Жанр: социально-философская драма



 В то же время Горький развенчал христианский гуманизм странника Луки, его утешительную ложь, старание примирить с бесчеловечной жизнью измученных людей. Сатин говорил: «Ложь – религия рабов и хозяев».

Горький впервые поставил здесь вопрос о двух видах гуманизма: гуманизма, призывающего к состраданию и жалости по отношению к человеку с целью утешить и как-то примирить его с несправедливою жизнью, и гуманизма, восстающего против этой несправедливости во имя неоспоримых прав человека быть Человеком, а не пассивною жертвою.

 

Изображение русской провинции в повести М. Горького «Городок Окуров».

В 1910-е годы в русской литературе выдвинулась тема судьбы России и русского национального характера. Горький посвятил ей свой «окуровский» цикл, включивший повести «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910–1911) и «Записки доктора Ряхина». В этом цикле он с большой глубиной обрисовал мир уездной России, социальную психологию и мировоззрение мещанства.

В этом произведении Горький размышляет над особенностями русского национального характера, решает вопрос: почему не удалась революция в россии и приняла форму бунта. Окуровский цикл весьма мрачен, но даёт надежду. Эти надежды писатель связывал с появлением в глухих местах таких людей, как Сима Дёвушкин – поэт-самоучка, правдоискатель.

Время действия в повести «Городок Окуров» — период первой русской революции, когда брожение проникает даже в самые отсталые слои общества. Вымышленный уездный город Окуров стал символическим обозначением «уездной, звериной глуши».

Горький вывел несколько социально-психологических типов, характеризующих местное общество. Это местный идеолог Тиунов, умник и книгочей, который много рассуждает о жизни, но не предпринимает никаких реальных действий для изменения и воспитания окружающего общества. Это местный мечтатель и поэт Сима Девушкин, единственная чистая душа, которая становится жертвой бессмысленной злобы Вавилы Бурмистрова. И, наконец, Вавила — самый красивый и сильный парень, который не может направить свои силы на созидание. Его образ — наиболее полное воплощение отрицательных черт русского национального характера: анархизма, неумения устроить свою жизнь на разумных началах, бессмысленной агрессии.

Общий вид Окурова, характерный для уездных городков былого времени, может быть воспринят и как образ-символ, говорящий о дряхлости, приближающемся конце этого тёмного мирка. (Город имеет форму замогильного креста). Рассказчик как бы держит на ладони затейливый городок, стоящий на пересечении исхоженных дорог, — их сравнением с линиями руки открывается произведение. Расположение Окурова в фокусе дорожных лучей символизирует и давнее его место среди подобных ему городков, и запутанную судьбу, «читаемую» по «сморщенной ладони».

Путаница — название окуровской речки, отличавшейся большой извилистостью. (все здесь смешано, перепутано в этом затерянном городке, оторванном от больших центров).

Основной тон окуровской жизни - серая скука, унылость, отсутствие чутья к радости бытия. Также весьма значимым в цикле является мотив случая, деспотизм случайности и крайняя зависимость каждого от подобной "нечаянной", стихийной жизни: невзначай украл, невзначай донес, невзначай убил, невзначай пожалел (например, Вавило Бурмистров донес на Тиунова, а потом пришел к нему с дружбой). С этим связана и рельефно выписанная художником "пестрота" характеров и неустойчивость их психики, "Мещанин - мешанин", "все в человеке есть, а все смешано, переболтано..." - в этой игре слов острослова Тиунова, здешнего философа, схвачена характернейшая черта окуровского быта.

Жуткая маргинальность, т.к. мещанин от "низов" оторвался, а в "верхах" не закрепился ("работник в тебе подох, а хозяин не родился").

В повести «Городок Окуров» Горький показал, что уездное мещанство, составлявшее значительную часть всего русского народа, не готово к восприятию идей свободы. В этом он видел причины неудач революционных выступлений, которые не привели ни к каким позитивным результатам. По мнению Горького, в русском человеке уживались «две души» (таково название одной из его публицистических статей): светлое, созидательное начало — и косное, апатичное, разрушительное. Если в «окуровском» цикле Горький показал преимущественно косные начала в жизни русского народа, то лучшие его черты отразил в рассказах сборника «По Руси».


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!