Семинар №3 И.-В. Гете «Фауст»
Семинар №1 Г. Э. Лессинг «Эмилия Галотти»
План
1. Г. Э. Лессинг о границах живописи и поэзии:
· Художественный образ как система категорий. Его функции и основные свойства.
· Как по-разному изображён Лаокоон скульптором и поэтом? Почему?
· В чём, по мнению Лессинга, состоят причины различий в изображении Лаокоона?
· Как поэт должен воспроизводить телесную красоту?
· Почему Лессинг считает, что возможности поэзии шире по сравнению с живописью? Какими примерами он подтверждает своё мнение?
2. Г. Э. Лессинг о жанре «мещанской драмы» («Bürgerliches Trauerspiel»)
· роль современных тем
· соотношение трагедии и комедии
· критика драматургии Вольтера
· Сравните представления о «мещанской драме» Дидро и Лессинга. Лессинг о французском варианте «мещанской драмы»
3. Жанровые черты «мещанской драмы» («Bürgerliches Trauerspiel») в пьесе Г.Э. Лессинга «Эмилия Галотти» (1772) и в истории Маргариты из «Фауста» Гете
· черты трагедии в пьесах
· роль современности
· просветительские мотивы пьесы (добродетель, свобода и тирания, Божественное Провидение, сострадание, порочность сословного деления)
Литература
1. Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. http://smalt.karelia.ru/~filolog/lit/laokoon.pdf
2. Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти.
3. Гете И.В. Фауст. (пер. Холодковского) (история любви Фауста и Маргариты, часть I, от сцены «Улица» до сцены «Тюрьма» включительно)
4. Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне». О драматической поэзии. Парадокс об актере / Дени Дидро // Дидро Д. Эстетика и литературная критика / сост. М. Лифшица. – М.: Худож. лит., 1980. – С. 135–206; 216–299; 538–590.
|
|
5. Лессинг Г.Э. Из «Гамбургской драматургии» [Электронный ресурс] / Г.Э. Лессинг. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/lessing-iz-gamburgskoj-dramaturgii.htm
6. Скиба В.А., Чернец Л.В. Художественный образ // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 22-33.
7. Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 252-257.
8. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами (статья «Образ»).
9. Хализев В.Е. Мещанская драма / В.Е. Хализев// Литературная энциклопедии терминов и понятий. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2003. – Ст. 540-542.
10. Сидорченко Л. Творчество Лессинга/ Л. Сидорченко // Сидорченко Л. История зарубежной литературы XVIII века. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Sidor/18.php
11. Аникст А. Дидро и французский театр XVIII в. / А. Аникст // Эстетика Дидро и современность: [сб. ст.] / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств, Сектор истории эстет. учений; отв. ред. В.П. Шестаков. – М.: Изобраз. искусство, 1989. – С. 243-261.
|
|
12. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро / Д. Гачев ; [под ред. И.К. Луппола]. – М.: Гослитиздат, 1936. – С. 123-146.
Семинар №2 Ф. Шиллер, «Разбойники»
План
1. Шиллер и «Буря и натиск».
2. Изображение феодальной Германии в драме, штюрмерские идеи в пьесе.
3. Сравнительная характеристика Карла и Франца Мооров.
4. Общестенное и философское содержание конфликта между двумя братьями.
5. Идея «благородного разбойника и ее воплощение в пьесе.
6. Стилевые особенности. Тематическое и жанровое новаторство «Разбойников».
Конспектирование
1. Н.Я. Берковский. Театр Шиллера http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/teatr-shillera.htm
2. Грете Ионикс. О Шиллере, о славе, о любви… http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-ger/ionkis-shiller-slava-lyubov.htm
Практические задания
1. Раскройте содержание понятия «Sturm und Drang». Как вы думаете, почему современники называли Клингера «сумасшедшим Шекспиром»? (Клингер Ф.М. Из драмы «Буря и натиск» // Хрестоматия по истории западноевропейского театра. – Ч. II. Театр эпохи Просвещения (XVIII век). / Под ред. С.С. Мокульского. – М. Искусство, 1955. – С. 779-782).
2. Взгляды штюрмеров на драматургию. Театральная реформа (Якоб Ленц «Заметки о театре» (1774). См.: Бурикова С.А «Заметки о театре Я.М.Р. Ленца как теоретика литературы «Бури и натиска» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 6. – Т. 1: Гуманитарные науки. – С. 130-137 http://vestnik.osu.ru/2006_6/21.pdf ; Розанов М.Н. Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, его жизнь и произведения. Критическое исследование с приложением неизданных материалов // Ученые записки Императорского Московского университета. – М.: Университетская тип., 1901. – Вып. 29. – С. 163-190 http://static.my-shop.ru/product/pdf/89/881731.pdf ).
|
|
3. Внимательно прочитайте фрагмент монографии М.Н. Розанова о Якобе Ленце. Назовите основыне положения теории характера Якоба Ленца. В чем заключается сущность его учения о гении?
(Розанов М.Н. Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, его жизнь и произведения. Критическое исследование с приложением неизданных материалов // Ученые записки Императорского Московского университета. – М.: Университетская тип., 1901. – Вып. 29. – С. 169-176).
4. Назовите основыне черты «бурного гения», воплощенные в образе Карла Моора. Приведите примеры из текста.
5. Как вы понимаете смысл эпиграфи к пьесе «Разбойники»?
|
|
6. Какие исторические события нашли отражение а пьесе? Найдите в тексте, как персонажи характеризуют свою эпоху (действие І, явление 1-2; действие ІІ, явление 2).
7. Сформулируйте сущность позиций Карла и Франца. приведите примеры из текста пьесы.
8. Прокомментируйте финальную сцену «Разбойников».
9. Какие черты эстетики «Бури и натиска» реализованы в «Разбойниках»? (Розанов М.Н. Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, его жизнь и произведения. Критическое исследование с приложением неизданных материалов // Ученые записки Императорского Московского университета. – М.: Университетская тип., 1901. – Вып. 29. – С. 1-6).
Литература:
1. Шиллер Ф. Разбойники (любое издание).
2. Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. – М.: Прогресс, 1964.
3. Берковский М. Театр Шиллера // Статьи о литературе. – М.-Л.: Гослитиздат, 1962.
4. Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.: Худож.лит, 1972.
5. Тураев С.В. Молодой Шиллер // История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 5. – М.: Наука, 1987. – С. 226-229.
6. История немецкой литературы. – Т. 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
7. Манн Т. Слово о Шиллере // Т. Манн собрание сочинений. В 10 т. – М.: Гослитиздат, 1961. – Т. 10. – С. 541-620..
8. «Шиллер – німецький Шекспір». Інтерв’ю з Рюдигером Софранськи // Постметодика. – 2006. – № 6(70). – С. 21-22. (Або [Електронний ресурс]. – Режим доступу. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Postmetodyka/2006_6.pdf)
9. Луков Вл. А. Шекспиризация (к теории и истории принципов-процессов) // Шекспировские штудии: Трагедия «Гамлет»: Материалы научного семинара, 23 апреля 2005 г. / Моск. гуманит. ун-т, Ин-т гуманит. исследований. – М., 2005. С. 3–20 або http://rus-shake.ru/criticism/Lukov_Vl/shakespearism/.
Семинар №3 И.-В. Гете «Фауст»
План
1. Истоки сюжета. История создания.
2. Жанр произведения и его структура. Роль прологов.
3. Основная тема «Фауста» и способы ее развития. Этапы поисков Фауста: философские, эмоциональные, социальные аспекты. Фауст и Вагнер. Функции женских образов. Мефистофель и его роль в сюжете.
4. Художественные отличия І и ІІ частей произведения. Фантастика, аллегория, символика в «Фаусте».
5. Судьба фаустианской темы в искусстве.
Конспектирование
1. И. Шайтанов. Плоды Просвещения: Гете http://lit.1september.ru/article.php?ID=200104403
2. А.А Аникст. Гете и Фауст: от замысла к свершению (С. 117-257). Выборочное конспектирование.
http://imwerden.de/pdf/anikst_goethe_i_faust_1983.pdf
Практические задания
1. К кому обращается автор в «Посвящении»? В чем заключается его эстетический смысл?
2. Какими идейными и художественными задачами обусловлен «Пролог в театре»? В чем заключается эстетическая позиция Гете?
3. Поясните суть спора Бога и Мефистофеля в «Прологе на небесах». Аргументируйте свою точку зрения цитатами из текста.
4. Чем недоволен Фауст в начале произведения и почему? Какую роль в осмыслении Фаустом своего жизненного пути играет встреча с Духом Земли (Сцена 1. Ночь)?
5. В чем смысл договора между Фаустом и Мефиистофелем? Кто предлагает условия договора и почему?
6. Как вы понимаете характеристику, данную Мефистофелем самому себе: «Часть вечной силы я, / Всегда желавшей зла, творившей лишь благое»? Приведите примеры из текста, когда злые намерения Мефистофеля обращаются, в конечном итоге, благом.
7. Какой философский смысл кроется в словах Фауста: «Ах, две души живут в больной груди моей, / Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!» (Сцена 2. У городских ворот)?
8. Сравните содержание раздумий Фауста перед первым разговором с Мефистофелем (Сцена 3. Кабинет Фауста) и предсмертный монолог Фауста (действие V. Большой двор перед дворцом). Какую истину обретает Фауст в конце произведения?
9. Раскройте символическое значение эпизода о Филемоне и Бавкиде. Как он связан с просветительской идеей прогресса?
10. Какие идеи зашифрованы в антитезах «Фауст-Вагнер», «Фауст-Маргарита» и «Фауст-Елена»?
11. Какую роль играет Маргарита в поисках Фауста? С какой из четырех стихий можно соотнести образ Маргариты? Почему? Какой жизненный уклад находит отражение в описании комнаты Гретхен (Сцена 8. Вечер)?
12. В чем суть образа Гомункула? Раскройте символику его жизни и смерти. Как этот образ связан с проблематикой произведения (действие II. Лаборатория в средневековом стиле, Классическая Вальпургиева ночь)?
13. Прокомментируйте эпизод с исчезновением Елены, раскройте его аллегорическое значение. Какие эстетические идеи Гёте нашли в нем отражение (действие ІІІ. Внутренний двор замка, окруженный со всех сторон фантастическими постройками в средневековом вкусе)?
14. Поясните суть спора о человеке и смысле го существования. Прокомментируйте позиции Бога, Мефистофеля и Фауста (Пролог на небесах. Действие V. Большой двор перед дворцом (монолог Фауста «До гор болото, воздух заражая, / Стоит, весь труд испортить угрожая»)).
15. Как связаны между собой «Пролог на небесах» и «Эпилог»? Кто выиграл спор о Фаусте? Аргументируйте ответ.
16. Сколько временных пластов в произведении? Как они взаимодействуют между собой?
Литература
1. Гете. Фауст (любое издание). Пер. Н. Холодковского или Б. Пастернака (лучше оба J)
2. Аникст А. «Фауст» Гете. – М.: Просвещение, 1979.
3. Лейтес Н. От «Фауста» до наших дней. – М.: Просвещение, 1987.
4. Волков И. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М.: МГУ, 1970.
5. Легенды о докторе Фаусте. / Сер. «Литературные памятники» /. – М.: Изд-во: АН СССР, 1958.
6. Вильмонт Н. Гете: история его жизни и творчества. – М.: Гослитиздат, 1959.
7. Аникст А.А. «Фауст» Гете: литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1979.
8. Аникст А. А.Гете и Фауст: от замысла к свершению. – М.: Книга, 1981.
9. Тураев С.В. Молодой Гете // История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М., 1987. – С. 222-226.
10. Тураев С.В. Гете в Веймаре// История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М., 1987. – С. 234-241.
11. Самарин Р.М., Тураев С.В. «Фауст» Гете // История немецкой литературы: в 5 т. – Т.2. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
12. Копелев Л. «Фауст» Гете. – М.: Худож. лит., 1962.
13. Казакова И.Б. Алхимический смысл образа Гомункула в трагедии Гете «Фауст» // Интеграция образования. – № 4. – 1999. – С. 62-65.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1085; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!