Пример клинической картины: истерия



С клинической точки зрения в центре внимания первой динамической психиатрии первоначально был сомнамбулизм. Впоследствии появился интерес к проблеме множественной личности, но к концу девятнадцатого века на первый план вышла истерия. С этого момента действительно было достигнуто слияние учений о гипнозе, с одной стороны, и официальной психиатрии, с другой.

На протяжении двадцати пяти веков истерию рассматривали как странное расстройство с несвязанными друг с другом и непонятными симптомами. Большинство врачей полагали, что она присуща женщинам и возникает в матке. Но уже начиная с шестнадцатого века некоторые врачи утверждали, что ее место находится в мозге, и что истерию можно иногда обнаружить и у мужчин. Впервые действительно объективные и систематические исследования истерии предпринял французский врач Бррике Его знаменитый труд Traite de I'Hysteric («Трактат об истерии») был опубликован в1859 гоад,74. В качестве терапевта Брике был назначен главой госпитального отделения истерических пациентов при Госпиталь де ла Шарите в Париже. Вскоре он выяснил, что состояние истерических пациентов во многом не соответствовало тем представлениям, которых придерживалась медицина того времени, и обнаружил, что истерия никогда как следует не изучалась. С помощью своих коллег в течение десяти лет Бррике наблюдал 430 истерических пациентов. Он определил истерию как «невроз мозга, который проявляется, главным образом, в осложнении жизненных актов, касающихся выражения эмоций и желаний». Бррике подсчитал, что на один случай мужской истерии приходится двенадцать случаев женской; такое соотношение он приписывал более сильной впечатлительности женщин. Брике полностью отрицал общепринятую точку зрения того времени, полагавшую причинами этого заболевания эротические желания или фрустрации (он обнаружил, что истерия почти не встречается у монахинь, но очень распространена среди парижских проституток). Большое значение Брике придавал наследственным факторам (он определил, что 25 процентов дочерей истерических матерей также оказываются истеричными). В дальнейшем им было установлено, что истерия более часто встречается в низших социальных слоях, нежели в высших, чаще в деревнях, чем в городах. Брике пришел к выводу, что истерия возникает у предрасположенных к ней или гиперчувствительных людей вследствие сильных эмоций, длительных страданий, семейных конфликтов и несчастной любви. Впоследствии основные положения этой концепции истерии перенял Шарко.

Тем временем магнетизеры и гипнотизеры собрали огромное количество материала об истерии и ее отношении к сомнамбулизму и другим магнетическим болезням. В конце концов пришло время, когда стали считать, что истерия представляет собой синтез всех этих различных состояний. Эта новая концепция базировалась на трех аргументах:

Во-первых, наблюдалась постоянная связь с более чем одним из этих состояний у неистерических и истерических пациентов. Давно было известно, что летаргия, каталепсия и экстаз часто имеют место у истериков. В 1787 году Пететен утверждал, что каталепсия есть не что иное, как субформа истерии. Во время истерических приступов пациент может по очереди демонстрировать фазы летаргии, каталепсии, сомнамбулизма, экстаза и галлюцинации. Было выявлено, что множественные личности часто встречаются у истерических индивидов, и подобное перемещение из одной личности в другую часто вызывается приступами летаргии или любым другим магнетическим состоянием.

Во-вторых, гипнотизация может спровоцировать состояния, точно соответствующие упомянутым клиническим картинам: не случайно гипноз с самого начала определялся как искусственно вызванный сомнамбулизм. Однако вскоре было показано, что гипнотизация способна порождать такие состояния, как летаргия, каталепсия, экстаз, некоторые типы галлюцинаций и временные смены личности. Более того, именно при многократных сеансах гипноза и было открыто явление множественной личности. Такие индуцированные магнетические личности, которые иногда даже принимали месмерическое имя, уже описывались ранними магнетизерами.75

В-третьих, опыты показали, что все эти состояния, по крайней мере при благоприятных обстоятельствах, можно вылечить с помощью гипноза. Проводя сеансы с истерическими пациентами, ранние магнетизеры добились, по крайней мере внешне, удивительных успехов в излечении, и, как мы уже видели, Шарко вылечивал тяжелые истерические параличи внушением в состоянии бодрствования, что дало ему репутацию великого медицинского мага.

В свою очередь, от теории, согласно которой истерия проистекает из нереализованных сексуальных желаний, никогда полностью не отказывались. Она не только прочно утвердилась в общественном сознании, но ее придерживались также гинекологи и многие невропатологи. Как уже говорилось, концепция истерии Шарко была в значительной степени вдохновлена Брике, который отрицал сексуальную теорию истерии. Шарко соглашался с ним в этом вопросе и не допускал мысли о природе истерии как сексуальном неврозе. Тем не менее, он признавал, что сексуальный аспект играет крайне важную роль в жизни его истерических пациенток-женщин. В этом, в частности, можно убедиться при внимательном чтении книги о grande hysterie, написанной его последователем Полем Рише76. Галлюцинации и действия пациента во время истерических кризов, говорил Рише, могут представлять собой повторное переживание физической травмы, когда-то пережитой пациентом (например, бегство от бешеной собаки), но в большинстве случаев они относятся к сексуальным событиям (либо драматическим, таким как попытка изнасилования, либо откровенным эротическим сценам, либо любовным ситуациям более сдержанного характера). Те же самые пациенты в другое время могли иметь галлюцинации, не основанные на реальных событиях и носящие воображаемый характер. Истерические приступы могли также выражать и скрытые желания больного, как это произошло с одной женщиной-пациенткой Рише. Она влюбилась в мужчину, которого видела всего один раз в жизни. Во время истерического бреда женщина выражала по отношению к нему чувства, которые скрывала в нормальном состоянии.

К концу девятнадцатого века были предприняты попытки объединить существовавшую тогда сексуальную теорию истерии с теорией множественной личности, разработанной первой динамической психиатрией. В 1887 году Бине объявил: «Я полагаю, можно с удовлетворением заключить, что, в общем, два состояния сознания, неизвестные друг другу, могут сосуществовать в разуме истерического пациента». В 1889 году он провозгласил: «Проблема, которую я пытаюсь разрешить, заключается в том, чтобы понять, как и почему у истерических пациентов имеет место разделение сознания».77 Ответить на этот вопрос попытался американский гинеколог А.Ф. А. Кинг Ключ к проблеме, говорил он, лежит в том, что существуют два «отдела» физиологического управления индивидом, «отдел самосохранения» и «отдел репродукции или воспроизводства».78 Возможно, что под влиянием некоторых обстоятельств, цивилизованная жизнь не дает женщине получить удовлетворение в «отделе репродукции». Истерические процессы выражают автоматическое функционирование этой потребности, и в связи с тем, что данный процесс не достигает своей цели, он обязательно будет повторяться снова и снова на протяжении месяцев и даже лет.

В подтверждение этой теории Кинг представил подробный феноменологический анализ истерического кризиса; во-первых, говорил он, хотя «сотни случаев истерии были отмечены и у мужчин», она, главным образом, присуща женщинам в период между пубертацией и менопаузой, и особенно тем из них, чьи сексуальные желания остаются неудовлетворенными. Приступы чаще всего случаются весной и летом, и они наблюдаются по большей части у неработающих, материально обеспеченных женщин, нежели у женщин, вынужденных много работать и вообще бороться за свое существование. Приступы не происходят, если пациентка находится одна. Во время приступа пациентка как бы пребывает без сознания, хотя это не соответствует действительности; она также не выглядит сильно больной, «ее красота не страдает», и во многих случаях такая женщина оказывается даже более привлекательной для мужчин, чем обычно. Пока пациентка находится в этом состоянии, даже легкое прикосновение к руке может вызвать непереносимую боль, впрочем, исчезающую при сильном нажатии и грубом обращении. Когда приступ заканчивается, у женщины всякий раз появляется чувство стыда из-за происшедшего, она упивается проявленным к ней сочувствием, но чем больше ей сопереживают, тем ей делается хуже. Короче, можно сказать, что «в ее безумии есть система»; кажется, что все происходящее находится под контролем, и женщина, «по-видимому, просто играет». Вся ее установка в целом выглядит как готовность быть изнасилованной, хотя сама мысль об этом как бы отвергается. Тот факт, что пациентка не осознает связи между истерическими приступами и своими сексуальными потребностями, объясняется теорией множественной личности. Эта концепция истерии, как мы увидим в дальнейшем, удивительно схожа с той, которую Мориц Бенедикт сформулировал в то же самое время в Вене.

Стоит упомянуть, что эта концепция лежит в основе беллетристического описания характера Саламбо в одноименном романе Флобера, опубликованном в 1859 году. Флобер создал образ истеричной женщины, страдавшей от эротических желаний, природу которых она не понимала, но которые диктовали ей чувства, манеру поведения и действия. Ее невротические расстройства исчезли после того, как Саламбо, пожертвовав собой ради своей страны, отдается предводителю противника.79

Шарко сделал первые попытки объединить обе традиции: гипнотизеров и официальной психиатрии. Он признал теорию Брике о том, что истерия - это невроз мозга у конституционально предрасположенных индивидов (иногда и у мужчин тоже) и что она имеет психогенное происхождение. Он также ассимилировал гипноз и истерию и (сам того не осознавая) взял от старых магнетизеров принципы согласования (equation) сомнамбулизма, летаргии и каталепсии. Он также соотнес (скоррелировал) многие случаи амбулаторного автоматизма и множественной личности с истерией.

Помимо клинического синтеза, механизм истерии начали объяснять и в терминах концепций первой динамической психиатрии. Шарко иногда описывал истерию как перманентное состояние полусомнамбулизма. Это понятие в дальнейшем подверглось дальнейшей разработке Соллье, который назвал это состояние «сон наяву» (vigilambulism). Еще одно понятие, обозначенное Бине и более полно развитое Жане, объясняло истерию как постоянное состояние двойственной личности. В действительности появление таких представлений явилось не только самым важным достижением в истории первой динамической психиатрии, но, как мы увидим дальше, также и отправной точкой для новых систем динамической психиатрии, особенно для тех, которые были разработаны Жане, Брейером, Фрейдом и Юнгом.

Модели человеческого разума

Изучение и применение магнетизма и гипноза заставило задуматься о строении человеческого разума. Появились две модели: во-первых, представление о двойственности человеческого разума (дипсихизм) и, в дальнейшем - определение человеческого разума как группы (кластере) субличностей (полипсихизм).

Дипсихизм

Первые магнетизеры были чрезвычайно потрясены тем, что через вызванный ими у пациента магнетический сон проявлялась новая жизнь, о которой сам пациент не имел никакого представления, иначе говоря, возникала новая и часто более одаренная личность со своей собственной достаточно продолжительной жизнью. Весь девятнадцатый век был захвачен проблемой сосуществования этих двух разумов и их взаимоотношений друг с другом. В результате чего родилось понятие «двойного эго» или «дипсихизма».

С самого начала поводом для разделения мнений стал вопрос, следует ли считать тот, другой или скрытый разум «закрытым» или «открытым». Согласно одному из подходов, скрытый разум является «закрытым» в том смысле, что он содержит только те вещи, которые время от времени проходят через сознательный разум, - совершенно забытые воспоминания или случайные воспоминая о впечатлениях, которые сознательный разум ощутил только мимолетно, подобно воспоминаниям о снах или фантазиях. Некоторые авторы утверждали, что этот забытый материал может развиваться и существовать самостоятельно, независимо от сознательного разума. Большой вклад в развитие теории дипсихизма внес Дессуар, который в 1890 году написал известную в свое время книгу «Двойное эго», где он подробно излагает представление о том, что человеческий разум состоит из двух разных слоев, имеющих свои собственные характеристики.80 Каждое из этих двух эго, в свою очередь, содержит сложные цепочки ассоциаций. Дессуар называл их Oberbewusstsein и Unterbewusstsein, «верхнее сознание» и «нижнее сознание»; мы получаем слабое представление о последнем во время сновидений и свободных впечатлений во время спонтанного сомнамбулизма. Вызванный гипнотический сон является не чем иным, как порожденным к жизни вторым эго, которое, таким образом, временно выходит на первый план. Относительно множественной личности Дессуар полагал, что вторая личность приобрела такую силу, что начала бороться с основной личностью за власть. В любом из нас, добавлял он, существуют внутренние семена, из которых может произрасти множественная личность. Более поздние авторы дополнили эту теорию богатым материалом, который касался вдохновения, мистицизма и проявления медиумических способностей.81

Другие авторы утверждали, что скрытый разум является «открытым» для фактической связи со сверхиндивидуальной и таинственной областью. Мы помним многих ранних немецких магнетизеров, веривших, что магнетический сон связывает некоторых пациентов с Мировой Душой, откуда проистекает их способность заглядывать в прошлое и предсказывать будущее. Например, Алексис сомнамбула из Парижа, утверждал, что история человечества полностью сохранена, и он сам, находясь в состоянии магнетического транса, обладает способностью проходить сквозь время и пространство и таким образом может быть свидетелем любого события, которое имело место в то или иное время в прошлом. Рассказывали, что благодаря этой удивительной способности Алексис находил многочисленные утерянные предметы.82 Другие авторы уверяли, что людям в состоянии медиумического транса или гипнотического сна доступны воспоминания о предыдущих жизнях. Еще до великой спиритической волны 1850-х годов находились магнетизеры, настаивавшие на том, что магнетический сон предоставляет возможность общения с бесплотными духами. И наконец, были те, которые полагали, что бессознательный разум в состоянии постигнуть высшие реальности либо непосредственно, либо в форме универсальных символов.

Полипсихизм

По-видимому, это слово было введено магнетизером Дюраном (де Гро). Он утверждал, что человеческий организм состоит из анатомических сегментов, каждый из которых имеет свое собственное психическое эго, и все они подчиняются общему верховному эго или Эго-во-Главе (Ego-in-Chief), которое является нашим обычным сознанием. В этом легионе каждое субэго обладает своим собственным сознанием, в состоянии различать и хранить воспоминания и производить сложные психические операции. Вся сумма этих субэго составляет нашу бессознательную жизнь. Дюран (де Гро) зашел настолько далеко в своих предположениях, что заявил, что во время хирургической операции под анестезией некоторые из этих субэго жестоко страдают, хотя сознательное эго пребывает в полном неведении относительно этих страданий. В гипнозе верховное эго отстранялось, и гипнотизер получал прямой доступ к целому ряду этих субэго.83 В дальнейшем теория полипсихизма получила свое философское развитие в работах Колзене, который связал ее с учением Лейбница об иерархии монад.84

Магнетизеры и другие исследователи собрали многочисленные психологические данные в пользу этой теории. Еще в 1803 году Рейль связал феномен диссоциированных личностей с подобным явлением (occurrence) полипсихизма, проявившимся в определенном типе нормальных сновидений.

Появляются актеры, распределяются роли; сновидец берет себе только ту роль, которую он связывает с собственной личностью. Все другие роли и актеры являются для него настолько чуждыми, что происходящее выглядит так, как будто он с ними и вовсе не знаком, хотя и сами актеры, и все их действия созданы собственной фантазией сновидца. Мы слышим людей, говорящих на иностранных языках, восхищаемся талантом великого оратора, удивляемся глубокой мудрости учителя, который объясняет нам неизвестные доселе вещи.85

В таких сновидениях мы находим модель сложного образования (группы) личностей, с одной из которых сновидец идентифицирует самого себя, хотя, при этом, другие личности обладают своей независимой линией поведения и оказываются даже более осведомленными, чем он. Как мы видели в главе I, шаманы живут среди множества духов, некоторые из которых дружелюбны и служат шаману, другие же враждебны. То же самое происходит и с одержимостью: тот или иной человек может быть одержим не только одним или несколькими духами, но и (как безумная Гадара) целым «легионом» духов. В свою очередь, спиритизм познакомил нас с явлением, когда медиум вызывает целый ряд духов, которые иногда объединяются в группы в иерархическом порядке, о чем свидетельствовала, например, известный американский медиум миссис Пайпер. В сложных примерах множественной личности, таких как случаи Мисс Бошам и Дорис Фишер, подобные состояния присутствовали, и там мы обнаружили ряд личностей, каждая из которых имела собственную роль, и все они были связаны вместе сложной системой межличностных отношений. Приведенные примеры оставляли теорию двойного эго малодоказательной, что и привело к необходимости обратиться за помощью к учению полипсихизма. На него указывали как психические исследования, так и традиция магнетизма, а Д.Н.М. Тиррелл выразился по этому поводу следующим образом: «Личность - это множественность в столь специфическом единстве, что это почти невозможно выразить словами».86 Множественность личностей означает, что они (личности) принадлежат сферам самой различной глубины, а кроме того выстроены в определенном иерархическом порядке. «Вывод, несомненно, заключается в том, что подлинность самости (selfhood) не зависит от количества различаемых признаков (separatedness) в том смысле, как мы это обычно понимаем.... Самость не является тем объединением, которое ассоциируется с числом отличительных признаков».

Невозможно переоценить то влияние, которое эти две модели разума, дипсихизм и полипсихизм, оказали на системы новой динамической психиатрии. Дипсихизм, в своем законченном виде, явился моделью, из которой Жане вывел понятие подсознательного, а Фрейд - свое первое представление о бессознательном, как всей суммы подавленных воспоминаний и устремлений (tendencies). Теория Юнга о бессознательном является скорее более общим вариантом, поскольку здесь индивидуальное бессознательное открыто коллективному архетипическому бессознательному. Как Фрейд, так и Юнг, идя от дипсихизма, пришли к полипсихической модели человеческой личности. У Фрейда это произошло, когда он заменил свою предшествующую модель сознательного-бессознательного на последующую, состоящую из трех элементов - эго, ид, суперэго; что касается Юнга, то он развил еще более сложную систему.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!