Изложите процесс становления государственной организации на Древнем Востоке.
Наши знания об обществах Древнего Востока восходят к V-IV тысячелетиям до н.э. К этому времени относятся обнаруженные раскопками древнейшие поселения человека в Азии - в Древнем Шумере (в районе, где реки Тигр и Евфрат достигают Персидского залива), в Палестине (близ Иерихона), на юге нынешней Турции (в Анатолии).
В IV-III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация почти повсеместно трансформируется в протогосударство.
1. Государственный строй в странах Древнего Востока
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Термин «Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований.
Факторы, способствующие складыванию протогосударства:
1) экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);
2) войны и завоевания (ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).
Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае).
|
|
Указанные факторы в свою очередь сказались на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод. процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты.
Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община.
|
|
Этапы развития государств:
1 - создание номовых государств, т.е. административно-хозяйственных объединений общин, которые только начинали терять свой родовой характер.
2 – государственная централизация. Появляются полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам.
3 – государства-империи. Власть и управление, полностью утратив связь с родовым строем, совершенствовалась и изменялась, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций.
Черты древневосточных государств (при их огромном разнообразии):
1) сравнительно низкий уровень развития производительных сил (благоприятный климат, плодородная почва, реки — Нил, Тигр и т.д. Благодаря этим географическим условиям население собирало несколько урожаев в год, используя примитивную сельскохозяйственную технику);
2) зависимость древневосточных народов от ирригационных систем (каналов, плотин, дамб), рискованный характер земледелия (частые разливы рек, либо засухи). Организация общественных работ по созданию ирригационной системы становится наиважнейшей функцией государства;
|
|
3) длительное сохранение сельской общины, доминирование государственной и общинной земельной собственности и слабое развитие частной. Сельская община, возникающая естественным образом (в связи с характером орошаемого земледелия), всячески поддерживается государством:
— удобство налогообложения — государству было проще изымать налоги у общины, чем у частного лица;
— возможность возложения на общину полицейских функций (в деревне преступнику труднее укрыться, чем в городе);
— формирование в общине особого менталитета («коллектив — все, личность — ничто») — быт, обычаи, способы обработки земли, не изменяющиеся в общине веками, создают властьимущим самые благоприятные условия для властвования.
4) разнородность социальных групп;
5) патриархальный характер рабства (от лат. «pater» — отец):
— определенная мягкость отношения к рабам (их высокая стоимость, часто встречающаяся принадлежность рабов и рабовладельцев к одному народу, религиозные мотивы — идея о «переселении душ» у индусов);
— производство основных материальных благ осуществляется свободными (или зависимыми) людьми, а не рабами; рабов может быть довольно много (как в Древнем Вавилоне), но их труд используется в основном в царском и храмовом хозяйстве, т. к. использовать рабов в общинном хозяйстве было невыгодно;
|
|
— наличие такой категории рабов, как рабы-должники (зная всю опасность для общества в закабалении свободных, законодатели ограничивали долговое рабство определенным сроком (не более 3-х лет) и возлагали на хозяина раба-должника ответственность за его жизнь и здоровье;
6) преобладание в качестве политической надстройки деспотии — монархии восточного типа, при которой вся полнота власти — законодательной, исполнительной, судебной, религиозной (теократия) принадлежит одному человеку (царю, фараону), личность которого обожествляется;
7) земля принадлежит общине. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.
Социальный состав древневосточных обществ:
1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;
2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;
3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!