой в жизни. |
Нравственный вывод | Мы живем в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть ее такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть. |
Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи сочинения | Таким образом, ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают. |
Открытый финал | Вечером я тихонько захожу к маме в комнату, чтобы пожелать спокойной ночи, и слышу её тихий голос: Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое… Сохрани, спаси и помилуй детей моих, Господи…» … Мамиными молитвами… |
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!