КАК РАБОТАТЬ НАД СОДЕРЖАНИЕМ СОЧИНЕНИЯ



Поморский государственный университет

Имени М.В.Ломоносова

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Методические рекомендации для абитуриентов

Под редакцией А.В.Петрова

Архангельск

Издательство Поморского государственного

Университета имени М.В.Ломоносова

1999


Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Поморского государственного

Университета имени М.В.Ломоносова

Авторы: Петров А.В. (1 и 5 разделы), Пахомова Б.Ю. (2 раздел),

              Петрова Т.В. (3 раздел), Вязикова Л.В. (4 раздел).

Рецензенты: Воробьева О.И., кандидат филологических наук, доцент;

              Плешкова Т.Н., кандидат педагогических наук, доцент.   

     Издание второе, исправленное и дополненное

       Данные методические рекомендации предназначены для абитуриентов, сдающих вступительные испытания по русскому языку и литературе (письменно) в ПГУ имени М.В.Ломоносова.

 

 

                                           © Издательство Поморского                                                                       государственного университета                                                        имени М.В.Ломоносова, 1999

                                                         


Дорогой друг!

       Ты мечтаешь стать студентом Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова? Книжка, которую ты держишь в руках, в какой-то степени поможет тебе осуществить эту мечту. Здесь говорится о том, как лучше подготовиться к вступительным испытаниям по русскому языку и литературе в нашем университете. В книжке ты найдешь и официальную информацию о требованиях к экзамену, и критерии оценки, и темы прошлого года, и упражнения, а также дружественные советы и пожелания. Авторы надеются, что эта брошюра станет твоим верным помощником. Желаем удачи!

 

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

       Вступительные испытания по русскому языку и литературе (письменно) в ПГУ имени М.В.Ломоносова представляют собой сочинение на тему, соответствующую школьной программе.

       Экзамен длится четыре астрономических часа, отсчет времени начинается с момента вскрытия конверта с темами. По истечении установленного срока абитуриент должен сдать свое сочинение, независимо от того, закончено оно или нет.

На экзамене не разрешается пользоваться текстами художественных произведений, критической литературой, справочниками и другими пособиями.

       Абитуриенту предлагаются четыре проштампованных двойных листа (два из них можно использовать для черновика). Абитуриент обязан сдать по окончании экзамена столько же листов, сколько ему было выдано. При необходимости экзаменатор может выдать дополнительные листы, сделав пометку на титульном листе.

       Фамилия абитуриента пишется только один раз - на титульном листе. Сочинения экзаменующихся шифруются, и экзаменаторы проверяют работы, не зная фамилии их авторов, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять какие бы то ни было условные знаки, пометки на полях, иначе сочинение проверяться не будет, а его автор получит неудовлетворительную оценку.

       Во время написания сочинения не разрешается выход из аудитории, в крайнем случае экзаменатор может принять решение отпустить того или иного абитуриента по истечении второго часа работы.

       В том случае, если абитуриент будет уличен в списывании, в использовании шпаргалки, он удаляется с экзамена с неудовлетворительной оценкой.

За работу выставляется одна общая оценка: и за содержание сочинения, и за грамотность его написания.

       Минимальный объем сочинения - 4 страницы, исписанные убористым почерком, но все-таки основной критерий - степень полноты раскрытия темы (во втором разделе этой брошюры рассказывается о том, как работать над содержанием сочинения).

       На вступительных испытаниях в ПГУ абитуриентам предлагаются четыре темы:

1.    По произведениям русской классической литературы первой половины XIX века, текстуально изучаемым в школе. Круг авторов: А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Кроме того, в данном разделе могут быть предложены так называемые обзорные темы, требующие знания многих произведений. Например:

¨ Тема “маленького человека” в русской классической литературе.

¨ Проблема счастья, любви и долга в русской классической литературе;

2.    По произведениям русской классической литературы второй половины XIX века. Круг авторов: И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.И.Тютчев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов;

3.    По произведениям русской литературы ХХ века (монографические темы школьной программы), а также обзорные темы. Круг авторов: А.И.Куприн, И.А.Бунин, А.М.Горький, В.В.Маяковский, А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, М.А.Булгаков, М.А.Шолохов. Пример обзорных тем:

¨ “Молюсь за тех и за других” (М.Волошин). Человек в огне революции и гражданской войны (на материале русской литературы ХХ века).

¨ Литература русского зарубежья как неотъемлемая часть русской культуры;

4.    По произведениям современной русской литературы (вторая половина ХХ века) - для гуманитарных факультетов и так называемые свободные темы, требующие рассуждений о социальных, морально-этических проблемах современности - для негуманитарных факультетов (математический, естественно-географический, физической культуры, технологии и предпринимательства). Примеры “литературных” тем:

¨ Проблема героизма и предательства в литературе о Великой Отечественной войне.

¨ Проблема отцов и детей в современной прозе.

Примеры свободных тем:

¨ “Молодость - великий чародей” (А.С.Пушкин).

¨ “Храни огонь родного очага” (О.А.Фокина).

¨ “Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды” (Вольтер).

       В пятом разделе данной брошюры вы обнаружите темы сочинений, которые предлагались на вступительных испытаниях в ПГУ имени М.В.Ломоносова в 1997 году.

       Критерии оценки сочинения.

       При проверке сочинения исправляются, но не учитываются: описки, ошибки в переносе слов, ошибки на правила, которые не включены в школьную программу. За исправления в тексте оценка не снижается. Экзаменаторы учитывают:

· степень грубости ошибки (негрубые ошибки считаются за пол-ошибки);

· однотипность ошибок (первые три однотипные, то есть на одно правило, ошибки считаются за одну, каждая последующая - как самостоятельная);

· повторяемость ошибок (повторяющиеся ошибки вне зависимости от их количества считаются за одну).

К негрубым относятся ошибки:

1) в написаниях, регулируемых исключениями из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании Ы и И после приставок;

6) в случаях трудного различения НЕ и НИ;

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в случаях нарушения последовательности сочетающихся знаков препинания.

       Сочинение оценивается по пятибалльной (гуманитарные факультеты) и двухбалльной (негуманитарные факультеты) системам. На отделении заочного обучения на всех факультетах - пятибалльная система оценок. При двухбалльной системе “зачтено” ставится, когда работа удовлетворяет требованиям к оценкам “3”, “4”, “5”, в иных случаях - “не зачтено”. Черновик не проверяется.

       Оценка “5” ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы, обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускаются: незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 негрубая орфографическая ошибка или 1 негрубая пунктуационная ошибка, 1 грамматическая ошибка.

       Оценка “4” ставится за сочинение, достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное в изложении содержания; написанное правильным литературным языком; стилистически соответствующее содержанию. В целом в работе допускается не более 2-3 неточностей в содержании и не более 3-4 речевых недочетов, незначительное отклонение от темы. Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

       Оценка “3” ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос темы, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения, материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей, в работе имеются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки.

       Оценка “2” ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок, в целом в работе допущено 7 недочетов в содержании, в том числе в последовательности изложения мысли. Наличие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок за пределами нормы для оценки “3”.

       Оценка за сочинение не может быть положительной, если сочинение не соответствует теме, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

       Третий и четвертый разделы данной брошюры посвящены различным типам ошибок, которые встречаются в сочинениях абитуриентов.

       Советы абитуриентам.

       Сочинение предлагается на всех факультетах, поскольку такая форма экзамена позволяет выявить способности абитуриента логично и грамотно излагать свои мысли, суждения, свидетельствует об общем уровне интеллектуального и культурного развития экзаменующегося, владении им нормами литературного языка.

       Такой экзамен в то же время испытание воли абитуриента, проверка его на прочность, на способность вести достойную борьбу с конкурентами: ведь в экстремальных условиях всего за 4 часа необходимо продемонстрировать себя с лучшей стороны, сконцентрировать все свои знания и способности, суметь собраться и четко спланировать время, чтобы выйти победителем в этой борьбе - выдержать испытание.

       А для этого абитуриенту необходимо соблюдать следующие “золотые” правила:

1) учись у классиков.

Накануне экзамена не надо судорожно листать разного рода справочники или, того хуже, коммерческие сборники сочинений - все это лучше делать загодя, а непосредственно перед экзаменом на сон грядущий возьми с полки книгу хорошего автора на ту тему, которая тебя интересует, и не торопясь, внимательно, в собственное удовольствие почитай ее, обращая внимание на художественные особенности писателя. Кстати, детективы, боевики и так называемые женские романы в данном случае не помощники;

2) подготовься физически и психологически.

Перед экзаменом нужно хорошо выспаться, плотно поесть, прогуляться на свежем воздухе, привести в порядок свои нервы, впрочем, у каждого свои привычки - но опыт показывает, что победителем становится тот, кто лучше готов к экзамену физически и психологически;

3) нет - шпаргалкам.

Нельзя забывать дома необходимые для экзамена документы, пишущие средства, но обязательно нужно забыть шпаргалки и другие, могущие стать роковыми, вещи;

4) пиши то, что знаешь.

Из всех тем выбирай только ту, которую ты лучше всего понимаешь (недавно повторял, особенно хорошо усвоил в школе), даже если придется наступить на горло собственной песне - писать о чем-то для тебя скучном, проигнорировав интересную, но малознакомую тему;

5) лучше меньше, да лучше.

Не нужно стремиться написать как можно больше - где гарантия, что не наделаешь лишних ошибок? Притом, это всего лишь конкурсное сочинение, а не научный труд или художественное произведение. Может просто не хватить времени на “шлифовку”, и сочинение останется на уровне лишь “грандиозного” замысла, или можно просто утонуть в собственных мыслях и рассуждениях. Четкость и лаконичность - твои главные помощники;

6) не бойся собственного мнения.

Твое сочинение должно отражать именно твои мысли, какими бы “крамольными” они тебе не казались. Не надо бояться “репрессий” - напротив, любому экзаменатору гораздо приятней читать нечто свежее, оригинальное, нежели в который раз обнаруживать надоевшие штампы;

7) умей рассчитать время.

У тебя всего 4 часа - времени на “раскачку” нет. Нужно все рационально рассчитать. Допустим, первые полчаса - обдумывание темы, составление плана, следующие полтора часа - работа с черновиком, еще полтора часа - переписывание на чистовик с доработкой, последние полчаса - проверка написанного. Не позволяй себе расслабиться - иначе проиграешь;

8) избегай возможных ошибок.

Ты пишешь не диктант, и у тебя есть возможность не использовать тех слов и конструкций, в грамотном написании которых ты сомневаешься. Но в то же время не надо уподобляться Эллочке-людоедке и выстраивать свой текст примитивными фразами, делать его бедным лексически и грамматически;

9) проверяй, что пишешь.

Внимательно проверяй написанное, отнесясь к нему критически, даже проговори про себя некоторые фразы. Ведь зачастую виновником большинства ошибок является легкомысленное отношение к проверке, на которую порой и времени не остается;

10) пожалей экзаменатора.

Немаловажную роль в положительном результате играет и четкий разборчивый почерк автора сочинения. Кроме того, не нужно лукавить, то есть допускать написания, которые можно истолковать двояко: слитное - раздельное написание слов, нечетко проставленные знаки препинания, невнятное написание букв и прочее.

       Если ты примешь к сведению все эти советы и пожелания, серьезно отнесешься к подготовке к экзамену, можешь быть уверен, что ты достойно выдержишь вступительные испытания и приблизишься к осуществлению мечты - стать студентом Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова уже в этом году.

       Внимательно прочти следующие разделы этой книги - они тебе окажут неоценимую помощь в подготовке к экзамену по русскому языку и литературе.


КАК РАБОТАТЬ НАД СОДЕРЖАНИЕМ СОЧИНЕНИЯ

       Сочинение - письменное высказывание мыслей в определенном порядке, в стройной последовательности с целью ясной и полной передачи своего понимания, оценки того или иного литературного явления, общественного события, рассуждения об определенных морально-этических проблемах. В сочинениях абитуриент должен правильно, глубоко, интересно, по-своему и обязательно грамотно раскрыть тему, высказать свои мысли и обосновать рассуждения.

       При выставлении оценки учитываются знание текстов художественных произведений, правильное понимание темы, глубина ее раскрытия, широта мировосприятия, умение самостоятельно рассуждать, богатство языка и количество ошибок.

       Темы сочинений, предлагаемые абитуриентам на вступительном экзамене, достаточно разнообразны, например:

1) темы, раскрывающие закономерности событий, явлений, имеющих место в художественном произведении (“Судьба Печорина в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”);

2) темы, требующие индивидуальной, групповой, сравнительной характеристики героев произведения (“Лишние люди в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова”);

3) темы, раскрывающие идейный смысл произведения, аллегорию в его названии (“Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”);

4) темы обобщающего характера (“Поэзия М.Ю.Лермонтова - “последнее глубоко искреннее эхо декабристских настроений”).

       Такое разнообразие тематики требует от абитуриентов хорошего знания литературного материала, соответствующей языковой культуры.

       Письменная форма работы по сравнению с устной предъявляет дополнительные требования к абитуриентам: текст сочинения должен характеризоваться глубокой продуманностью, точностью высказываний, сознательным отбором языковых средств.

       Абитуриент должен хорошо знать тексты художественных произведений (историю жизни героев, основные события, картины, сцены, эпизоды и т.д.), которые предусмотрены программой для поступающих в вузы; понимать их связь с эпохой, в которой жил и работал автор; знать основные общественно-политические проблемы того времени и идейную позицию самого автора; строить свое сочинение на конкретном материале.

       Именно само художественное произведение, а не критическая литература о нем должно лечь в основу сочинения. Критическая литература помогает правильно проанализировать произведение, но не дает исчерпывающего ответа на вопрос, поставленный в названии темы.

       Главное требование к сочинению - глубокое раскрытие темы и правильное ее понимание. Абитуриент должен ответить на заключенный в ней вопрос, не отвлекаться от него, не подменять одну тему другой. Не следует расширять тему сочинения, то есть писать о том, что не имеет непосредственного отношения к ней.

       Во время экзамена, прежде чем приступить к написанию сочинения, обдумайте, какая из предложенных тем - Ваша, лучше известна и ближе Вам. Тема может быть Вам интересна, но у Вас может не быть достаточных знаний, чтобы раскрыть ее. Тогда лучше выбрать менее интересную тему, но к написанию которой Вы более подготовлены. Несколько раз внимательно вчитайтесь, вглядитесь в формулировку темы.

       Частая ошибка тех, кто даже хорошо понял тему, - стихийный уход от нее, неполное раскрытие, потеря главной мысли, без которой работа будет обо всем и ни о чем. Надо хорошо понять, что тема - это вопрос, проблема, а сочинение - Ваш ответ на этот вопрос, решение этой проблемы.

       Одно из необходимых условий сочинения - отражение Вашей личной позиции, Вашего мнения.

       Стремясь раскрыть тему сочинения, отбирайте из всего материала данного произведения только главное. Необходимо отличать главное от второстепенного, чтобы не загружать сочинение излишними, малозначащими деталями.

       Следует четко определить главную мысль (идею) сочинения, ясно ее сформулировать. Эта мысль должна пройти через все сочинение. Все части работы, все факты, приведенные в ней, должны подтверждать главную мысль.

       Нужно стремиться не только передать свои знания, но и выразить собственное отношение к вопросу, поставленному в теме сочинения, свою точку зрения.

       Желательным (но не обязательным) элементом сочинения является эпиграф, то есть такая выдержка из произведения или критической статьи, в которой содержится указание на главную мысль сочинения и выражается отношение автора работы к теме. Эпиграф помещается перед текстом работы, после названия темы, с правой стороны. Он не заключается в кавычки, а фамилия автора и название произведения, откуда взят эпиграф, в скобки не берутся. Отсутствие эпиграфа на оценку не влияет.

       Подготовку к сочинению лучше всего начать с составления плана. Необходимо научиться составлять так называемый рабочий план, план “для себя”, чтобы дисциплинировать процесс мышления, раскрыть тему последовательно, логически и глубоко. План должен соответствовать содержанию сочинения. В нем отражаются следующие моменты: с чего начать работу, какие в ней будут разделы и сколько их, в какой последовательности будет излагаться материал, к каким выводам должен прийти автор. В процессе работы план может изменяться, поскольку могут появляться новые мысли, возникать какие-то дополнительные моменты, которые помогут глубже раскрыть тему. План в чистовик переписывать не нужно.

       Анализ экзаменационных письменных работ показывает, что уделяется недостаточно внимания этому этапу обучения написанию сочинения. План же, по сути, делает сочинение сочинением, неумение составить его свидетельствует о серьезных недостатках в обучении, а типичные ошибки в работах абитуриентов только подтверждают это.

       В сочинении должны четко прослеживаться три основных момента компоновки материала: вступление, основная часть и заключение.

       Вступление - это часть сочинения, в которой рассматривается и объясняется выбор абитуриентом данной темы. Работая над вступлением, не следует отвлекаться от темы, нужно включать в него те вопросы, которые связаны с ее освещением. Вступление не должно быть растянутым, перегруженным ненужными фактами, не имеющими прямого отношения к теме сочинения.

       В зависимости от того, какие вопросы рассматриваются во вступлении, можно говорить о разных его типах (типы названы условно):

· историческое (характеристика эпохи, когда было написано произведение);

· биографическое (факты из биографии писателя);

· аналитическое (анализ какого-нибудь понятия, которое входит в формулировку темы);

· сравнительное (о литературных традициях).

Объем вступления и заключения - примерно 1/4 объема работы, все остальное - основная часть, где раскрывается тема.

       Основная часть сочинения должна полно и последовательно раскрывать содержание темы. Она не должна превратиться в пересказ фактов, событий, а быть доказательным обоснованием основной идеи (мысли). Основная часть - это система тезисов и аргументов, само логическое рассуждение, цепочка последовательных выводов. Каждое выдвинутое предположение должно быть аргументировано и подтверждено фактами из художественных произведений. Особое внимание необходимо обратить на логичность перехода от одной мысли к другой.

       Эта часть - самая большая в работе, поэтому необходимо продумать и ее деление. Элементарный способ деления - использование абзацев. Абзац и будет являться частью рассуждения, этапом, звеном в общей структуре сочинения.

       Заключение представляет собой итог, вывод из написанного. Оно не должно быть ни растянутым, ни состоять из двух фраз. Выводы делаются исчерпывающие, соответствующие идее сочинения. В заключении говорится о значении данного произведения или образа для времени его написания и для нашего времени, типичности героев и т.д. Здесь же следует выразить свое отношение к героям и событиям, связать описываемые жизненные явления с современностью.

       Очень важно, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой, имели так называемые логические мостки, без которых изложение материала теряет свою целостность и превращается в набор самостоятельных отрывков. Вступление, заключение и главная часть должны быть подчинены единой мысли. Содержание каждого раздела работы должно вытекать из предшествующего. В противном случае получится бессвязное изложение материала: не сочинение, а ответы на пункты плана.

       Советы абитуриенту по совершенствованию написанного.

       1. Нужно хорошо поработать над черновиком сочинения. Особое внимание при первоначальном чтении написанной работы обращайте на содержание. Определите, соответствует ли сочинение теме, раскрыта ли в нем основная мысль, соответствует ли работа составленному плану, пропорциональны ли части сочинения, не нарушена ли связь между ними, хорошо ли подобраны цитаты, правильно ли они введены в текст.

       Обращаем внимание на то, что совершенствование написанного осуществляется не только с точки зрения его содержания, логики текста (развития мысли), но и с точки зрения стиля. Обращайте внимание на основные требования к стилю сочинения, стремитесь к тому, чтобы было выдержано стилевое единство текста. Для этого необходимо:

- использовать слова в свойственных им значениях: употребляйте только те слова, значение которых Вам известно;

- избегать тавтологии, неоправданных повторений, речевых штампов;

- следить за тем, чтобы данное слово точно передавало мысль;

- употреблять слова в соответствии со стилем работы, то есть избегать неуместных диалектизмов, вульгаризмов, книжных приемов высказывания;

- правильно конструировать каждое предложение: следить за правильной связью слов, в сложном предложении проверять связь придаточного предложения с главным и т.д.;

- правильно использовать цитаты;

- следить за связью предложений в абзацах, продумывать переходы от одного рассуждения к другому;

- обращать внимание на выразительность, образность языка, пользоваться его лексическим богатством.

       2. При повторном чтении основное внимание уделите языку написанного, одновременно исправляя орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки.

       В сочинении должна быть употреблена разнообразная лексика. Но есть “золотое” правило - не уверен в слове - не употребляй его! Разнообразие, богатство речи, на которые на экзамене, конечно же, обращается внимание, могут быть достигнуты за счет тех слов, в правильности написания которых Вы абсолютно уверены. Кроме того, можно заменить одно слово другим, близким по значению

       Существуют слова, имеющие прямое отношение к художественному произведению (классицизм, либеральный, миссия, монолог, драматургия, мировоззрение, привилегированный, расчетливый, идиллия, непреходящие духовные ценности, субъективный, деградация, новелла, декорация и т.д.). Такие “текстовые” слова необходимо запоминать.

       Однако, стараясь избежать ошибок, не низведите язык сочинения до примитивного уровня. Спасая грамотность, можно обеднить содержание.

       3. Перепишите написанное сочинение в чистовик в соответствии с требованиями к оформлению:

- сочинение должно быть написано грамотно, аккуратным, разборчивым почерком;

- должны строго соблюдаться поля;

- писать необходимо начинать с красной строки;

- раскрытие каждого пункта плана в сочинении необходимо начинать с нового абзаца.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!