Тема 264. Образ Родины в лирике С.А. Есенина
В 1924 г. Есенин первым среди литераторов того времени затронул в своих стихах тему судьбы “родных обителей” с точки зрения вновь обретенного взгляда на мир. Первым таким произведением стало стихотворение “Возвращение на Родину”, в котором звучит глубокая тоска и печаль от необратимо наступающих перемен в жизни родины и странное чувство незримой пропасти, которая пролегла между лирическим героем и “новой” деревней.
С огромной, почти эпической силой эта тема прозвучала в написанном тогда же стихотворении “Русь советская”. Это одно из самых глубоких и совершенных созданий позднего Есенина.
Само название “Русь советская” уже говорит о сложности восприятия Есениным тогдашнего уклада жизни. Слово “Русь” напоминает о многовековых традициях русского народа, о его вере, о сложном и славном историческом пути родной страны. А прилагательное “советская” звучит как антитеза, это слово говорит уже о новом строе, не имеющим ничего общего с Русью, православной Русью.
В первой же строке стихотворения звучит мотив революции, которую автор сравнивает с ураганом. Такое сравнение достаточно традиционно в русской литературе. В первом четверостишии просматривается параллель с Пушкиным, с его стихотворением “Вновь я посетил…”
…Вновь я посетил тот уголок земли,
Где я провел изгнанником два года незаметных,
Как здесь, так и в “Руси советской” звучит мотив утраченного дома. В третьем стихе Есенин использует метафору “край осиротелый”, чтобы подчеркнуть опустошенность, которую лирический герой ощутил, вернувшись в родную деревню. И действительно, эпитет “осиротелый” как нельзя лучше подходит к описанию теперешней России. Речь идет не столько об осиротевших семьях, сколько о потере исторической государственности, веры, сердечной теплоты. Здесь можно также услышать и библейский мотив блудного сына, который вернулся на родину после долгих лет странствий. Но, в отличие от библейского героя, лирический герой стихотворения не находит в родном краю прощения и радушной встречи. Наоборот, он ощущает здесь одиночество и отчужденность:
|
|
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Оксюморон “грустная радость” еще более усиливает печальную интонацию этих строк. Во второй строфе появляется образ мельницы как символа родины, символа русской деревни. Эту мельницу автор сравнивает с птицей “с крылом единственным”. Здесь слышится мотив ущербности. Как птица, неспособная летать, теряет смысл жизни, так и мельница в “новой” деревне утратила свое назначение.
В третьей строфе мотив сгоревшего дома, мотив пепелища перекликается со стихотворением Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” Строки Есенина во многом автобиографичны. Известно, что в 1922 г. дом родителей Есенина сгорел. Но здесь пепелище на месте отчего дома олицетворяет скорее крушение старого мира, старого уклада жизни на фоне нового миропорядка.
|
|
В начале четвертой строфы “ломается” стихотворная строка. Автор выносит поэтическую мысль “А жизнь кипит…” в отдельную строку, после которой следует пауза. Здесь в глаза бросается антитеза, основанная на контрасте между суетой жизни и раздумьем лирического героя. Также звучит мотив изгнанника в родной стране. “Ни в чьих глазах” лирический герой не находит любви и понимания.
Первые 4 строфы можно назвать вступительной частью стихотворения. Главная начинается с рассуждения лирического героя. “Что Родина?” Автор выделяет этот риторический вопрос в отдельную строку, чтобы подчеркнуть его значимость. Продолжает развиваться мотив отчужденности лирического героя в родном краю. При этом лирический герой называет себя “пилигрим угрюмый”, говорит, что “в своей стране … словно иностранец”. Интересно сравнение “пилигрим”, т.е. паломник, странник, который отрекся от мирской жизни ради веры, который живет в своем, особенном мире, и люди часто его не понимают. Лирический герой, вопреки всему, верит в свою родину, в свое отечество и не может принять новой “веры”.
|
|
Ирония и боль слышатся в шестой строфе стихотворения. Первая строка выделена как риторическое восклицание. Здесь автор опять использует антитезу, совмещая в одной строфе совершенно разные по стилю слова: “баба” и “пиит”. И все это работает на усиление того болезненного чувства, которое испытывает герой. Здесь начинает звучать тема поэта и его страны.
Далее слышится мотив разлада между умом и сердцем лирического героя. Умом он понимает произошедшие перемены и верит: будущее — за молодым поколением. Но сердце отказывается принимать “новую” жизнь, чувствует лишь боль. Очень необычно, что сравнительно молодой человек
(в момент написания стихотворения Есенину было 29 лет) уступает дорогу другому поколению:
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать.
Здесь появляется мотив завершенности жизни. В следующей строфе можно заметить прямую перекличку с уже упомянутым стихотворением “Возвращение на родину”:
|
|
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”,
О Марксе, Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.
Эти строки в каком-то смысле объясняют фразу: ”Язык сограждан стал мне как чужой”.
Далее в стихотворении появляется эпический элемент — сюжетные картинки, с помощью которых автор изображает жизнь “новой” деревни. Для придания красочности и правдоподобия этим картинкам поэт включает слова деревенского обихода, такие, как “жись”, “буржуя энтого” и т.д. Сравнивая собрания у волости с воскресным посещением церкви, поэт поднимает проблему попранной веры.
Прием олицетворения, с помощью которого создается образ природы, был характерен и для юного Есенина. Но теперь поэт использует такие эпитеты, как “жидкий”, “босые”, сравнивает тополя с ногами тёлок. Всё это создает весьма приземленный образ деревенской природы, созвучный настроению стихотворения.
Пятнадцатая строфа стихотворения является его кульминацией.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Это крик души. Здесь размышления о родной стране достигают своего апогея, герой до конца сознает свою ненужность в “новом” мире, поняв, какая непроходимая пропасть лежит теперь между ним и воспетым им когда-то русским народом. С помощью ассонанса (страна — рожна — орал — нужна) автор выделяет это четверостишие.
Далее наступает перелом: слышен мотив смирения. В шестнадцатой строфе Есенин употребляет самое поэтичное обращение к родине — “родной приют”.
Заключительная часть стихотворения начинается с инверсии и повтора (Приемлю все // как есть все принимаю). Этот прием автор применяет для усиления логического ударения, подчеркивая готовность следовать горькому, но неизбежному жребию, “готов идти по выбитым следам”.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам, —
в этих строках выражена двойственность мироощущения поэта. Он готов смириться с новым укладом жизни, но свой дар не может приспособить к нему.
В предпоследней строфе завершается мотив смирения, примирения с действительностью. И герой желает молодому поколению: “Цветите, юные! И здоровейте телом!” Автор использует одно и то же слово для создания различных образов (“отцветать” — “цветите”), тем самым создавая своеобразную перекличку: («…Я стал… отцветать» — «Цветите, юные…»).
Герой желает молодому поколению здороветь именно телом. Не потому ли, что “здороветь” душой под распеваемые “агитки” очень трудно?
Последние две строки этого четверостишия завершают тему одиночества, сближая ее с темой вечного.
Можно заметить, что в стихотворении присутствуют разные ритмы: сначала это лирическая интонация, затем почти частушка, и в заключение — опять лирическая интонация. И лишь в последней строфе на смену этой интонации, вполне соответствующей мотиву смирения, приходит твёрдое патетическое признание, как бы вопреки всему, о чем говорилось прежде. Эта строфа написана четким, торжественным ямбом. Эти строки утверждают одно: Русь жива. Советская- это лишь одна из форм существования великой, духовно неиссякаемой страны, которую Есенин всегда воспевал в своем творчестве.
Тема 264. Образ Родины в лирике С.А. Есенина
При всех превратностях судьбы С.Есенина, при всех переменах собственного характера и внешних условий одно в его жизни и творчестве оставалось неизменным — это его любовь к Родине.
Родина для Есенина — это крестьянская, избяная Русь. С верой в деревню, с религиозным преклонением перед нею пришёл в русскую поэзию юный Есенин. Его ранняя лирика посвящена воспеванию богоспасаемой Руси. Лирический герой здесь не ищет Бога, потому что Бог и так присутствует в буднях деревни, повседневности сельских забот, в русской природе. Бог Есенина рядом, он ощутим во всём близком и родном: “в каждом страннике убогом” может скрываться “помазуемый Богом”, в каждом нищем — пытающий “людей в любови” Господь.
После революции мир неподвижной святости, воспетый Есениным, приходит в движение; Есенин и его соратники связывали с революцией особенные надежды на возвышение мужицкой Руси.
Однако надеждам крестьянского поэта не суждено было сбыться. Он почувствовал себя обманутым: вслед за мечтами о преображении Руси наступила эпоха разочарований; вера в великую будущность деревенской Руси сменилась растерянностью и тоской. Темой есенинских стихов начала 20-х годов становится общая и личная катастрофа — наступление железного зверя цивилизации на святую деревенскую Русь. Поэт не говорит, а кричит об этом, захлёбываясь метафорами, громоздя причудливые образы — под общим знаком ужаса и отчаяния.
Общая беда сопровождается личной бедой: деревенский поэт, захваченный в плен городом, чувствует себя оторванным от своей подлинной Родины и тоскует о ней — поэт элегически оплакивает обречённую деревню и себя как её последнего певца. Тоска по прежней, уже утерянной Родине выливается то в пьяный бред (“Ты, Рассея моя… Рас… сея… // Азиатская сторона!), то в исповедальный лирический порыв (“Я люблю родину. // Я очень люблю родину”), то в пронзительные воспоминания — почти в любой строчке его звучит искупающая всё “хулиганство” поэта любовь к отчизне.
В поздних стихах Есенина тоска по уходящей крестьянской Руси выражается с особенно проникновенной лирической интонацией. В них есть нежная горечь прощания с прежней Россией и с самим собой, так и не сумевшим перешагнуть в “Русь Советскую”. Ради блага Родины он вроде бы готов отказаться от прежних идеалов, но себе в новой действительности места он так и не находит: “Я не знаю, что будет со мною… // Может, в новую жизнь не гожусь, // Но и всё же хочу я стальною // Видеть бедную, нищую Русь”.
Пафос самоуничтожения в поздних стихах соединяется с глубокой нежностью к родной стороне. Символическим выглядит последний жест стихотворения: “И, утратив скромность, одуревши в доску, // Как жену чужую, обнимал берёзку”. Любовь к родине (символ её — берёзка) является здесь едва ли не запретной, потому что поэт теряет моральное право на эту любовь, но всё же она прорывается наружу вопреки всему. В стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» Есенин подводит итог своей жизни: “Дайте мне на родине любимой, // Всё любя, спокойно умереть”. Что остаётся в “сухом остатке”, после всех метаний и сомнений поэта? Безоглядная любовь к крестьянской Руси.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!