УПРАВЛЕНИЕ НОЧНЫМИ СНОВИДЕНИЯМИ



Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ

ЗАБЫВАТЬ НЕНУЖНОЕ

 

Москва, "Эйдос", 1996 г.

 

ББК88.8

 

УДК 88.351.2

 

М. 33

 

 

ЛР № 050013 от 18 июля 1991 г.

 

Одно из свойств хорошей памяти - умение быстро забывать ненужное. Это поможет вам и во время экзаменов и во время стрессов, когда появляются травмирующие психику переживания. Методы основаны на резервах образной памяти. Ценность методов в том, что многие из них найдены самими детьми. Адресуется практическим психологам, педагогам, родителям, детям.

 

Редактор: Сажина Т.Ф. Художник: В. В. Иванов. Обложка: О. Яруничев

 

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии

 

АО "Молодая гвардия".

Формат 70x100 1/16. Печать офсетная. Объем 10 п.л.

Тираж 10.000 экз. Заказ 57581 Адрес АО: 103030, Москва, Сущевская,21.

 

© Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б., 1996

 

ISBN 5-87921-017-0

"Школа эйдетики" благодарит "АРХОНТ LTD " г. Кемерово за спонсорскую помощь в издании книги.

 

 

МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НА ОСНОВЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

 

 

В этой книге будет говориться о методах психокоррекции на основе образной памяти, которые были выявлены и систематизированы в результате многолетнего опроса детей и взрослых, проходящих обучение в "Школе эйдетики". Название этим методам придумали сами ученики, или же они были названы нами так по аналогии с известными методами развития памяти.

Вот эти методы:

Регрессия.

Трансформация.

Оживление.

Перевоплощение.

5. "Эхо в горах".

Отстраненность .

Забывание.

Управление ночными сновидениями.

9. "Умирание понарошку".

Графические импровизации страха.

Комбинированные методы.

РЕГРЕССИЯ

 

Когда человек вспоминает детство? Что нам несут эти воспоминания?

Следующий пример почти слово в слово могут повторить многие ученики и ученицы: "Я не выучила урок и поэтому испугалась, когда меня вызвали к доске". Капельки пота, мурашки, сердцебиение, дрожание голоса - вот первые признаки эмоционального стресса. Вдруг девочка вспомнила, как мечтала стать актрисой. Воспоминания лишь промелькнули тенью, но этого хватило, чтобы спина выпрямилась, голос окреп, глаза засветились. Класс превратился в сцену и, затаив дыхание, слушал. Она не отвечала урок - она говорила обо всем сразу, что видела и чувствовала ее душа в этот момент. Дотоле грозный учитель как бы растворился, слился со своими учениками, и их взгляды, как молчаливые аплодисменты, подтверждали ее победу. Она хорошо запомнила, с чего все началось: в трудную минуту воспоминания подхватили ее - и понесли к успеху.

Ежедневные стрессы школьники преодолевают, используя ресурсы своей памяти. И каждый имеет опыт, когда яркое воспоминание спасало его от неприятных переживаний. Я спрашивал людей, которые сидели в одиночных камерах, о чем они думали перед сном, - и оказалось, что многие погружались в детские воспоминания. Многие эмигранты, которые еще не обустроились на новом месте, отмечали необычно яркие и непосещавшие их ранее переживания детства. Позже, когда все обустроится, детство не постучится в их сны - оно отправится в забвение до следующих тревожных ночей. Вот так: внезапно приходящее детство оказывается тихой гаванью, куда не докатываются разрушающие волны цивилизации. Мы пользуемся регрессией, но в последствии можем не отдавать ей должного признания. Детские воспоминания могут лечить душу, и это лекарство может быть доступно всем.

Метод регрессии (от лат. regressus - обратное движение) отличается от метода автобиографической памяти. При автобиографической памяти мы используем хорошо известные нам, легко вспоминаемые события, происшедшие с нами, с друзьями, с государством. И, вспоминая, мы лишь касаемся этих событий, не вдаваясь в подробности, можем не переживать их эмоционально, как будто привычно перелистываем календарь. Они должны быть значимы для нас или для истории, иначе мы не зафиксировали бы их в памяти. При регрессии же мы погружаемся в новые, ранее не вспоминаемые события. Мы как бы ищем клад, но не знаем, на что наткнемся. При этом мы можем вспомнить сущий пустяк, ничего не значащий ни для нас, ни для истории, но в этот момент к нам возвращается теплота, нежность, любовь и сознание важности каждого нашего вздоха. Мы оказываемся на "острове памяти", и нам хочется задержаться и пережить все заново. Эти встречи не просто эмоционально окрашены, - мы не перелистываем календарь, а встречаемся лицом к лицу с жизнью, подозрительно нам знакомой. Можно сказать, что мы не вспоминаем детство, а вновь оказываемся там, и яркость переживаемого доказывает обратимость времени. При этом состояние регрессии может быть настолько глубоким, что взрослый человек чувствует себя ребенком и демонстрирует формы детского мышления. Когда он чувствует себя трехлетним и его спрашивают: "Как зовут твою маму?", - он отвечает: "Мама!" Его спрашивают: "Облака живые, деревья живые?" Он отвечает: "Облака живые, они двигаются; деревья - неживые!" Взрослые же при ответе на первый вопрос называют имя матери, а на второй вопрос отвечают: "Дерево живое, облака - нет."

Если я спрошу человека, невладеющего этим методом, что он делал 5 лет назад, в этот день, в этот час, - он, наверняка, не ответит. Ученик, владеющий регрессией, сможет подробно описать этот день, хотя раньше никогда его не вспоминал. Способность воспроизводить детский возраст мало изучена. Но в ней - ключ к разгадке секретов памяти. Почему одни люди (художественный тип) обладают яркими образами, легко входят в регрессию и могут вспомнить даже стук сердца матери, когда они еще были у нее в утробе, а другие (мыслительный тип) не могут видеть как наяву и довольствуются воспоминаниями по фотографиям, по рассказам бабушек, по наталкивающим ассоциациям? И только обучение приоткрывает дверь в этот потерянный мир, имевший когда-то такую власть над ними. Нужно ли нам туда возвращаться?

Этот вопрос можно было бы и не ставить, ведь дети и без нас нашли на него ответ, но перегрузки нашего времени говорят о том, что пришла пора развивать воображение и память - даже для сохранения здоровья, и делать это, начиная с детского сада.

При овладении этим методом желательно использовать спокойную музыку и уметь проводить релаксацию. Как только ученик сможет вспоминать себя в 7, 6, 5, 4, 3 и даже в один-два года, - и при этом вспоминать новые события, а не известные ранее по рассказам родителей, - он овладел регрессией как методом психологической защиты, а вместе с ней и резервами своей памяти. Мы уже говорили, что сложнее научиться вспоминать, чем запоминать.

Не надо путать регрессию как метод развития образной памяти с регрессией как феноменом психоанализа, при котором происходит возврат к детским формам поведения. В нашем случае поведения как такового нет, есть лишь яркие воспоминания, которые могут нахлынуть наяву или придти во сне. Это может занимать всего несколько минут и не сопровождается перестройкой поведения, характера, реакций на окружающих. И наоборот, при регрессии в психоанализе может не наблюдаться визуализации детских воспоминаний, а есть просто формы возрастного поведения. Но и в том, и в другом случае регрессия работает как механизм защиты, и разница лишь в том, что в нашем случае он протекает внутри, как мыслеобраз, а не снаружи, как поведение. И мы учим сознательно усиливать или ослаблять этот механизм, данный нам нашей природой.

В этой книге игры 1, 2, 3 направлены на тренировку указанных способностей. Каждый человек в своей жизни может припомнить случай, когда регрессия помогала ему справиться с неожиданной проблемой. Вот что рассказала маленькая Ника: "У меня было плохое настроение, и я долго не могла заснуть. Тогда я вспомнила, как в годик мама укладывала меня спать. Она гладила меня и что-то шептала. После этого я быстро заснула".

Примеры, подобные этому, показывают, что дети имеют опыт применения регрессии, но они не придают ему значения, пока на это не обратит внимание педагог. Отсюда направление многих игр в этой книге: обратить внимание на собственный опыт, оглянуться назад и - поучиться у себя самого. А уже затем, как спортсмены тренируют свои мышцы, тренировать свое образное мышление на других примерах.

Успешность занятия можно оценить коэффициентом полноты воспоминания. Для этого мы применяем шкалу регрессии (от 0 до 5):

0 - образов нет, вспоминаю логически, - скорее вычисляю, чем припоминаю, когда надо вспомнить какую-нибудь дату.

1 - образы смутные, расплывчатые, как в тумане. Что-то вспоминается, но с подсказками родителей или по фотографиям.

2 - образы яркие, но "внутри головы". Хорошо представляется то, что было знакомо ранее.

3 - образы яркие, "вынесенные во вне". Хорошо представляется то, что было знакомо ранее, при этом могут вспомниться новые подробности. Например, взрослые хорошо помнят 1 сентября в 1 классе, но только регрессия показывает им, как выглядит ручка у входной двери школы, что нацарапано на соседней парте, как одета учительница из параллельного класса и многие другие детали, которые раньше не вспоминались бы "даже под пытками".

4 - образы яркие, "вынесенные во вне", полимодальные. Легко представляется то, что было знакомо ранее, при этом могут вспомниться новые подробности. Воспоминания могут менять модальность. Например, во время сеанса регрессии ученик рассказывает: "Я вижу себя на юге. Мы с мамой идем к морю." В этот момент ученику говорят: "Ты продолжаешь вспоминать, но зрительный образ исчезает." И ученик продолжает вспоминать дальше, используя другую модальность: "Теперь я слышу, как мне это кто-то рассказывает, я узнаю это и вслед за ним повторяю." Некоторые ученики утверждают, что им иногда легче сначала вспоминать запахи или звуки, а затем уже визуализировать то, что вспомнилось и узналось. Так, например, у Гали, увлеченно занимающейся музыкой, регрессия происходит в слуховой модальности: "При вспоминании двух лет сначала из темноты донеслось ворчание бабушки, затем появилось чувство вины, и уже потом темнота раздвинулась - и я увидела свою комнату и ссору с сестрой."

Но здесь ученики вспоминают и видят себя со стороны глазами взрослого человека.

5 - образы яркие, "вынесенные во вне", полимодальные, происходит полная регрессия - роль взрослого наблюдателя исчезает, ученики переживают полное растворение в детстве. У них наблюдается феномен детского мышления, они смотрят на мир глазами ребенка, к ним приходит полное ощущение реальности представляемого. Это переживание можно сравнить с ярким сновидением, когда все кажется явью, и пока не проснешься - не понимаешь, что это был всего лишь сон.

Очевидно, что при коэффициентах полноты вспоминания 0, 1 регрессии нет. Для овладения ею выход один - развивать способность к визуализации. При коэффициентах 2, 3, 4, 5 учеников ждет достойная награда. Мир детства - это космос, в котором есть все. Черпанье энергии и мудрости в своем детстве есть высшее философское отношение к жизни.

Только один раз автор встретил человека, который не хотел вспоминать свое детство. Это был польский режиссер, который сказал: "Я много болел в детстве и не хочу туда возвращаться. У меня нет детства!"

Занятия с пожилыми людьми показывают, что даже в голодном, холодном, военном детстве находятся дни, минуты, к которым хотелось бы вернуться вновь, и эти воспоминания обладают лечебным свойством. Одна пожилая дама вспомнила театр, модное платье, шепот из соседней ложи: "Посмотрите на руки этой женщины, какие они красивые!" Она уже давно не думала о своих руках. Переживание этого события вернуло ей былую улыбку, уверенность, ощущение, что не так уж неуловимо ускользают прожитые нами дни. У женщины даже на какое-то время нормализовался сахар в крови (у нее был сахарный диабет).

Ежеминутно регрессией пользуются миллионы людей, и грех не использовать этот метод воспитателям и психологам в обучении.

ТРАНСФОРМАЦИЯ

 

Что делают дети, когда случаются неприятные воспоминания? По

отчетам детей - они их трансформируют, как робот-трансформер с помощью их нехитрых манипуляций может превратиться в машинку или самолет. Причем привычными движениями они делают это быстро и не задумываясь. Точно так же, почти автоматически они проделывают это с неприятными воспоминаниями или непосредственными событиями. Как режиссер в монтажной перекраивает кинофильм, так и неприятные события дети перекраивают в приятные. В играх 4, 5, б ученики учатся трансформировать неприятные переживания на примере школы, спорта, сказки. Школьный период настолько богат стрессовыми переживаниями, что каждый человек сможет вспомнить случай, когда у него получалась трансформация. Спорт также невозможен без самобытных навыков борьбы с негативным опытом, иначе под грузом поражений невозможно настроиться на победу.

 

 

3. ОЖИВЛЕНИЕ

 

Этот метод говорит сам за себя. Восприятие мира у детей очень гибкое, они легко "оживляют" вокруг себя неподвижные предметы. Этот воображаемый театр помогает познавать ребенку свой внутренний и внешний мир. Понаблюдав, как ребенок использует, "оживление" для самокоррекции, можно воспользоваться этими особенностями детской психики и усилить эффект их действия разнообразными упражнениями. Тогда гораздо меньше будет ситуаций, когда стресс оказывается сильнее детского воображения. Вот случаи с нашими учениками, взятые из игр 7, 8.

Алеша, когда ему было 3 годика, любил засыпать с мамой. Однажды он проснулся и обнаружил, что ее нет рядом. Он испугался и горько расплакался, но слезы не помогали. Тогда Алеша взял любимую подушку, на которой был вышит петушок, и стал ее поглаживать, приговаривая: "Петушок, петушок, ты хороший! Пусть мама придет, пусть мама придет поскорее!" Петушок ожил и помог Алеше успокоиться. Вскоре пришла мама.

Акцент в игре 7 делается на вспоминание аналогичного случая. Что помогло ученику в этот момент, оживали ли при этом предметы, которые находились рядом?

Возвращение и осознание по-новому собственного опыта - вот главный элемент обучения. Если ученик не может припомнить подобного случая, ему предлагается воспользоваться примером Алеши и, когда придут неприятные переживания, взять любимую игрушку или предмет, в который он может вселить волшебную силу успокоения.

Если такие предметы трудно найти дома, то в игре 8 мы предлагаем читателям воспользоваться открыткой, на которой нарисована картина В. М. Васнецова "Аленушка". В этой игре есть пример Иры: как проникнуться содержанием картины, оживить ее и забыть неприятную ситуацию. Однажды она сильно расстроилась из-за того, что ей не купили платье, которое ей очень нравилось. Она пребывала в подавленном настроении, пока не взяла в руки свой любимый альбом. К своему великому удивлению, она быстро успокоилась, потому что ее собственная печаль не шла ни в какое сравнение с тем, что переживала девушка на картине. Впоследствии Ира, когда ей бывало плохо на душе, всегда возвращалась к этой картине. Когда открытки не было под рукой, она ее просто представляла. Раньше много продавалось открыток с репродукциями картин и можно было подобрать тему под любое настроение. Сейчас они исчезли из продажи, издательствам стало невыгодно их печатать. Но во многих семьях бабушки хранят такие наборы и ими можно воспользоваться.

Цель игры - научиться задействовать детское воображение, "оживить" картинки так, чтобы раздвинуть границы открытки, оказаться внутри нее, стать частью присходящего: почувствовать воздух, запахи, ощутить пространство, прикоснуться к предметам, пережить эмоциональное состояние героев.

Тренируя воображение, мы сохраняем душевное здоровье детей, даем различные способы защиты от стрессов и, главное, при этом не так далеко уходим от детской природы в своих построениях психокор-рекционных упражнений.

 

 

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

 

Перевоплощение - один из оригинальных способов изменить мир вокруг себя. И дети это с успехом делают. Так, например, ученик, представляя себя муравьем, отмечает: "Сразу появилось любопытство: травинки превратились в огромные деревья, мох - в густой лес, шаги лесника - в гулкие сотрясения земли." Новый мир захватывает воображение настолько, что забываешь о другом.

Одни ученики любят белое безмолвие и сливаются с бескрайними снежными полями, другие предпочитают космос и путешествуют к звездам. Кто-то перевоплощается в дерево и чувствует, как корни впитывают влагу, как по стволу поднимаются соки. А кто-то наблюдает за осенними листьями, которыми играет легкий ветерок, не дающий им упасть на землю, и сам переживает при этом это падение-путешествие. Ученики, любящие море, описывают волнение от первой встречи с ним. Море сначала подавляет, а затем появляется чувство единения с ним и приобщения к вечности. Вот один из примеров:

- В семь лет я перестала бояться воды. Я входила в воду и растворялась, сливалась с нею. Я научилась чувствовать себя водой. И сейчас, уже взрослая, я люблю вспоминать берег, тихий, залитый солнцем день, полет стрекоз и тот момент, когда "это произойдет со мной", когда вода схватит мое тело и понесет.

В играх 9, 10 11, 12 читатели потренируются перевоплощаться и в конкретные, и в абстрактные предметы. Игры возвращают детей к тому, что им хорошо знакомо. Тренировка воображения с помощью перевоплощения, может быть, еще не раз поможет в неприятную минуту жизни.

5. "ЭХО В ГОРАХ"

 

Если взобраться на гору и громко крикнуть, то звук, отталкиваясь от гор, много раз отзовется эхом и затихнет. "Эхом в горах" мы стали называть метод психокоррекции, используемый детьми. Маленькие дети тоже играют в эхо, защищая свою хрупкую детскую психику от насилия взрослых.

Посмотрите, ребенка ругают: "Ты такой плохой, отвратительный, тупой, несносный...", - а он смотрит в глаза воспитателю и, со скрываемой улыбкой, повторяет про себя: "Да, я плохой, плохой, плохой..."

Прислушайтесь, этот звук затихает, как эхо в горах. Эти слова уже не причиняют боль. Наоборот, ребенок нашел способ защиты. Он не бьется в истерике, не колотит посуду, не хлопает дверью, не говорит "сама такая".

А что же он делает?

- Ребенок повторяет про себя СЛОВО. Он вырывает из всей фразы только начало и жонглирует им, пока негативный эмоциональный заряд не сотрется, пока слово от повторения не превратится в пустой звук.

- Ребенок занят, жонглируя словом, и не воспринимает последующую тираду, причиняющую еще большую боль.

- Ребенок нашел социально-приемлемый способ защиты.

Эта игра всегда вызывает оживление в классе, и некоторые выкрикивают: "А я уже делал так". Желательно выслушать такого ученика, одновременно его рассказ послужит объяснением правил игры всем остальным. Биологи утверждают, что дельфины могут обучить друг друга жонглированию мячом за несколько секунд, тогда как у опытного инструктора на это уходит несколько месяцев. Также и дети понимают друг друга быстрее, чем взрослых учителей.

Для тренирующей игры 13 нужен набор ругательств. Можно использовать и свой запас, но дети с удовольствием подскажут фразы из своего опыта общения с учителями и родителями, и их находки, пусть не такие эффектные, как ваши, важнее для результата игры. Вот несколько фраз, которые приводят дети: "Ты плохой, отвратительный, тупой, несносный..."; "Ты грязная, наглая, рыжая обезьяна..."; "Ты бездарь, дрянь, осел, кретин, кусок идиота..." Согласитесь, фразы могут быть и похлеще этих.

Дальше все очень просто: берете одну из фраз - и начинаете с серьезным лицом ругать учеников. Дети должны выхватывать из всей тирады только одно слово - любое - и повторять его про себя. Достаточно 5-9 повторений, чтобы эмоциональный заряд слова стерся. Слово будет восприниматься как голый звук, как эхо в горах. Горы повторяют звук, не понимая, что он обозначает, - для гор все безразлично. Вы ругаете учеников, а они становятся ГОРАМИ.

Главное - выдержать роль до конца и не улыбнуться, когда будете произносить ругательства. Все должно выглядеть натурально. Иначе игра не получится. Ругательства должны быть реальными, а лицо и голос должны иметь соответствующее выражение.

 

 

ОТСТРАНЕННОСТЬ

 

У каждого в жизни были ситуации, когда он начинал воспринимать себя со стороны. Это мог быть момент радости или горя, физического напряжения или отдыха в состоянии полусна. Вот как описывают это ощущение ученики:

- Я несусь с горы на санках, переворачиваюсь и падаю. От боли и обиды плачу. В ту же секунду почувствовала, что вижу себя со стороны -как я стою посреди горы, а взрослые меня успокаивают. Боль и обида, неизвестно на кого, уходят.

- Я в классе на уроке играю в шахматы под партой с соседом. Мне все кажется необычным. Как будто мое сознание вышло из моего тела и наблюдает из угла классной комнаты за всем происходящим: как я с тайным удовольствием и страхом играю в шахматы, как учительница у доски что-то говорит. Я нигде - и во всем. Учительница заметила мои шалости и заставила отвечать тот материал, который она объясняла. К ее великому удивлению, я все рассказала, и двойкой наказать меня ей не удалось. Я и сама не подозревала, что не будучи сконцентрированной на ее голосе, впитывала все, что происходило вокруг, хотя и не осознавала этого в тот момент. Такая отстраненность посещала меня много раз.

Это состояние посещало не раз тех, кто занимался спортом или оказывался в экстремальных ситуациях. Вот один из примеров:

- Я сильно волновался перед встречей с соперником, который был сильнее меня. Когда я вышел на ковер, вдруг все погрузилось во тьму. Время и пространство как бы сместились в моем сознании, и лишь какие-то обрывки голосов зрителей, судей, тренера доносились сквозь эту глухую стену, выстроенную моим волнением. Действие и осознание этого действия раздвинулись во времени. Этот случай мог бы и не всплыть в моей памяти, если бы это, в конечном итоге, не была моя самая лучшая и самая красивая победа. Такое ощущение отстраненности от происходящего позволило выдержать сильное нервное напряжение.

Упоминание отстраненности можно найти у известных художников, писателей, композиторов. Во время творчества они чувствуют, как кто-то все делает помимо их воли, а они как бы смотрят на себя, на свою работу со стороны, переживая радость и вдохновение.

В играх 14, 15, 16 ученики не только вспомнят аналогичные примеры в своей жизни, но и смогут потренировать свои способности отстраняться от привычного, смотреть на все и снаружи, и изнутри одновременно. Взгляд на себя со стороны поднимает над обыденным мышлением и прогоняет порой серую и слишком привычную череду дней.

 

 

ЗАБЫВАНИЕ

 

Все началось с вопроса: "Можно ли научиться забывать по своему желанию? Или воспоминание, как тень неприятных событий, будет преследовать нас, и от нее не избавиться ни на минуту, ни на час, ни на всю жизнь? Природа позаботилась о нас. И мы умеем не помнить, только

часто - не по своей воле. После сильного стресса, например автомобильной аварии, человек может забыть целый кусок жизни, который предшествовал аварии. В гипнозе человеку на несколько минут можно внушить, что он не помнит своего имени. И действительно, когда он просыпается, то не откликается на звук своего имени, может не узнавать родителей по фотографиям, друзей. Но, когда внушение проходит, он искренне не верит, что смог забыть свое имя, а ведь имя забыть сложнее всего, это самый любимый звук, им, наверное, наполнена каждая клеточка нашего мозга. Одна из причин в том, что после глубокого гипноза человек не помнит, что ему внушали.

Да, что-то выветривается из головы само собой, а что-то, как не пытайся, не исчезает, как навязчивая мелодия, как недавняя обида, многократно прокручиваясь в голове. И только вроде бы успокоился, забылся, как воспоминания вновь нахлынут, да еще с новыми подробностями. Вот бы научиться "выкидывать" их из головы!

Ученикам давали картинки. Они их внимательно рассматривали. Акцент в задании был не на запоминание, а на рассматривание. После этого инструктор брал кусочек бумаги с рисунком и помещал его в пламя свечи. Все видели, как пламя схватывает бумагу, разбегается по краям, немного приостанавливается посередине, затем как бы уходит внутрь, при этом бумага сгорает, сворачивается в трубочку из пепла, а рисунок еще некоторое время призрачно стоит в синеве пламени, затем выходит за его край - и исчезает навсегда. Только что завораживало пожирающее рисунок пламя, перемещалась граница между "есть" и "нет", и уже только уходящий дымок и потрескивание свечи. Пламя уже не то, и рисунка нет - он сгорел, забылся.

На этом примере ученики зафиксировали, как изображение стоит еще какое-то мгновение перед глазами и потом исчезает. Этот образ усилит их представления при забывании.

После этого ученики садятся поудобнее, включается приятная музыка, проводится релаксация. Учитель говорит: "Когда исчезает все вокруг - случайные мысли, комната, ваше тело, когда появится необычайная легкость и яркие образы - скажите себе:

- Я забываю эту картинку, забываю на несколько минут (или часов, или навсегда). Она сгорает в пламени свечи. Я слышу потрескивание пламени, слышу запах, вижу, как картинка сворачивается в трубочку, она превращается в пепел. Я хочу увидеть картинку - и не могу, вижу лишь пепел. Хочу ее вспомнить -и не могу. Вспоминаю любую другую, кроме этой. Забываю все сильнее и сильнее.

Все эти слова надо произнести целиком. Иначе впоследствии у учеников возникает мысль: "Может, я обманываю себя, я же не пытался вспомнить." И чем точнее задается срок забывания, тем лучше результат. Если ученики хорошо умеют расслаблять тело, если у них яркие представления свечи, пламени, горящей картинки, если они слышат звуки и запахи, то через несколько занятий они хорошо овладевают этим методом. И им кажется, что у всех это легко получится. У кого же визуализация не получается, тем кажется, что научиться забывать этим способом нельзя, а другие ученики их просто дурят.

Варианты ответов учеников можно оценить коэффициентом забывания от 1 до 5:

1. Забыть не удалось - свечу и картинку представить не смог.

2. Свечу и картинку представил. Картинка загорелась, но, когда попытался ее вспомнить, она появилась вновь и даже стала еще ярче. Увидел новые подробности.

3. Все хорошо представлял, но, когда попытался вспомнить, вместо этой картинки появилась другая. И пока она стояла перед глазами, та, первая, не вспоминалась.

4. При попытке вспомнить картинка появилась вновь. Я ее сжигал несколько раз. В конце концов перед глазами остался клочок. Половина картинки никак не хотела сгорать.

5. Все сгорело. При желании вспомнить ничего не появилось.

Если у вас результат такой, как в пункте 1, то вам необходимо поупражняться в визуализации. Аутотренинг поможет вам в этом.

Если получилось так, как в случаях 2, 3, 4, 5, то для вас забывание этим способом будет эффективным.

Интересный результат получается во втором случае: картинка появляется вновь и становится еще ярче, обрастая при этом новыми подробностями. Здесь ученики натолкнулись на интересный и необычный способ припоминания - сжечь и забыть, чтобы лучше вспомнить. Этот прием некоторым людям можно использовать для сверхвоспоминания.

Как иллюстрацию к третьему случаю можно привести рассказ нашей ученицы Тани:

- Я сидела за столом, работа не шла, постоянно лезла в голову недавняя ссора со своим парнем. Тогда я попробовала забыть все из-за чего мучаюсь полдня. Я представила между собой и ссорой стекло, замазанное краской и на какое-то время успокоилась. Но краска начала сползать со стекла. Чем сильнее я закрашивала, тем быстрее появлялась неприятная сцена над краской.

Таня не стала упорствовать и поменяла тактику. Рядом на стуле лежал детектив - и она "засунула" свою ссору между страницами книги. На этот раз получилось: перед глазами стояла книга, сюжеты автора, а самый главный и самый неприятный поворот Таниного романа потонул в толще страниц. Она успокоилась. Где-то на окраине сознания еще звучали отголоски ссоры, но с каждой секундой они затихали, и для этого уже не требовалось никаких усилий.

В этом примере явно видна замещающая роль книги. Даже если сама ситуация не исчезает, то эмоционально она уже не переживается, и новый образ будет стоять до тех пор, пока актуальны переживания.

В четвертом случае забывается еще лучше, хотя половина картинки после сжигания возвращается. Но, хотя какая-то информация и восстает вновь из пепла, все-таки другая половина забывается "чисто", без замещения. Это успех. Интересным оказался анализ содержания второй половинки. В самом деле, почему эта, а не другая половинка картинки возвращается из подсознания? Психоанализ показал, что во многих случаях содержание несгоревшей части картинки было связано с вытесненными негативными переживаниями. Пример нашего ученика:

- У меня никак не хотела исчезать часть картинки, на которой была нарисована яхта. Сжигал ее раз за разом, но она возвращалась. При ассоциативном тренинге я вспомнил ситуацию, произошедшую со мной много лет назад. Я плавал на яхте, она перевернулась и накрыла меня парусом. Я стал задыхаться, так как не мог нырнуть вниз - мешал спасательный жилет, и не мог подняться вверх - мешал парус. Меня чудом тогда спасли.

Случайная картинка вызвала неслучайные ассоциации из жизни, и, видимо, поэтому не смогла сгореть. Как видим, этот способ забывания может использоваться и при проведении психоанализа.

В пятом случае идеальная ситуация. Тем, у кого сгорает все и затем не появляется, можно позавидовать. Они уж смогут забыть и что захотят, и когда захотят.

Многочисленные примеры показывают, что школьники 10-17 лет не только успешно обучаются забыванию, но и придумывают свои способы. Причем взрослые могут позавидовать тому, как легко получается это у детей - как в сказке: "По щучьему велению, по моему хотению". Вот пример Алисы:

- Однажды я вспомнила ссору родителей трехлетней давности, и слезы навернулись на глаза.

Чтобы забыть это, она представила, что держит в руках дощечку с песком. На песке пальцем нарисовала эту ситуацию. После чего потрясла дощечку, песок перемешался - и рисунок исчез, ссора забылась, слезы высохли.

Эти и другие примеры избирательного забывания говорят о том, что природа дала нам приемы избавления от нежелательных переживаний, и весь секрет только в том, как ими осознанно овладеть. Психологи уже давно пришли к выводу, что дурные вести забываются не с течением времени и не просто так, а после невидимых усилий, которые проделывает душа. Как тренировать эти способности - ответ в этой книге. Наши упражнения к этому методу опираются на опыты с гипнозом, на эксперименты с талантливыми учениками и многочисленные опросы детей.

Для занятия понадобится свечка, бумага, блюдце с водой, чтобы потушить горящую бумагу. Оторвите клочек бумаги, поместите в пламя свечи и наблюдайте, как горящая бумага воспламеняется, сворачивается, превращается в пепел, рассыпается. Еще какое-то время горящая бумага стоит перед глазами - и потом исчезает. Проделайте это для того, чтобы легче представить весь процесс перед глазами во время релаксации.

Важно отметить, что воображаемое сжигание имеет больший эффект забывания, чем реальное сжигание. Этот пародокс, видимо, связан с тем, что при столь активном представлении психика проделывает большую работу и психокоррекционный процесс проходит больший путь.

Приготовьте картинку, которую хотелось бы забыть. На ней может быть написано имя, дата, событие - или же это просто рисунок. В играх 17, 18, 19, 20, 21, 22 вы найдете разные способы забывания и попробуете придумать свои. Все, что вы найдете в играх, применялось учениками в жизни. В Приложении даны картинки для забывания, которые можно использовать в играх. Получив навык, ученики в критической ситуации смогут справляться со стрессом раньше, чем он начнет свой разрушающий поход.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ НОЧНЫМИ СНОВИДЕНИЯМИ

 

Ночные впечатления занимают большое место в творчестве ребенка и часто они заслоняют реальную жизнь, потому что ярче и необычнее реальности. Большая часть душевной жизни ребенка проходит в мечтаниях, фантазиях, сновидениях. И, возможно, они составляют основное содержание детских воспоминаний, а не внешние земные события. Если сон неприятный, то он долгим эхом присутствует в течение дня в душе ребенка. Поэтому так важно научиться избавляться от плохих снов, ведь бывает, что один и тот же сон снится на протяжении нескольких лет. Важно не отталкивать такой сон, а принимать и изменять его, чтобы конец был интересным и веселым.

Так, одна девочка неприятные сновидения всегда видела черно-белыми. Ей удалось от них избавиться, как только она научилась видеть сны в цвете. Все дети умеют трансформировать сновидения, только не всегда результат появляется сразу. Известно много случаев, когда один и тот же сон человеку снился несколько лет. Один из таких случаев приведен в игре 24:

- На протяжении 5 лет я видела один и тот же кошмарный сон: мама стоит на фаю высокой башни и пытается спрыгнуть вниз. Я кричу во сне, чтобы она остановилась, но она не слушается меня. Но однажды вместо того, чтобы проснуться в холодном поту, я увидела, как прилетел ковер-самолет, забрал маму и улетел. Она улыбнулась мне. Ветер развевал ее красивые волосы. Я, успокоенная, уснула. Больше этот сон не приходил ко мне.

Как и в других случаях, первые игры посвящены вспоминанию вашего собственного опыта борьбы с плохими сновидениями (игра 24). Затем мы предлагаем вам померяться силами с вымышленным страшным сновидением (игра 25).

Иногда приходится прибегать к нагнетанию страха, так как ученики говорят: "Мы не боимся крокодилов",-или: "Они далеко - и нам не страшно". Это надо предусмотреть в задании игры, так как, если не будет страха, не будет и его преодоления. Вот, примерно, как звучит инструкция:

- Их становится все больше и больше. Тебе некуда от них скрыться. Страх нарастает. Тебе не поможет ни ружье, ни вертолет. Ты должен придумать выход - и преодолеть страх. Выход из этой ситуации должен быть необычным, причудливым.

Если же тебе не удается увидеть продолжение вымышленного страшного сна, можешь воспользоваться подсказкой. В конце внуши себе, что после этого занятия ты будешь лучше справляться с неприятными сновидениями.

На примере борьбы с крокодилами, можно увидеть, как неожиданна порой бывает детская фантазия, и она становится гарантом успешности борьбы с ночными страшилками. Вот что придумала одна ученица: "Чтобы побороть страх, я представляю, что крокодилов становится настолько много, что я перебегаю по ним, как по бревнам, на другой берег. Приходит ощущение радости оттого, что я нашла такой простой и интересный выход". А Алеша представляет, что к носам крокодилов привязаны воздушные шарики. Крокодилы взлетают вертикально вверх, и он спокойно проплывает мимо них.

Мы часто не знаем, откуда приходят к нам тревожные сны. А если знаем, то все равно переживаем их как реальные события. Так обстоит дело с фильмами ужасов. Посмотрев их перед сном, мы затем вновь встречаемся с ними в сновидениях, но переживаем гораздо сильнее, нежели при просмотре фильма. Избавиться от кошмарных снов можно точно так же, как в игре 26. Примеры наших учеников, приведенные в играх, помогают читателю увидеть и цель, и результат игры, и проникнуться уверенностью в успешности выполнения задания, ведь "у кого-то уже получилось."

У взрослых чаще, чем у детей, возникает вопрос: "А что делать, если сновидениями не удается управлять? И как только начинаешь видеть страшное сновидение, то тут же просыпаешься?"

В играх 27 и 28 мы даем несколько советов, как приручить сновидения. Один из способов: - это развитие соощущений, когда сон не только видишь, но и чувствуешь всеми органами чувств. Вот пример такого полимодального сна:

- В сновидении я увидела дождь. Через некоторое время услышала, как стучат капли дождя по листве. Услышала запах прибитой дождем пыли на дорога. Почувствовала, как мокрая одежда прилипает к телу. Я люблю мелкий грибной дождь.

Ученица продолжает видеть сон и, в то же время, вышла из него, незаметно управляет им. Ей помогли соощущения. А если вы пожелаете сразу изменить тему сна, то сон может просто исчезнуть. Если же постепенно, с помощью полимодальностей начать управлять им, то затем можно смелее переходить к желаемому содержанию сна.

Следующий способ приручения сновидения - управление дремотой. Задания в игре 28 помогут научиться засыпать не сразу, продлевая состояние дремоты перед сном и после сна. Дремота - это состояние, данное нам природой, в котором проще всего "заказывать" себе сны.

9. "УМИРАНИЕ ПОНАРОШКУ"

 

Поначалу эти две игры (№ 29, 30) вызывали у нас сомнения. Правильно ли нас поймут? Зачем учить детей "умирать понарошку"?

Когда родители обижают детей или бывают несправедливы к ним, некоторые дети прибегают к такому способу защиты: "Вот умру, тогда узнаете! Будете жалеть". Дети стараются наказать родителей своей смертью, увидеть это наказание и - простить обидчиков. Хотим мы этого или нет, но это происходит. Мы говорим вслух о том, о чем они думают про себя. Самое интересное, что дети часто играют в одну и ту же игру, не договариваясь между собой и не получая ее по наследству от взрослых. Им ее никто не рассказывал, ее нет в сказках, ее никто не придумал - она приходит к детям во сне; и они любят "умирать понарошку". Мы не знаем, откуда она взялась, но это - мудрая игра, она снимает камень с души. Давайте играть в "смерть понарошку", зная, что когда - нибудь дети вырастут и найдут другие приемы защиты своего ранимого сказочного мира. Они много времени проводят в этой "отдельной реальности", и надо использовать язык и образы этой реальности, чтобы дети понимали нас, а мы - их.

У психологов всегда был выбор - придумать что-то для детей или Же понаблюдать и взять то, что содержится в их играх. Если дать слово детям, то они сами подскажут, как им помочь. Дети должны "жить" в тех городах и по тем законам, которые придумывают для себя сами, а не в тех, что "строят" для них взрослые. И если говорить с ними на их языке, то дети поверят взрослым - в искренность желания помочь им, иначе мы превратимся в пришлых, которые стучатся со своими советами в чужой дом.

Вот что вспоминает Ира:

- Мне казалось, что меня не любили в школе, а хотелось, чтобы полюбили. Тогда я придумала волшебство. Я стала превращаться во сне в одноклассницу, которая приходила домой к тем, с кем не получалось дружить, и говорила: "Вот, знаешь, Ира умерла." И каждый, кто об этом слышал,начинал плакать. Особенно часто приходила к одному мальчику. Он после этого громко рыдал. Ему не хотелось жить, он бросался в реку со словами: "Я идиот, зачем я обижал ее!" И просил прощения. В тот момент я оживала. Он обнимал меня и говорил: "Как здорово, что это оказалось неправдой, что на самом деле ты жива. Я столько пережил, когда узнал, что никогда больше не увижу тебя. Обещаю, что больше никогда не обижу тебя. Тебе надо было сразу сказать о своих переживаниях."

На этом сон заканчивался.

Самое интересное, что некоторые взрослые продолжают видеть такие сны. Вот что рассказал мой коллега, которому уже за пятьдесят:

- На протяжении всей жизни во сне мне хочется увидеть реакцию родных на мою смерть. Представляю, как лежу в гробу, вижу сожаление на лицах. Одни начинают думать, что они сделали, чтобы ускорить смерть, другие - как продлить жизнь. В детстве такие сны приходили редко, больше в студенческие годы, перед экзаменами. Так же я "умирал во сне", когда уходил от очередной подруги. Когда просыпаюсь, анализирую: что именно я не так сделал по отношению к другим. "Умирал во сне" чаще тогда, когда сам кого-то обижал. Последний раз такой сон был в 50 лет.

Такие сны не всегда связаны с обидой на близких. Так, одна девочка призналась, что умирание во сне помогло ей снять волнение перед приемом в пионеры.

Наверное, нет такого человека, который хотя бы раз не "умирал понарошку" в корыстных целях. Пожалеть себя и наказать обидчика - вот вечный смысл этой игры. Она может существовать в разных вариациях, и надо относиться к ней с долей иронии.

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!