Пред смертью жизнь мелькает снова, 6 страница



В заключение этой главы хотелось бы вкратце изложить основные принципы эволюционного развития. Как уже говорилось, Субстанция, из которой состоит Вселенная, условно(!) разделяется на Первичную и Мировую. Для удобства, момент такого разделения примем за точку отсчета и назовем его "началом проявления".

Первым в Мировой субстанции выделяется самый "высший", седьмой, (если считать, начиная с Физического), уровень. По своей сути и свойствам он очень близок к свойствам Первичной субстанции. Это область Абсолюта. Затем проявляется следующий, шестой уровень, в котором из единой Абсолютной Души, (или Высшей Сущности), выделяются Души Индивидуальные, обладающие всеми свойствами Абсолюта, но уже ощущающие в себе некую дифференциацию. Эти души подразделяются на множество классов, которые различаются лишь по степени пробужденности сознания. С целью дальнейшего развития, различные классы Индивидуальных Духовных Сущностей, — эволюционные волны, — начинают нисхождение в более "плотные" уровни Мировой субстанции, (еще не проявленные).

Для первой эволюционной волны, к которой принадлежат наиболее развитые сущности, оказывается возможным спуститься лишь до пятого уровня. Весь необходимый опыт они могут извлечь уже здесь. Следующей эволюционной волне, развитой чуть менее, пятого уровня оказывается недостаточно и, минуя его, она спускается ниже, на уровень номер четыре. Душам, сознание которых развито еще меньше, будет необходим спуск до Ментального уровня, другим – до Астрального, и так далее, вплоть до самого плотного, (с нашей точки зрения), Физического Плана. Нисходя вниз, каждая новая волна как бы формирует, (проявляет), для себя соответствующую область пространства – План.

Достигнув самой низшей, необходимой для них точки, Души начинают обратное "восхождение" на более тонкие уровни, а их место занимают следующие, вновь пришедшие. Процесс нисхождения в материю принято называть инволюцией, процесс восхождения обратно – эволюцией.

"Отделяясь" от Абсолюта, нисходя вниз и возвращаясь обратно, каждая эволюционная волна движется не прямолинейно, а волнообразно, по несколько раз поднимаясь и опускаясь в пределах определенных уровней, описывая то, что эзотерики обычно называют "спираль внутри спирали". Каждый такой "спуск" и каждое "восхождение" сопровождается "перерождением" субстанции из Мировой в Первичную, во время которого все души, независимо от степени их развития, "сливаются" в единое целое. Это происходит потому, что когда достигается цель, ради которой каждый определенный План был создан, а Жизнь, населявшая его, перемещается "выше", Абсолют прекращает существование ненужных более Планов посредством прекращения "внутри" Себя определенной деятельности, которая эти Планы создавала и поддерживала.

Приведенная схема представляет происходящие в реальности процессы приближенно и очень(!) упрощенно. Для того чтобы описать все достаточно подробно и точно, потребовалась бы не маленькая книжечка, а несколько огромных томов. Но и в этом случае наши представления о Вселенной и Абсолюте остались бы весьма и весьма неполными. Данная же книга является, в первую очередь, практическим пособием для людей, вставших на путь интенсивного духовного развития. А для практических целей понимания основных принципов мироустройства вполне достаточно. Желающие изучить теорию более глубоко смогут это сделать самостоятельно, благо книг на данную тему издается сейчас более чем достаточно. Важно усвоить следующее:

 

Вселенная – это не бездушный механизм, функционирующий без цели и смысла, это одухотворенная живая система, уже совершенная, но непрестанно развивающаяся, стремящаяся всё к большему и большему совершенству. В этой системе всё взаимосвязано и самое ничтожное, на наш взгляд существо, на самом деле является столь же величественным как Абсолют, ибо развитие Души Абсолютной осуществляется за счет и благодаря развитию Душ Индивидуальных…

 

Человек, постигший эту простую истину, уже никогда не станет убивать время напрасно, занимаясь пустыми, бессмысленными делами. Определяя для себя жизненные цели, он не станет растрачиваться на мелкие, бесполезные вещи. Увидев гармонию внешнюю и ощутив гармонию внутреннюю, такой человек может сделать в сто раз, в тысячу раз больше чем обыватель, погрязший в серости житейской рутины. Кроме того, ощущение гармонии не только одухотворяет жизнь, наделяя ее высшим смыслом, но и вдыхает в постигшего эту гармонию человека такую силу, о которой ни один обыватель не в состоянии даже помыслить. И, наконец, разве можно, подобно дикарю, продолжать разбивать подзорной трубою орехи, поняв, для чего этот сложный прибор предназначен на самом деле?!.

Глава третья

Прежде, чем начинать эту книгу, я совершил продолжительную молитву. И всякий раз, принимаясь за работу, я совершаю молитву снова и снова. Очень важно настроиться на связь с Высшим, Всеобъемлющим и Беспредельным. Важно ощутить гармонию всего сущего, почувствовать в сердце ту Вечную Искорку, которая присутствует в каждом живом существе. Без этого никакая работа не может быть искренней, не может выразиться в полной мере, а значит – обречена на провал. В первой главе вкратце было сказано о том, как важно придти к пониманию Абсолюта, как важно, определяясь во что верить, — в Его существование или в Его отсутствие, — выбрать именно веру в то, что Он существует. Нельзя знать, есть Бог или Его нету, можно только верить, либо в одно, либо в другое. Атеист, утверждающий отсутствие Высшего Начала, не знает, а именно верит(!) в это, так же, как и его противник.

Обычно понятие "вера" связывают с религией. Однако не всякая вера является религиозной. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в чем-либо, (в достижении цели, наступлении события, истинности идей, и т.д.), при недостатке точного знания об этом нечто. Вера это то, что временно заменяет знание. В какой-то мере, в ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера возникает по отношению к тем событиям, идеям, процессам, которые имеют для человека более или менее значимый смысл. Выражаясь научным языком, данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание этой возможности. Если событие свершилось или стало очевидным, что оно невозможно, если поведение реализовано или стало ясно, что оно не будет осуществлено никогда, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает.

Вера в Бога может быть реализована и без какого бы то ни было участия религии. На современном этапе развития общества религиозное сознание скорее тормозит духовный прогресс человека, чем стимулирует его. По большому счету, в своей "борьбе за Истину", большинство религий о Боге забыли вовсе. Каждая из них с пеной у рта отстаивает свое представление о Нем, отрицая тем самым Его объективное бытие. Религиозный догматизм, косность и неспособность, (или нежелание?), религий приспосабливаться к изменениям окружающего мира уже оттолкнули и продолжают отталкивать от них все большее и большее количество людей. Людей неординарно мыслящих, по-настоящему стремящихся к Господу, ищущих высший жизненный смысл.

Главным в любой религии является ее внешняя форма, ее каноны и обряды, ее культ. Имея в своем арсенале обширнейшие знания и богатейший опыт, накопленные многими поколениями людей, религиозные идеологи объявляют себя монополистами на этот колоссальный багаж, присваивая себе единоличное право трактовать или комментировать имеющиеся в их распоряжении "истины". При необходимости вам будут даны готовые ответы на любые, даже самые сложные и неразрешимые вопросы. Правда, с одним непременным условием – принять эти ответы вы должны безоговорочно, не критикуя, в том виде, в каком они подаются. Именно в этом заключается специфика "религиозной веры", и именно это ставит религию в современном нам мире на грань вырождения. Об этом свидетельствует сама история.

Когда-то, очень давно, религиозное сознание являлось доминирующим. Оно насквозь пронизывало как общественное или групповое, так и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадали с этническими, а религиозная деятельность являлась важнейшим компонентом общей социальной деятельности. Власть религиозная и светская соединялась в одних и тех же руках. Однако постепенно положение вещей изменялось. Светское сознание продолжало существовать бок о бок с религиозным, но зависело от него уже не так жестко. Этнические и религиозные общности все больше дифференцировались.

Сегодня религиозное сознание занимает второстепенное место в сознании общественном, а религиозные отношения являются лишь частным видом социальных отношений. Элементы религиозного культа для среднего человека становятся не более чем экзотикой, модной причудой. Доминируют системы других идей – экономических, политических, философских, научных…

Стало ясно, что религиозность и духовность далеко не одно и то же. Духовность есть возвышение интеллекта и чувствований, самосознание и самопознание, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала… наконец, творчество! Разве могут все эти качества реализоваться в организациях, являющихся авторитарными по своей сути, требующих признания абсолютности их лидеров, положений, идей; в организациях, которые склоняют своих членов стать безропотным стадом, так называемой паствой?!.

Вместо того, чтобы помогать человеку развиваться нравственно и духовно, вместо того, чтобы стимулировать его к активным действиям, религия разными способами пытается компенсировать, восполнить его ограниченность и бессилие, как в плане перестройки сознания, так и в плане изменения объективных условий существования, обрекая его тем самым на пассивное прозябание. К подобным выводам, размышляя над сущностью религии, приходили очень многие мыслители. Да не за это ли был отлучен от церкви Л. Н. Толстой, человек глубоко верующий, но отрицавший необходимость посредничества между Богом и Человеком в лице церкви?!.

Зачем ты все это рассказываешь? — спросил меня как-то один мой знакомый. — Для простого человека, нежелающего забивать голову разными философствованиями, религиозность является единственным проявлением духовности. Ты хочешь отобрать у него надежду на высшую Справедливость, надежду на будущее Спасение?..

Господи, что за вздор? Конечно же, нет! Я не собираюсь выбивать костыли у хромого или безногого. Моя цель – заставить отказаться от инвалидной коляски того, кто в ней совсем не нуждается. Ни один обыватель, опускающийся на колени перед иконой только ради того, чтобы вымолить себе здоровье или улучшить свое благосостояние, спешащий на исповедь в надежде получить отпущение грехов, (которых, несмотря на это, с каждым днем становится все больше и больше), подающий милостыню, чтобы лишний раз сказать себе: "какой ты хороший!", или почувствовать свое превосходство, меня не услышит. Эта книга никогда не окажется у него в руках, ибо "поиски Бога" его не интересуют, а развиваться духовно он совсем не стремится. Кроме того, не следует отождествлять духовность и "благочестие". Те, к кому я обращаюсь, уже и сами поняли, что религия вряд ли сможет помочь им. Именно им важно подсказать, в каком направлении следует двигаться. У Макса Генделя, к которому мы уже обращались в предыдущей главе, есть замечательное, необыкновенное по своей глубине высказывание.

"Становление человека, — говорит он, — осуществляется в четыре великих шага. Сначала над ним работают извне, без осознания им этой работы. Затем он помещается под руководство божественных посланцев и королей, которых он видит и командам которых должен подчиняться. Затем его учат чтить команды Бога, которого он не видит. Наконец он поднимается над всеми командами, чтобы стать законом для самого себя и, преодолев себя, по своей доброй воле, жить в гармонии с Законом Природы, который есть Закон Бога.

Аналогичным образом человек поднимается к Богу. Вначале он поклоняется и приносит жертвы Богу, которого начинает чувствовать, из страха, желая умилостивить Его. Затем, он смотрит на Бога как на "дающего все вещи", надеясь получить от Него материальные блага здесь и сейчас. Он приносит жертвы из корыстолюбия, ожидая, что Бог отплатит сторицей, или чтобы избегнуть быстрого наказания чумой, войной и т.д. После этого его учат поклоняться Богу молитвой и праведной жизнью, учат культивировать в себе веру в Царствие Небесное, где он будет вознагражден в будущем, и воздерживаться от зла, чтобы избегнуть будущего наказания в аду. Наконец он приходит к моменту, когда может поступать правильно без всякой мысли о награде, взятке или наказании, а просто потому, что "правильно поступать – правильно". Он любит справедливость ради самой справедливости и стремится руководствоваться ею в своем поведении, независимо от сиюминутной выгоды или страдания, или от болезненных результатов в каком-то будущем".

 

Высшим проявлением веры является вера в Абсолют, как наивысшую, всеобъемлющую идею. А высшей точкой веры в Абсолют будет такое состояние, при котором локализованное во времени и пространстве человеческое "Эго" ощущает свою связь с Богом. Что бы ни делал человек, проникшийся такой верой, он будет действовать не ради удовлетворения своих потребностей, но ради удовлетворения потребностей Божественных, ради достижения наивысшего совершенства…

 

На первый взгляд подобное утверждение кажется какой-то нелепостью. В самом деле, какая разница, что именно я буду думать, заколачивая гвозди, — что делаю это "для Бога", или что делаю это ради достижения определенной личной выгоды?!. Но не торопитесь с выводами. Внутреннее отношение к выполняемой нами деятельности, оказывает на последнюю ничуть не меньшее влияние, чем наше мировоззрение на образ всей нашей жизни. Невозможно стать полноправным хозяином своей судьбы, не понимая, ради чего ты живешь, не зная высших законов, управляющих этой жизнью, и ограничивая свои интересы удовлетворением сиюминутных инстинктивных импульсов. Точно так же, чем бы ты ни занимался, невозможно добиться совершенства, выполняя ту или иную работу только ради ее результатов, не испытывая удовлетворения от самого процесса деятельности, и не понимая куда, в конечном итоге, направлены все наши устремления.

Попробуйте практиковать этот простой принцип и результаты не заставят себя долго ждать. Очень скоро вы заметите, как начнет изменяться ваше отношение к деятельности. Самые простые, давно утратившие какую-либо привлекательность, повседневные дела предстанут перед вами совершенно в ином свете. Неудачи и разочарования больше не будут вызывать у вас раздражение, депрессию или иные негативные чувства. Ваша деятельность станет одухотворенной. Ведь все, что вы делаете, вы делаете для Бога, а все, что вы получаете, вы получаете тоже от Бога. Ваша деятельность не унылый труд, вызванный суровой необходимостью и направленный на удовлетворение каких-то малозначительных, ничтожных потребностей. Ваша деятельность – своеобразный диалог с самим Абсолютом.

Что от вас требуется? Сущий пустяк! Жить и действовать, постоянно ощущая присутствие Бога. Это невероятно просто. Ведь понимаете же вы на уровне интеллекта, что Бог есть то всеобъемлющее, что пронизывает каждую точку пространства и каждое мгновение времени. Бог не где-то там, за облаками, Он везде и во всем. В то же время, Он ближе к вам, чем любая из окружающих вас вещей, ближе, чем ваше собственное тело. Потому что ваша душа – крохотная частичка Его души, а ваше тело – частичка Его тела. Сначала просто осознайте это, а осознав, попытайтесь чувствовать. Ну а, почувствовав, начинайте жить в соответствии с этим необыкновенным, ни с чем несравнимым чувством.

Не ждите никакой награды. Присутствие Бога в душе само по себе величайшая из наград! Испытав на себе то, о чем идет речь, вы убедитесь, что это действительно так. Не важно кто вы по происхождению или профессии, не важно, какое у вас образование. Для Господа ваша жизнь и все то, что вы делаете – бесценны! Продолжайте заниматься тем же, чем занимались раньше, но добавьте к этому осознание того, что в результатах вашей деятельности нуждаетесь не вы, в этих результатах нуждается Он. А раз это так, отныне в каждом своем поступке вам необходимо стремиться к совершенству. Будьте искренни, будьте предельно доброжелательны и спокойны. Мир – это Храм Господень, а ваша жизнь, ваша деятельность – служение в этом Храме. Все, что вы делаете, направлено на улучшение Абсолюта, а все, что Он делает по отношению к вам, направлено на улучшение вас. Элементарная, казалось бы истина, но как часто мы о ней забываем!

То, что происходит с практикующим "метод преданного служения", (Бхакти-йога), похоже на чудо! Он преображается, как духовно, так и физически. Жизнь его превращается в бесконечный праздник, душу начинает переполнять ощущение счастья. Человек неожиданно замечает ту высшую Гармонию, в соответствии с которой живет вся Вселенная, а заметив Гармонию, он гармонично организовывает свою собственную жизнь. Разумеется, такой человек добивается несравненно большего, чем тот, кто продолжает жить, руководствуясь принципами сиюминутной личной выгоды.

Не хочу показаться банальным, но не могу не напомнить, что счастье находится не снаружи, а внутри нас. Один может быть счастлив, живя в бочке, а другой останется глубоко несчастным, имея в своем распоряжении громадный дворец. Счастлив тот, кто ощутил Гармонию всего сущего и позволил своей душе резонировать в соответствии с этой Гармонией. Удача станет уделом того, кто внутренне, (то есть в своей душе), воспринимает любую(!) ситуацию с радостью, даже если на первый взгляд она не несет ничего, кроме боли и горечи, а внешне, (то есть в своих поступках), стремится добиться всего самого наилучшего, никогда не останавливаясь на достигнутом. Придерживайтесь этого правила, и ваши мечты очень скоро смогут стать реальностью.

Громадное, сравнимое по своей мощи разве что с извержением вулкана, преимущество человека, занятого "преданным служением", перед всеми остальными людьми заключается в том, как он реагирует на постигающие его время от времени неудачи и разочарования. Именно реакция на неудачи определяет то, куда идет человек – к вершинам успеха или же в бездну отчаяния. Если вы еще не знакомы с Библией, обязательно откройте Ветхий Завет и прочитайте Книгу Иова. Вся ее духовная сила, вся ее суть выражается через незамысловатый, впоследствии тысячи раз использованный в литературе сюжет.

Некто именем Иов безумно любил своего Бога и жил, строго соблюдая все Его заповеди. Как и должно было быть, за любовь и послушание Бог платил праведнику той же монетой. У него было всё, о чем только мог помыслить ветхозаветный человек. Дела его процветали, а на жизненном горизонте не было ни единого облачка, способного омрачить его радость. Но вот однажды к Богу приходит дьявол. "Что толку от такой праведности? — говорит он. — Ты даешь Иову всё, поэтому неудивительно, что он Тебя так чтит. Испытай его веру. Вручи мне на время власть над ним, чтобы я мог лишить его всех благ, которые Ты ему дал, и тогда посмотрим, останется ли он верным Тебе".

И вот, в одно мгновение, жизнь Иова переменилась. Дела его пришли в упадок, тучные некогда стада пали, а сам он заболел самой ужасной в то время болезнью, проказой. Казалось бы, что оставалось делать Иову, как ни впасть в отчаяние и ни начать хулить Бога, так вероломно обошедшегося с ним, несмотря на всю его праведность?! Именно так поступил бы любой другой на его месте. Однако Иов, вопреки всему, оставался твердым и непоколебимым в своей вере. Козни дьявола пропали даром и Бог возвратил праведнику всё, что на время у него отнял, в несколько раз увеличив его благосостояние.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!