Особенности литературы и общественно-политической мысли 17 века

Культура. 17 век.

Архитектура

Храм Рождества Богородицы в Путинках

17 век – это и период Смутного времени, и время правления первых Романовых, и начало деятельности Петра 1. Различные эпохи в течение всего одного века. Поэтому и культура в разные моменты истории данного периода была своеобразной, дополнялась новыми мотивами и стилями.

Обмирщение зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Вместо монументальных храмов - небольшие церкви. Впервые 30 лет - шатровое строительство. 1652- Никон запретил строить шатровые здания (возрождал классику).Но шатровые здания продолжали строить. - 1628-Успенская церковь в Угличе. - Церковь Покрова в Рубцове (1619-1626)- построена в честь победы над поляками.  
- 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля - Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами в Смутное время, утверждала силу русого оружия. - Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637) - Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами. Появилось много похожих церквей, подражание ей: - Троицкая церковь монастыря в Муроме, - церковь Вознесения в Великом Устюге - 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках. - посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и др. Гражданское строительство. 1635-1636- первое светское здание на территории Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков). Впервые появилась ступенчатость зданий, новым был и декор здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована ориентация на западноевропейские образцы). В Москве - Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова Архитектура - переход от строгости и простоты к декоративности. Активное каменное строительство - в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел). Изразцы – керамические плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть -каменное узорочье (или дивное узорочье): дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты бояр. В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.) Церковь Покрова в Филях - усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность, ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны. Примеры нарышкинского барокко: церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) , церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704 Деревянное зодчество. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском(современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами под руководством холопа Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова.1667-1672

Особенности архитектуры 17 века:

· Архитектура 17 века продолжала использовать приёмы предшествующего зодчества, однако появилась ещё большая декоративность

· Обмирщение зодчества, то есть всё большее преобладание светских, не религиозных мотивов.

· В церковном строительстве преобладали небольшие церкви вместо монументальных храмов.

· Начал распространяться шатровый стиль.

· Активное гражданское строительство, появление многих светских каменных зданий. Строились шикарные дома богатого купечества, дворцовые комплексы.

· Появление дивного узорочья, использование изразцов.

· В 40-70-е годы 17 века широкое распространение получает московское илинарышкинское барокко. Название стиль получил по фамилии боярского рода Нарышкиных, которые были ориентированы на Западную Европу и в своих имениях построили несколько церквей в этом стиле (для него характерно соединение древнерусского белокаменного узорочья и европейских мотивов - нарядность, декоративность, узоры в виде раковин и др.)

· Дальнейшее развитие деревянного зодчества.

 

Литература, общественно-политическая жизнь

Авраамий Палицын на Памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде

Летописи Изживают себя. В 30-е г. 17в - последняя летопись -Новый летописец- события от смерти Грозного до конца Смуты. Доказывалось право на престол Романовых. Житие - приобретает элементы автобиографического жанра. Первое - Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Историческая повесть – утрачивает церковные элементы, герои - обычные люди ( повести о завоевании Сибири, об Азовском сидении казаков) О Смутном времени: Сказание Авраамия Палицына,Новая повесть о православном Российском государстве. Новые жанры - драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть. Симеон Полоцкий- родоначальник драматургии и поэзии. Стихотворные пьесы : О Навуходоносоре царе, Притча о блудном сыне ( силлабо-тоническое стихосложение, то есть чередование ударных и безударных слогов) Сатира: Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде- против социальной несправедливости, казнокрадства, волокиты, продажности судей. Сказание о Куре и Лисице - сатира на церковь. Впервые так остро стало обличаться зло, социальное неравенство, несправедливость суда, лицемерие духовного сословия. Впервые был изображён быт простого народа, голодного и нищего. Бытовая повесть – Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Горе – Злочастии ( купеческий быт, взаимоотношения отцов и дете)й. Автор С. Медведев - в 17в..около 1696, - первыйбиблиографический труд - Оглавление книг. Монах К. Истомин - книга энциклопедического содержания - Полис. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев - в своих сочинениях ( публицистика) обосновывают законность власти Михаила Романова. Оппозиционная публицистика: Юрий Крижин-Думыполитичны- проповедует социальный мир и смягчение угнетения. С.Полоцкий - тоже пишет об установлении равноправного суда монарха над всеми подданными. Переводная литература - из Польши, Чехии, реже с Востока. Сборники: Великое зерцало и Римские деяния. Также - рыцарские романы, бытовые новеллы, юмористические рассказы, анекдоты. (Повесть о Бове королевиче - основана на фр. романе, Повесть об Оттоне цесаре Римском и супруге его цесаревне Олунде- перевод с польского. Публицистика. «Повесть 1606 года», «Новая повесть о прославленном Российском царстве и великом государстве Московском» и др. В устном народном творчестве - героическая тема. Песни о разбойниках и о Степане Разине.

Особенности литературы и общественно-политической мысли 17 века

· Актуальна публицистика. Основные вопрос , рассматриваемые в ней: размышления о политике, призыв к борьбе с врагами в период Смутного времени, поддержка новой царской династии, прославление мужества.

· Появились изменения в исторических повестях. В них описывались не только исторические события , но и факты из жизни конкретных людей, и даже добавлялся вымысел. Это свидетельствует о зарождении беллетристики.

· В традиционных житиях появляются мирские мотивы, они превращаются в автобиографические повести.

· Распространение получили бытовые повести, в которых звучат общечеловеческие мотивы: борьба нового ос старым в сознании людей, поиск жизненного пути, проблемы, волнующие молодёжь.

· В центре повествования любого жанра - люди, их заботы, проблемы

· Как самостоятельный жанр выделилась сатира.

· Постепенно стали различаться исторические и литературные произведения, история стала выделяться в отдельную науку.

· Фольклор - три основные темы:

- борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами;

-рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин);

- обличение произвола царского суда и служилых людей.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 787; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!