Градация (восходящая и нисходящая)



Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.

Если трудно идешь - по колени в грязи,

Да по острым камням, босиком по воде по студеной -

пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный -

хоть какой - доберись, добреди, доползи!.. (Владимир Высоцкий).

Бессоюзие

Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения, намеренный пропуск соединительных союзов; отсутствие союзов обеспечивает стремительность, насыщенность действия.

Одесский порт, баркасы, боты,

Фелюг пузатые борта,

Снастей живая теснота:

Канаты, мачты, стеньги, шкоты... (Максимилиан Волошин).

Многосоюзие

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

И мне от жгучей боли весело,

И мне желанен мой костер,

И небо черный полог свесило

На мой полуослепший взор (Валерий Брюсов).

II . Фигуры перемещения:

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.

Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская! (Марина Цветаева).

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающий обычный (прямой) порядок, с целью усиления выразительности речи.

Пламенный истлел закат...(Максимилиан Волошин);

Топот глухих копыт

чуткий мой ловит слух... (Максимилиан Волошин).

III . Фигуры переосмысления

Антитеза

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах, которые могут быть контекстуальными.

Уравнены: как да и нет,

Как черный цвет - и белый цвет (Марина Цветаева).

Оксюморон

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.

Египет - рубище с роскошной бахромой (Константин Бальмонт);

Пришла пора всезнающих невежд (Владимир Высоцкий).

IV . Средства диалогизации:

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение, привлекающий внимание; экспрессивное утверждение или отрицание.         

Кто ты, Россия? Мираж? Наваждение?

Была ли ты? Есть или нет? (Максимилиан Волошин).

Риторическое восклицание

 Яркое выражение эмоций, способ привлечь внимание и побудить читателя разделить авторское негодование, изумление, восхищение.

О, Пушкинская легкость! Мне ли -

Поэту поздних лет, дерзать

Словами, вместо акварели,

Ваш милый облик описать? (Максимилиан Волошин).

Риторическое обращение

 Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу, усиливающее образность речи.

Долго же шел ты, в конверте листок -

вышли последние сроки!.. (Владимир Высоцкий).

Умолчание

Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным.

Мы дни на дни покорно нижем,

Даль не светла и не мутна...

Над замирающим Парижем

Плывет весна... и не весна (Максимилиан Волошин).

Задание:

Проанализируйте употребление изобразительно-выразительных средств языка и стилистических фигур в данном стихотворении, раскройте смысл образов и метафор:

 

                        Май

Какая внезапно кругом наступила прохлада!

А мы уже были готовы приветствовать лето...

Никак сквознячок потянул от завистливых взглядов

к черемухе - юной невесте, к венчанью одетой?

Она ли одна расцвела с этим ветреным маем?

Она ли не помнит, что время цветенья недолго?

...Как вызов бессмертию, тленное счастье сияет

в невинных объятьях ликующе-белого шелка!

В оплаканных косах - алмазов холодная россыпь:

блистай беззаботно! Еще бы при этом не знать ей,

что завтрашний день отряхнет драгоценные росы

и бледную роскошь ее подвенечного платья.

А время под грудой страниц, их бесстрастно листая,

и черную зависть схоронит, и светлую радость,

оставив о сдутом ветрами, потерянном мае

лишь память - такую (не правда ль?) ничтожную малость

                                                          (Татьяна Петрова)

 

 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ, СТИЛИСТИЧЕСКИЕ

И ЛОГИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ

 

I . РЕЧЕВЫЕ ошибки свидетельствуют о незнании значения, смысла слова, фразеологического оборота.

1. Неправильное употребление слов, вызванное непониманием их значения; употребление слова в несвойственном ему значении.

· “Время, в которое писалась поэма [“Мертвые души”], является реакционной эпохой.” (Значение слова реакционный - “осуществляющий реакцию, действующий в интересах реакции”. В данном контексте следовало употребить несогласованное определение, выраженное существительным: “Время ... является эпохой реакции.”)

· Но даже шальные пули облетали его [Печорина] стороной”. (Слово облетать / облететь имеет следующие значения: “пролететь вокруг; летая, побывать во многих местах; быстро распространяться, делаясь известным; опасть, осыпаться.” Пуля может, по-видимому, пролететь мимо, но вряд ли способна облететь кого бы то ни было, даже Печорина).

2. Нарушение лексической сочетаемости.

· “Здесь, на кромешном дне, проверяются казавшиеся незыблемыми человеческие понятия и ценности”. (Слово кромешный имеет ограниченную сочетаемость, оно может быть употреблено в разговорных выражениях ад кромешный в значении “невыносимая обстановка” и тьма кромешная, то есть “беспросветная темнота”. Автор высказывания также имел в виду темноту, царящую на дне, но не учел того, что слова кромешный и дно друг с другом не сочетаются. Если же имелся в виду предел, ниже которого некуда опускаться, достаточно было бы сказать: “Здесь, на самом дне...”).

3. Употребление лишнего (ненужного уточняющего) слова (плеоназм).

· “Чичиков является типичным представителем своего окружающего класса”. (В данном контексте окружающего - лишнее слово. Вполне достаточно: представитель своего класса.)

4. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология).

· “Черты характера, характерные для представителей “темного царства”, ...” (Надо: “Черты характера, присущие или свойственные представителям...”).

· “Враги приближались все ближе”. (Все ближе - лишние слова. Возможна также замена глагола: “Враги подходили все ближе”.)

5. Повторение одного и того же слова, не несущее никакой смысловой или экспрессивной нагрузки.

· “Написанные им стихи стали поистине народными, на них положили музыку, и они стали народными.” (Кроме неуместного повтора, в приведенном примере нарушена логика: можно положить стихи на музыку, но не наоборот).

6. Смешение паронимов (слов, близких по звучанию, но различающихся по значению.)

· “Осень - пора тишины и ярких красок, поэтому главенствуют здесь [в стихотворении “Отговорила роща золотая...”] цветочные образы, а звуковых практически нет.” (Правильно: цветовые образы).

· “Эта песня была популярна, затем неожиданно, в односчастье, исчезла из эфира”. (Ошибка обусловлена тем, что не вполне привычное, вероятно, выражение в одночасье связывается в сознании абитуриента с известным “счастье”).

 7. Смешение лексики различных исторических эпох (лексические анахронизмы).

· “Раскольников живет в Ленинграде, в своей теплушке”. (Теплушка - “отапливаемый товарный вагон, приспособленный для перевозки людей”. И теплушка, и Ленинград - слова, принадлежащие двадцатому веку; они не могут быть отнесены ко времени, в котором разворачиваются события романа Ф.М.Достоевского.)

8.Ошибки в устойчивых сочетаниях слов (искажение фразеологизмов).

· “В период хода пьесы он [Лука] пытается настроить людей на путь истинный”. (Абитуриент смешивает два фразеологически устойчивых словосочетания. Можно либо настроить на (нужный, особый, веселый) лад, либо наставить (направить, обратить)  на путь истинный. Выражение “в период хода” также неудачно. Возможный вариант: “По ходу пьесы (или в течение, в продолжение пьесы) Лука пытается наставить людей на путь истинный.”

· “Но с уходом Воланда мир встал в свою обычную колею, жизнь потекла так же, как и раньше.” (Искажение фразеологизма войти в колею. Правильно: “С уходом Воланда мир вошел в свою обычную колею.”)

9. Неудачное употребление омонимов, антонимов, многозначных слов; устаревшей лексики, неологизмов.

· Ваши замечания я прослушал (Выслушал и принял к сведению или пропустил мимо ушей?).

· Борис в силу своей слабости не может защитить любимую женщину (надо: из-за своей слабости).

10. Контаминация (смешение) похожих словосочетаний и фразеологизмов.

· Играть роль + иметь значение = играть значение или иметь роль.

     II. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ недочеты, включаемые в разряд речевых ошибок, связаны с незнанием стилистической окраски слова, фразеологизма, смешением различных стилей.

1. Неоправданное употребление разговорных элементов в книжном стиле.

· “Спортивный комплекс “Лужники” - махина, украшающая город.”

2. Употребление слов со сниженной стилистической окраской в нейтральном контексте.

· “Почему в стране бардак и свинство - не понимали Чацкий и Онегин.”

3. Употребление слов и выражений с высокой стилистической окраской в нейтральных контекстах.

· “В доме, где вырос Обломов, присутствовала целая плеяда прислуги”. (Слово плеяда имеет в словаре помету “высок.” Его значение “группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления” также неуместно в данном контексте.)

4. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений.

· “Главное - не попасть в хайло щуки”. (Слово хайло, обозначающее горло, глотку, в словаре имеет пометы “прост., бран.”).

5. Употребление языковых единиц с положительной окраской для характеристики негативных фактов.

· “Скупая “ревизские души”, он [Чичиков] надеется на отрицательные качества своих продавцов” (В данном контексте уместнее глагол рассчитывает; надеются обычно на что-то хорошее).

6. Употребление элементов со стилистически сниженной окраской для характеристики позитивных фактов.

· “Среди декабристов было много дружков Пушкина”. (Вместо друзей.)

7. Неуместное употребление канцелярских оборотов.

· “Захар по приказаниям Обломова проводит небольшую работу в комнате”.

8. Речевые штампы.

9. Многословие.

10. Неумелое использование оценочной, жаргонной лексики, злоупотребление специальными терминами в тексте ненаучного характера.

11. Нагромождение однородных членов, причастий, причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений.

12. Неумение использовать образные средства языка.

     III . ЛОГИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ, затрудняющие понимание текста.

1. Неудачное употребление слова, ведущее к подмене понятия.

2. Случайный пропуск слова.

3. Сопоставление несопоставимых понятий.

4. Ошибочная смысловая связь.

· Не случайно антипод Обломова является немец Штольц (хотя и наполовину)”. (Кроме грамматической ошибки - управление в составном именном сказуемом - предложение содержит логическую погрешность: присоединительная конструкция в скобках по смыслу может относиться как к подлежащему (немец), так и к сказуемому (антипод). Возникающая двусмысленность (наполовину немец или наполовину антипод?) может быть устранена, например, при помощи повтора нужного слова: “...хотя немец он только наполовину”)

5. Двусмысленность.

· “Увы, она [молодость] наталкивается на многие трудности. Это и непонимание людей более старшего возраста, и выбор жизненного пути”. Исправляя фразу, необходимо уточнить, кто именно кого не понимает. Например: “...Непонимание молодых (или молодежи) людьми более старшего возраста.” Или: “...Непонимание молодежью людей более старшего возраста.”)

6. Неудачный порядок слов.

7. Ошибки в употреблении местоимений (неясно, на какое лицо или предмет указывает местоимение).

· “Позже молодой человек узнает, что его друг женился на девушке, которую он любит”. (Неясно, кто именно любит девушку: молодой человек или его друг. Возможный вариант исправления: “Молодой человек узнает, что на девушке, которую он любит, женился его друг”.

8. Соединение в качестве однородных членов скрещивающихся понятий (то есть частично совпадающих по объему).

· “Интеллигенция и декабристы были хорошо знакомы друг с другом.”

9. Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, родовых и видовых наименований, далеких по смыслу понятий и включение их в однородный ряд.

10. Противоречивость, непоследовательность.

Задание:  Найдите в данных фрагментах из сочинений абитуриентов речевые ошибки, логические и стилистические погрешности, постарайтесь исправить их.

1. Но начальные корни их воспитания дала семья. 2. Человек и природа неотделимы. 3. В его [ Сатина ] словах звучит боль за свое положение и положение других, за невозможность вылезти из дна. 4. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства. 5. Начало XIX века охарактеризовалось появлением удивительного гения русской поэзии А.С.Пушкина. 6. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Анны Ахматовой. 7. Гончаров собрал в образе Обломова все типичные отрицательные черты характера, которыми издавна славится наша страна: это и лень, и привычка поваляться побольше... 8. И только после смерти директор колхоза говорит такую трогательную речь, которую никогда не сказал бы при жизни. 9. Крестьянская труженица Пелагея, не жалея своих сил, работала до последней капли пота. 10. Печорин просто-напросто игнорировал, не брал во внимание чувства других людей. 11. Он и его солдаты отчаянно обороняются и, сами того не зная, решают ход сражения. 12. Чинопочитание, недвижимость, корыстолюбие - основные черты его [ фамусовского общества ] . 12. Внешность Ахматовой гармонично синтезирует с ее творчеством. 13. Человеку это ... необходимо в сумасшедшем вихре мирских забот и переходящих ценностей. 14. Практически он отдает себя в жертву людям. 15. Если говорить об идейно-художественном своеобразии произведений Блока, то нельзя не упомянуть тему Родины, России, пунктирной линией проходящей через все его творчество. 16. Наташа Ростова привлекает нас своей живучестью. 17. А.Болконский, как дуб, не замечает ни первой зелени, ни ласкового солнца. 18. На старости лет старуху Изергиль тянет к молодежи. 19. Не найдя счастья среди мужиков, странники пошли к бабам. 20. Читатель содрогается от вида Наташи у постели Болконского. 21. Зачем я жил? Для каковой цели я родился? 22. В душе у невесты Кабанихи было полное смятение. 23. В доме, куда Катерину привез муж, царил матриархат. 24. Отец Сони Мармеладовой - бывший титулованный советник. 25. Кого он любил, он потерял. 26. Стихи перерождаются в песни. 27. Обломов был знаменем своего времени. 28. Такая теория раньше уже имела место в жизни. 29. Еще при жизни Пушкин написал стихотворение "Памятник". 30. Островский своими глазами видел жизнь, происходившую в провинциальной России.



ОГЛАВЛЕНИЕ

 ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ                       3

 ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ     6

ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ

ЖАНРОВ                                                                                     8

"РЕПОРТАЖ" С МЕСТА СОБЫТИЯ


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!