Философия природы и романтическая философия



Отдельным направлением, отпочковавшимся от немецкого Романтизма и стала особая школа мышления, натурфилософия или философия природы, основателем которой был философ Фридрих Вильгельм фон Шеллинг (1775-1854). Среди последователей этой школы были как ученые, так и философы.49

Отправной точкой философии Шеллинга являлось утверждение о том, что и природа, и дух происходят из абсолюта и пребывают в неразрывном единстве. «Природа есть видимый Дух, Дух есть невидимая природа». Следовательно, природу нельзя рассматривать только в терминах механистической и физической концепций, а нужно понимать на языке основных духовных законов, которые и старалась разъяснить философия природы. В видимой природе органический и зримый мир проистекают из общих духовных принципов, мировой души (Weltseele), которая вне себя и через ряд поколений последовательно производит материю, живую природу и сознание в человеке. Органическая природа и многочисленные вариации живого мира различаются по степени совершенства, но они подчиняются тем же самым законам. Следовательно, законы, управляющие каждой из этих вариаций, можно открыть посредством исследования другой вариации и использования аналогии, которая является волшебной палочкой романтической философии. Одним из основных принципов натурфилософии является сущностное единство человека и природы. Человеческая жизнь рассматривается как участие в неком космическом движении, протекающем в природе. Вселенная представляет собой организованное целое, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом отношением симпатии.50 Отсюда интерес, проявленный представителями философии природы к теории животного магнетизма Месмера, который они интерпретировали в соответствии с собственными теориями.

Еще одним базовым принципом философии природы является «закон противоположностей», пары противодействующих и дополняющих сил, которые могут объединяться в индифферентной форме. Этими силами, согласно Шеллингу, являются противоположные стороны природы, такие, например, как день и ночь, действие и материя, сила тяжести и невесомость. Огромное значение, выходящее за границы животного мира, придавалось различию между мужским и женским началом. Шеллинг и его последователи пытались найти эти противоположности во всем. Научные работы по химии были написаны в рамках представлений о полярности кислоты и щелочи. Протекание физиологических процессов в организме человека, таких как сон и бодрствование, деятельность вегетативной и животной сферы (Рейль), работа мозга и ганглионарной системы (фон Шуберт)51, также трактовались в свете теории противоположностей. Противоположности часто понимали как динамическое взаимодействие антагонистических сил. Физиолог Огюст Винкельман52 в свое работе «Введение в динамическую физиологию» (1802), утверждал, что «природа представляет собой борьбу сил, конфликт между положительной и отрицательной силой». Он разработал целую теорию динамической физиологии, основываясь на концепции конфликтующих противоположностей, таких как нервная система и кровообращение.

Еще одним базовым понятием романтической философии было учение о первичных явлениях (Urphänomene) и серии преобразований, осуществляемых в процессе их развития. Гете, во многом опередивший методы познания философии природы, применял последние для исследования изменений, происходивших с растениями.53 Слово «изменение» (metamorphosis), в том виде, как его использовал Гете, обозначает не материальную трансформацию, заметную наблюдателю, не чистую абстракцию, а предполагаемую перемену в «образующей силе» (по определению Агнес Арбе).54 Исходя из этого, Гете видел в Urpflanze (первичное растение) модель для всех растений, где до некоторой степени присутствует каждый ботанический вид. Довольно любопытно, что Гете поверил в существование Urpflanze и начал соответствующие исследования, хотя в представлении о первичных явлениях его фактическое существование не признавалось необходимым. То, что К.Г. Карус назвал генетическим методом, представляет собой способ взаимодействия первичного явления с изменением, в результате чего можно получить и обнаружить законы, управляющие их отношениями.55 Среди других Urphanomene выделялся миф об Андрогине. В одном из своих философских диалогов, а именно в «Пире», Платон, в иносказательной манере, говорил о том, что первое человеческое существо было двуполым, и впоследствии Зевс разделил его на две части, с тех пор мужчина и женщина ищут каждый свою половину, чтобы соединиться вновь. Этот миф, возрожденный Беме, Баадером и другими, очень хорошо демонстрирует идею Романтизма об изначальной бисексуальности человеческого существа, - мысль, которую всесторонне развивали романтики.56 Не менее важным для них было и понятие бессознательного. Последнее уже не означало «забытые воспоминания» Блаженного Августина или «смутное ощущение» Лейбница, а стало непременным условием повседневного человеческого бытия, и поскольку его корни уходят за пределы видимой жизни Вселенной, то бессознательное действительно связывает человека с природой. Близко к представлению о бессознательном лежит понятие «внутреннего» или «всеобщего чувства» (All-Sinn), с помощью которого человек до грехопадения мог познавать природу. Несмотря на то, говорили романтики, что это чувство стало несовершенным, оно все еще дает нам возможность достигнуть прямого понимания Вселенной, независимо от того, придет ли такое понимание в состоянии религиозного экстаза, поэтического или художественного вдохновения, магнетического сомнамбулизма или сна. Вокруг последнего также сфокусировался собственный центр внимания, и едва ли найдется хоть один романтический философ или поэт, который не высказывал бы свои соображения по поводу сновидений.57 Понятия и способ мышления, привнесенные романтической философией, нам, уже привыкшим к методам экспериментальной науки, возможно, покажутся странными. Однако они безошибочно появились опять в новой динамической психиатрии. Лейббранд сказал, что «теории К.Г. Юнга в области психологии недоступны для понимания, если рассматривать их в отрыве от идей Шеллинга». Он также указал на влияние, которое оказала концепция мифов Шеллинга на современную динамическую психиатрию. (К этому можно добавить, что Лейббранд провел аналогию между учением о душевных болезнях Шеллинга, которые он считал неспецифической реакцией живой субстанции, и современными теориями Селье и Сперанского.)58 По мнению Джонса, представления Фрейда об умственной жизни во многом сложились под воздействием идеи полярности (дуализм инстинктов, противоположности понятий субъект-объект, удовольствие-неудовольствие, деятельность-бездеятельность). К тому же, добавлял Джонс: «особенности мышления Фрейда в течение всей жизни представляли собой постоянное стремление к дуалистическим идеям».59 Подобный способ мышления был типичным для эпохи Романтизма. Романтическая философская концепция Urphanomen возродилась не только в трудах Юнга в виде термина «архетип», но ее можно обнаружить также и в работах Фрейда. Чем является эдипов комплекс, убийство родного отца, если не Urphanomen, первофеноменом, присущим всему человечеству в целом и принимающим разнообразные формы у каждого отдельного индивида? Что касается Фрейда, то не имеет значения, было ли в действительности совершено убийство родного отца или нет, так же, как и для Гете неважно, существовал ли на самом деле Urpflanze как ботанический вид. Важными являются только те отношения, которые в результате этого могли сложиться в культуре, религии, социальном устройстве и психологии индивида. Таким же образом романтическое представление об изначальной бисексуальности человеческого существа нашло свое выражение в психиатрической системе Фрейда и Юнга. Понятия анимы и анимуса у Юнга, скорее всего, являются более поздним воплощением Urphanomen и описанном в мифе об Андрогине. Представление о бессознательном, особенно в том виде, в каком оно возродилось в идее «коллективного бессознательного» Юнга, а также нашло свое выражение в снах и символах, имеет своим предтечей Романтизм. Как видно из нижеследующего, едва ли найдется хоть одно понятие Юнга или Фрейда, в основе которого не лежали бы идеи философии природы и романтической медицины.

В добавление к основным характеристикам, касающимся романтических представлений о человеке и природе, можно сказать, что каждый мыслитель того периода развивал свою собственную систему. Некоторые из них, такие как фон Шуберт, Трокслер и К.Г. Карус, удивительным образом предвидели последующие разработки новой динамической психиатрии. Шопенгауэр, не будучи романтиком в строгом смысле этого слова, принадлежал к той же эпохе и определенно выступал одним из идейных вдохновителей современной динамической психиатрии.

Готтхильф Генрих фон Шуберт (1780-1860) являлся представителем высоко-поэтических воззрений на природу, что иногда напоминает современному читателю Бергсона и Тейяра де Шардена и поражает своим сходством с некоторыми концепциями Фрейда и Юнга.60 Согласно фон Шуберту, человек в естественном, первичном состоянии жил в полной гармонии с природой, а затем отделился от нее, поскольку возлюбил себя (Ich-Sucht), но позднее, став более совершенным, опять вернулся к ней. Интуитивное знание этой гармонии, считал фон Шуберт, нашло свое выражение в древних культах земледелия, построенных на тайнах смерти и воскрешения Изиды, Адониса и Митры. Фон Шуберт прекрасно описал всю эволюцию земли, последовательное появление минералов, растений, животного мира и, в заключение всего, человека - венца творения природы, носителя духа, а также взаимосвязь всех составляющих во Вселенной и человеческом мире. По мнению Керна, фон Шуберт ясно указал на то, что впоследствии фон Икскюль назовет Umwelt.61 Фон Шуберт различал три составляющие части человеческого бытия: Leib (живое тело), душу и дух, и добавлял, что они подвергаются процессу «превращения». Человеческая жизнь представляет собой серию изменений; иногда внезапная перемена происходит с ним незадолго до смерти или же достигается во второй половине жизни. Следовательно, человек имеет «двойную судьбу». Он наделен вторым центром, Selbstbewusstsein, который постепенно развивается в его душе. В человеке, как и в любом живом существе, страстное желание (Sehnsucht) любви неотделимо от стремления к смерти (Todessehnsucht), которое является тоской по «дому», то есть природе, но свидетельствует также и о будущей жизни. Еще в одной работе, «Символизм сновидений», фон Шуберт утверждает, что когда человек засыпает, его разум начинает думать «образным языком», в отличие от вербального, который используется в состоянии бодрствования.62 Какое-то время оба языка могут существовать параллельно или смешиваться, но сновидениям присущ только первый. Этот язык труден для понимания, поскольку в нем присутствует множесто образов и понятий, которые могут быть скомбинированы в одной картине. Сновидения «говорят» на универсальном языке символов, общем дня людей во всем мире. Они являются одинаковыми как для наших предков, так и для всех современников. Образный язык сновидений - это «высочайший образец алгебры». Иногда он использует поэтические образы, иногда иронические (как, например, в сновидениях, где картина рождения означает факт смерти, а экскременты символизируют золото). По ночам бывает так, что человеческий разум становится способным предчувствовать грядущие события, но чаще сновидения имеют аморальный или демонический характер, поскольку освобождаются забытые, вытесненные и подвергшиеся насилию (vergewaltigte) аспекты личности. Можно наглядно показать некоторые сходные черты между концепциями фон Шуберта, Фрейда и Юнга, которые приведены в следующей таблице:

 

фон Шуберт

Фрейд

Юнг

 

Трехипостасная природа человека:

Leib (живое тело)

Душа

Дух

Ид

Эго

Суперэго

 

Ich -Sucht (самовлюбленность)

Нарциссизм

 

Изменения в течение жизни

 

Индивидуация

 

Второй центр человеческой души

 

Selbst («самость»)

 

Todessehnsuchl (стремление к смерти)

Инстинкт смерти

 

Сновидения: словесный язык и образный язык

Тайные знаки (Hieroglyphics)

Универсальные символы

То же понятие

Конденсация

Универсальные символы

Архетипы

 

Еще один представитель философии природы, швейцарец Игнац Паул Витал Трокслер (1780-1866) был последователем Шеллинга, другом Бетховена, опытным врачом и учителем, преподававшим философию в Базеле и Берне.63 После века забвения его идеи были открыты вновь и недавно обнародованы. Трокслер учил, что бытие человека состоит не из трех ипостасей или измерений - тела, души и духа (как проповедовали романтики), а из четырех, путем разделения на две составляющие: Körper и Leib. Körper - тело в том виде как его рассматривают анатомы и хирурги, Leib - живое и чувствительное тело которое соответствует понятию сома (soma). Тетрактис (четверица) состоит из двух пар противоположностей: сома-душа, находящиеся на одном уровне и дополняющие друг друга и дух-тело, где тело подчинено духу. Они связаны друг с другом через душевность (Gemut), являющуюся живым центром Тетрактиса. По словам Трокслера, Gemut есть «Истинная индивидуальность Человека, через которую он наиболее достоверно является самим собой, центр его личности, средоточие его существования». Жизнь представляет собой процесс последовательного появления более высоких уровней сознания. Маленький ребенок сначала учится находить различия между эго и не-эго, а затем между душой и сомой. После того как душа освобождается от сомы, человек может удовлетвориться исключительно интеллектуальным пониманием, но ему также дана свобода выбора для достижения третьего уровня развития - уровня духа, на котором открывается божественное зрение. Мистическая доктрина, которую Трокслер называл антропософией, видела истинное предназначение философии в том, чтобы превратить дух в орган познания, с помощью которого человек может постигать высшие духовные реальности. Между теорией Трокслера о развитии человеческого разума и концепцией индивидуации Юнга, так же, как и между трокслеровским Gemut и юнговским Selbst (Самость), имеется определенное сходство.

Карл Густав Карус (1789-1869), врач и художник, известен своими работами в области животной психологии и физиогномики, и особенно книгой «Психическое», которая была первой попыткой создать полную и объективную теорию бессознательной психологической жизни. Книга начинается следующими словами:

Ключ к познанию природы сознательной жизни души лежит в царстве бессознательного. Этим объясняется трудность, если не невозможность достижения действительного понимания ее тайны. Если бы обнаружение бессознательного в сознании было абсолютно невыполнимым, человеку следовало бы потерять всякую надежду на получение знания о своей душе, то есть знания о себе самом. Но если эта невыполнимость только кажущаяся, тогда первейшая задача науки о душе - установить, как дух человека может проникнуть в ее глубины.64

По определению Каруса, психология является наукой о развитии души от бессознательного к сознанию. Согласно его мнению, человеческая жизнь разделена на три периода:

1) до-эмбриональный период, в котором индивид существует просто в виде маленькой клетки в яичниках матери;

2) эмбриональный период. В момент оплодотворения индивид внезапно пробуждается от долгого сна и появляется бессознательное, определяющее дальнейшее развитие;

3) период после рождения, когда бессознательное продолжает управлять ростом индивида и функциями его органов. Сознание формируется постепенно, но всегда остается под влиянием бессознательного, и индивид периодически возвращается к нему во время сна.

Карус различал три слоя бессознательного:

1) общее абсолютное бессознательное, которое совершенно и постоянно недоступно сознанию;

2) частичное абсолютное бессознательное, которое управляет процессами формирования, роста и деятельности органов. Эта часть бессознательного оказывает косвенное влияние на эмоциональную жизнь. Карус описывает «области души», такие как дыхание, кровообращение, работу печени, каждая из которых обладает собственной тональностью и вносит свой вклад в строение основных чувств, лежащих в основе эмоциональной жизни. Сознательные мысли и чувства также медленно и опосредованно действуют на частичное абсолютное бессознательное, это объясняет то, почему физиогномика индивида может отражать его сознательную личность;

3) относительное или вторичное бессознательное, охватывающее всю полноту чувств, ощущений и представлений, которые мы воспринимаем в тот или иной момент, но которые впоследствии уходят в бессознательное.

Карус приписывает бессознательному следующие характеристики:

1) Бессознательное имеет аспекты «Прометея» и «Эпиметея», оно обращено к прошлому и будущему, но не знает настоящего.

2) Бессознательное находится в постоянном движении и трансформации. Сознательные мысли и чувства, становясь бессознательными, непрерывно модифицируются и развиваются.

3) Бессознательное не знает усталости, ему не требуется периодический отдых, в то время как сознательной жизни необходимы отдых и умственное восстановление, которое оно обретает, погружаясь в бессознательное.

4) Бессознательное, по сути, здорово и не знает болезней. Одна из его функций - «исцеляющая сила Природы».

5) Бессознательное работает по своим неизвестным законам и не имеет никакой свободы.

6) Бессознательное обладает собственной врожденной мудростью, где нет проб и ошибок и процесса обучения.

7) Мы, сами не зная об этом, с помощью бессознательного поддерживаем связь с остальным миром, особенно с близкими нам людьми.

Карус различал четыре формы межличностных отношений:

1) от сознания к сознанию;

2) от сознания к бессознательному;

3) от бессознательного к сознанию;

4) от бессознательного к бессознательному.

Он сформулировал принцип о том, что индивидуальное бессознательное связано с бессознательным всех людей.

Существует, говорил Карус, три сорта сновидений, каждое из которых принадлежит одному из трех «кругов жизни» (Lebenskreise): минеральному, растительному и животному. Нужно отметить, что он пытался интерпретировать сновидения по форме, а не по содержанию.

Книга Каруса «Психическое» представляет собой труд всей его жизни, труд врача и тонкого наблюдателя человеческой психики. В ней описывается уровень развития теории бессознательного, которого она достигла к концу романтического периода, до того как стало доминировать позитивистское направление. Карус был идейным вдохновителем фон Гартмана и последних философов, исследовавших проблему бессознательного, также как теорию сновидений Шернера. Через полвека К.Г. Юнг сделал ударение на автономной, созидательной и компенсаторной функциях бессознательного, которые определил Карус.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) издал свою основную работу «Мир как воля и представление» в 1819 году, задолго до того, как Карус опубликовал книгу «Психическое», но она оставалась незамеченной как философами, так и критиками в течение двадцати лет. Шопенгауэр достиг известности только после 1850 года. Он стал наставником Вагнера и Ницше, и его работы приобрели необычайную популярность в 1880-х годах.65 Кант различал мир явлений и мир вещей в себе, который недоступен нашему пониманию. Шопенгауэр называл явления представлениями, а вещь в себе - волей, уравнивая волю с бессознательным, подобно тому, как это представляли некоторые романтики. По Шопенгауэру, воля обладает динамическим характером невидимых ведущих сил, которые не только правят Вселенной, но также руководят человеком. Таким образом, человек - это иррациональное существо, управляемое внутренними силами, которые ему неизвестны и которые он навряд ли осознает. Шопенгауэр уподобил сознание поверхности Земли, чьи недра нам неизвестны. Эти иррациональные силы состоят из двух инстинктов: инстинкта самосохранения и полового инстинкта, последний из которых намного более важен. Он сравнивал половой инстинкт с сердцевиной (innerer Zug) дерева, на котором человек - просто лист, питающийся от него и сам участвующий в его питании.66 «Человек представляет собой воплощенный половой инстинкт, поскольку сам является результатом спаривания, и желание его желаний состоит в том, чтобы спариваться». Половой инстинкт - главнейшее подтверждение жизни, «самое важное, что связывает человека с животным»... «В конфликте с ним никакая мотивация, какой бы сильной она ни была, не даст уверенности в победе»... «Половой акт - это беспрерывная мысль о непристойном и вынужденном, вечно возвращающаяся мечта о невинности, ключ ко всем намекам, всегда готовый материал для розыгрышей, неисчерпаемый источник шуток». Но это также и «иллюзия индивида, который думает, что заботится о своем благополучии, в то время как выполняет замысел рода человеческого». Здесь нам представлен пример того, как нас обманывает воля, которая руководит нашими мыслями и тайно противостоит интеллекту. Она может заставить человека не допускать проникновения в разум мыслей, которые были бы ему неприятны, мыслей, которые, в отличие от желания, мы не можем осознать. В известной статье, посвященной «безумию» (Wahnsinri), Шопенгауэр объясняет его случаем подавления: «Барьер, который воздвигает воля между тем, что она считает отвратительным, и разумом, является местом, через которое безумие может проникнуть в душу».67

Сходства между некоторыми основными учениями Шопенгауэра и Фрейда были выявлены Кассирером68, Шелером69 и, особенно, Томасом Манном70. Манн, глубоко погрузившийся в метафизику Шопенгауэра в юности, заявляет, что во время ознакомления с психоанализом Фрейда его «переполняло чувство, как будто все это ему понятно и хорошо знакомо». Он полагал, что описание ид и эго Фрейда находилось «на волосок» от описания воли и интеллекта Шопенгауэра, переведенного из метафизики в психологию. Психология сна, где огромное значение придавалось сексуальности и мысли в целом, «является в совершенно удивительной степени философским предвосхищением аналитических концепций». В действительности, если психоанализ Фрейда иногда и называли «пансексуализмом», то гораздо чаще этот термин можно было бы применять к учению Шопенгауэра. Основное различие между ними состоит в том, что Шопенгауэр видел в половом инстинкте прежде всего уловку воли, находящейся на службе воспроизводства, в то время как Фрейд рассматривал этот инстинкт обособленно и редко говорил о связи с деторождением. Луи С. Гранье считает, что у Фрейда и Шопенгауэра было три точки соприкосновения: иррационалистическая концепция человека, отождествление главных жизненных импульсов с половым инстинктом и крайний антропологический пессимизм.71 Эти сходства, согласно Гранье, невозможно объяснить, говоря только о прямом влиянии Шопенгауэра на Фрейда, здесь также сыграло роль и то, что личности этих двух мыслителей были похожи: каждый из них по разным причинам был полон негодования и настроен против современного буржуазного общества.

Учения и открытия немецкой романтической философии второй трети девятнадцатого века достигли кульминации в 1869 году благодаря известной работе Эдуарда фон Гартмана «Философия бессознательного»72. Воля Беме, Шеллинга и Шопенгауэра в конце концов обрела самое подходящее для себя имя - бессознательное. Бессознательное фон Гартмана явно стало обладать качествами идеи Гегеля. Следовательно, оно является высоко разумным несмотря на невидимый динамизм, лежащий в основе видимого мира. Фон Гартман описал три слоя бессознательного:

1) абсолютное бессознательное, представленное субстанцией универсума и являющееся источником других форм бессознательного;

2) физиологическое бессознательное, которое, подобно бессознательному Каруса, занимается происхождением, движением и эволюцией живых существ, включая и человека;

3) относительное или психологическое бессознательное, находящееся у истоков сознательной умственной жизни.

Работа «Психология бессознательного» представляет особый интерес не столько из-за философских теорий, развиваемых там, сколько из-за богатого вспомогательного материала. Фон Гартман собрал многочисленные относящиеся к делу факты, которые касались восприятия, ассоциативного мышления, разума, эмоциональной жизни, инстинкта, характерных черт личности, индивидуального жизненного пути, а также роли бессознательного в языке, религии, истории и социальной жизни.

Романтическая медицина

Хотя часто считают, что медицина эпохи Романтизма представляла собой смесь неясных и запутанных рассуждений, она, по мнению Лейббранда, в действительности содержала ряд ценных открытий.73 О причинах возникновения болезни было сделано множество наивных предположений, и их поиск составлял суть исследований романтической медицины. Новалис, не обладавший крепким здоровьем, сказал, что болезни должны стать основной заботой человека и что, «возможно, они являются самым важным стимулом к действию и пищей для размышлений, и мы крайне мало знаем об искусстве их практического использования».74 Он добавлял, что существует два вида ипохондрии - простая и возвышенная, и с помощью последней можно изучать душу. Это заставляем нас поверить в то, что Новалис предвосхитил концепцию творческой болезни. В самом деле, нет никаких сомнений, что такое расстройство как творческая болезнь поражает тех людей, у которых появляется новое видение мира или новая философия. Мы уже видели это, говоря о шаманах, и увидим в дальнейшем, когда будем обсуждать Фехнера, Ницше, Фрейда и Юнга.75 Еще одним направлением деятельности романтическом медицины была умственная гигиена, которая, в отличие от оптимистического взгляда на жизнь, присущего эпохе Просвещения, приобрела теперь некоторый пессимистический оттенок. Фойхтерслебен (Feuchtersleben) в книге «Диетология души» говорит, что в каждом человеке посеяны страшные семена безумия, и советует: «Сражайтесь всеми доступными и действующими силами против их пробуждения».76 Нет другого более эффективного способа укротить эмоции, кроме как достичь их понимания, а это - каждодневная работа, требующая полной отдачи всех сил. Любое расслабление означает болезнь или смерть.

Открытие многочисленных центров по изучению душевных болезней послужило усилению интереса романтиков к этим заболеваниям. Подобные центры возглавлялись специально подготовленными врачами, которые жили вместе с пациентами. В этой обстановке развивался особый вид психиатрии. Поскольку врачи в таких психиатрических клиниках были совершенно независимыми, каждый из них мог разрабатывать собственные теории, касающиеся природы и лечения душевных болезней, что, возможно, объясняет самобытность и смелость первых исследователей, независимо от того, принадлежали ли они к органической школе Physiker («органиков») или разделяли подход Psychiker («психистов»), отводивших основное место психологическим причинам душевных расстройств. Некоторые из них находились под сильным влиянием романтического направления. К сожалению, исследование этой забытой главы в истории психиатрии затруднено тем, что подобные научные работы встречаются довольно редко и к тому же изобилуют вышедшими из употребления терминами.77 Однако любой, кто бы ни начинал заниматься этой темой, поражался при виде того, до какой степени эти люди предвосхитили понятия, которые, по нашему мнению, являются совершенно новыми. Мы ограничимся только четырьмя из них: Рейлем, Гейнротом, Иделером и Нейманом.

Иоганн Кристиан Рейль (1759-1813) занимался изучением анатомии мозга и был одним из выдающихся специалистов своего времени по клиническим заболеваниям. Киршхоф называет его «сознательным исследователем и основателем рациональной психотерапии». Эрнст Хармс подчеркивает огромное значение и, в особенности, современный характер его работ.78 В книге «Замечания по поводу применения психических методов лечения душевных расстройств» Рейль тщательно разрабатывает целую программу лечения душевных болезней как при помощи существующих методов, так и тех, которые он предлагает ввести.

Сначала должно быть изменено название лечебных центров: пользующееся дурной славой слово Tollhaus (дословно, «прибежище для помешанных») нужно заменить названием «клиника психотерапии» или чем-нибудь в этом роде, а также установить тройную систему управления: администратор, врач и психолог. Клиника должна быть расположена в приятном месте и разделена на павильоны, а на принадлежащей ей территории следует заниматься хозяйственной деятельностью. В ней изначально должны быть заложены два отделения, назначение и устройство которых совершенно разное: цель первого, которое отведено для явно неизлечимых больных, - не только защищать от них общество, но и стремиться сделать жизнь таких пациентов как можно более приятной. Их обязательно необходимо занимать какой-либо деятельностью. Другое отделение, совершенно иного характера, следует отдать под лечение умственных расстройств и неврозов. Рейль разделял три типа лечения:

химическое (включающее диетологию и медикаментозное лечение);

механическое и физическое (включающее хирургию);

психотерапевтическое, которое особенно выделяет Рейль; психотерапия представляет собой отдельное направление терапии, занимающее такое же важное положение, как хирургия или фармакология.

В тех случаях, когда в основе душевного расстройства лежит физическая причина, будут применять соответствующее медицинское лечение. Психотерапия должна быть основана на точной системе «практической эмпирической психологии». Метод лечения должен быть адаптирован под индивидуальные потребности каждого отдельного пациента, несмотря на то, что он возник в общей системе. Рейль выделял три класса психотерапевтических методов лечения:

1) Телесные стимуляции, обращенные на изменение общего физического состояния. Эти воздействия, направленные на корректировку того, что сейчас называют «жизненным тонусом», в зависимости от каждого конкретного случая, будут приятными или неприятными.

2) Сенсорные стимуляции, включающие в себя целую гамму процедур, которые сегодня назвали бы «перевоспитанием восприятия». Каждое чувство является объектом перевоспитания, для чего применяются особые методы обучения. Среди них есть метод «терапевтического театра». Он заключается в том, что служащие клиники играют разнообразные роли, а пациенты исполняют те партии, которые соответствуют особенностям их состояния.

3) Метод «знаков и символов» представляет собой вид обучения, основанный на чтении и письме. Он также включает в себя различные варианты трудотерапии, в том числе физическую работу, тренировку и арт-терапию.79

Эрнст Хармс полагает, что учение о душевных болезнях Рейля - «самая лучшая психологическая биологическая философия, с которой я когда-либо сталкивался».80 Рейль не считал, что все умственные расстройства являются исключительно психическими по своему характеру: он уделял должное внимание органическому субстрату, но утверждал, что существуют также расстройства психики, вызванные ослаблением или разрушением Gemeingefühl, то есть главного чувства, «центрирующего» умственную жизнь, лежащего в основе сознательного эго. В этой системе координат описано огромное количество психопатологических проявлений.

Иоганн Кристиан Август Гейнрот (1773-1843). Сегодня его часто высмеивают за утверждение, что основной причиной душевного расстройства является грех. Но в действительности достаточно было бы просто заменить термин «грех» на термин «чувство вины», чтобы он стал выглядеть почти современным. Гейнрот был ученым, ведущим специалистом по клиническим заболеваниям и автором законченной теории человеческого разума в состоянии здоровья и болезни. Среди большого количества его работ есть учебник (Lehrbuch), который начинается с описания человеческого разума в нормальном состоянии и возникновения степеней сознания, из которых выделяются:

1) Selbstbewusstsein (самосознание); развивается в результате конфронтации с внешней реальностью;

2) Bewusstsein (сознание как таковое); развивается в результате конфронтации с самосознанием;

3) Gewissen (совесть), «гость внутри эго».81

Совесть возникает не во внешнем мире и не в эго, а в Uber-Uns (в том, что выше нас), которое Гейнрот, по-видимому, приравнивает к разуму и пути к Богу. По его мнению, здоровье - это свобода, а душевное расстройство - ущемление или утрата свободы. Потеря свободы является результатом Ich-Sucht (самовлюбленности) и разнообразных страстей. Галлюцинации представляют собой расстройство разума, несмотря на то, что их причины лежат в сильных эмоциях. Второй том учебника Гейнрота содержит в себе систематическое описание психотерапевтических методов. Первый шаг состоит в том, чтобы определить, в какой степени патологическое состояние пациента требует терапевтической помощи, а затем разработать специальный терапевтический план лечения, в котором будут учитываться не только симптомы, но и пол, возраст, профессия, личность и экономическое и социальное положение больного. Этот план должен также распространяться на семью и окружение пациента. Одна из главных забот состоит в том, чтобы не использовать никаких ненужных или опасных методов лечения. Далее Гейнрот подробно описывает практическую сторону разнообразных лечебных методик, которые следует применять к возбудимым и депрессивным пациентам, а также и к пациентам со всеми другими видами отклонений. Читатель в очередной раз может изумиться, насколько современны многие из этих концепций.82

Карл Вильгельм Иделер (1795-1860) развивал учения Шталя и Лангермана о первостепенном значении страстей, являющихся причиной душевных болезней. Иделер оставил после себя огромное количество работ. Среди его опубликованных трудов есть учебник, который содержит около 1800 страниц. Первую часть он посвятил описанию человеческого разума, делая особое ударение на эмоциональной жизни.83 Каждый эмоциональный импульс способен к неограниченному росту, а любое сильное чувство является началом эмоционального расстройства, поэтому психотерапия должна отталкиваться от этой точки.84 Основной закон, взятый им из учения Шталя, Иделер называет Законом жизни. Это закон человеческого существования - вечный процесс саморазрушения и самовосстановления. Для того чтобы между этими противоположностями сохранялся нормальный баланс, человек должен постоянно извлекать необходимые элементы из внешнего мира. Во второй части учебника Иделер подробно излагает теорию патогенеза душевных болезней. Он детально описывает происхождение разнообразных страстей, их борьбу друг с другом и разрушительный эффект нереализованной и неудовлетворенной потребности в деятельности. Большое место в психогенезе душевных расстройств занимают неудовлетворенные сексуальные желания. Природа, говорит Иделер, пожелала, чтобы самым сильным чувством, на которое способны человеческие существа, было половое влечение, с его предназначенностью увеличить их потенциальные возможности для более свободного и полного развития. Отсюда происходит мучительная битва, являющаяся результатом неудовлетворенности. Он описывает несчастное положение влюбленной девственницы, которая вынуждена заменять свою потребность в любви на легкомысленные светские развлечения. «Прежде чем требовать, чтобы девушка отказалась от своих чувств, научите ее контролировать свои эмоции; пусть она укрепляет свой дух энергичной деятельностью посредством выполнения каких-либо обязанностей и предоставьте замену тем прекраснейшим и сильным эмоциям, которые были ею утрачены». Истерические приступы, добавляет Иделер, - это не что иное, как борьба души с самой собой. Умственные расстройства, тем не менее, никогда не возникают в результате действия какого-то одного фактора. Играет роль наследственная предрасположенность, поскольку она сеет раздор между непреодолимым желанием и ограниченной реальностью. В результате этого человек, испытывающий отвращение к действительности, погружается в фантазии, где может наслаждаться безмерным удовольствием мира грез или оправдывать свои страдания, представляя все в полностью искаженном свете.85 Иделер настаивает на том, что корни галлюцинаций уходят в самое раннее детство (bis in die friiheste Kindheit). Что касается лечения, он твердо верит в возможность психотерапии психозов. Однако он утверждает, что «излечения галлюцинаций можно добиться только непосредственной психической деятельностью, которую врач должен лишь стимулировать и направлять». Это направление предполагает наличие хорошо организованной клиники и тщательно подобранных и преданных делу врачей и обслуживающего персонала.

Одним из последних представителей этого психиатрического направления был Генрих Вильгельм Нейман (1814-1884). Его учебник также начинается с оригинальной системы медицинской психологии.86 В психической жизни нет никаких случайных событий, говорит Нейман. Так же, как и Иделер, он придерживается теории о том, что жизнь представляет собой постоянный процесс саморазрушения и восстановления, где первому принадлежит забывание, а последнему - воспоминание. В ходе развития человек постепенно приобретает все возрастающую способность к самоконтролю, который можно сравнить с индивидуальной «степенью свободы». В том, что касается психопатологии, Нейман приписывает огромное значение расстройству внутренних импульсов или влечений (Triebe). Инстинктивные потребности выражаются в сознании через то, что Нейман назвал Эстезией (Aestheses), которая не только обладает характеристиками ощущения, но также является и стражем человеческого организма. Эстезия предупреждает о потенциальной опасности, обучая в то же самое время, как следует вести себя при встрече с ней. Существуют примеры, когда сигнал тревоги подается, но Эстезия настолько «изменена», что не может показать, как нужно встретить опасность. В результате появляется страх (Angst). Нейман делает акцент на отношениях между внутренними импульсами и страхом: «Если внутренние импульсы обратятся в боязнь, они никогда не смогут быть удовлетворены,» и добавляет, что это возникает только в том случае, когда под угрозой находятся жизненные функции, и при условии, что мы это осознаем.87

Исследовательский интерес Неймана касался широкого круга тем. Среди них - клинические проявления полового инстинкта, возникающие у душевнобольных пациентов. Здесь можно отметить следующие симптомы: стремление к чистоте тела либо нечистоплотности, расплетание прически, беспрестанное мытье тела или («что я считаю патологическим эквивалентом») абсолютная нечистоплотность и пачкание тела, неприязнь к одежде или ее разрывание, несдерживаемые испражнения в присутствии врача, раздраженность при виде женщин, работающих в больнице, которых, например, обзывают «шлюхами», или обвинения сексуального характера, бросаемые знакомым женского пола, постоянные разговоры о браках других людей, но не о своем, частое плевание, болезненная религиозность и преувеличенный интерес к божественной службе и пастырю. Нейман заявил, что врачу-терапевту следует лечить не болезнь, а пациента, и что он должен заниматься одновременно как телом, так и психикой. Однако, специфика лечения умственных расстройств, добавляет Нейман, кроется непосредственно в психических методах.

Из приведенного выше краткого обсуждения основных положений учений Рейля, Гейнрота, Иделера и Неймана видно, что каждый из них имел собственные мнения и теории - вещи весьма характерные для того времени.88 С точки зрения романтической психотерапии можно отметить общие черты, свойственные представлениям данных врачей. Они не доверяли психиатрической классификации. Диагноз, говорил Нейман, не имеет ничего общего с присвоением названия, он подбирает ключ, который сделает симптомы болезни понятными. Каждый из них настаивал на необходимости изучения любого случая заболевания, как особенного и имеющего свои собственные проявления. Все они, следуя традиции Шталя и Лангерманна, разделяли физические и психические причины душевных расстройств, но полагали, что для развития тяжелого душевного расстройства достаточным является наличие одной лишь психической причины. Однако их мнения расходились в вопросе об относительной важности различных страстей: Гейнрот настаивал на роли «греха» (в современном виде - чувства вины), Гюислэн - на роли страха, Иделер и Нейман - на роли сексуальных импульсов и фрустраций.

Каждый из этих врачей создал свою собственную систему медицинской психологии. Наряду с другими концепциями, они развили закон баланса между психическим поглощением и выплеском (intake + output), что тем самым подтверждает роль чрезмерно сильного стимула. Можно вспомнить концепции Эстезии и «изменений» Неймана и связь между неудовлетворенными внутренними импульсами и страхом.

Все они находились под глубоким впечатлением от терапии, особенно психотерапии, применяемой для лечения самых тяжелых душевных расстройств. Рейль и Гейнрот разработали тщательно продуманную систему психотерапевтических процедур, начиная от физической работы до шоковой терапии, и даже то, что сегодня назвали бы психодрамой (Рейль).

К сожалению, эти врачи жили относительно изолированно и, вероятно, практически не встречали понимания и общественного признания. Не прошло и полвека, как возникли новые научные концепции. Изучение анатомии мозга стало первостепенным, и работа вышеназванных пионеров приобрела дурную славу или была предана забвению. Однако любой, кто познакомится с трудами Рейля, Гейнрота, Иделера, Неймана и Гюислэна, поймет, что их положения и теории являются теми скрытыми источниками, которые лежат в основе многих открытий Блейлера, Фрейда, Юнга и новейшей динамической психиатрии.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!