А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 179 страница



В то время шла острая борьба различных литературных группировок. Поэты «чистого искусства» утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, В. Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком». В поэме показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. В. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строчить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас нужно бороться с разной дрянью, поэтому   он «себя смирял, становясь на горло собственной песне». В. Маяковский — это удивительный поэт, который очень тонко чувствовал время. Бухарин писал, что «надоело ему читать «агитки» Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд — сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова нет». Каждый поэт нес свое миропонимание, свое искусство, непохожее на других. Страшный трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, повлияла травля поэта, но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не завершены были творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского. Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал в поэме «Во весь голос», четко дают представление о его идейной направленности: «Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Теперь отношение к большевизму совершенно другое. Но, не зная В. Маяковского, мы не можем понять, почему так много светлых умов поверили в коммунистические идеи. Не они виноваты, что революция пошла по кровавому пути, по пути уничтожения своего народа. Их обманули вожди. А стихи В. Маяковского и сегодня подкупают своей искренностью. СОВРЕМЕННА ЛИ СЕГОДНЯ САТИРА В. МАЯКОВСКОГО? Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и зачастую не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то определенное в отношении творчества Мая-   966   КОБСКОГО? Трудно разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом. Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно, время Маяковского? Удивительное время. Время трагедий, разъединивших отцов и детей, время фантастических прогнозов, святой и часто наивной веры в человеческое братство, мир во всем мире: «Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живет человек...» Мы тоже хотим в это верить. Эта вера сближает поколения. Мы имеем право рассматривать лишь стержневые вопросы творчества Маяковского, опуская те его просчеты, заблуждения, которые породило его время, о которых мы не можем судить, так как это ужр история. В последнем своем произведении «Во весь голос» Маяковский сказал: «Я сам расскажу о времени и о себе». У Владимира Высоцкого есть такие слова: «...добро всегда остается добром, в прошлом, будущем и настоящем». Для человека во все века непреложные истины добра, справедливости, честности были ориентиром в жизни и верой в саму жизнь. Смысл творчества поэта можно определить первыми строками поэмы «150000000»: И идея одна у нее — сиять в настающее завтра. Но каким образом? В диком разгроме старое смыв, новый разгро^мим по миру миф. По-новому сейчас читаются эти строки! Пророчествовав одно, поэт, сам того не подозревая, предсказал совсем другое. Мы действительно создали лишь новый миф. Гром разодрал побережий уши, и брызги взметнулись земель за тридевять, когда Иван, шаги обрушив, пошел грозою вселенную выдивитъ. Вот так и получается, что, рассказывая о себе, он рассказал и о нас, правда, смысл эти слова в конце века приобрели другой. Невозможно «рай» будущего возвести на «трупе» прошедшего. Интересно читать сейчас заключительную часть этой поэмы про «Октябрьской революции сотую годовщину». Не получилось всемирного торжества по этому поводу.   В первоначальном варианте эта поэма была названа «Былина об Иване». Она, действительно, сегодня читается, как фантастическая сказка, но уже о прошлом. Что интересно, поэма «Пятый Интернационал» имела первоначальное название «Тридевятый Интернационал». Говорят, что в истории все повторяется по спирали. В это действительно веришь, когда читаешь такой его плакат из «Окон РОСТА»: Только уголь даст хлеб. ТОЛЬКО уголь даст одежду. Толькоуголъ даст тепло. А угля добываем все меньше и .меньше. Как выйти из этого положения ? Делайте предложение! Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что плакаты теперь никто не ЧИ-' тает, как и самого Маяковского. Победа революции внушила неоправданный оптимизм в отношении дальнейших побед. Но человечество без проблем никогда, наверное, не останется. Безработица, низкий уровень жизни, низкая заработная плата, плохие жилищные условия, бюрократический произвол в органах власти, хотя уже и не советской, — вот вопросы, которые решаются и по сей день, а вернее всего, не решаются. Разве не о нас, сегодняшних, эти строки: Слава, Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни. И нечего нам сейчас добавить к его фразе: «Дрянь пока что мало поредела». А вот мудрое политическое пророчество Маяковского-экономиста: На арену! С купцами сражаться иди! Надо счетами битьучиться. Пусть «всерьез и надолго», но там впереди может новый Октябрь случиться. Читай — «август». А «Прозаседавшиеся»? А «Бюрократиада»? Для сокращения штатов избирается «тройка», «тройка» выделяет «комиссию и подкомиссию», «комиссия» расши-   967   ряет штат «сверхштатной сотней», вопрос обсуждают на пленуме, слушают, постановляют. Только наших штатных современников вся страна вместо работы с утра до ночи слушает. Теперь мы, благодаря телевидению, всей страной заседаем. Бумага взад. Бумага вперед.   По проторенному другими следу через замзава проплыла к преду. Пред в коллегию внес вопрос... Гротеск «Прозаседавшихся» убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, тратящих все время и энергию на бесконечные пустые заседания, например на заседание по поводу «покупки склянки чернил Губкооперативом». Разве мало в нашей жизни аналогичных пустопорожних заседаний? Декреты, постановления, заседания, а «воз и ныне там». О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех . заседаний! Бюрократия во все времена умела быстро менять свое лицо, надевать новую маску, иными словами, приспосабливаться: Рой чиновников с недели на день аннулирует октябрьский гром и лом, и у многих даже проступают сзади пуговицы дофевралъские с орлом. Да и наш сегодняшний «Хулиган» все тот же: Смотрит — кому бы заехать в ухо ? Что башка не придумает дурья?! Бомба из безобразий и ужарстпв, дурости, пива и бескультурья. Вот какие слова Маяковского хорошо бы сделать сегодняшним лозунгом: Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь! В «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» поэт опять прав: Что бабе масштаб грандиозный наш?.' Бабе грязью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху   и меня, и власти крыла. Действительно, «почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в обще-мясницком масштабе?!». «Резолюцию» Маяковского из стихотворения «Бюрократиада» также можно считать резолюцией наших дней: По-моему, это — с другого бочка — знаменитая сказка про белого бычка. Считается, что каждый великий поэт должен пережить сперва непризнание, потом признание, потом забвение, а затем возвращение читателя к себе, к своему творчеству. Похоже, это сказано как раз о Маяковском, которого часто называли поэтом будущего времени. Сейчас он понятен, как никогда. Его будущее наступило. СТИХОТВОРЕНИЕ В.МАЯКОВСКОГО «СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ» (вариант 1) В стихотворении «Сергею Есенину» В, Маяковский говорит о проблеме взаимоотношений поэта с его поэзией. Интересны художественные особенности этого стихотворения, работающие на мысль. Сразу надо заметить, цветовая га.мма этой вещи совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета. С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта — листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, черный цвет напоминает о смерти. Стихотворение наполнено массой различных звуков, в основном резких, похожих на окрики, и звенящих. В некоторых строчках звуки соответствуют больше самой жизни. Есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трехпалый свист». Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского — лесенкой. Его можно   968   отнести к тоническим стихам, в которых учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько взволнованной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло — вина — мало — вина, классом — до драк — квасом — дурак) придает мыслям автора четкость, законченность. Но рифма не всегда явная {врезываясь — трезвость), из-за чего стихотворение еще больше похоже на настоящий, живой разговор. А ряд используемых автором неологизмов (бредь, рассогглено, калекши) также придает звучанию речи действительно разговорный характер. Здесь можно отметить как одну из особенностей стихотворения его форму. Маяковский постоянно обращается к Есенину, словно ведет разговор с ним живым, способным его услышать: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любой обычный разговор. Такое построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину —это лишь повод оформить свои до сих пор не высказанные мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для В. Маяковского создание стихов — это некое умение, способность («Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел»). Причем такая способность не просто так дает-ея, поэт — это подмастерье народа. Поэту нужно всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что на душе. Невозможно творить по чьей-то указке, под надзором, потому что тогда начинаешь писать «утомительно и длинно», а главным становится число строк, а не их содержание. Автор понимает, что поэт без свободы — не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться подражателем, или умереть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил. Возможно, поэтому В. Маяковский говорит: «По-   чему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!». B,   Маяковский презирает те пути, кото рые «протоптанней и легче». Для него невоз можна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может понять Есенина, сделавшего это. C.   Есенин, талант которого В. Маяковский признает одним из лучших, перестает бороть ся, перестает сражаться, умирает и переста ет творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы он по собствен ному желанию перестал создавать свои сти хи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее — в безостановоч ном движении вперед. И пусть жизнь трудна, но он вырвет «радость у грядущих дней». В этом вера его. В. Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, призывает всех читателей: «В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней». А труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю свою жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию огромных и неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души, ведь «слово — полководец человечьей силы». Наверное, можно утверждать, что Маяковский хотел в этом стихотворении передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель — жить, чтобы «сделать жизнь» и воспеть ее, — он всегда стремился к этому. Но мы знаем, что сам В. Маяковский тоже оборвал собственную жизнь. Неужели Зло способно победить даже такого жизнелюба? СТИХОТВОРЕНИЕ В. МАЯКОВСКОГО «СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ» (вариант 2) Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в асфальте, везде, где только можно, пре-   969   красные цветы. Такова и суть поэзии,- Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли-стихи. Из грязи, из пыли, из черной почвы, из самых глубин тянутся ввысь эти хрупкие ростки, чтобы потом обрести настоящую силу, расцвести, показать всем свою красоту, свою прелесть. И чем чаще будет обхаживать, рыхлить творец эту почву, чем больше дождей вдохновения прольется на нее, тем краше вырастут цветы, плоды этих трудов. Только такие стихи — взращенные с мучением, те, на которые положено много труда, искренние, идущие из глубины души поэта, — только такие стихи можно назвать настоящей поэзией, настоящими произведениями искусства. Маяковский — такой поэт. В своем стихотворении «Сергею Есенину» он говорит о проблеме автора и его ПОЭЗИИ,, В целом цветовая гамма совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета («чтоб щеки заливал смертельный мел», чернила). С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта — листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, пространство, окрашенное в такие тона, напоминает о смерти, о бледности покойников, о сырости и черноте земли, в которую их закапывают, об одиночестве и темноте, окружающей человека после смерти («Летите, в звезды врезываясь»). Стихотворение имеет необычный фонический строй: согласные звучат в строках, в которых речь идет о жизни, а тихие, шипящие («заупокойный», «прошлых», «переделавши») — об умирании, о смерти: У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье. И несут стихов заупокойный лом, с прошлых с похорон не переделавши почти.   Кроме того, есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трехпалый свист». Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова. Стихотворение написано в его излюбленной форме — лесенкой, тоническим стихом, в котором учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Некоторые слова Маяковский выносит с конца строки на новую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание: Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько хаотичной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло — вина — мало — вина, классом — до драк — квасом — дурак) придает логическим построениям четкость, законченность, но рифма не всегда точная (врезываясь — трезвость), из-за чего стихотворение становится похоже на живой разговор. Ряд используемых автором неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также способствует этому. Можно отметить как одно из особенностей стихотворения то, что Маяковский постоянно обращается к Есенину как к живому: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любая обычная беседа. Такое построение придает особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно не говорится, о чем умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину — это лишь повод оформить свои до сих пор не осознанные ощущения в четкие мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для Маяковского создание стихов — это некое умение, способность («Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел»). Причем способность дается не просто так, ее нужно развивать как полезное, нужное, ведь поэт — подмастерье народа. Ему необходимо всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что у него на душе. Поэтому, конечно, Маяковский осуждает тех, кто счи-   970   тает, что если «к вам приставить бы кого из напостбв — стали б содержанием премного одаренней», ведь невозможно творить по чьей-то указке, под надзором, потому что тогда начинаешь писать «утомительно и длинно», а главным становится число строк, а не их содержание. Автор понимает, что поэт без свободы — не поэт, что у такого человека выхода нет: или становиться подражателем, или умереть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил. Возможно, поэтому Маяковский говорит: «Почему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!». Он презирает те пути, которые «про-топтанней и легче». Для него невозможна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может понять Есенина, сделавшего это. Поэт, талант которого Маяковский признает одним из величайших, перестает бороться, перестает сражаться, умирает — и перестает творить. А для Маяковского не существует даже мысли о том, чтобы по собственному желанию перестать создавать стихи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее — в безостановочном движении вперед. Без сомнений, без сожале-. ний, без оглядки: «Марш!..». И пусть жизнь трудна, но он вырвет «радость у грядущих дней». И зная о том, что случается с поэтом после смерти, когда «к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь», «ваше имя в платочки рассоплено», а стихи мямлят и мнут, Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, заявляет, что «в этой жизни помереть не трудно», что у настоящих поэтов весь смысл их творчества в том, чтобы «сделать жизнь», а это «значительно трудней». Но труд стихотворца всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю свою жизнь обрабатывают землю, чтобы на ней вырос хлеб, телесная пища, так и поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию* огромных и неосвоенных полей своей души, чтобы появились стихи, духовная необходимость, ведь «слово — полководец человечьей силы». Наверное, можно утверждать, что Маяковский хотел в этом стихотворении пере-   дать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель — жить, чтобы «сделать жизнь» и воспеть ее, он всегда стремился к ней. И его, без сомнения, можно отнести к тем великим людям, которым удалось взрастить в своих душах поэзию. «Я ХОЧУ БЫТЬ ПОНЯТ СВОЕЙ СТРАНОЙ» У великого русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замечательные слова: Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей. Поэт Владимир Маяковский жил с «печалью и гневом» и страстно любил свою родину. Печаль, неудовлетворенность, одиночество, неустроенность в жизни — мотивы многих его произведений. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский. В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и новизна поэтического языка, что отпугивало современную ему критику. Поэт не раскрывает тайны мироздания, он просто задает вопросы: «Послушайте! Ведь если звезды зажигаются — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!». Сама жизнь, ее несовершенство, резкое несоответствие мечты и действительности порождают эти вопросы. Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое рассчитывал автор. В разладе с действительностью и мечтами о будущем родились и строки, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского, его творчество: Грядущие люди! Кто вы? Вот — я, весь боль и ушиб! Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, каков изначальный пафос творчества поэта. Он — «весь — боль   971   и ушиб» — взращивает «сад фруктовый» для грядущих людей. В этих строках — идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской литературы. Казалось бы, хрестоматийный облик Маяковского, «агитатора, горлана-главаря», не допускает мысли о душевной слабости. Поэт в зрелую пору не любил проявлений в творчестве душевных метаний, «становясь на горло собственной песне». Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная поэзия — не поэзия. Одно из самых замечательных произведений, на мой взгляд, поэма «Про это». Она о себе и о любви, в ней ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрываются характер и личность Маяковского. Были и ранние поэмы о любви («Облако в штанах»). Была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма «Люблю». Поэт тогда был влюблен в юную Лилю Брик, поэтому и был уверен: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена». Но в действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания. Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле — очень незащищенный. И все это очень близко, понятно нам, потому что это — общечеловеческие чувства.

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!