I . Положительный эмоциональный настрой.



Логопедическая ритмика.

План:

1. Из истории вопроса.

2. Значение ритмических занятий.

3. Задачи логоритмики.

4. Краткая характеристика разделов занятий по логоритмике:

5. Требования к проведению занятия. Его этапы.

- это комплекс занятий по развитию речи детей, опирающийся на связь музыки, слова и движения.

«Пространство и время наполнены

материей, подчиненной законам вечного

ритма».

Э. Жак - Далькроз.

Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, выделил выделил музывальную ритмику в отдельную отрасль педигогики:

- при помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста;

- процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений [Жак-Далькроз, 1913];

- формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством В.А. Гиляровского в 1929 году в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий, которые проводила В.А. Гринер (выявлено положительное влияние на моторику и поведение больного).

З атем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Затем в 40-е годы, благодаря тем же авторам, логопедическая ритмика вошла в комплекс воздействия на больных с афазией [Флоренская, 1941]. Ритмотерапия давала стойкий положительный эффект в коррекции музыкальной стороны речи: мелодии, ритма, логического ударения, пауз.

В 80 х годах прошлого века благодаря Галине Анатольевне Волковой логоритмика приобрела статус науки в области коррекционной педагогики.

  

 Во всём мире логоритмика используется для:

- лиц с умственной отсталостью;

- в ритмическом моторном поведении детей с болезнью Дауна;

- для работы с людьми с пониженным слухом и глухими;

- для коррекции невроподобного, невротического заикания у взрослых.

Этапы обучения самостоятельному проявлению творчества у детей с помощью логоритмики:

I . Низкая степень. Отсутствие творческого начала, стремление к копированию.

II . Слабо выраженный творческий потенциал, неадекватная переработка.

III . Органичный процесс творчества.

 

Задачи логоритмики:

1) формирование чувства темпа – восприятие равномерной, последовательной, одинаковой длительности;

2) развитие мышечного ощущения направления движения;

3) развитие музыкально-пластических способностей;

4) соизмерение и различение звуков по их длительности;

5) воспитание точности и выразительности исполнения;

6) расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания, формирование фразовой речи;

7) обогащение активного словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов;

8) совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления высказываний.

 

Краткая характеристика разделов занятий по логоритмике:

I . Музицирование.

1) вокальное:

- происходит настройка слуха, внимания, голосового аппарата;

- знакомство с возможностями человеческого голоса;

Методы:

- игры с голосовым аппаратом,

- звукоподражание,

- песенный фольклор,

- пение с движениями под аккомпанемент.

 

2) инструментальное:

- ритмические навыки игры на музыкальных инструментах.

 

II . Речедвигательные игры и упражнения для развития дыхательной системы.

- все виды моторики, устанавливающие ассоциативную связь между выразительностью движений и персонажами сказок;

- игровой массаж;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательно – артикуляторный тренинг (основа для формирования дыхательных упрыжнений).

Методика:

- упражнения выполняются под счёт с музыкальным сопровождением, с дирижёрским жестом.

 

III . Речевые игры и ролевые стихи:

- развивают вербальную память, ритмичность, мелодико – интонационную выразительность.

 

IV . Танцевально-ритмические упражнения:

- основа для развития чувства ритма и двигательных способностей.

V . Игро-ритмика:

- двигательные ритмические комплексы под специально подобранную музыку;

- каждая танцевально-ритмическая композиция имеет характерную композиционную направленность.

Методы:

- звуковые жесты тела: хлопки, шлепки, притопывания, щелчки пальцами под счёт, музыку, стихотворный текст;

- для звукового оформления используются: трещотки, кубики, ложки и др.

Требования к проведению занятий:

1) проводится 1 раз в неделю 30 минут;

2) должна использоваться игровая форма проведения занятий, которая стимулирует:

- потребность в общении,

- развивает речевое подражание,

- моторику,

- рождает эмоциональный отклик.

Этапы занятия:

I . Положительный эмоциональный настрой.

- эмоционально-ритмическая разминка (игры на тактильное восприятие, звукоподражание);

II . Игра – гимнастика, вокал, музицирование, речедвигательные упражнения, ролевые упражнения.

III . Игры из более сложных категорий:

- игры на воображение, анализ, синтез;

- музыкальное и словесное творчество;

- креативный тренинг (опираясь на музыкальные впечатления дети создают графические, словесные и пластические образы);

- создание музыкальных речевых сказок при помощи звучащих жестов, графических рисунков, выразительных движений, вокальных, инструментальных импровизаций.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!