Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 4 страница



Высокая духовная культура Вед была разрушена из-за того, что правители Индии не получали больше со стороны брахманов истинно духовных наставлений. Ведические законы и ритуалы с течением времени стали трудны для исполнения и непонятны. Однако кастовые брахманы не обращали на это внимания и никогда не пытались реформировать законы религии в соответствии со временем и обстоятельствами. Они культивировали знание и пытались постичь Бога сухим изучением священных писаний, постепенно утрачивая свою преданность и любовь к Богу. Набожные индусы становились профессионалами в своем деле. Ими владела уже жажда дешевых удовольствий, богатства и славы.

Навадвипа раскинулась на слиянии двух священных рек - Ганги и Джаланги. Со всех сторон омываемая Гангой, которая растеклась здесь на множество рукавов, Навадвипа, что в переводе означает девять островов, занимала пространство в 32 квадратных мили. Основанная династией индийских правителей Сена в 1063 году н.э., Навадвипа всегда была столицей Бенгалии. Последним монархом был царь Лакшман Сена, потому что в 1202 году страна стала частью исламской империи.

Навадвипа состояла из множества мелких деревень, теснившихся на ее островах и связанных между собой узами соседства и родства. Несмотря на владычество мусульманских династий, простые люди Навадвипы - мусульмане и индусы - всегда жили в мире и согласии. Они приглашали друг друга в гости и обращались чача, то есть дядя к старшим и дада - брат- между собой.

На всю Индию гремела слава Навадвипы как центра образования и родины навья-ньяя, подробной системы логики и полемики, которая зародилась в Митхиле. Ее ученые пандиты создали обширную литературу на санскрите, и Навадвипа стала лучшим местом изучения этого древнего языка ведических писаний. Это сделало ее оплотом ортодоксального брахманизма, где постоянно проходили дискуссии на основе священных текстов.

Судьба распорядилась так, что Навадвипа процветала. Кто в силах описать ее несметные богатства?! На берегах Ганги толпились сотни тысяч принимающих омовение паломников. Богиня знаний Сарасвати благоволила к Навадвипе. Жители города уверенно толковали сокровенные части Вед и немало гордились своими познаниями. Даже юнцы смело вступали в споры с известными учеными. Отовсюду приходили сюда юноши учиться логике и грамматике, чтобы в будущем получить какое-нибудь почетное звание. Навадвипа полна была ученых пандитов и их приверженцев.

Жители, довольные собой и судьбой, оставались неизменными любимцами богини процветания Лакшми. Свои деньги и время они растрачивали в мирских удовольствиях и учебных занятиях, отчего становились еще горделивей и бесчувственней. Зачем было помнить о Кришне, Верховном Господе? Люди теряли вкус к преданному служению и становились грубыми материалистами, обрекая себя на тройственные страдания. Все это происходило очень быстро и необратимо, и потому будущее Навадвипы было печальным.

Из всей религиозной практики они знали лишь, как молиться полубогам, и в особенности Дурге, о преходящих материальных благах. Преданные Чанди (Дурги) и Манасы - брахманы культа шакта, или смарта-брахманы, были самыми влиятельными в обществе. Они владели мантрами и имели широкую клиентуру среди всех слоев.

Каждая семья копила богатства на свадьбы своих сыновей и дочерей, даже не задумываясь, как бесполезно проходит их жизнь. Чванливые ученые и высшие священнослужители известных фамилий - Бхаттачарьи, Чакраварти и Мишры - не знали истинной цели писаний. Несмотря на все свои познания, они вели себя вопреки закону Бога, и вместе с учениками все глубже тонули в водовороте безбожия и порока. Никто не говорил о воспевании святого имени Господа - единственно доступной религии для людей века Кали. Жизнь полна была сплетен и праздности.

В Навадвипе было немало суеверных монахов и отшельников, однако святое имя Кришны даже случайно не сходило с их уст. Самые благочестивые один раз в день упоминали имя Говинды в своих утренних ритуалах. Служение Верховной Личности Бога, Шри Кришне, не имело здесь будущего, тем более, что никто не читал и не проповедовал Бхагавад-Гиту или Шримад-Бхагаватам.

В Навадвипе было немало вайшнавов, многие из которых были поистине великими душами. Они всегда повторяли святые имена Господа, совершали омовение в Ганге и поклонялись Кришне трижды в день. Но как ни старались, они не могли найти даже одного желающего послушать о нектарных играх Кришны, и потому прославляли Господа в своем узком кругу.

Преданных удручало, что люди Навадвипы не испытывают интереса к духовному посланию. Они очарованы майей, иллюзорной энергией Господа, и в погоне за призрачными радостями лишаются своих лучших качеств. Когда наступит смерть, они потеряют все, что накопили в жизни. Но никто не думает об этом, никто не помнит о Кришне. Как освободить живые существа этого мира от покрова иллюзии? Когда вайшнавы обращались к кому-нибудь с просьбой повторять святое имя Господа, глухое непонимание было им ответом.

Невозможно было спокойно смотреть, как гибнет эта духовно богатейшая страна, некогда ставшая обителью самого Бога. О Господь, - молились вайшнавы, - почему всегда благословенная Индия, где Ты являл Свои божественные игры, давшая рождение таким великим преданным, как Дхрува и Прахлада, так обнищала любовью и преданностью Тебе и стала полна гордых, самовлюбленных людей? О Нараяна, почему Индия, всегда пользовавшаяся Твоей милостью, обитель великих мудрецов, подобных Шукадеве Госвами и Нараде Муни, стала завоеванной фанатиками-мусульманами? Чьи грехи обрекли ее на такие страдания?! Когда бы нечестивые правители и религии ни завоевывали эту страну или даже ее незначительную часть, Ты нисходил Сам, принимая удивительный и чарующий облик, чтобы защитить мудрость и добродетель и наказать грешников, даруя им освобождение от грехов. Почему же Ты теперь не делаешь этого, о освободитель падших?!

Самым великим вайшнавом в Навадвипе и во всей Бенгалии был Адвайта Ачарья, прославленный на всю вселенную. Ему было уже пятьдесят два года, и он был богат, имея дома в Навадвипе и Шантипуре, небольшом городке на берегу Ганги недалеко от Навадвипы. Адвайта Ачарья был совершенно необычной личностью в этом мире. Его звали Адвайтой, потому что он неотличен от Самого Господа Вишну, который творит материальный космос. А ачарья означало, что Он пришел проповедовать любовь и преданность Господу, считая себя смиренным слугой Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

* * *

 

Лабхадеви, мать Адвайты Ачарьи, однажды увидела во сне, как Господь Садашива, размышляя о безнравственности века Кали, разрушающего в людях всякую добродетель, преисполнился сострадания и решил отправиться на берег Причинного океана, на водах которого в медитационном сне возлежит Господь Маха-Вишну. Молясь о милости, Садашива понял, что Вишну отзовется лишь на жертвоприношения Своего преданного и решил совершать суровые аскезы в течение 700 лет на благо человечества. Господь Маха-Вишну, видя сострадание Садашивы к людям, явился перед ним и сказал:

- Мой дорогой Садашива! Почему ты пытаешься удовлетворить Меня суровыми аскезами? Мы с тобой неотличны!

- О возлюбленный Господь! - ответил Садашива, - Если Ты не наделишь меня силой спасти людей века Кали, разве я сам смогу это сделать?!

Слушая Садашиву, Маха-Вишну разделил это острое чувство сострадания к падшим людям века Кали. Они обнялись и приняли один облик, появившись на земле как Шри Адвайта Ачарья.

Продолжая смотреть свой сон, Лабхадеви увидела Ямараджу. Бог смерти приблизился к Маха-Вишну и сказал:

- Мой дорогой Господь, если Ты снизойдешь в век Кали как Адвайта Ачарья ради освобождения каждого, я останусь без работы - не будет ни одного грешника, которого я должен наказывать в аду!

- Не беспокойся, - ответил Господь Яме, - все безнравственные люди, осознанно избегающие нектарной волны божественной любви, которая затопит людей века Кали - имперсоналисты, карми, сухие логики, оскорбители и атеисты - непременно встретятся с тобой, чтобы отправиться в ад.

Услышав такие заверения, Яма успокоился и вернулся в свою обитель. Лабхадеви проснулась и весь этот день думала о том, как неисповедимы пути Господни и как Он велик.

Но давайте ненадолго остановимся, чтобы познакомиться с Куверой Пандитом, мужем Лабхадеви и будущим отцом Шри Адвайты Ачарьи.

Кувера Пандит был ученым брахманом, опытным в совершении ведических жертвоприношений и изучении Вед, священных писаний. Он родился в 1410 году н.э. и жил в провинции Шри-хатта, которая в наши дни известна как Бангладеш, в деревне Лауда. Кувера Пандит был сыном Нрисимха Раджи, который пришел в эти края из Шантипура.

В предыдущем рождении отец Адвайты Ачарьи был хранителем сокровищ полубогов Куверой, главой Гухьякасов, или привидений, всегда сопровождающих Господа Шиву. Поскольку это был один из самых преданных Шиве учеников, он получил благословение снизойти на Землю и стать отцом Господа Шивы - отцом Шри Адвайты Ачарьи.

Прежде чем родился Адвайта, Лабхадеви и Кувера Пандит стали родителями шести сыновей: Лакшмикатха, Шрикантха, Харихарананда, Садашива, Кушала и Киртичандра. У них родилась также дочь - воплощение Ганги, но она умерла еще в детстве. Из шести сыновей, четверо приняли санньясу, оставив родной дом и пустившись в путешествия по святым местам. Оставшиеся двое старших братьев Шри Адвайты Ачарьи стали домохозяевами, и потомки их до сих пор живут в Бангладеш.

Куверу Пандита так удручало отречение четверых его сыновей, что он оставил свою высокую должность придворного советника царя Дивьясимхи, правителя Шри-хатты. Вместе с женой и детьми Кувера ушел в Западную Бенгалию и поселился в Шантипуре. Здесь на берегу благословенной Ганги они стали проводить свои дни в молитвах и аскезах.

Кувера Пандит принял на себя обет молчания - мауна-врата, и именно в это время жена его Лабха увидела свой удивительный сон о Маха-Вишну и Садашиве. Когда она рассказала мужу этот сон, Кувера возликовал в душе, понимая, что Сам Верховный Господь пожелал снизойти во чрево его жены. Вскоре Лабхадеви понесла, и вся семья вернулась в Лауду. Теперь Верховный Господь беспрерывно проявлял Себя в их сознании, и сердца обоих стали светиться божественным сиянием.

Жители Шри-хатты, наблюдая за Лабхадеви, с нетерпением ожидали появления божественного ребенка.

Наконец, в феврале 1434 года по христианскому календарю, на семнадцатый день прибывающей луны месяца Магха Верховный Господь под именем Шри Адвайты Ачарьи снизошел на землю, и великий океан экстаза, взволнованный восходящей на осеннем небе луной Адвайты, вышел из берегов. В этот благословенный час люди вошли в воды Ганги, повсюду звучало святое имя Хари. Кувера Пандит утопал в этом океане радости, в величайшем счастье раздавая бесчисленные подарки святым брахманам. Неслышно он вошел в комнату жены взглянуть на сияющего божественным светом новорожденного ребенка, и сразу же сам засиял таким же светом.

Жители деревни сбежались посмотреть на мальчика, никто еще не видел такой красоты. Какие благочестивые поступки должны были совершить Его родители, чтобы в столь преклонном возрасте обрести такого чудесного сына! Местные астрологи и пандиты предсказывали, что этот мальчик освободит весь мир.

Во время церемонии аннапрасана, когда ребенку дают зерно и нарекают именем, семейный священник назвал малыша Камалакша, что значит лотосоокий.

 

* * *

 

Обычно вайшнавы собирались в просторном доме Адвайты Ачарьи - всех влекла сладкозвучная киртана, прасад и вдохновенные речи хозяина дома. Преданные слушали истории о Кришне, и печаль их понемногу рассеивалась. Среди постоянных гостей были Шриваса Тхакур и три его брата, не так давно поселившиеся на западном берегу Ганги. Адвайта Ачарья был выдающимся духовным учителем, учеником святого Мадхавендры Пури. Он возглавлял всех бенгальских вайшнавов. Его служение Кришне было самым прославленным в творении Брахмы. Обычно он читал Бхагавад-Гиту или Шримад-Бхагаватами говорил о сокровенном смысле Вед:

- Служение Господу Кришне с любовью и преданностью - вершина всего знания и отречения. Желая миру блага, вайшнавы идут от двери к двери и проповедуют славу святого имени Господа.

Адвайта Ачарья был очень сострадателен. Он видел, как люди сходят с ума от жажды новых удовольствий. Они поклоняются Дурге со множеством подношений, предлагая рыбу и вино. Все это сопровождается разгульными песнями, танцами и музыкой. Однако их уши остаются глухи к благословенному посланию Господа. Адвайта Ачарья собирал у себя вайшнавов, пытаясь привлечь людей к Богу, но ни одна душа не откликалась. Зачем петь и танцевать для Кришны? Какой в этом смысл? Какие странные эти вайшнавы! Нет, народ лишь насмехался и злословил.

Шри Адвайта ходил в великом горе. Рождение, смерть, старость и болезни по пятам преследуют каждого, и Шри Адвайта ничего не может изменить! Изо дня в день он думал о том, как спасти падшие души века Кали. Только Кришна поможет им, - размышлял он, чувствуя все возрастающую решимость. - Пусть Он снизойдет на землю и, проповедуя собственным примером, одарит всех преданных служением. Лишь тогда мир обретет освобождение. И Адвайта Ачарья стал совершать аскезы.

С наступлением сумерек Шриваса Тхакур и его братья начинали вечернюю киртану. Они были сыновьями Джаладхары Пандита из провинции Шри-хатта, великими преданными Господа Кришны, прославившимися на всю Навадвипу. Их дом стоял по соседству с домом Джаганнатхи Мишры, с которым братья близко сдружились. Они часто вместе слушали Бхагаватам, но никто кроме Шривасы, старшего из братьев, не догадывался, что скоро этот ученый брахман станет отцом Махапрабху. Преданность Шривасы Пандита Господу была столь велика, что он сознавал скорое нисхождение Кришны в этот мир.

Дом Шривасы Тхакура был подобен духовному миру Вайкунтхи. Пение святого имени Хари под мелодичный звон караталов далеко разносилось из открытых окон по всей улице. Это повторялось каждый день, и невежественные соседи без стеснения поносили Шривасу, объявляя его сумасшедшим.

- Из-за него погибнет вся деревня, - говорили они между собой.

- Да, мусульмане уничтожат нас, если услышат, как громко здесь поют святые имена Кришны!

Некоторые даже грозились разнести в щепки дом Шривасы и спустить в воды Ганги, а самого его прогнать в шею.

- Тогда мы обретем мир и покой, а иначе мусульмане измучат нас!

Вайшнавы чувствовали себя беспомощными и со слезами на глазах молились Господу Кришне - извечному свидетелю всех наших помыслов и деяний: О Говинда, когда Индия стонала от тирании Камсы и Джарасандхи, Ты явился как Хари, покоритель демонов и защитник праведных, и покончил с этой тиранией. Почему же сейчас Ты не слышишь нас? Где же Ты, Господь нашей жизни, почему же Ты не приходишь защитить нас?! Снизойди, о Господь, яви Свой чарующий лик, и затопи эту страну волнами Своей милости. Этот мир похож на выжженную солнцем мертвую пустыню, пожалуйста, снизойди, словно цветущий и полный жизни оазис и даруй нам прибежище!

Когда последняя новость об угрозах и оскорблениях Шривасы достигла ушей Адвайты Ачарьи, он вспыхнул гневом. Кришна должен явиться в этот мир - восстановить принципы религии, защитить Своих преданных и наказать безбожников! Пусть каждый увидит Его своими глазами! В этот век Кали нет иной религии, чем воспевание святого имени Хари, - думал Шри Адвайта, - но как же призвать Самого Господа?! Я должен поклоняться Ему и смиренно молить снизойти. Не буду Я Адвайтой, если не заставлю Кришну начать великую санкиртану - движение воспевания святого имени!

Пока Он размышлял о том, как удовлетворить Господа, ему на ум пришел такой стих: Шри Кришна, очень благосклонный к Своим преданным, готов отдать Себя тому, кто предлагает Ему лист туласи и пригоршню воды Ганги. Адвайта Ачарья понял, что Господь Кришна, чувствуя Себя в долгу, подумает: Во всем творении нет большего богатства, чем лист туласи и святая вода!- и отдаст Себя во власть Своего преданного.

Адвайта Ачарья пришел на берег великой Ганги и, медитируя на лотосные стопы Господа, стал поклоняться шалаграма-шиле, Верховной Личности Бога в форме камня. Он сидел у небольшого алтаря, предлагая Господу по восемь едва распустившихся цветков туласи и воду из Ганги. Кругом было тихо и безлюдно. Небо озарялось розовыми восходами и закатами. Спокойная и величественная река медленно уносила прочь предложенные цветы туласи, которые Шри Адвайта бережно опускал в воду. Как раз в это время чуть ниже по течению совершала свои ежедневные омовения Шачидеви. Судьба распорядилась так, что цветы Адвайты Ачарьи, проплывая мимо, коснулись ее стройного тела, от чего вскоре родился у Шачидеви чудесный мальчик по имени Вишварупа.

А Адвайта Ачарья громко взывал к Кришне, моля снизойти на грешную землю. Его била дрожь, пот струился по лбу от глубочайших духовных переживаний. Зов Адвайты был таким могучим, что заполнил собой все пространства вселенной и достиг обители Брахмы, он проник за пределы материального мира и вошел на Вайкунтху.

Верховный Господь Шри Кришна почувствовал аромат цветов туласи и силу любви Адвайты Ачарьи. Смиренные мольбы преданных тронули Его сердце. Он Сам стал плакать, видя жалкое состояние дорогой Ему земли Бхаратаварши, и решил снизойти.

 

* * *

 

В Шри-хaтте, провинции Восточной Бенгалии, в мeстeчкe под нaзвaниeм Дхaтa-дaкшинa-грaмa жил очeнь обрaзовaнный брaхмaн по имeни Шри Упeндрa Мишрa. Он был вeликим прeдaнным Господa Вишну, богaтым и добродeтeльным чeловeком. Он облaдaл всeми лучшими качествами души, и люди увaжaли eго зa блaгочeстиe, знания и доброту. Шри Упeндра Мишра имел сeмь сыновeй. Пятому сыну, которого звaли Джaгaннaтхa, и суждeно было стaть отцом Господa Чaйтaньи.

Тaк жe кaк Нaндa Мaхaрaджа, воспитaвший Кришну, или Вaсудeвa, родной отeц Господа, Джaгaннaтхa Мишрa с детства воплощaл в сeбe окeaн добродeтeлeй.

Среди повзрослевших сыновей Упендры только Джаганнатха проявил склонность к наукам. Чтобы получить хорошее обрaзовaниe, он покинул родитeльский дом и отпрaвился в Нaвaдвипу, знаменитую своими учеными-пандитами. Тaм он повстрeчал извeстного aстрологa-вайшнава Нилaмбaру Чaкрaвaрти и стaл обучaться у нeго. У Ниламбары Чакраварти было двое сыновей - Ягьявивара и Ниранья, и две дочери. Вскорe Джаганнатха жeнился нa одной из них - Шачидеви, крaсивой и скромной дeвушке. Шачидеви родилась в деревне Джаяпур, провинции Силхет, у добродетельной Вилашини. Послe свaдьбы Джaгaннaтхa Мишрa нaвсeгдa остaлся жить в Нaдии, нa бeрeгу Гaнги.

Шримaти Шaчидeви былa целомудренной и преданной женой, и Джaгaннaтхa очень любил ее. Однa зa другой у них родились сeмь дочeрeй, но срaзу послe рождeния девочки умирaли. Для родитeлeй это было большим горем, и Джaгaннaтхa Мишрa молился лотосным стопaм Господa Вишну о рождeнии сынa.

Господь внял молитвам Джaгaннaтхи и вскорe дaл eму сынa. Мaльчикa нaзвaли Вишвaрупa. Нeобыкновeнный сын родился у Джaгaннaтхи Мишры и Шримaти Шaчидeви. Своe могущeство и возвышeнныe кaчeствa он получил от Сaмого Господa Бaлaрaмы. Вишварупа был красив, как бог любви, для родителей Он стал поистине источником радости.

С раннего детства Вишварупа не проявлял никакого интереса к мирским предметам. Служение домашним Божествам и старинные книги отца занимали его гораздо больше. Поэтому, когда он подрос, он чуть ли ни наизусть знал многие священные писания.

Родитeли с любовью и нeжностью воспитывaли Вишвaрупу, и были бeсконeчно счaстливы. Они были благодaрны Кришне зa такой дар и служили лотосным стопaм Господa с eщe большим усeрдиeм, чeм прeждe. Джаганнатха Мишра и Шачимата не были из числа тех набожных материалистов, которые обращаются к Богу в нужде, а получив желаемое, забывают о Нем, пока желания и боль снова не заставят взывать к Богу.

И вот нaстaл чeрeд придти Сaмому Господу Кришнe. Тeпeрь Его тeло будeт золотого цвeтa, a имя - Шри Кришнa Чaйтaнья Мaхaпрaбху. По всeй всeлeнной разнесется слaвa о сaмом милостивом воплощeнии Господa Кришны!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!