А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 1 страница



Nbsp;                            10 000               самых лучших               СОЧИНЕНИЙ                                  САМЫЙ ПОЛНЫЙ СБОРНИК                                           ВСЕ КЛАССЫ                                                   ВСЕ ТЕМЫ                                                      МИНСК                                                    ХАРВЕСТ                                                        2003   УДК 882(07) ББК84(2Рос-Рус)я7 Д37 Подготовка текста: О. П. ЕрЫШввой, Е. Л. Карпенко, А. Ф. Конева, н. Н. Кульбеды, Е. н. Лазарчук, Н. Е. Макаровой, В. В. Петрова, Н. Н. РогалевЫЧ Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. Д 37 10 000 самых лучших сочинений: Самый полный сборник. Все классы. Все темы. / Подготовка текста О. П. Ерышевой, Е. Л. Карпенко, А. Ф. Конева ИДР- — Ми.: Харвест, 2003. - 1200 с. - (Большая Книга). ISBN 985-13-1361-0. Книга представляет собой собрание лучших сочинений по курсу русской литературы. В чем-то наивные, в чем-то удивительно зрелые, но, как правило, искренние суждения юных авторов весьма интересны сами по себе и, несомненно, окажутся полезными тем, кто учится в школе. ■ УДК 882(07) ББК84(2Рос-Рус)я7 ISBN 9S5-I3-1361-0 '      О Харвест, 2003   «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Се-верский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю. «Слово о полку Игореве» — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремле-   нию князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как «опытные воины», а воины-богатыри черниговцы «без щитов, с заса-пожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о полку Игореве» описаны также страдания простого народа от набегов половцев. В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Се-верского в* поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев. В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами. В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой. Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра. Столкнулись две огромные силы в битве,   подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «...стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора». Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь. Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода. Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор   изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлу-ра вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О Донец! Немало тебе величья...». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. «Слово...» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря. Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Произведение посвящено событиям 1185 года. Древняя Русь в это время представляла собой ослабленное феодальными войнами государство. А ведь еще совсем недавно это была сильная, могущественная, богатая держава, величие которой заставляло трепетать соседей. Почему же огромное государство, созданное князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на княжества и приходить в упадок? Наверное, все дело в алчности князей, стремившихся подчинить себе лучшие земли. Междоусобные войны, охватившие Великую Русь, пришлись на руку ее врагам — половцам. В 80-х годах 12 века с ними сразился   князь Святослав Всеволодович. Собрав всех русских князей и их огромные дружины, он без труда смог отбросить кочевников в степи. Но то было раньше, когда Великую Русь не терзали бесконечные войны, а князья прислушивались к словам великого князя. Теперь время изменилось: каждый хотел стяжать себе славы и доказать свое преимущество перед другими. Не исключением оказался и новго-род-северский князь Игорь, в одиночку организовавший в 1185 году поход на половцев. Его войско не смогло устоять перед огромным по численности противником и было разбито, что открыло половцам путь для новых набегов. «Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы: во-первых, оно содержит бесценные сведения о событиях русской истории, во-вторых, является образцом высокой художественности. Произведение состоит из двух частей. В первой автор описывает выступление князя Игоря в поход. Сына Ярослава не остановило даже затмение солнца, считавшееся плохим предзнаменованием: Вспала князю на ум охота, А знаменье заступило ему желание Отведать Дона великого. Хочу, — он рек, — преломить копье На конце поля Половецкого с вами, люди русские! Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона. Переправившись через Донец, Игорь стал поджидать своего брата Всеволода, который не замедлил подойти со своей дружиной со стороны Курска. Всеволод предстает перед читателем гордым, честолюбивым князем, уверенным в силе и ловкости своих воинов: Метки в стрельбе мои куряне, Под трубами повиты, Под шеломами взлелеяны, Концом копья вскормлены, Пути им все ведомы, Овраги им знаемы, Луки у них натянуты, Тулы отворены, Сабли отпущены, Сами скачут, как серые волки в поле, Ища себе чести, а князю славы. Несмотря на то что путь русского войска по половецкой земле был тревожным, — и птицы,   и звери, казалось, предостерегали Игоря, — он решительно продвигался вперед. Первый бой с противником закончился победой русичей. Это прибавило воинам мужества. Они «рассе-ясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких, а с ними и злато, и поволоки, и драгие аксамиты!». На другое утро удача отвернулась от русских воинов, половцы стали наступать на них со всех сторон: «Земля гремит, реки текут мутно, прахи поля покрывают... Русские полки отступили». Мужественно сражалось Игорево войско, пример храбрости показывал в бою брат Игоря Всеволод, но слишком неравными были силы. На третий день жаркого боя русское войско было разбито, а сам князь Игорь попал в плен. Горе постигло русскую землю и народ. И застонал, друзья, Киев печалию, Чернигов напастию. Тоска разлилась по Русской земле, Обильна печаль потекла среди земли Русския. Половцы, воодушевленные своей победой, ворвались в русские земли и стали собирать дань «по белке со двора». Вторая часть произведения — своего рода гимн уму, мудрости, рассудительности Святослава Великого. Расчетливый полководец и талантливый правитель, Святослав не одобряет необдуманный поступок сыновей, загубивших столько преданных и смелых воинов напрасно. Он понимает, что сила войска, а значит, и державы — в сплочении, в единении. Только объединившись, князья смогут освободить Русь от поработителей и укрепить ее границы.' Особый смысл заложен автором в образ Ярославны, жены Игоря. С одной стороны, она верная, нежная жена, скорбящая о судьбе любимого мужа. С другой стороны, Ярославна — вся русская земля, оплакивающая погибших на чужбине своих сыновей: Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко/ Ты для всех тепло, ты для всех красно/ Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей," Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тпулы печалию ? «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны — вот два фрагмента, которые наиболее красноречиво подтверждают, что «Слово   о полку Игореве» — не сухая историческая хроника, а художественное произведение. Эти фрагменты, как и многие другие, наполнены высокой поэзией, что и дает право называть творение неизвестного автора «жемчужиной древнерусской литературы». «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Великая литература никогда не утрачивает своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениального «Слова о полку Игореве», но это древнее творение и сейчас привлекает читателей, поэтов и ученых, возбуждая творческую и научную мысль. Честь первооткрывателя «Слова» принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину: драгоценная рукопись была им найдена в XVIII веке в одном из монастырей. Тогда же был сделан первый перевод. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, и до нас дошел лишь Екатерининский список. «Слово» повествует о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XII века в связи с участившимися половецким» набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал и совершил свой поход через год в 1185 году. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли князя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил ворота» кочевникам на Русь. «Слово» состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославлял воинские подвиги русских князей. Создатель же «Слова» хочет поведать людям суровую правду. Первая часть «Слова» — рассказ о походе Игоря. Вторая   часть переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, осуждает своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению. Центральный эпизод третьей части «Слова» — плач Ярославны, жены Игоря. Она обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Финал поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание произведения. Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский — смелый, благородный человек и неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Воинская честь и чувство долга не позволяют ему оставить в беде своего брата Всеволода. Выручая его, Игорь и попадает в плен. Отважный Всеволод, сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами князей, он осуждает их,за легкомыслие и жажду славы. Но он утверждает, что Игорь нужен отечеству: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря». Вот почему «Слово» заканчивается провозглашением славы Игорю, осознавшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку. Безупречен положительный герой «Слова» — киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все силы должны быть объединены для борьбы с внешним врагом. Трогателен образ жены Игоря — Ярославны, В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чью мирную жизнь, счастье и любовь разрушила война. Особое место в «Слове» занимает собиратель-   ный образ дружины. Она сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину «русским золотом», автор укоряет Игоря за то, что он погубил это «богатство». Еще один образ — величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове», соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии. Поистине «Слово» представляет величайшую ценность как памятник древнерус-, ской культуры. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» «Слово о полку Игореве» посвящено трагическому событию русской истории — походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая-лы. Произведение является выдающимся памятником древнерусской литературы. Существует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для поэтов, как «Гамлет» для драматургов и актеров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на протяжении столетий. В чем же секрет художественного обаяния этого произведения? С помощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совершенства? Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу». «Слово» начинается с упоминания о Боя-   не, который «жил <...> в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, — Вздрагивали струны, трепетали, Сами «нязяж славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю — славы, почестей — себе!», величие единой, сильной Руси: Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающимся, пусть и безуспешно, не щадя жизни отстоять родные рубежи, и завершается произведение: Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава'. Другой фольклорный жанр, противоположный по настроению «славам», — «плач». Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. Примером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, обращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горьким упреком в безучастности к его судьбе. Отдельным жанром древнерусской литературы, который и объявлен в заглавии, является «слово». Название соответствует современному «речь» — это жанр ораторского искусства (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произведение — уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» отдельным фрагментом. «Золотое слово» Святослава, воплощающее авторскую идею о единении Руси, о восстановлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою...».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!