О Рождении Сына Человеческого 5 страница



Чем характерны чудеса, приписываемые отроку Иисусу апокрифами? Прежде всего, я бы отметил две их особенности: бессмысленность, а порой даже и жестокость. Вот Он лепит из глины птичек, потом дует на них, и они улетают. Ничего подобного у евангелистов мы, конечно же, не найдем. Какое значение для спасения могут иметь ожившие глиняные игрушки? Наоборот, вот что говорится в Евангелии:

 

 

...

И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел  (Мф. 16: 1–4).

 

Все происходит буднично и скорбно: Господь будет распят и погребен. Христос сознательно не совершал никаких знамений только для того, чтобы засвидетельствовать что-либо о Себе Самом. Зато Он исцелил безнадежно больного, освободил бесноватого от вселившегося в него нечистого духа, вернул умершего сына убитой горем матери…

Апокрифы повествуют о таком чуде: в одну из суббот Иисус слепил из ила двенадцать воробьев, а когда иудеи осудили Его за это, Он хлопнул в ладоши, и воробьи улетели. В Евангелии от Матфея иудеи тоже осуждают Христа за нарушение субботы, но там речь идет о том, что Его ученики собирали зернышки, потому что были голодны:

 

 

...

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы  (Мф. 12: 1–8).

 

Евангелия не описывают никаких карающих чудес, кроме одного, связанного с иссохшей смоковницей, проклятой Господом (Мф. 21: 18–22; Мк. 11: 20–26). Карающих чудес по отношению к людям Христос не совершает. Апокрифы же буквально заполонены ими и создают ложное впечатление о том, что Иисус рос довольно-таки страшным отроком. Говорится, например, что Его сторонились и боялись. Среди иудеев даже возникло озлобление из-за чудес, связанных с местью.

Сразу в нескольких апокрифах повествуется о воскрешении мальчика. Упорное повторение описания этого чуда, в принципе, дает возможность допустить, что нечто подобное произошло на самом деле: «В субботу играл Иисус с другими детьми на крыше дома, и вот дитя упало с крыши и разбилось, и умерло. И не видели того родители его и стали кричать против Иосифа и Марии, говоря: «Зачем Сын ваш сбросил дитя наше на землю и умертвил его?» Но Иисус молчал и не отвечал ничего. И прибежали Иосиф и Мария, и спросила Его Матерь Его, говоря: «Господь Мой, скажи, если Ты сбросил его на землю». И тотчас же Иисус сошел с крыши на землю и позвал дитя по имени его: «Зенон!» И ответил Зенон: «Я, Господи!» И сказал ему Иисус: «Сбросил ли Я тебя на землю?» И ответило дитя: «Нет, Господи». И родители ребенка умершего изумились и воздали хвалу Иисусу, видя то чудо».

В Новом Завете говорится:

 

 

...

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей  (Ин. 20: 30).

 

Следовательно, у нас нет оснований жестко ограничиваться только каноническими текстами. Кстати, святой Ириней Лионский (ок. Г30 – ок. 202) утверждает, что воскрешенные Иисусом дети жили в течение долгих лет.

В апокрифах описывается чудо, связанное с плотницким делом. Иосиф подчеркнуто изображается неумелым плотником, но, когда у него что-то не получалось, Иисус чудесным образом исправлял его ошибки.

Иудеи недоумевали: Как Он знает Писания, не учившись?  (Ин. 7: 15). Апокрифы рассказывают о трех попытках учить Иисуса, из которых, впрочем, ничего не вышло. Подчеркивается Божественное разумение Иисуса; все Его учителя сталкивались с совершенно необычным Отроком, и все их старания оказались тщетными. Братья Иисуса одновременно оберегали и боялись Его.

В Евангелии от Луки, напротив, говорится о том, что жителям Назарета Иисус представлялся обычным молодым человеком:

 

 

...

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?  (Мк. 6: 3). Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда (  Мф. 13: 55),

 

– спрашивали они друг друга, увидев пришедшего в город Иисуса. Потому-то и сказано, что Господь не совершил там многих чудес по неверию их  (Мф. 13: 58).

Совершенно очевидно: свидетельства евангелистов противоречат апокрифическим сказаниям. К тому же, если бы Христос действительно совершил множество чудес в отроческие годы, то реакция иудеев на последующие события оказалась бы совершенно иной. Все это дает нам весьма веские основания еще раз усомниться в сообщениях о чудесах, которые Иисус якобы совершал в детстве, тем более что они не укладываются в рамки общепринятых представлений о Спасителе.

В «Евангелии младенчества» подробно рассказывается о волхвах и о том, что в виде звезды явился Ангел Божий. Позже некоторые святые отцы тоже будут склоняться к тому, что Вифлеемская звезда могла быть Ангелом. Так полагали, например, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский (1055–1107). Одни богословы говорили, что это – специально сотворенная звезда, другие – что звезда была обычной, но вела себя совершенно чудесным образом.

Существует так называемая «Книга Иосифа-плотника», повествование в которой ведется от Лица Самого Иисуса. В ней тоже немало нестыковок, но я не стану останавливаться на каждой из них. Поговорим об Иосифе. Странно, что он здесь назван плотником и священником одновременно. Иосиф не мог быть священником, поскольку не был левитом. Достаточно подробно рассказывается о его кончине и указывается его возраст, который соответствует приведенному в житиях, – сто одиннадцать лет. И в апокрифе, и в житиях говорится, что примерно в восемьдесят лет Иосиф взял Марию, был с нею обручен, а через тридцать лет началась проповедь Христа. Повествуется о том, что во времена антихриста придут пророки Илия и Енох, причем антихрист убьет их, а также неких Скилу и Тавифу.

Определенный интерес представляет «Тибетское Евангелие», тем более что для нашего времени характерно массовое увлечение восточными религиями, Тибетом и Шамбалой. Свидетельства «Тибетского Евангелия» активно муссируются, на эту тему снимается много фильмов.

В одном из таких телефильмов речь идет о буддийских монастырях в Гималаях, в которых якобы бывал Иисус. Согласно «Тибетскому Евангелию», Он до двенадцати лет прожил с родителями, что согласуется с текстами канонических Евангелий. В тринадцать лет Отрок должен был жениться, что полностью соответствует возрасту бар-мицва [32] , когда еврейские юноши вступали в брак. Эта традиция сохранялась и во времена раннего христианства. Кстати, и Дева Мария в четырнадцать лет была обручена Иосифу, а Матерью стала в пятнадцать. По тогдашним иудейским обычаям Она не считалась рано родившей женщиной – так было принято.

В «Тибетском Евангелии» говорится о том, что в связи с тем, что Иисусу предстояло выбрать Себе жену, Он оставил родительский дом и ушел с купцами к реке Инд, чтобы там усовершенствоваться в слове и изучить законы великого Будды.

Мог или не мог Иисус отправиться в Индию? Если рассуждать с точки зрения догматического богословия, то в том, что Он до тридцати лет прожил там, нет ничего противоречащего православному вероучению. Ведь бывал же Господь в Египте! Еще говорят, что, раз Спаситель пришел ради всех людей, то и в Индии Он проповедовал в категориях тамошнего мышления и верований. Единственное, чего мы категорически принять не можем, так это утверждения о том, что Иисус направился туда, чтобы «усовершенствоваться в слове и изучить законы великого Будды». Разумеется, этого быть не могло, поскольку Предвечное Слово и Божественная Премудрость, воплотившиеся во Христе, не нуждались в изучении духовного наследия пусть даже и великого человека. Иисуса, «постигающего чье-то учение», христианское сознание не приемлет.

Далее в книге повествуется о том, что четырнадцатилетний Иисус поселился в Индии у ариев [33] . Белые жрецы Брахмы [34] научили Его читать и понимать Веды [35] , исцелять молитвами болезни и изгонять злых духов из тел человеческих. Эти утверждения тоже не могут быть нами приняты, потому что Иисус все это совершал не с помощью молитв, а Своей собственной силой.

 

Чем отличаются чудеса, явленные Иисусом, от чудес, совершенных угодниками Божиими? Святые молятся, но что случится после их молитв и произойдет ли что-нибудь вообще, они и сами могут не знать. Иисус же, совершая чудо, не молится: Он запрещает ветру дуть, и ветер стихает [36] . Он повелевает мертвой: «Талифа куми!», то есть «Девица, встань!» [37] – и девица встает.

«Аз есмь», – говорит Господь. Он не говорит: «Я проповедую истину», а утверждает: Я есть истина  (Ин. 14: 4; Деян. 9: 5). Апокриф явно принижает Христа и потому нашим сознанием отторгается.

Согласно «Тибетскому Евангелию», Иисус нарушил строгое кастовое деление, общаясь с вайшьями [38] , сотворенными из головы и груди Будды, и одновременно – с шудрами, сотворенными из его чрева и ног [39] . Такое общение было строго запрещено в Индии и в действительности происходить не могло.

Далее говорится, что Иисус проповедовал против идолов и свидетельствовал о Едином Боге Отце. Рассказывается о том, как индийские жрецы преследовали Его, из-за чего Господь вынужден был скрываться в Гималайских горах, на территории современного Непала, где родился и жил Будда Шакьямуни [40] . Там Иисус якобы изучал священные списки сутр [41] . Согласно апокрифу, Будда послал Его распространять свое слово и Иисус стал посланником Будды. Указывается даже место, откуда Иисус позже вернулся на Святую Землю…

Довольно интересно описан спор Иисуса со жрецами, совпадающий с библейской проповедью Единобожия. Дальше говорится о том, что Иисус уходит из Индии в Персию, где тоже проповедует против идолопоклонства, и пересказывается Его ученый спор с персидскими язычниками.

В двадцать девять лет Иисус якобы возвращается в Израиль, где, согласно «Тибетскому Евангелию», проповедует «Нерукотворный Храм Сердца», выступая против всяческого внешнего богопочитания. Описывается ожесточенная борьба Пилата с Иисусом. Однако если в канонических Евангелиях Пилат, в общем-то, не противник Иисуса, то здесь он откровенно враждебен по отношению к Нему.

Наконец, свершается казнь Господа на Кресте. Нам сообщается: Пилат, дескать, тайно похитил Его тело из гробницы и перезахоронил в другом месте, при этом опустевший гроб не мог не вызвать людских кривотолков. Таковы догматические представления «Тибетского Евангелия»… Оно откровенно обходит молчанием факт Воскресения Христова, фактически не признавая его.

Христианская вера отвергает свидетельство «Тибетского Евангелия» о том, что Иисус учился в Индии. Он – Учитель, а не ученик! Сам факт Его пребывания в тех местах хотя и не противоречит догматике, но ничем не подтвержден и не соответствует словам иудеев: Как Он знает Писания, не учившись?  (Ин. 7: 15). Такой вопрос не мог бы быть задан, если вся Его жизнь не прошла бы на их глазах.

При желании не составит труда ознакомиться и с так называемым Евангелием от Никодима. Там, среди прочего, подробно описывается, как душа Иисуса спускается в ад, как вся преисподняя приходит в движение, как сатана и другие злые духи пытаются противостоять Господу. Речь заходит и о совоскресших со Христом.

В Новом Завете говорится о том, что, когда Иисус умер, гробы отверзлись, а по Его Воскресении из них вышли многие святые. Сказано, что они зашли в Иерусалим и проповедовали там, и многие из тех, кому не довелось увидеть Воскресшего Христа, увидели их. Евангелие от Никодима все это подтверждает и даже называет имена воскресших сыновей Симеона Богоприимца: Карин и Левкий, которые ожили и долгое время пробыли в окрестностях Иерусалима: «Встал Иосиф и сказал Анне и Каиафе: “Воистину достойно удивления то, что вы услышали, – как видели Иисуса живым, восставшим из мертвых и возносящимся на небо. Но еще более удивительно, что и других воскресил Он из гроба, и в Иерусалиме их многие видели. И сейчас послушайте меня! Ведь все мы знаем великого законника, блаженного Симеона, который принял отрока Иисуса своими руками. У этого Симеона было два сына, которые умерли, и все мы были при кончине их и погребении. Придите и посмотрите: гробницы их раскрыты, ибо они воскресли. И сейчас живут они вместе в городе Аримафее, [пребывая] в молитвах. Живы они, и идет молва, что ни с кем они не говорят, но только молчат, как мертвые. Придем же к ним со всем почтением, смирением и кротостью, и приведем их к нам, и заклянем их [Богом] рассказать нам о воскресении, не сокрыв никаких тайн”».

Евангелие от Петра в основном описывает страдания Христа, практически ничем не отличаясь от канонических Евангелий и ничем особенным их не дополняя.

Евангелие от Филиппа насквозь проникнуто гностицизмом [42] и к апостолу Филиппу никакого отношения не имеет. Ученики Христовы не были обучены всей этой эллинской премудрости и в простоте проповедовали то, что видели во Христе. Этот апокриф, появившийся в конце I или во II веке, понадобился гностикам исключительно для того, чтобы обосновать свое учение.

В то время в Церковь пришли аристократы и ученые, привнесшие в христианство элементы эллинизма и смешивавшие библейское повествование с собственными представлениями. Так в наше время приверженцы оккультизма [43] пытаются совместить различные философские системы с Евангелием. Эклектика вообще всегда ценилась и ценится в интеллектуальной среде.

В конце XIX столетия был обнаружен фрагмент «Изречения Иисуса», каждое изречение которого начинается со слов: «Иисус сказал». Этот документ интересен тем, что в значительной степени соответствует каноническим Евангелиям, при этом некоторые изречения приводятся в несколько иной редакции, подчеркивающей другие смысловые нюансы.

Таков образ Иисуса апокрифического, который хотя в определенной мере и соответствует образу Иисуса евангельского, но все же никогда не дорастает до Его высоты. Иисус апокрифический – плод порой просвещенных, а порой и наивных человеческих размышлений, а, точнее говоря, мудрствований. Это и неудивительно: Господь пришел в мир, и это потрясло всех. О Нем заговорили, зашумели, загалдели… Можно себе представить, насколько трудно было апостолам возвещать Евангелие на фоне всевозможных домыслов о Христе! Читая апостольские Послания, мы видим, как они иногда резко, а иногда скорбно пишут об этом:

 

 

...

Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых  (2 Кор. 1:8). Ибо я знаю, что, по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада…  (Деян. 20: 29).

 

Вера тогда еще не утвердилась. Сейчас есть Православная Церковь и любой человек может осведомиться, что по тому или иному поводу говорит Патриарх, что думает об этом Церковь. I век – не только время противостояния первых христиан мощной Римской империи, но и период мучительной борьбы с еретиками. По слову Гамалиила [44] ,

 

 

...

если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его;  [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками  (Деян. 5: 38–39).

 

Мы видим, что, в конечном счете, апокрифический образ Иисуса рассыпается как карточный домик. Жив лишь Христос Евангелия. Христианство устояло, Библия и сейчас,

спустя двадцать веков, – главная, самая читаемая Книга. Сама жизнь произвела этот отсев. С другой стороны, для христианина, для историка, для богослова во всем этом водовороте апокрифической литературы находится достаточно много интересного, и, как мы уже отметили, даже такого, что Церковь приняла в свое Священное Предание.

 

Иисус ислама

 

Не только христиане веруют во Христа; в мусульманстве вера в Иисуса занимает одно из центральных мест. Его роль в исламе несопоставима ни с одним из пророков. Ожесточенно противостоя христианам, мусульмане этого недопонимают: на самом деле они борются не против Христа, а за своего  Христа, за того, в Которого веруют.

Шахада [45] провозглашает: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его», тем не менее, Иисусу в исламе отведено чрезвычайно важное место. Если, говоря об Иисусе, мусульмане иногда и принижают Его роль, то происходит это в значительной степени из-за прославляющих Его христиан. Беседуя с мусульманином, мы должны обращаться к его религиозному сознанию, а не рубить сплеча, утверждая, что его вера – «неправильная». Настоящий миссионер должен отталкиваться именно от сознания человека и постепенно возводить его к евангельскому Христу.

Сравним цитаты из Нового Завета с мусульманскими хадисами [46] . Апостол Павел пишет о том, что Иисус есть сила Божия и Премудрость [47] . Сам Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь  (Ин. 14: 6). В Коране, в девятнадцатой суре [48] , мы читаем: «Таков Иса (Иисус), сын Марьям (Марьям)! Таково истинное Слово, относительно которого они препираются» [49] . Коран здесь почти возвышается до первой главы Евангелия от Иоанна. Почти, но все-таки не до конца…

Имя Иисус в арабском языке звучит как Иса, но я продолжу говорить так, как мы все привыкли. Иисусу так или иначе посвящены 15 сур, 93 аята [50] Корана. Это достаточно много. Текст Корана, так же как и текст Библии, разделяется на главы и стихи. Скажем, Авраам упоминается в 245 аятах, а Моисей – в 502. Об Иисусе говорится меньше, но значение Его велико и даже в чем-то превосходит их роль. Иисус в Коране превыше всех ветхозаветных и арабских пророков.

Среди новозаветных пророков упоминаются апостолы, кроме разве что Павла, которого мусульмане не любят, ведь именно он утверждал в тех краях христианство.

Арабские пророки Корана еще до Мухаммеда исповедовали единобожие, поклоняясь Богу Авраама. Среди множества пророков выделяются пять посланников Божиих: Ной (Иух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммед. Они тоже именуются пророками, но их значение – выше пророческого. Ной, Авраам и Моисей – и по Библии исключительные. Бог заключил завет с Ноем, Бог заключил завет с Авраамом, Бог заключил завет с Моисеем. Бог заключил Новый Завет через Иисуса, но у мусульман есть еще и Мухаммед.

Для начала определим, во что мусульмане не верят. Мусульмане не признают того, что Христос есть Бог. Мы говорим: «Христос истинный Бог наш», – вот это они отвергают. В Коране говорится: «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)» (Коран, 5:17). Коран этого не принимает, в Коране Бог один, Он всемогущ, Он Всевышний, Он не воплощался; никакого боговоплощения не может быть в принципе. Иисус по Корану поклоняется Богу так же, как и все остальные тварные существа.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!