Пространство, время и движения как атрибуты бытия



Nbsp;

Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии

Онтология – раздел философ, изуч бытие сущего, основ принципы и законы его организации.в 1613 г. его впервые термин онтология использ Рудольф Гоклениус, а Христиан фон Вольф обеспеч ему широк известность. Ранее же соотв область философ размышлений принято было называть метафизикой (Андроник Родосский). философы XVIII – XX вв., использ слова «онтология» и «метафизика» в кач-ве синон, либо рассматр онтологию как часть метафизики, либо даже противопост их друг другу, считая, что метафизика есть учение о сверхопытных первоначалах бытия.В среде философов бытие понимается либо как первооснова сущего, его субстанция, либо как атрибут сущего, его неотъемлемое и необходимое свойство – существовать. В рамках субстанционального подхода понимания бытия выдел онтологические позиции монизма, дуализма и плюрализма. Монизмом стали называть воззрение тех философов, кот сводят все многообразие объектов к одной субстанции (Маркс, Гегель). Дуализмом в онтологии называется (.) зрения, согласно кот субстанций всего две (Декарт). Плюрализм есть позиция, кот признает большое число независ друг от друга первоначал сущего (Лейбниц).

Философы-материалисты отождествляли бытие с материей.

Для материалистов – субстанция, на и благодаря кот сущ все вещи и происход все пр-сы этого мира. Для идеалистов – низшее и производное начало мировоззрения, завис от духовной субстанции. Согласно политику и философу-материалисту Ленину материя есть объективная реальности, данная нам в ощущениях, но сущ независимо от них.

Небытие или ничто есть полное отсутствие чего-либо. Кроме того, как писал Арсений Чанышев, «человек в мыслях убегает от небытия. Вся психика человека пронизана страхом перед небытием, а вся культура может быть расшифрована как порождение этого страха». Но людям не скрыться от небытия, оно окружает нас со всех сторон, хотя бы потому, что жизнь каждого человека – это короткий прочерк между двумя датами, за которыми его или не было, или не будет.

Материя. Современная наука о строении материального мира

Для философов-идеалистов материя – это низшее и производное начало мироздания, зависимое от духовной субстанции. Так, Платон рассматривал материю как особую среду, в которой создатель творит чувственно-воспринимаемые вещи по образу вечного мира идей. В философ неоплатонизма материя счит низшим пределом, замыкающим иерархия сущего, и носителем зла. Были идеалисты, вообще отрицавшие материю как объективную реальность (Джордж Беркли -вещи не сущ вне нашего чувственного восприятия, т. е. никакой материи на самом деле нет.).

А вот для философов-материалистов материя – это субстанция, на и благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в т. ч. возникает и развивается сознание. Материя никем не сотворена и неуничтожима, можно сказать, всемогуща и вездесуща.

На протяжении многих веков философы и ученые предпринимали попытки конкретизировать наше представление о природе материи, вследствие чего соотв термин претерпел содержательную эволюцию. В ней выделяются три осн этапа, для кот хар-на трактовка материи, 1. как вещи или в-ва, 2. как св-ва или совокупности свойств, 3. как отношения. Античные философы-фисиологи и последователи отождествляли материю с веществом, из которого строятся все вещи.Это вещество могло быть предельно конкретным (вода, воздух, огонь, земля), могло быть неопределенным, бескачественным (как апейрон у Анаксимандра), могло представляться в виде мельчайших частиц (атомы у Левкиппа и Демокрита). Данную концепцию материи принято называть субстратной от слова субстрат, означающего общую основу многообразных явлений и в этом смысле близкому понятию «субстанция». Европейские философы Нового врем стали видеть в материи не столько субстрат, сколько сов-ть св-в присущ всем чувственно-воспринимаемым вещам. Эта атрибутивная концепция дополнила субстратную.

В период Нового времени сложилась 3-я трактовка материи - гносеологическая (гносеология – философская теория познания), была воспринята марксистской философией. Ленин придал ей формулировку, ставшую классической для отечественной филос лит-ры: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, кот дается человеку в ощущениях его, кот копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Понятие «материя» имеет большое методологическое значение для науки, т.к,1. выражает фундаментальное единство всех чувственно-воспринимаемых вещей и процессов, 2., указ на объективную основу научных наблюдений и экспериментов, гипотез и теорий.

 

Пространство, время и движения как атрибуты бытия

Все известное нам сущее имеет структурную, пространственно-временную и динамическую организацию. Это заметно при изучении матер мира (материального бытия), но также можно обнаружить и в сфере человеческого сознания (идеального бытия). В связи с этим философы говорят о структурности, пространстве, времени и движении как о важнейших атрибутах бытия.  Структурная орг-я сущего проявля в том, что м/д его элем-ми,, а также внутри их самих сущ устойчивые связи, вместе образующие стр-ру, кот оказыв многоуровневой, иерархичной. Мир в целом обладает необычайно тонкой и точной «настройкой». Достат измен в нем одну мелочь, и вся система мироздания станет невозможной. Обнаружив этот факт, ученые ввели (в 1973 г.) понятие антропный принцип и предложили две его форм-ки – сильную и слабую. Слабый: «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». Сильный: «Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни».Т. е., соврем наука, изучая строение материального мира, подтвердила ту древнюю философскую интуицию, согласно кот сущ взаимосвязь микро- и макромира, чел-ка и Вселенной, т.е, единый космический порядок.

 Любая попытка описать этот порядок сразу же сталкивается с необход-ю охар-ть его пространственную и временную организацию. Пространство – это категория, кот фиксирует сво-во объектов быть протяженными, сосуществовать и граничить с другими объектами, занимать среди них особое место. Время – это категория, выражающая длительность и последовательность существования объектов, темп и ритм тех процессов, в кот они участвуют. Следует различать реальное пространство и время, являющиеся объективными формами бытия материи, перцептуальное пространство и время, зависящие от субъективного восприятия и связанные с потоком человеческих переживаний, и концептуальное пространство и время, т. е. различные теоретические модели пространственно-временной организации сущего.   

Большинство философов не выражают сомнения в существовании реального, иначе говоря, объективного пространства и времени. Их основ св-ми счит: для пространства – трехмерность и изотропность, для времени – одномерность и необратимость. Миру присуща и динамическая организация: он движется и в каждый следующий миг хоть в чем-то не похож на себя, бывшего раньше. Движение – это категория, которая обозначает всеобщее свойство сущего изменяться, переходить из одного состояния в другое. Ей противостоит и ее дополняет категория покоя, указывающая на св-во сущего обладать относительной устойчивостью и определенностью. Сущ разные формы движения (и покоя): механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная; к ним можно добавить идеальную форму движения, проявляющуюся в смене мыслей, чувств, идей и т. д. Важной разновидностью движения явл развитие – такое изменение сущего, кот имеет закономерный, необратимый, качественный характер. Заметим, что хотя всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие. Простое перелистывание страниц учебного пособия – это еще не развитие, в отличие от взросления или реального роста образованности. И все же большая часть изменений, происходящих в сущем, связано с его развитием. В современной науке и философии приобрела большую популярность концепция глобального эволюционизма, согласно которой все сферы сущего вовлечены в единый процесс развития, понимаемого как усложнение структурной организации мира.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!