Кузнецова Н. В. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 400-406; Ианнуарий (Ивлиев), архим. Беседы на Евангелие от Матфея и Марка.

Толкование_юный_теолог

Неделя 30-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Лк., 91 зач., XVIII, 18–27 (ср. Мф 19:16-30; Мк 10:17-31).

Перевод РБО:

18. Один начальник спросил Его:

– Благой Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?

 19. – Почему ты называешь Меня благим? – ответил Иисус. – Никто не благ, кроме одного Бога. 20. Ты знаешь заповеди: «не нарушай супружескую верность», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца и мать»[1].

21. – Все это я соблюдаю еще с дней моей юности, – сказал он. 22. Услышав это, Иисус сказал ему:

– Одного тебе еще не хватает. Продай все, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной.

 23. Когда начальник услышал это, он опечалился, потому что был очень богат. 24. Иисус посмотрел на него и сказал:

– Как трудно богатым войти в Божье Царство! 25. Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.

26. Те, кто это слышал, спросили:

– Кто же тогда вообще может быть спасен?

 27. Иисус ответил:

– Невозможное человеку возможно Богу.

 

Рассказ о богатом юноше часто понимается неверно. Многим кажется, что его содержание в том, будто настоящим последователем Иисуса Христа может стать только тот, кто откажется от своей собственности. Мол, только такой человек, в конце концов, обретет вечную жизнь в Царствии Божием. Но такое понимание рассказанной в Евангелии истории неправильное, ложное. Речь в рассказе совсем не об этом. Если мы желаем правильно понять историю с богатым юношей, нам надо взглянуть на исходную ситуацию. Человека, подбежавшего к Иисусу, интересовало, чтo ему надо сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. С этим вопросом он обращается к Иисусу. Этот отрывок состоит из двух частей: 1) рассказ о богаче (ст. 18-23); 2) отношение к богатству (ст. 24-27).

Ст. 18 - По пути в Иерусалим к Иисусу подошел человек, принадлежавший к верхушке общества. Один из видных лю­дей - греческое «архон» («правитель») означает, что это был влиятельный и богатый человек - старейшина синагоги или член Синедриона. Он обратился к Нему со словами «Добрый Учитель». Он явно хочет задать Иисусу вопрос не из праздного любопытства, для него это вопрос жизненно важный. В ту пору редко кому пришло бы в голову спросить, что надо делать, чтобы получить (букваль­но: «унаследовать») вечную жизнь. Всем известно: надо со­блюдать Закон Моисея, в нем содержатся Божьи заповеди.

Ст. 19 - Иисус начинает ответ загадочными словами: «Что ты называешь Меня добрым? Никто не добр, один только Бог». Пока что никто из комментаторов не сумел найти вра­зумительного объяснения этим словам. Одни говорили, что евреи называли добрым одного только Бога, но это не соот­ветствует истине (см. Притч 12:2; 14:14; Мф 12:35 и др.). Прав­да, обращение с эпитетом «добрый» действительно было дос­таточно редким. Например, в Талмуде только один раз встречается подобное обращение к рабби, жившему в IV в. Другие пытались найти психологическое объяснение: Иисус хочет охладить пыл и вылить ушат холодной воды на его молодой энтузиазм. Вероятно, это смущало не только нас, потому что Матфей изменил и вопрос богача, и ответ Иисуса: «Учитель, что я должен сделать доброго..? - «Что ты спра­шиваешь Меня о добром?» (Мф 19:16-17). Быть может, наиболее правильно будет предположить, что Иисус с самого начала хочет переключить его внимание на Того, кто является един­ственным источником вечной жизни - на Бога. Есть, правда, еще одно, очень простое объяснение, и оно, возможно, ближе всего к истине: Иисус не любил титулов, Он позволял назы­вать себя рабби, или учителем, это было вежливое обращение, так называли любого уважаемого человека. Но когда богач добавил еще эпитет «добрый», это чуть-чуть перешло границы простой вежливости и стало льстивым, и Иисус резко оборвал его. Этим Он подал пример Своим ученикам не увлекаться почетными титулами (ср. Мф 23:8-10).

Ст. 20 - Иисус приводит пять заповедей со второй скри­жали (у Марка шесть: вместо последней - «не пожелай» - стоит «не обманывай»). Это заповеди, регулирующие отно­шения людей друг с другом.

Ст. 21 - Богач отвечает, что он выполняет все эти запо­веди с юных лет. Некоторые толкователи видели корень зла в этом его утверждении: он, дескать, самодоволен и горд, лишен смирения, ведь никто не в состоянии выполнить все заповеди Закона. Но очень многие люди того времени были уверены, что человек способен выполнить их и делает это с радостью (см. Пс 119 (118); Флп 3:5).

Ст. 22 - В апокрифическом Евангелии евреев в ответ на слова богача о том, что он исполняет Закон и пророков, Иисус говорит: «Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смот­ри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы гря­зью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним?» Но Иисус не подвергает слова бо­гача сомнению, а в Евангелии Марка даже говорится, что он сразу полюбился Иисусу (Мк 10:21). Возможно, Иисус захотел сделать его Своим учеником. Ведь этот человек понял чрез­вычайно важную вещь: чтобы получить вечную жизнь, недо­статочно соблюдения заповедей Закона, нужно что-то еще. Поэтому он и пришел к Иисусу и задал свой вопрос.

Иисус ставит ему условие: он должен продать все свое имущество и раздать бедным.

Ст. 23 - И это оказалось для него неодолимым препят­ствием. Ему тяжело, он сильно опечалился. Только тут мы узнаем, что этот человек был очень богат. Вообще, в каж­дом из синоптических Евангелий есть рассказ о том, как кто-то хотел следовать за Иисусом, но Он отверг его, и рассказ о том, как Иисус звал кого-то идти за собою, но тот отказался (Мф 8:19-20, 21-22; 19:21-22; Мк 5:18-19; 10:21-22; Лк 8:38- 39; 9:57-58, 59-60, 61-62; 18:22-23).

Богач спрашивал, что он еще должен сделать, а Иисус ответил: «всё». Он требует от человека полной самоотдачи, а не какой-то части. Вне всякого сомнения, это был хороший человек, он помогал бедным, делясь с ними частью своего дохода, но ему стало страшно лишиться всего дохода, дававшему ему положение в обществе, обеспеченность, уверен­ность в завтрашнем дне. Чарльз Додд говорит так: «Обра­тим внимания, сколько в этих словах сочувствия - Иисус знал, как много он требует; однако вызов свой бросил. И все же когда юноша отказался, Он не пытался убедить его или заставить - просто отпустил, и тот с печалью отошел. Это власть, но власть, уважающая человеческую свободу».

Полезно сравнить этот отрывок с рассказом о Сапфире и Анании в Деян 5. Они продали поле, но рука не поднялась отдать все деньги апостолам, и они оставили немножко на черный день, а сказали, что отдали все. Но ведь это и есть проверка искренности веры. На кого надеется человек - на Бога или на деньги?

Многие христиане думают, что к ним этот рассказ не име­ет никакого отношения, ведь они-то не богаты. Но таким кам­нем преткновения необязательно являются деньги. Мы не знаем, о ком шла речь в (Лк 9:59), тот человек мог быть бедняком, но и для него Иисус лишь на втором месте - после родителей. У каждого - своя преграда, которую он не может перейти.

Ст. 24-25 - И тогда Иисус обратился к сопровождавшим Его людям: «Как трудно людям зажиточным войти в Цар­ство Бога!» Иисус повторяет Свои слова, дополняя их посло­вичным выражением о верблюде и игольном ушке. В Вави­лонском Талмуде есть похожие слова, но не о верблюде, а о слоне. Эти полные юмора гиперболические слова наглядно иллюстрируют невозможность. Только полное непонимание парадоксального, метафорического языка Иисуса (ср. Лк 6:41-42; Мф 23:24) побудило некоторых толкователей переделать вер­блюда в канат (такое толкование у Оригена, Климента Алек­сандрийского и Феофилакта) или пропихнуть его через ми­фические ворота в Иерусалиме. Так же этот парадоксальный образ иногда пытались ослабить искусственными филологическими уловками. Так делалось в рационалистической экзегезе 19-го века. Мол, Иисус Христос не говорит абсурдные вещи о реальном игольном ушке, а говорит о городских воротах, которые так назывались. Или – не о верблюде, а о корабельном канате. Нет. Иисус Христос рисует именно остроумный и живой парадоксальный образ: игольное ушко и верблюд! И действительно, невозможно богатому войти в Царствие Божие – тому богатому, который не нуждается в Боге, или делает из Бога своего работодателя, Который вознаграждает богатством за праведность. И ученики Иисуса Христа прекрасно понимают глубокий смысл этого образа, понимают, что речь идет не собственно о богатстве, ибо этим «богатством» может быть все что угодно.

Ст. 26 - Эти слова поразили слушателей. У Матфея и Марка удивлены ученики.

Первоначально богатство считалось видимым знаком бла­говоления Божьего, наградой за праведность, оно свидетель­ствовало о том, что человек был с Богом в состоянии мира и гармонии. Недаром так подробно описывалось, сколько было у праотцев скота, серебра, земельных участков. Испытывая Иова, Бог лишил его всего, но потом вернул ему все утерян­ное в семикратном размере. Но постепенно в библейских тек­стах появляется и другой взгляд на богатство: богачи угнета­ют бедных, которым больше не на кого надеяться, кроме как на Бога. Об этом постоянно говорят пророки. Они резко об­личали богачей: те, не помогая бедным, совершали грех, Бог же любит бедняков и заботится о них. Особенно это относит­ся к вдовам, сиротам, пришельцам (то есть чужеземцам, не имевшим полных прав) и левитам. Богачи, не заботящиеся о бедных, тем самым разрывают договор (завет) с Богом, и, сле­довательно, Бог рассматривает их как угнетателей тех, кого Он защищает, и как Своих врагов. Бедняк же уповает на Гос­пода, взывает к Нему день и ночь. Постепенно слово «бедный» становится почти что синонимом слова «праведный», а «бо­гатый» - синонимом слов «грешный, надменный, не призна­ющий Бога» (ср. Иак 1:9-10; 2:5-7; 5:1-6).

Иисус разделяет позицию пророков: Он призывает Сво­их последователей не заботиться о богатстве, объявляет ве­ликий эсхатологический переворот: последние станут пер­выми, те, у кого ничего нет, станут обладать Царством, унаследуют землю (Лк 6:20; Мф 5:3-5). Человек может служить или Богу, или богатству (Лк 16:13). Иисус сам выбрал путь доб­ровольной бедности и бездомности, отказавшись, ради выполнения Своей миссии, от всех земных уз. Но у Него нет классовой ненависти к богатству, Он не демонизирует его, так как само по себе богатство не является злом, оно стано­вится злом лишь в результате неверного отношения к нему, когда человек, сознательно или бессознательно, делает из бо­гатства некое божество, подменяющее собой истинного Бога. Иисус никогда не говорит об опасном богатстве, но о богачах, которые находятся в опасности.

Но изначальное понимание богатства как Божьего бла­гословения продолжает присутствовать в религиозной мыс­ли, и эти два противоположные отношения сосуществуют, не пересекаясь, как параллельные прямые.

Вероятно, очень многие люди, включая учеников, видели в богатстве благословение. Ведь ученики во многом еще оста­ются «людьми этого века» и с трудом воспринимают абсолют­ные требования Царства. Хотя они и последовали примеру Учителя, они все еще верят в заслуги, которые принесут им зримую, материальную награду на земле. Так думали и поз­же в христианстве. Недаром в Средние Века к Мф 6:4, 6, 18: «Тогда твой Отец, который видит все, что совершается тай­но, вознаградит тебя» было добавлено слово «явно». Трудный процесс перевоспитания потребует много времени.

Бескомпромиссные слова Иисуса вызывают почти что шок у слушателей: «Кто же тогда может спастись?», но они путают понятия. Ведь Иисус ничего не сказал о спасении, то есть о вечной жизни богатого юноши. О спасении речь шла в самом начале разговора. Конечно, обрести вечную жизнь сам по себе никто не способен: это не во власти человека. Поэтому Иисус отвечает ученикам: «Человекам это невозможно». Но тогда, в начале разговора, Иисус сказал юноше о возможности его спасения Богом: «Ты знаешь заповеди», – сказал Он ему. Заповеди Божии – путь в вечную жизнь. Бог будет всех судить по делам, и того, кто творит добрые дела и соблюдает заповеди, спасает Бог! Наследование жизни вечной, то есть спасение человека из власти смерти, – зависит от Бога, есть дар Божий. Поэтому и сказано: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

Ст. 27 - Ответ Иисуса - это ключ ко всему отрывку. Для человека это вообще невозможно. Эти слова звучат как по­словица (Лк 1:37 ср. Быт 18:14). Унаследовать вечную жизнь, войти в Царство Бога, быть спасенным - все это вне сферы человеческих возможностей. Это в равной мере относится и к богатым, и к бедным. Но Бог может совершить невозмож­ное! Бог может спасти даже богачей, вероятно разогнав чары, которыми богатство воздействует на таких людей.

Иными словами, если бы, все спасение человека зависело от его усилий, никто не смог бы спастись. Но спасение есть дар Божий, а для Бога все возможно. Но как Бог делает это возможным? Иисус Христос предлагает ответ на этот вопрос: Бог дарует вечную жизнь тому, кто исполняет Его волю, соблюдает Его заповеди.

Но полное ощущение спасения, вхождение в Царствие Божие уже в этой жизни, становится доступным тому, кто жертвует всем ради того, чтобы следовать за Иисусом. Тот, кто Ему следует, находит «драгоценную жемчужину» (Мф. 13:44–45). Утаенное от богатых, мудрых и разумных Бог в Иисусе открывает нищим и младенцам (Мф. 11:25).

 

Наследование жизни вечной это спасение человека из власти смерти, которое зависит от Бога. Но до тех пор, пока мы Царствие Божие, которое уже здесь, не отличаем от вечной жизни, которая предстоит нам только после нашей смерти; до тех пор, пока мы не понимаем, что мы входим в Царствие Божие уже сегодня, если мы действительно следуем Иисусу, – до тех пор мы будем смотреть на богатство как на опасность для вечной жизни. Однако в нашем евангельском рассказе не говорится, что богатство само по себе представляет опасность для вечной жизни. Может быть, богатство даже помогало это делать добрые дела. Но оно мешало последовать за Иисусом, с Которым Царство Небесное уже сошло на землю. Вот ведь, юноша богат, и, поскольку он соблюдет заповеди Божии, вечную жизнь он наследует. Нет, евангельский рассказ устами Иисуса Христа говорит, что богатство – помеха на вхождении в Царствие Божие, здесь и сейчас.

Но почему так?

Потому что в Царствии Божием свои законы: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15). И еще: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Жить такой переоценкой привычных ценностей, – а не только это проповедовать и славить, – так жить очень трудно, почти невозможно для того, кто не в состоянии отказаться от своего богатства. Вот потому и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

В мире сегодня, а еще больше – в том мире, в каком жил Иисус Христос, ценности были совсем иными! Посмотрим на нашу историю под несколько иным углом зрения:

Вспомним о призвании другого отнюдь не бедного человека, мытаря Левия (Мк 2:14): «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним». Богатый юноша приходит к Иисусу Христу по собственной инициативе. Иисус соединяет Свой призыв следовать за Ним с определенными условиями. Мытарь же Левий призывается по инициативе Иисуса, и при этом не говорится ни о каких условиях. В этих историях противопоставлены две исходные ситуации: Левий – «грешник», а богатый юноша, как его назвали бы в Палестине, – «праведник». В то время как мытарь Левий без сожалений оставил свое сомнительное имущество, богатый юноша не смог расстаться со своим богатством, ибо он в духе раввинистических представлений своего времени рассматривал свое богатство как вознаграждение от Бога за свою праведность. Он исполняет заповеди, то есть он праведен, и за это Бог наградил его богатством! Расставшись с ним он вместе с тем отказался бы и от своей заслуженной праведности.

Теперь обратим внимание на вариант нашей истории с богатым юношей, представленный в Евангелии от Матфея. Там слова Иисуса Христа юноше несколько иные: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Замечаете разницу? У Матфея добавлены слова: «если хочешь быть совершенным». «Совершенный» – это слово в обычном греческом языке (а Евангелия написаны по-гречески) означает человека, который достиг высшей ступени развития или посвящения. Но в Библии, и в частности у Евангелиста Матфея, «совершенство» понимается в другом смысле. Совершенный – тот, кто полностью отдает себя Богу, жертвует всем ради Бога. Отсюда следует, что предложение расстаться со своим богатством нельзя понимать «по-гречески», как простой совет достичь некоей высшей нравственной ступени. Нет, условие все продать и раздать – означает пожертвовать всем! Отказаться от всего, даже от своих «заслуг», то есть действительным осуществлением библейского совершенства и действительным знаком покаяния. Поэтому совет «все, что имеешь, продай» – является не обязательным требование для всех и всегда, но конкретным советом в конкретной ситуации. В принципе, дело не в богатстве как таковом, так как ситуация богатого и праведного юноши может повторяться в бесконечных вариациях. Ибо можно быть «богатым» не только деньгами.

Если мы вникнем во все речи Иисуса Христа на эту тему, то поймем, что смысл проповеди Иисуса Христа не в социально-экономической критике богатства. Такая критика не несет в себе ничего оригинального, она стара как мир, поверхностна и тривиальна. Проповедь Иисус Христос – новая благая весть о приблизившемся Царствии Божием. И в свете этой проповеди осуждение «богатых» касается всех и каждого, ибо все хотят сами себя обезопасить, обеспечить себе жизнь. Цель же осуждения – покаяние. Всякий «богатый» должен постичь, что приносит Иисус Христос, и как «нищий» дать Ему одарить себя частью того истинного богатства, которое утоляет всякую жажду и снимает все заботы.

Помимо этого история о богатом праведном юноше делает понятным следующее: самонадеянная праведность, которая видит свое подтверждение в богатстве, означает несвободу и отказ от призыва Иисуса Христа к покаянию. Ни жизнь, ни богатство, в конечном счете, не находятся в распоряжении человека. И напротив, свободным становится только тот, кто следует Иисусу Христу, что и означает истинное покаяние.

Иисус Христос не ставит своей целью ни социальное регулирование богатства и собственности, ни революционную отмену его. Он строит жизнь на новом основании, на эсхатологическом Царствии Божием, которое приходит в мир вместе с Ним и Его делами.

 

Бог дарует вечную жизнь тому, кто исполняет Его волю, соблюдает Его заповеди. Но Бог ждет от человека не столько добрых дел и его богатства, сколько любви и полной самоотдачи, в этом и есть вера! Если бы, все спасение человека зависело от человеческих усилий, никто не смог бы спастись. Но спасение есть дар Божий, а для Бога все возможно. Спасение же в этой жизни, становится доступным тому, кто жертвует всем ради того, чтобы следовать за Иисусом. Тот, кто Ему следует, находит «драгоценную жемчужину», ради которой он продаёт всё, что имел (Мф 13:45-46).

 

Кузнецова Н. В. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 400-406; Ианнуарий (Ивлиев), архим. Беседы на Евангелие от Матфея и Марка.

 

 

 


[1]См.: Исх. 20:12-16; Втор. 5:16-20.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!