Группа речевых приёмов привлечения внимания



РУКОВОДСТВО ВНИМАНИЕМ ИГРОВОЙ АУДИТОРИИИ

 

Причиной наших просчётов очень часто оказывается отсутствие должного уровня внимания. Внимание – это способность человека в данный момент сосредоточиться в необходимой мере, на необходимое время, с необходимой быстротой переключения. Внимание бывает непроизвольным (пассивным, эмоциональным) и произвольным (активным, волевым). Для игромастера то и другое имеет огромное значение.

 

Константин Станиславский делил всё пространство на три круга:

· большой – всё, что можем увидеть и воспринять (например: весь зрительный зал с аудиторией), то, что создаёт игровое пространство;

· средний – круг непосредственного общения и ориентирования (сцена с артистами), то, что создаёт игровой театр, игровое поле;

· малый – сам человек (в театре – артист) и ближайшее к нему пространство.

 

Владимир Леви настаивает на присутствии ещё одного круга: внутреннего психологического пространства человека.

Формированию непроизвольного внимания способствуют:

· чёткая постановка цели (установление «точки» в пространстве, которую нужно «высветить внутренним прожектором»);

· планомерная организация работы (логичный алгоритм разворачивания событий);

· соединение умственных и физических действий;

· поддержание физического и психического состояния в рамках нормы;

· органичное чередование видов деятельности.

 

Концентрация внимания аудитории начинается с вашего умения концентрировать энергию в вашем взгляде. Чем больше вы будете сосредоточены, тем внимательнее вас воспринимают, тем прочнее контакт с аудиторией. «Наши глаза – это окна внутрь и вовне» (Н.Энкельман). Итак, нужно вырабатывать такой взгляд.

Каким бы ни было число участников игровой коммуникации, игромастер должен уделять внимание каждому присутствующему, подарив всем частичку своего тепла. Понятно, что самое сложное – уделять внимание всей аудитории (группе, залу, большому числу людей). В таком случае внимание сосредотачивают на секторах зала – на ярких субъектах (они светятся, их нельзя не увидеть) или наоборот, на тех, кто вялый, неуверенный, кто особенно требует тепла и внимания.

Помните основные приёмы привлечения и удержания внимания на себе и овладевайте теми из них, которые для вас наиболее благоприятны, такими, в которых вы чувствуете себя комфортно. Используйте их по мере потребности в любом фрагменте игрового общения, но старайтесь не повторяться. Иначе вы рискуете добиться противоположного эффекта. Каждый приём должен зависеть от смыслового значения провозглашаемых слов и фраз.

Вообще все приёмы можно поделить на две большие группы: вербальные и невербальные.

К первой группе относятся:

· группы приёмов звуко-голосовой эмоциональной модуляции;

· группы речевых приёмов привлечения внимания.

Ко второй группе относятся:

· группа жестовых и пантомимических приёмов;

· группа сигнитивных (от лат. signum – знак), то есть выраженных при помощи символов (знаков) приёмов привлечения внимания.

Группа приёмов звуко-голосовой эмоциональной модуляции

 

Среди разновидностей голосовой модуляции выделяются:

Звуковысотная – игра интонацией в диапазоне от низких до высоких тонов голоса. Обычно диапазон делят на три части – три регистра: высокий, средний и низкий. Чаще всего игромастера работают в среднем и в первой половине высокого.

Экспрессивная – игра параметром громкости в диапазоне от шёпота до форсированного крика.

Темповая – в зависимости от смысла темп произношения то замедляется, то ускоряется.

Тембральная – овладейте вашим «золотом» – индивидуальным тембром; сделайте его тёплым, бархатным, таким, который привлекает, втягивает в игру.

 

Такой голос можно натренировать, используя специальный комплекс упражнений. Например, вот какой метод предлагается в книге Лилиан Уайдлер «Успешный разговор». Считайте медленно вслух от одного до десяти, начиная с той высоты тона, на которой вы обычно разговариваете на улице с друзьями. Но каждую следующую цифру старайтесь проговорить всё более низким тоном: чтобы цифра 10 была произнесена самым низким. С первого раза это у вас не получится, поэтому сделайте несколько попыток. Все пробы лучше записывать на магнитофон. Оцените собственное исполнение и, уверившись в том, что вы достигли цели, сосредоточьте внимание на тоне, которым вы произносите «пять» или «шесть». Именно этот тон скорее всего является для вас самым выразительным и энергично насыщенным. Старайтесь разговаривать на нём и в быту. Так вы приучитесь работать на нём и в игровых программах. Периодически возвращайтесь к записанному на магнитофон эталону и доведите дело до полной победы.

На практике часто используют сразу несколько вариантов звуко-голосовой эмоциональной модуляции, соединяя наиболее эффективные из них.

Группа речевых приёмов привлечения внимания

«Провалы в памяти» (у Шалвы Амонашвили такой приём получил название «забывчивый учитель»). Будто бы мы забываем достаточно очевидные для аудитории элементы сообщений, догадаться о содержании которых для присутствующих не сложно (вопросы: «помогите», «подскажите», «вспомните, как там…» и т.д.)

Приём антиципации (догадки). Остановка высказывания на полуслове, чтобы вызвать в аудитории желание вслух закончить его. Диапазон использования приёма – от очевидных «хоровых» окончаний до индивидуальных творческих, когда нужно генерировать оригинальное завершение фразы.

«Риторические вопросы» – повторение основного момента сообщения в форме вопроса, на который ответ даст сам игромастер после короткой паузы («победитель первым принесёт эти шарики. Как перенести шарики, чтобы стать победителем? Вот так» – и показывает операции).

«Контрольные вопросы». Задаётся вопрос касательно только что сообщённой информации. Например, «итак, на поднятую правую руку, что вы делаете? А на поднятую левую? А на обе поднятые руки?»

«Наводящие вопросы». Такие игромастер ставит в случае затруднения исполнителя. В них предлагается непрямая подсказка – направленность на выполнение действий, участие в которых ускорит момент «озарения» исполнителя.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!