Театр абсурда»: философия, эстетика, поэтика (Э. Ионеско, С.Беккет)
1. Философия абсурдизма: «абсурд» как философское понятие, взгляд на мир, оценка человека в мире. Социальные корни философии. Воздействие на литературу.
2. Театр абсурда, его социальные и эстетические предпосылки. Основатели и деятели театра.
3. Театр Э. Ионеско. Художественный мир, идеи и формы. Проблема героя в драматургии Ионеско.
4. Образ мира в театре С. Беккета: «В ожидании Годо».
5. Поэтика «абсурда»: гротеск, абсурдистская ирония, фарс и т.д. Смысл художественных исканий абсурдистов.
ЛИТЕРАТУРА:
1) Театр парадокса. - М.: Искусство, 1990.
2) Барро Ж.-Л. Воспоминания о будущем. - М., 1981.
3) Барт Р. Поэтика. - М.: СП, 1990.
4) Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса. - М.: Искусство, 1991. -С. 5-21.
5) Зенкин С. Писатель в маске монстра // ИЛ, 1993, № 1. -С.145-147.
6) История западноевропейского театра. - М.: Искусство, 1986. -Т.7.
7) История зарубежной литературы (ч.2).- М.: МГУ, 1978.
8) История французской литературы. - М.: МГУ, 1987.
9) Проскурникова Т.Б. Французская антидрама. - М.: Высш. шк., 1968.
10) Якимович Т.К. Драматургия и театр современной Франции. - Киев, 1968.
Э. Ионеско «Лысая певица» (1948-1954) (E.Ionesco “La Cantatrice chauve”)
1. Жанровое своеобразие (комедия, трагикомедия, трагифарс, экстраваганца).
2. Специфика конфликта в пьесе (конфликт языковой и конфликт сознания).
3. Поэтика названия и имён собственных в пьесе.
4. Функция парадокса и нонсенса. Английский фон.
|
|
5. Место литературных реминисценций и «учебниковых» асоциаций.
6. «Чёрный юмор», картина мира.
ЛИТЕРАТУРА:
1) Горфункель Е.И. Все загорелось («Лысая певица» с точки зрения теории драмы) // Проблемы театральности. - СПб., 1993. -С. 91-102.
2) Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса. - М.: Искусство, 1991. -С. 5-21.
3) Зенкин С. Писатель в маске монстра // ИЛ, 1993, №1. - С. 145-146.
4) Михеева А.Н. Когда по сцене ходят носороги: Театр абсурда Эжена Ионеско. - М.: Искусство, 1967.
5) Краткая литературная энциклопедия. -В 9-ти тт. - Т.3 (комедия). -Т.8 (трагифарс, экстраваганца).
У . Голдинг « Повелитель мух » (1954) (W.Golding “Lord of the Flies”)
1. Понятие притчи. Жанр романа-притчи в зарубежной литературе, его художественные особенности (Ф. Кафка, А. Камю, Дж. Апдайк, Веркор).
2. Роман-притча «Повелитель мух» и его связь с английской традицией. Образ острова: содержание этой художественной метафоры у Д. Дефо и У. Голдинга.
3. Антиутопия У. Голдинга: полемика с христианской («будьте как дети») и буржуазно-демократической идеологией в понимании сущности человека; образ цивилизации в романе.
4. Мир символов: «морской рог», «охотники», «костер», «зверь», «повелитель мух» и др.
5. Проблема метода: реалист или модернист У. Голдинг?
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
1) Голдинг У. Повелитель мух // «Шпиль» и другие повести. – М., 1982.
2) Скороденко В. Притчи Уильяма Голдинга // Голдинг У. Повелитель мух // «Шпиль» и другие повести. – М., 1982.
3) Беседы Уильяма Голдинга // ИЛ , 1973, №10.
4) Уэллс Г. Остров доктора Моро.
5) Аверинцев С.С. Древнееврейская литература. Литература «премудрости»: нормативная дидактика и протест против нее // История всемирной литературы. -В 8 тт.. – М.: Наука, 1983. –Т. 1. –С. 290-300 (о притче).
6) Английская литература 1945-1980. - М., 1987. -С. 137-157.
7) Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М.: Высшая школа, 1975.
8) Аникин Г.В. Английский роман 60-х гг. ХХ в. – М., 1974.
9) Ивашева В.В. Английские диалоги. - М., 1971.
10) Ивашева В.В. Английская литература. XX век. - М., 1967.
11) Елистратова А. Уильям Голдинг и его роман «Шпиль» // ИЛ, 1968, №10.
12) Ищенко О.В. Мифологическое начало в раннем творчестве У.Голдинга. – М., 2003.
13) Лебедева Ю.А. У.Голдинг. Все о человеке. – М., 2002.
14) Павличко С.Д. Лабіринти мислення: інтелектуальний роман сучасної Великобританії.
– К., 1993.
15) Павличко С.Д. Філософські романи Вільяма Голдінга // Павличко С.Д. Зарубіжна література. Дослідження та критичні статті. - Київ: Основи, 2001. –С. 457-487.
|
|
А . Мэрдок « Черный принц » (1973) (I.Murdoch “The Black Prince”)
1. Жанровое своеобразие романа А. Мэрдок (роман-исповедь, роман о
художнике, философский роман, тюремный роман, детектив).
2. Проблема искусства и художника в романе. Жизнь и искусство, их
трагический конфликт и единство.
3. Система образов и уровни конфликтов в романе (бытовой, творческий,
философский). Структурообразующий конфликт: два типа творчества в
романе.
4. Особенности сюжетостроения, композиции и повествовательной формы.
5. Символика, литературные реминисценции в романе, их смысл.
6. Трансформация темы искусства в английской литературе (О. Уайльд – Дж.
Джойс – Р. Олдингтон – С. Моэм – А. Мэрдок – Дж. Фаулз).
ЛИТЕРАТУРА:
1) Мэрдок А. Черный принц // ИЛ, 1974, №8-11.
2) Литература Великобритании XX века. - М.: Высшая школа, 1984.
3) Литература Англии. XX век. – К., 1987. -С. 135-136, 330-349.
4) Литературное обозрение, 1975, № 3, 6, 8. - Статьи Гениевой Е., Гражданской З.,
Ковальджи К., Султанова К., Гражданской З. и др.)
5) Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М.: Высшая школа,
1985.
6) Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. - М.: Высшая школа, 1982,
с. 155-161.
|
|
7) Английская литература. 1945-1980. - М., 1987. -С.302.
8) Ивашева В.В. Английские диалоги. - М.: 1971.-С.378-429.
9) Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. - М., 1989. -С. 208-255.
10) Демурова Н. Метафоры «Черного принца» // Мэрдок А. Черный принц. - М., 1977. -
С. 431-444.
11) Дьяконова Н. Роман Айрис Мэрдок «Черный принц»: Фикция или реальность? // Учен.
зап. Тартуского гос. ун-та, 1982, вып. 626.
12) Лозовская Н.И. Эстетические взгляды А. Мэрдок // Филологические науки, 1979, №2.
13) Урнов Д. Айрис Мэрдок: Литература и мистификация // Вопр. лит., 1984, №11. –С.. 78-
105.
14) Филюшкина С.Н. Современный английский роман. - Воронеж, 1988.
8. П. Зюскинд «Парфюмер» (1985) (P.Süskind “Das Parfum”)
1. Жанровое своеобразие произведения (роман о художнике, роман ужасов, роман-детектив, роман антивоспитания). Постмодернистское мировосприятие.
2. Особенности проблематики, уровни и характер конфликтов.
3. Эволюция образа «гениального чудовища» в зарубежной литературе XIX-XX вв. (маркиз де Сад, «Франкенштейн» М. Шелли, «Песни Мальдорора» Лотреамона, «Дневник вора» Ж. Жене и пр.).
4. Поэтика романа:
а) специфика композиции;
б) время и пространство;
в) корректирующая функция рассказчика; г) постмодернистский гротеск и ирония;
д) античные и христианские ассоциации и реминисценции; е) плотское начало, специфика запахового восприятия.
ЛИТЕРАТУРА:
1) Зюскинд П. Парфюмер // ИЛ, 1991, №1. -С.5-123.
2) Зюскінд П. Запахи: історія одного вбивці / Пер. з нім. Ірини Фридрих // Всесвіт, 1993,
№11-12.
3) Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965 (о гротеске).
4) Білоцерківець Н. Геніальна компіляція // Всесвіт. - Київ, 1993, №№ 11-12. -С.102-104.
5) Венгерова Е. От переводчика // ИЛ, 1991, № 8. -С.123-124.
6) Гротеск // Краткая литературная энциклопедия. -В 9-ти тт. - Т.2.
7) Дарк О. Художник и его натурщицы // Литературное обозрение - М., 1993, № 7-8.
8) Денисова Т.Н. Феномен постмодернізму: контури й орієнтири // Слово і час, 1995, № 2.
9) Затонский Д.В. Некто Жан-Батист Гренуй, или Жизнь, самоё себя имитирующая // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – М.: Эпицентр - Харьков: Фолио, 2000. -С.74-83.
10) Зверев А. ХХ век как литературная эпоха // Вопр. лит., 1992, вып.11.
11) Зенкин С. Писатель в маске монстра // ИЛ, 1993, № 1. -С.138-149.
12) Литературный гид: Цветы зла. Имморалистская традиция в западноевропейской литературе // ИЛ, 1993, № 1. -С.137-149.
13) Попова-Бондаренко І. Інтертекстуальне відлуння як аспект комунікації в романі П.Зюскінда «Das Parfum» // Романтизм у культурній генезі. - Дрогобич, 1998. -С. 143-149.
14) Попова-Бондаренко И. Ольфакториальность как коммуникативный аспект стиля (на материале романа П.Зюскинда «Das Parfum»// Литературоведческий сборник. – Вып. 2. – Донецк: ДонГУ, 2000. -С. 173-178.
15) Попова-Бондаренко И. Ольфакториальный образ города в романе П. Зюскинда «Парфюмер»: коммуникативный аспект //Образ міста в контексті історії, філософії, культури: Києвознавчі читання. – К.: ПАРАПАН, 2005. -С. 167-178.
16) Фролов Г.А. Роман постмодернизма в Германии // Филол. науки, 199?, №1, с.71-79.
17) Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // ИЛ, 1994, № 1.
18) Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» // ИЛ, 1988, № 10.
19) Якимович А. О лучах Просвещения и других световых явлениях // ИЛ, 1994, № 1.
20) Якимович А. Пансион мадам Гайяр, или Безумие разума // ИЛ, 1992, № 4. -С. 226-236.
21) Якимович А. Утраченная Аркадия, или Разорванный Орфей // ИЛ, 1991, № 8. -С.229-237.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 791; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!