Материализм – органически связанная часть диалектического материализма, отражающая в мышлении природу как единый процесс



 

Итак, философия – это наиболее общие законы природы, общества и мышления, как частей единого процесса природы. Разделяются они на законы первичности природы (материализм) и законы развития природного процесса (диалектика). Их мы теперь и рассмотрим отдельно и в единстве.

Основные положения современного материализма, как знания о первичности природы, независимости её не от чего другого лежат в основе природы, которые мы будем обязаны строго соблюдать в нашем исследовании. Эти положения, как принципы, как законы являются продуктом длительного развития в познании, как философии, так и естествознания. Они выступают и как гносеологические принципы последующего познания природы и истории человечества. Их свели к единству учёные-марксисты в конце 20-х годов. Вот они:

17) внешний мир существует вне и независимо от нашего сознания, реальна одна лишь природа, она существует независимо от субъекта; субъект составляет часть той же природы;

18) Эта объективная реальность – материя – имеет своим неотъемлемым, присущим ей свойством движения: материя не мыслима без движения, движение же есть единство пространства и времени, следовательно

19) Пространство и время объективно реальны;

20) Мир не есть создание какого-либо творца, не порождён какой-либо причиной – материя есть причина самой себя;

21) Материя, следовательно, не имеет начала во времени, но, будучи безначальной, она и бесконечна: материя вечна;

22) Материя существовала до появления ощущающих и мыслящих существ, и будет существовать после их гибели;

23) Сознание, дух появляется лишь на определённой ступени развития материального мира;

24) Сознание есть свойство материи, особым образом организованной;

25) Материя отражается в наших чувствах, т.е. она познаётся нами посредством впечатлений, вызываемых её действием на наши органы чувств;

26) Воздействие внешнего мира на наши органы чувств и служит источником, исходным пунктом нашего познания; врождённых идей нет;

27) Ощущение, чувства сами по себе не дают нам истинного знания, вопреки эмпиризму;

28) Познание достигается деятельностью мышления, формирующей в понятиях те связи и отношения, которые объективно существуют в природе;

29) Причинная закономерность существует объективно, будучи присуща самой природе;

30) Материя и сознание не тождество, а единство: мышление – внутренняя сторона материи; внутренняя сторона материи субъективна, но «Я» субъект для себя и объект для другого;

31) Мир принципиально познаваем, нет непознаваемых «вещей в себе»; наше познание мира даёт нам объективную истину, вопреки сторонникам агностицизма;

32) «Человеческое мышление по природе своей способно давать, и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютных истин, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то сужаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин В.И.). Совсем другое утверждает релятивизм.

33) Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания, как говорил Ленин, и материализма в целом.[43]

Эти положения материализма мы ещё должны будем показать, доказать и использовать на истории развития человечества, как и вторую органически связанную часть диалектического материализма – диалектику. На них должен опираться ученый любой науки в области естественных и гуманитарных наук. Без этих основ материализма не может быть никакого ученого.

Большинство из этих законов мы можем найти в «Философских тетрадях» Ленина, когда он пытался обобщить выводы Гегеля в его «Логике» материалистически.

 

§ 4.  Диалектика – вторая органически взаимосвязанная часть диалектического материализма, отражающая в мышлении природу как движущийся саморазвивающийся процесс

 

Природа – это естественный саморазвивающийся процесс. Это состояние развития конкретизирует отдельная наука – диалектика. Диалектика - наука об общих законах развития природы. Интерпретация общих законов развития природы у идеалистов и материалистов разная. Материалистически диалектику глубже всего разработали марксисты. Наиболее целостно законы диалектики были сгруппированы в 20-е годы учёными - большевиками, уничтоженными в последующем диктатурой сталинизма. И здесь за основы были взяты обобщения Ленина в «Философских тетрадях». Материалистическая диалектика – база для  научного познания природы и истории человечества, такая же, как и общие законы материализма. Основные принципы и законы диалектики таковы:

1) Диалектика исходит из единства мышления и бытия;

2) Основным её положением является мысль, что мир или все виды действительности (природа, общество, психика) являются не совокупностью неизменных вещей, а совокупностью изменяющихся явлений, «процессов», ибо как мы конкретно ещё увидим, «всё течёт», по выражению Гераклита, всё изменяется;

3) Изучение всякого рода явлений нельзя производить вне их общей связи друг с другом, не зависимо от их существования во времени и пространстве: всякая истина конкретна;

4) Необходимо всякого рода явления изучать в непрерывном взаимодействии, развитии, становлении;

5) Всякое развитие состоит в смене форм и в постоянной противоположности между старой и вырастающей их неё новой формой. Каждая новая форма, вырастая из старой, своим появлением отрицает, уничтожает её;

6) Развитие в природе и в обществе приводит к скачкам. Все процессы, вследствие нарастания возникающих в них внутренних противоречий, имеют свои так называемые «узловые точки», в которых плавное накопление количественных моментов является необходимой основой внезапного «перерыва постепенности», резкого перехода к новым качествам. Всякое развитие есть эволюционно-революционный процесс: скачок (революция), предполагает непрерывное изменение (эволюция), и наоборот;

7) Диалектика учит, что человек познаёт мир в той мере, в какой это ему позволяют исторические условия, определённые обстоятельства (развитие научных методов, орудий исследования и т.д.). Мир всегда познаваем, но в каждый данный исторический момент не вполне познан. В сознании человека не может быть неизменности, не может быть истины, безусловной, вечной, установленной и утверждённой раз и навсегда.

8) Надо говорить не о готовом, абсолютном знании, а разобрать, каким образом неполное, не остаточно точное знание сделать более полным и более точным. По выражению Ленина в «каждой научной истине, не смотря на её относительность, есть элемент абсолютной истины», иначе говоря, между относительной и абсолютной истиной нет никакой пропасти.

9) Процесс познания бесконечен и безграничен, и нет никаких оснований считать, что есть что-то (например, кантовская вещь-в-себе), что по самой своей сущности непознаваемо, как утверждает агностицизм: через частные знания, как через ряд этапов, мы идём к всё более верному, глубокому и точному постижению истинной, объективной, реальности;

10) Единство теории и практики – один из основных принципов материалистической диалектики. Истинность своих знаний о мире человек должен доказывать на опыте, ибо практика – высшее мерило, наилучший способ проверки достоверности научных данных. Маркс писал: «Вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать предметы в том виде, как они существуют в действительности, - вовсе не теоретический, а практический вопрос». Отсюда революционный принцип диалектики и марксизма: не только познать, но и переделать окружающее[44].

Итак, выше мы воспроизвели открытые рядом поколений мыслителей общие законы материализма и диалектики, Эти две общие науки о природе, как едином процессе соединили в одно целое, так появился Диалектический материализм. Так как философия есть наука об общих законах отражения природы как единого процесса, то эти общие законы диалектики и материализма стали философией марксизма – диалектический материализм. Эти 27  пока открытых общих закона диалектики и материализма и составляют марксистско-ленинскую философию. Эти 27 общих закона, которые, как общее природы как процесса, открыты путём сложнейших операций человеческого мышления, абстрагированы из всех отдельных фактов, проявлений связей, доступных человечеству при познании природы и истории человечества. Здесь вся суть новой научной философии, которую мы должны учитывать при познании развития природы и истории человечества диалектическим методом. Это является обязательной методологией, основой научного метода, как для гуманитариев, так и для естествоиспытателей.

Теперь давайте представим содержание всех учебников сталинского периода. Чего там только не включалось в содержание марксистско – ленинской философии! Эту философию в «модернизированном» виде и при буржуазном строе преподносят воспитанные при КПСС схоласты – философы, готовящие себе достойную смену, способную держать далеко от истины новые поколения людей. Всё это повторяется в прошедшем варианте.  

Всё остальное, что необходимо при познании единого  естественного процесса природы, необходимое каждому учёному и простому смертному человеку, – входит в содержание Диалектической логики и Теории познания. О них речь у нас пойдёт несколько позже. Философия марксизма – ленинизма - Диалектический материализм, Диалектическая логика и Теория познания, разработанные соратниками, учениками Маркса, Энгельса, Ленина, а не лакеями Сталина и КПСС, и будут лежать в основе всех научных исследований будущего, в основе всех естественных и гуманитарных наук. Последующими томами наши исследований мы постараемся это доказать и раскрыть.

Диалектику, Диалектическую логику, Теорию познания, как составные части единого целого в познании природного процесса должны знать учёные всех наук, чтобы следовать за объективными законами природы, исходить из них при построении научных теорий, общих знаний о природе. Человеческое познание, несомненно, ещё откроет множество общих законов материальности и диалектичности природы. И сделают это не пустопорожние схоласты-философы, наподобие тех, которых выпускали философские факультеты в СССР с 1941 г., а люди, вооружённые научными знаниями законов природы. Общие законы материализма, диалектики могут открыть лишь учёные, в совершенстве знающие свою часть природы и умеющие находить в ней общее, как это делал, например, Ч. Дарвин. В совершенстве владели историей, как процессом, знанием её фактов Маркс, Энгельс, Ленин, что позволило им открывать во множестве фактов не только общее, общие законы истории, но и материализма, диалектики в других формах движения природы.

Раскрывая наиболее общие законы природы, мы делаем только первый шаг на пути к конкретизации природы, к наукам о природе, общее ещё мало, о чём говорит, его возможности в познании, как говорил Ленин, не достаточны: «Закон – это общее. Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведёт к общему. Общее (т.е. – закон) существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д. и т. д.[45] Вот так Ленин раскрыл природу каждого отдельного факта во всем его единстве и взаимосвязи в природе через категорию закон. Он раскрыл нам технологию открытия законов, технологию работы с законами. Технологию соединения всех фактов через один общий закон. Технологию раскрытия единства всех фактов и их единую взаимосвязь. Если мы соединим воедино все характеристики законов, данные хотя бы Лениным, то мы получим совершенное определение законов. В период сталинизма и застоя этим никто не занимался. Через категорию закон человеческое мышление способно познать природу, все её факты в их единстве и всеобщей связи. Мы покажем массу законов, открытых великими учеными – Марксом, Энгельсом, Лениным, на основе которых только и возможно научное познание природы и  истории человечества.  

«Значение общего противоречиво: оно мертво, оно не чисто, неполно и т.д., но оно только и есть ступень к познанию конкретного, ибо мы никогда не познаем конкретного полностью. Бесконечная сумма общих понятий, законов и т.д. даёт конкретные в его полноте»[46]. Они выступают как скелет при систематизации фактов социального организма, каким проявляет себя история человечества. С помощью категории – закон - мы способны раскрыть единство и взаимосвязь в природе, истории человечества, человеческом мышлении. Сегодня же не один российский ученый, как и мира, не объяснит нам сущность закона, его «работу» в фактах природы и истории людей.

Что мы можем сказать о диалектическом материализме как итог приведённого материала в данном параграфе.

Совокупность положений диалектического материализма, как «путеводная нить», не высасываются из пальца, а абстрагируются из конкретного материала, рождаются в процессе исследования в истории естествознания, истории человечества и обобщаются историей философии. Их можно и нужно подтверждать, доказывать всеми фактами природы.

Диалектический материализм есть особая наука, которая даёт нам первый и наиболее общий подход к действительности, отражает наиболее общие соотношения бытия или материального мира.

Эти соотношения – целый ряд методологических положений, которые, конечно, не означают голого перечисления фактов и понятий.

Диалектический материализм есть наука самая абстрактная, непосредственные приложения его к физике, химии, биологическим наукам, психологии, истории не идёт дальше формально-логических, словесных подведений под общие, абстрактные, универсальные категории частных явлений, внутренний смысл и соотношение которых ещё неизвестно.

Диалектический материализм не только содержится в выводах науки, но он по необходимости и предшествует им в процессе исследования. Он никак не может быть отождествлён с последними выводами науки.

Совокупность положений диалектического материализма не что иное, как отвлечение от действительных свойств реального мира.

Диалектический материализм содержится и должен содержаться во всех действительных выводах науки, истинах естествознания и обществознания.

В этом смысле он есть наука, и притом самая абстрактная наука. И именно потому, что эта абстрактная наука правильно отражает наиболее общие соотношения связи реального мира, её применение при конкретизации ведёт к плодотворнейшим результатам, уже как наиболее общий метод, общий подход к действительности, при взаимодействии диалектического метода с общими и отраслевыми науками, как мы вскоре увидим. Ниже мы увидим, что метод играет активную роль во всяком научном исследовании, тем более общий научный метод, которым выступает диалектический материализм, его общие законы.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!