Игорь Федорович Стравинский (1872-1971)

Русская музыка на рубеже XIX- XX веков

Русское искусство на рубеже столетий характеризуется многообразием творческих исканий, стремлением отобразить сложность эпохи. В русской литературе – это «серебряный век» c именами Александра Блока, Марины Цветаевой, Ивана Бунина и многих других. В русской музыке – это Лядов, Скрябин, Рахманинов, а позже - Стравинский, Прокофьев. Расцвет русского национального искусства во многом связан с именами отечественных меценатов – братьев Третьяковых (создание Третьяковской галереи), Саввы Мамонтова («Московская частная русская опера», в которой были поставлены большинство опер Римского-Корсакова и где началась карьера Федора Шаляпина), Сергея Дягилева (выпуск журнала «Мир искусства», организация знаменитых ежегодных «Русских сезонов» в Париже) и др.

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914)

 Родился в Петербурге в семье известного русского дирижёра Константина Лядова. В 15 лет поступил в Петербургскую консерваторию. Учился композиции у Римского-Корсакова, однако был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерваторию и успешно её окончил, после чего был приглашён туда преподавать. А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка (творческого сообщества, продолжившего традиции «Могучей кучки»). Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину» (позднее создана оркестровая версия), «Идиллия», «Музыкальная табакерка», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра.

Среди самых известных сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» и др.

¯Лядов «Музыкальная табакерка»

¯Лядов «Кикимора»

Александр Николаевич Скрябин (1871-1915)

Родился в Москве. Отец был дипломатом, мать – пианисткой. Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции был отдан в кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки, а после окончания кадетского корпуса поступил в Московскую консерваторию и блестяще окончил ее как пианист. Хотел быть концертирующим пианистом, но переиграл правую руку и некоторое время не мог выступать. Женился на пианистке. Несколько лет преподавал в Московской консерватории, но оставил преподавательскую деятельность, так как она отвлекала его от собственного творчества. Большую часть времени проводил во Франции, выступая как пианист и дирижёр. Неудачно удалил фурункул – и скончался от заражения крови.  

Проявил себя как смелый новатор. Сначала Скрябин сознательно следовал Шопену и писал этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром. Впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 г., Вторая — в 1902 г., Третья — в 1904 г.), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). Его привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

¯Скрябин Прелюдия ре-диез-минор

 

Игорь Федорович Стравинский (1872-1971)

Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века, смелый новатор.  Гражданин Франции (1934) и США (1945).

Родился в Петербурге в семье известного оперного певца и пианистки. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф. М. Достоевский. С девяти лет учился играть на фортепиано, в 19 лет, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, под его руководством и написал первые произведения. Антрепренер Сергей Дягилев высоко оценил талант молодого композитора и предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж. В начале 1914 года выехал с женой в Швейцарию и не вернулся в Россию из-за начавшейся Первой мировой  войны.

Его называли «человеком-хамелеоном», так как он неоднократно менял свой композиторский стиль. Сначала основой его творчества был русский фольклор. За границей он писал то в стиле неоклассицизма, то делал стилизации баховской музыки, то увлекался джазом, то примыкал к музыкальному авангарду и др. В 60-годы бывал на гастролях в СССР, выступая как дирижер с оркестром.

¯Стравинский Сцена масленичного гулянья из балета «Петрушка»


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!