А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 110 страница



Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого   графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько). Титулы этих «новых людей» были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, и это побуждает ее заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать — частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова Россия, ведь апостол Андрей — покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа:   590   «Несть ни эллина, ни иудея...». Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим. Надо сказать, что старый князь, сначала несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей — сына, в котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бонапарта завоевать». Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно   одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «Эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности). Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о «птицах небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве «птицы небесной», которая в Евангелии есть символ души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, которая приходит, как и обещал князь Андрей, к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Му-ций Сцевола) по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы). Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Сокровенный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына, очень важная для русской литерату-   591   ры («Отцы и дети»), в «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога Сына Богу Отцу. ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — один из самых «густонаселенных романов», известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существования. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность. Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение, любовь или ненависть, и среди них Николай Ростов — самый задушевный персонаж романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и «разговоры веселее». Два красивых молодых человека, один офицер, другой — студент, Николай Ростов, «невысокий курчавый молодой человек» с открытым выражением лица. В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку: «Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек», — сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором оказывается из-за поступка Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: «Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? » И выясняет молодой Ростов, что честь пол-   ка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. «Я виноват, кругом виноват!» — восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. "Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести. Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбенского сражения, наступает «момент истины». Ростов осознает невозможность убийства и смерти. «Не может быть, чтобы они хотели убить меня», — думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы етрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он испытывает чувство «зайца, убегающего от. собак». Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет «чувство страха за свою счастливую молодую жизнь». Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его «простодушным», и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная. Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела разумности хранит верность Соне, которой дал слово. Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался служению своей семье и хозяйству. «Николай был хозяин простой, — замечает Толстой, — не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты». (Высшая похвала графа Толстого.) Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из «Анны Карениной».   592   ОБРАЗ КНЯЖНЫ МАРЬИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» В романе «Война и мир» Толстой рисует мастерски и убедительно несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа становится в эпилоге романа «плодовитой самкой», средоточием материнских жизненных энергий. Красивая, развращенная и экзотически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества, княгиня Друбецкая — мать-наседка, юная «маленькая княгиня» Лиза Волконская — нежный и скорбный ангел повествования, и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. Княжна безвыездно проживает в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. А вот портрет княжны: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо». И далее Толстой словно поражен увиденным: «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Вместе с князем Андреем княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза — зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи. Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит «маленькую княги-   ню», любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит брата своего Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее спасает из рук врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: «Если хочешь быть красивым — поступи в гусары»). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний, и в конце — свадьба и счастливая семейная жизнь. Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью «женского мира» и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выво-' лит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое «романтическое» или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на адюльтер Анатоля Курагина и француженки Бурьен.) Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей мыслить некую параллельную, вторую «романтическую» реальность. Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, а оно добросердечно и открыто миру. Несомненно, в этом контексте привлекает внимание ее литературная предшественница. Это, конечно же, Лизанька из «Пиковой дамы» Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. «Лизаве-та Ивановна была домашней мученицей, — нишет Пушкин, — она разливала чай и получала выговоры за липший кусок сахара; она   593   вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора». Как тут не вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве! В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких. ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России и выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину. И делает это Толстой быстро, словно торопится, словно ему необходимо создать своему любимцу такие условия, внутри которых жизнь становится невозможна. Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он рассеян, толст и неуклюж. В начале романа   еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и, следовательно, существенное содержание. Таковой является очень напряженная внутренняя духовная деятельность. Пьер как бы символизирует постоянное становление и совершенствование. Везде и всюду он другой. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или иной деятельности, его постигает разочарование. Пьер Безухов бесконечно добр. Его доброта — нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Кураги-ным, и размолвки с князем Андреем он единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым. Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам- Он хочет убить Наполеона. Но кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты он обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Платон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни. У него Пьер Безухов воспринял способность подчиняться естественному течению событий, способность молиться и быть услышанным. Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. Она приобрела некую двойственность, внерелигиоз-ную значимость. И это неожиданным образом меняет жизнь. В столице странным образом то ли от модного недуга, то ли от модного лечения, как в мыльной опере, за кулисами умирает графиня Элен Безухова. Пьер счастливо женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер — видный общественный деятель, отец семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг друга. Но про что они думают, оставшись вдвоем?   594   «Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она. — О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» И мы понимаем, что период становления и исканий закончился. Наступило время истинной духовной зрелости. Что произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе столь счастливый эпилог. Однако нравственный аспект позволяет судить об эволюции образа Пьера в последующем творчестве Толстого: от Безухова к Левину в «Анне Карениной» и далее к Дмитрию Нехлюдову из «Воскресения». МОИ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (Николай Ростов) Мы впервые встречаемся с Николаем в -доме Ростовых на именинах графини и ее дочери Наташи. В то время как хозяйка разговаривает с гостьей Анной Михайловной, в комнату вбегает Наташа, а за ней появляются Борис, Николай, Соня и маленький Петру-ша. Все они «старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми дышала каждая их черта». Ну разве можно остаться равнодушным к этим молодым людям, которые «изредка взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха»! Они сразу приковывают наше внимание. Среди них более всего меня заинтересовал «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица... в котором выражались стремительность и восторженность». Это Николай Ростов. С первых страниц романа мы видим, что в семействе Ростовых царят радость и счастье. Все мы знаем, какое сильное влияние оказывает семья на духовное развитие человека, на его будущие поступки. Ростовы — люди добрые, открытые. Атмосфера в их доме всегда радушная и дружественная. Они искренние и живут по законам человеческой доброты и благожелательности' друг к другу. Им присущи безграничная любовь друг к другу, взаимная поддержка, сочувствие, со-   страдание. Они не способны совершать дурные поступки. Поэтому и люди тянутся к ним с удовольствием. И мы не можем не любоваться молодым поколением в доме Ростовых, в том числе и студентом Николаем. Этот юноша помогает нам понять себя. Многие его переживания близки нам. Вспомним его состояние, когда он приехал в отпуск в Москву. Он подъезжает к родному дому и думает: «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Разве не все мы с таким же нетерпением подъезжаем к родным местам и с умилением узнаем самые обычные предметы? Нам знакомо и то, что испытал он через несколько минут после приезда. Ростов был счастлив любовью, которую ему выказывали родные, теперешнего счастья ему казалось мало, и он все ждал чего-то еще, и еще. Отметим также его сильное, неистребимое желание казаться взрослым, настоящим офицером. По мнению Ростова, настоящий мужчина должен быть храбрецом, должен кричать, махать саблей, играть в карты и пить; непременно иметь хорошую лошадь и уж ни в коем случае не торговаться, покупая ее, а давать сколько просят. Поэтому Николай купил у поручика Телятина лошадь, не торгуясь, хотя она «не стоила и половины» заплаченных за нее денег. Приехав в отпуск домой, он большую часть времени проводит в Английском клубе. Находит тут же «истинно мужские» занятия: дуэль Долохова с Пьером, карты, бега... Понятно, что детское, во многом наивное старание доказать всем и себе самому, что ты взрослый! Как знакома боязнь сделать или сказать что-то не то! Все когда-то проходят через это. Николай Ростов молод, и ему присущи острое самолюбие, страстное желание всем нравиться, быть любимым всеми.

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!