А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 172 страница



О Русъ моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай. И вновь: Я последний поэт деревни...   Любовь к «голубой Руси» помогла Есенину преодолеть душевный кризис. Подымалось и крестьянство, а вместе с ним возрождалась и страна. После посещения заграницы поэт почувствовал новый прилив чувств к России, которую впервые захотел увидеть «через каменное и стальное». Творчество его засветилось новыми гранями. Последний год жизни был необычайно плодотворным... Смерть лишила нас новых шедевров. В последнее время появилось много статей о загадке гибели С.А.Есенина. Смерть этого человека волнует, прежде всего, потому, что он был необычайно ярким и талантливым поэтом. По словам А. М. Горького, даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой силой чувства, такой совершенной выразительностью. Когда-нибудь тайна смерти Есенина будет раскрыта. Бесспорно, он мог убить себя сам, потому что был человеком неуравновешенным и подверженным слабостям. Но и властям было за что не любить его... Недаром ведь Сталин запретил его произведения, возвел в смертный грех чтение его стихов. А нарком просвещения Луначарский подвергал суровому и резкому осуждению деятельность имажинистов, к которым принадлежал и Есенин. Есенин — народный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Миллионам и миллионам россиян его творчество будет внушать любовь к родной земле, природе, селу. МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (любовная лирика) «Мне грустно на тебя смотреть...» — так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся. У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про милые сердцу русские просторы, деревни, березы. В них все слова понятны, читаются просто и легко. Это же стихотворение, на мой взгляд, как-то выделяется из общей массы.   925   Есть похожие на него, такие, как «Письмо к женщине», «Вечер черные брови насупил...», но это меня больше затронуло. В строках видно сожаление о том, что было и чего не исправить уже. Чувствуется, что Есенину тяжело было его написать, душа его была скована цепями прошлого. Он с отчаянием смотрит на итог прожитых лет: Как будто дождик моросит С души немного омертвелой.,. Видимо, когда-то любимая им женщина нашла свое счастье в жизни, счастье, которое упустил сам поэт. Ему горько, обидно, тоскливо. Поздно он осознал свои ошибки, ведь в прошлое невозможно вернуться и поставить все на свои места: Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок... Кажется, что и природа переживает вместе с человеком. Березы у него — «изглоданные кости», сад — кладбище. Слова полны пессимизма: ничего хорошего уже в жизни не будет, впереди ждет, как тот сад, мрак и пустота. Видно, что поэт писал с камнем на душе, не дававшим ему дышать свободно. Мне близко это стихотворение, потому что я скорее пессимист, чем оптимист. Есенин не был пессимистом, у него просто порой были, как и у любого нормального человека, моменты отчаяния, одиночества, тоски, когда «кошки скребли на душе». Что еще сказать? Это хорошее, сильное творение, раскрывающее внутреннее, далеко запрятанное «я», изредка проглядывающее сквозь одеяния души поэта. «СЧАСТЛИВ ТЕМ, ЧТО Я ДЫШАЛ И ЖИЛ» (лирика Сергея Есенина) «Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам по достоинству оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы под-   водя итоги своей творческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в селе Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле. О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отразилось в стихах Сергея Есенина. «Моя лирика, —' не без гордости говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь. Дед Есенина, «яркая личность, широкая натура», по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин хорошо знал русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать Есенина пела множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин знал песни, как редко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров. С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есе-   926   нину помог Блок, перед которым он преклонялся. Блок написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения». Позже стихи Сергея Есенина начали печатать столичные журналы. Мечтатель сельский — я в столице Стал первокласснейший поэт. Один из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: «Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии». Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали. Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Стихотворение «Русь» — это замечательное и широко знаменитое произведение, это художественное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Жак слезы первые любви! Время творчества Есенина — время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости — все это грани огромного таланта. Изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Но именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек».   Это последнее поэтическое произведение Есенина. Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Вот так страна! Какого ж я рожна Орал, что я с народом дружен ? Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет крестьянский комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача, но молодежь не знала Ходасевича, талантливого от Бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, лучших поэтов вычеркивали из нашей великой литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин «кровью чувств» писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сгорел сам, его поэзия — это его судьба. Еще в. 1915 году в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее: Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, Уйду бродягою и вором... А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам, И Русь все так же .будет жить, Плясать и плакать у забора. В стихах последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки: Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен! Сам не знаю, откуда взялась эта боль: То ли ветер свистит   927   Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью. Мне бы хотелось закончить свое сочинение строками из его стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». Эти его слова — это дань Родине, потомкам. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой, на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная...». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнени-   ем — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их ■•— странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, — это природа и Россия: Л месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам... И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора. С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже Гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил, как и многие художники его крута, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты крута С. Есенина того времени — это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: Мужицкая ныне земля, И церковь не наймит казенный. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:   928   Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, — звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России. В послереволюционной поэзии С. Есе- ■ нина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый» «Капитал» — Библию. Особенно горько поэту сознавать то, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание: Л буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь». Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само на-   звание — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресе-фесере». С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»: Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь! Никакая родина другая Не вольет мне в грудъмою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть. Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены сокровенные мысли автора. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как часть русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирическо-       30 Зак. 269   929   го героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы, Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции. РОДИНА И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь, С. Есенин В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникно-■ венный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа — с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».   «Стихи я начал писать рано, лет в де> вять», — говорит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотворные опыты были конечно, слабыми, но уже в них можно былс заметить незаурядность авторского мировосприятия, его творческую индивидуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в новизне сравнений, метафор эпитетов: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленоночек маленький матке Зеленое вымя сосет. Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потомувсе прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже. Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, образы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприятии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, реки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем: У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качалсъ, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Подобного рода мировосприятие основано на фольклорной эстетике — эстетике олицетворения, параллелизма, соответствия явлений природы и внутреннего мира человека. Поэт, проведший свое детство в деревне, среди крестьян, с самого начала впитал в себя особенности народного, природного подхода к миру.   930   У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются Б его стихах: Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и гражданином. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах. Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране: Я люблю Родину, Я очень люблю Родину! Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь — Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Матерь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!