История церковного толкования Св. Писания



Остановимся несколько подробнее на методах толкования Св. Писания.

Разница в толковании Св. Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы – семьдесят лиц[19], т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, конечно, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).

Именно неисчерпаемая глубина смыслов Св. Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Св. Писания.

Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой – Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют св. Кирилл Александрийский, св. Григорий Нисский и другие.

Для первых христиан было важно найти пророчества, которые бы подкрепляли нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна – Евхаристию, в повествовании об Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т.д. Этот метод назывался теорией.

Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.

Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием. Этот метод получил название анагогии[20].

Впрочем, как замечает свт. Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, действительно важно «держаться полезных разумений», т.е. понимать Св. Писание так, чтобы это приносило пользу душе.

Важно также отметить, что святоотеческие толкования никогда не были произвольными фантазиями на тему библейского отрывка, но гармонично сочетали буквальный и духовный смысл; и иначе быть не могло, потому что настоящие толкования – это не рассудочные размышления, а то, что открывается в чтении с молитвой, в меру следования заповедям Христовым.

Уровни восприятия библейского текста

Итак, мы увидели, что текст Св. Писания можно по-разному прочесть и истолковать.

Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, - следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.

Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды – остается претворить в жизнь то, что нам открылось.

На практике для этого можно использовать следующую последовательность[21]:

1. Помолитесь, чтобы Бог помог вам понять прочитанное.

2. Прочитайте текст.

3. Подумайте над прочитанным, задайте себе несколько вопросов:

· О ком и о чем идет речь в этих стихах?

· Чему учит этот текст о Боге Отце, Иисусе Христе и Святом Духе?

· Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам?

· Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или, возможно, предупреждение?

· Имеется ли здесь обетование?

· Какую истину открывает для меня сегодня Бог из прочитанного?

· Какой стих мне следует запомнить?

4. Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное.

5. Помолитесь. Просите Бога указать, в чем Вы должны раскаяться, как верить и быть послушным, как благодарить и прославлять Его, выскажите Богу свои просьбы.

6. Примените. Как вы можете практически применить прочитанное?

7. Поделитесь. Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми?

Ограничения толкования

 

Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени[22].

Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.

Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, - в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!