МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Это ключевая, базисная матрица личности человека, определяющая стратегии его поведения в тех или иных жизненных ситуациях [9, 17]. Она складывается в процессе социализации в результате сопоставления собственных потребностей, мотивов, интересов, убеждений человека с общественными требованиями, нормами, идеалами. По мнению ряда отечественных исследователей, содержание ценностно-смысловой сферы, определяет центральную позицию личности, оказывает влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придает смысл и направление деятельности человека, определяет его поведение и поступки [1, 23, 32, 43]. С одной стороны, ценностно-смысловые образования прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели дает человеку энергию для ее реализации, делая ее приоритетной. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным, что впоследствии может привести и в подавляющем большинстве случаев приводит либо к алкоголизации и наркотизации, либо к первичным проявлениям психических расстройств [42]. Экзистенциальный вакуум (по В. Франклу), по сути, и есть основной личностный кризис ребенка в процессе вхождения его во взрослый мир.

Возникает закономерный вопрос – что же делать? Как остановить эту постоянно работающую на рост продаж индустрию развлечений, извращающую все до этого устойчивые системы ценностной и смысложизненной ориентации? Как затормозить тотальную стимуляцию гедонизма, использующую все возможные и осваивая новые, более совершенные механизмы рекламы своих продуктов через СМИ, определенные фильмы, мультфильмы, музыкальные композиции, специальные интернет-каналы? Для этого в стране работают профилактические программы девиантного поведения. Где-то лучше, где-то хуже. Эффективность во многом зависит от качества взаимодействия специалистов субъектов профилактики с психологами, педагогами и психиатрами, которые могут подсказать те особенности развития личности в детском и подростковом возрасте, которые невозможно не учитывать при построении и внедрении эффективных профилактических программ.

Например, многим знаком этот лозунг подростка: «Меня никто не понимает!» Ну почему «не понимают»? Я тебя прекрасно понимаю, многие понимают. Но один вопрос – тебя понять. Другое дело – одобрить твои намерения и желания. Я понимаю, что ты хочешь, что провозглашаешь. Уже тысячи таких же как ты, требовали того же, закончили плохо. Я понимаю, я не одобряю. И вот это неодобрение действия воспринимается как непонимание. А другой вопрос – а ты кого-нибудь понял? И вообще (ладно – кого-нибудь) ты хоть что-нибудь постарался понять, вникнуть в проблему, изучить ее, осмыслить? А ведь вот этого и не хватает нынешним молодым людям, нашим современникам. Им внушают, что бы в голову ни пришло, что бы ни удумалось – это его личное и неотъемлемое право на истину. И это все очень хорошо укладывается в нынешнюю противоречивую систему ценностей. Ценностей, которые формируют не культуру, а контркультуру, насаждение которой в умах и душах наших юных сограждан приводит к столь катастрофическим для государства последствиям. И когда мы говорим о создании психологического иммунитета у младшего возраста ко всем этим искажениям, то не можем не затронуть и пласт духовный, опираясь на отечественную научную мысль.

Так, этому же факту – усиления духовно-нравственного распада личности, а затем общества и государства, в отсутствие смысла жизни, правильной расстановки смысложизненных и ценностных ориентаций мы находим подтверждение в трудах советского психиатра, доктора медицинских наук, профессора Д.Е. Мелехова (1899-1979). Талантливый педагог и тончайший клиницист Дмитрий Евгеньевич Мелехов пользовался огромным авторитетом своих коллег и в Советском Союзе, и за рубежом [8]. В постсоветское время стало широко известно о том, что он стремился подойти к поиску причин формирования душевных, иначе говоря, психических болезней путем соединения научно-медицинского и религиозного понимания сущности человеческой личности. В зрелом возрасте он начинает писать свой труд «Психиатрия и духовная жизнь», который, к сожалению, не успел завершить [34]. Уход в мир иной остановил его мысль. Однако мы имеем возможность ознакомиться с тем, что ему удалось оставить нам в наследство, на какие вопросы ответить, а какие задать следующему поколению исследователей феномена духовности. В частности, здесь вполне уместна вот такая цитата из его исследования: «Всеобщим и императивным требованием становится рассмотрение человека, как целого, во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений, как духовной личности. И это – бесспорное достижение современной научной мысли, в особенности по сравнению с тем периодом, когда само понятие личности в нашей научной и художественной литературе было одиозным, а психология и социология, как научные дисциплины, объявлялись ненужными. Верующий психолог или психиатр могут и должны с интересом следить за тем, как углубляется и расширяется мышление современных материалистов в исследованиях и теоретических концепциях личности и ее развития в норме и патологии (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Я. Щепаньский, Т. Шебутани и др.). И пусть на данном этапе официально принятые в нашей стране социологические и психологические теории видят в развитии духовной личности человека только "всемогущее влияние общественных отношений, всей суммы общественно-исторического и личного опыта". Будет очень интересно наблюдать, как станет расширяться у объективных ученых понимание духовной личности человека и ее отношений к нижележащим пластам бытия – душевным и биологическим...» [34].

Примерно о том же – о безусловной значимости фактора духовности при лечении психических расстройств в своих работах свидетельствуют и наши современники, известные российские психиатры, хотя многие другие наши современники, даже коллеги психологи, педагоги и психиатры предпочитают об этом всем по неким своим причинам забыть. В частности, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, профессор кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат медицинских наук Б.А. Воскресенский в своей работе «Духовное как социотерапевтический фактор» отмечает следующее: «Сфера духовного при психических болезнях непосредственно не затрагивается и ее специальное рассмотрение не входит в компетенцию психиатра. Но именно она является определяющей, ведущей, главной в человеке и это побуждает исследовать проявления ее активности и в случаях болезни» [7].

Проблема восстановления жизненных навыков у молодых людей, переживающих трудную жизненную ситуацию, личностный кризис и нашедших способ снятия возникшего стресса через алкоголь или наркотики, впоследствии прошедших духовно-ориентированные реабилитационные программы и сравнение их качества со светскими программами – достаточно показательный момент. Я наблюдал его в рамках проведения диссертационной работы на соискание научной степени «кандидат медицинских наук» на площадке Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского. Исследовал в течение года динамику ряда психологических показателей, ценностной и смысложизненной ориентации, стрессоустойчивости, ремиссии молодых людей – 120 человек, которые проходили программы реабилитации по всей стране: это и Новосибирск, это и Ростов-на-Дону, и Ставрополь – православное направление, и калининградские нерелигиозные терапевтические сообщества, использующие в своей работе передовые европейские наработки и опыт эффективных трудовых коммун педагога А.С. Макаренко первой половины XX века [18]. В итоге были сделаны очень интересные научно выверенные и экспериментально обоснованные выводы о том, что качественные реабилитационные программы, где работали медицинские работники, психологи, социальные работники, консультанты, где была выстроена и профессионально организована четкая слаженная модель терапевтического сообщества и программы в православных реабилитационных общинах с куда менее профессионально подготовленным персоналом, с базирующимся в первую очередь на святоотеческих трудах о борьбе со страстями учением, а не на современных достижениях психиатрии, наркологии и психологической науки, на выходе давали примерно одинаковый результат. То есть, выпускники и тех, и других программ имели примерно одинаковый процент, стойкость и качество ремиссии. Факт показательный! Там – достижения современной науки и медицины, а здесь – духовно-ориентированное, отточенное, проверенное тысячелетним опытом православного вероучения и практических святоотеческих наработок борьбы со страстями направления – и почти одинаковые, даже где-то более мощные во втором случае результаты. Этот итог диссертационной работы автора позволит и в дальнейшем развивать мысль о том, что в глубинном пласте духовности, смысложизненных и ценностных ориентаций человеческой личности заложен основной потенциал для трансформации любой, казалось бы уже совсем деформированной личностной установки из деструктивной, разрушительной для человека, семьи, общества и государства в позитивную, созидательную, конструктивную.

Если только речь не идет о мошеннических структурах, использующих религиозное чувство людей, жажду духовно-нравственного просвещения с целью собственной наживы или порабощения воли людей путем переключения их с одной зависимости, химической, на нехимическую, психологическую, духовную групповую. Мой первый научный руководитель в Центре Сербского, профессор Федор Викторович Кондратьев дал всем им свое, очень точное, емкое и при этом образное с медицинской точки зрение определение – современные религиозные и псевдорелигиозные, иначе – культовые новообразования [24, 25]. Напоминает злокачественные опухоли, чьи раковые клетки словно метастаз опутывают страны, континенты, планету... Иначе их называют новые религиозные движения (НРД) или секты. С учетом их деструктивного воздействия на личность, семью, общество и государственный строй в целом часть из них причисляют к тоталитарным деструктивным культам.

 

Аналогичную деструктивность могут иметь и имеют и ряд субкультур – «готы», «эмо», «хиппи», «растаманы», «трансеры», «рэперы», «скинхеды», «АУЕ» и масса иных. И все рождены, прописаны сценаристами и запущены сюда по определенным информационным каналам не из России – со стороны Запада, чаще всего из-за океана. Страны происхождения – Великобритания или США. Фокус-группа для внедрения деструктивных штампов, стереотипов поведения – российские дети и подростки 10-18 лет. Даже казалось бы безобидные «анимэ» несут разрушительную для личности подростка направленность. Первично чистые и прикрытые тысячелетней культурной и духовно-религиозной традицией матрицы сознания и души подростков умело, пошагово и поэтапно замещаются сегодня духовным суррогатом, подделкой. И именно в моменты личностного кризиса они приходят и протягивают руку помощи ребенку, которая потом, со временем неизбежно превращается в орудие пыток для него и членов его семьи.

Однако же, как в мире психологии, педагогики, так и в мире практикующей медицины уже не один десяток лет нам навязываются слабые или откровенно деструктивные модели западных образцов работы с нашим «трудным» контингентом – детьми и подростками с уже заведомо поврежденной психической сферой в кризисные для них моменты. Предпочитая забывать, к примеру, об уникальном опыте реализации программ начала прошлого века для так называемых «дефективных» детей российского психиатра и общественного деятеля, создателя науки «дефектологии» В.П. Кащенко [20].

 

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ

 

Здесь целесообразно предоставить слово из совсем свежего выступления московского врача-психиатра, прозвучавшего 29 ноября 2017 года на Круглом столе Комиссии по безопасности и взаимодействию с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК) Общественной палаты Российской Федерации, на тему: «Иностранное влияние на семейную политику как фактор национальной безопасности». В своем выступлении Т.А. Крылатова, научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», консультант общественных родительских движений по защите семьи в вопросах психического здоровья, врач высшей категории особо отметила следующее (выборочно): «В последние годы отмечается многими учеными и практиками ухудшение психического здоровья населения, как детского, так и взрослого. В детском сегменте нарастает психическая инвалидизация по тяжелым психическим заболеваниям уже начиная с раннего возраста (данные главного педиатра Минздрава РФ А.А. Баранова). Увеличивается количество суицидов, особенно в среде подростков. Во взрослой популяции также нарастает количество психических заболеваний … … … Психическое здоровье закладывается в период планирования рождения ребёнка, в период беременности и первые годы жизни ребенка. В дальнейшем – условия воспитания и обучения так же влияют на психическое здоровье, особенно в периоды возрастных кризов. Очень важно глубоко понимать особенности нормального психического развития ребенка и вовремя корректировать отклонения … … … В 1983 году по инициативе директора Научного центра психического здоровья (НЦПЗ АМН СССР) было создано подразделение по изучению психической патологии у детей раннего возраста, которое развернуло свою деятельность на площадках районных детских поликлиник. Стали проводиться эпидемиологические исследования психического здоровья детей раннего возраста. Результаты были отражены в докторской диссертации Г.В. Козловской (1995), возглавившей это подразделение. На основе этих исследований были сформированы идеи создания психопрофилактических центров так называемой шаговой доступности для населения, которые были воплощены в жизнь в Москве Департаментом образования, показав свою эффективность в дальнейшем было их открыто 64 на весь московский регион (данная инициатива поддержана и в ряде регионов страны). Только силами сотрудников этого подразделения организовано четыре таких центра … … … Однако, с 1990-х годов начались процессы разрушения наших наработок и наследия национальных научных школ. В страну хлынул поток миссионеров, волонтеров от псевдонауки, которые поддерживались различными международными организациями и фондами. Девиз этих организаций был – не взаимодействие с российскими научными школами, а поиски проводников своих идей, пусть даже среди профессионалов среднего уровня. Об этом они беззастенчиво говорили нам в лицо. Результатом такой массированной атаки явилось разрушение детской профилактической службы. Психолого-медико-педагогические центры со временем были закрыты или переформатированы, а специалистов – медиков, вывели в первую очередь. При этом использовались разные способы, вплоть до шантажа и запугивания. Сразу после “демонтажа” наших отечественных структур на их место выдвинулись всевозможные социально-ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), которые и являлись проводниками зарубежных идей. В их инструкциях и циркулярах был сделан упор на обещания чудесных преобразований, решение вопросов в течение часов и дней, что очень привлекло многих наших чиновников … … … Для своей поддержки использовали волонтерские организации (включая родительские, выделяя лояльных их идеям лидеров). Владея реальными материальными возможностями для оказания «эксклюзивной» зарубежной помощи, поддерживали их информационно и организационно. В это время отечественные службы, на уровне чиновников, были забыты. В настоящее время готовится очередная экспансия со стороны международных фондов и НКО, в плане переформатирования ранней помощи с включением западных «ювенальных технологий» на основе разработок Иллинойского университета. При этом в планах этих преобразователей нет ни слова о нашей, отечественной науке и практике». Конец цитаты.

В заключении своего выступления эксперт делает следующий вывод: «Разрушение отечественных научных школ, с нашей точки зрения, в такой чувствительной для общества области, как психическое здоровье, нацелено на его дестабилизацию и побуждение к недовольству и протестным действиям, ухудшению психического здоровья граждан и так называемой майданизации страны» [28].

Мы уже не первый год наблюдаем эти процессы. Пример из достаточно недавнего прошлого. Вспомним «главного оппозиционера страны» Навального. Именно за ним, с точки зрения морали и нравственности, криминального права отрицательным лидером с рядом уголовных статей за плечами за мошенничество, пошла на митинги 2017 года наша определенным образом обработанная молодежь 12-13 лет.

 

При этом стоит напомнить, что великий русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский, еще в середине XIX века призывал к сохранению народного (для него само собой разумеющегося православного) характера школы, ее национального характера, прекрасно понимая, что прямые заимствования в таком тонком деле, как школа, могут быть опасны. «Общей системы на родного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, – отмечал он в одном из своих трудов, – У каждого народа своя осо бенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитателъных систем является невозмож ным» [47, с. 165]. Данное утверждение не исключает, впрочем, применения выработанных другими народами методов и средств воспитания. «Можно и должно, – писал К.Д. Ушинский, – заимст воватъ орудия, средства изобретения, но нельзя заимствоватъ чужого характера и той системы, в которой выражается характер» [47, с. 160]. Поэтому, согласно его абсолютно обоснованному мнению, «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитателъную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заим ствованных у других народов» [47, с. 161].

И пока все эти годы при поддержке определенных внешних сил уже внутри наших, отечественных научных кругов идет активнейшая борьба. С одной стороны – назовем их как и прежде – западников, теперь уже и деструктивно влияющие и на созидание и укрепление уникальной и высокоэффективной отечественной психологической и психиатрической фундаментальной научной базы, разрушающих при этом традиционные, установленные ранее и эффективно работающие педагогические подходы к образованию детей и подростков. С другой – скажем так, славянофилов, отстаивающих наши мощнейшие эффективные отечественные наработки в области педагогики, профилактики девиантного поведения, психолого-психиатрической и духовно-нравственной основы. Стремление молодежи во что бы то ни стало находиться в нетрезвом виде, либо уходить в некие деструктивные субкультуры и экстремистские организации, все больше похоже на какую-то массовую одержимость. Создается ощущение, что все же спрос рождает предложение в большей степени, чем предложение рождает спрос. Состояния «под кайфом» или «под управлением гуру» из компьютера, с улицы или социальной сети сегодня начинает для многих подростков с ранних лет становиться нормой жизни и даже ее правилом. Это нужно совершенно четко понимать и учитывать, выбирая приоритеты при построении и финансировании антинаркотических и пропагандирующих здоровый образ жизни профилактических программ.

В отношении же эффективного противопоставления деструктивному воздействию внешних, рожденных за рубежом раздражителей на умы и души наших детей в моменты их личностных кризисов считаю целесообразным предложить педагогическому сообществу вспомнить и где-то усилить опыт летних школьных терапевтических лагерей. Социализирующий потенциал временного грамотно организованного детского коллектива, которым является такой лагерь, огромен. В его условиях ребенок учится выстаивать свое взаимодействие со взрослыми и другими детьми на совершенно иных основаниях, нежели в семье и школе. Сам характер взаимоотношений в коллективе лагеря коренным образом отличается от семейных отношений и отношений в рамках школы.

Основанием для семейных отношений в современных семьях все чаще становится совместное проживание на определенной территории, необходимость решать бытовые вопросы с учетом интересов всех членов семьи. Крайне редко встречаются семьи, объединенные какой-либо общей деятельностью, общим интересом, общей целью. Современные семьи нечасто собираются вместе даже на ужин перед телевизором. А в ситуации, когда более трети детей в современной России растут в неполных семьях, семья зачастую не является даже пространством освоения базовых гендерных и возрастных ролей, а также элементарных бытовых навыков.

Взаимоотношения учеников в школьном коллективе так или иначе сгруппированы вокруг учебной деятельности. Основанием для системы личных симпатий и антипатий, а также статусно-ролевых отношений служат те качества личности, которые связаны с учебной деятельностью. Личностный потенциал, не вписывающийся по тем или иным причинам в структуру учебной деятельности, оказывается невостребованным или даже становится источников проблем. Отношения со взрослыми дистанцированы и формализованы, в подростковом возрасте часто конфликтны – большей частью из-за неумения раскрыть и поддержать интерес учащихся, учесть их возрастные психологические особенности.

Совершенно справедливо, что большая часть воспитательной работы в советской России традиционно отводилась системе детских каникулярных лагерей. К несомненным достоинствам такой работы следует отнести ее систематичность, профессиональную работу с кадрами, идеологическую согласованность с линией школы и общества, опору на педагогическую методологию и практическую направленность, выстроенную в соответствии с предлагаемой системой ценностей. Эти особенности делали систему детских лагерей полноценным институтом социализации, отличным от семьи и школы. По сравнению с учреждениями дополнительного внешкольного образования детские лагеря несут дополнительную психологическую нагрузку. В отличие от кружков, факультативов и секций, акцент в воспитательной работе лагеря стоит не на освоении деятельностью как таковой, а на способах организации этой деятельности. Главные навыки, вырабатываемые в условиях детского лагеря – это навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия со взрослыми и детьми разных возрастов в обстановке менее формальной, чем в школе, но более структурированной, чем на улице.

Исследование оснований и возможностей принципиально новых взаимоотношений в условиях детского лагеря само по себе может оказать психотерапевтическое и психопрофилактическое воздействие на ребенка, оказавшегося в ситуации личностного кризиса: в неблагоприятную обстановку в семье или не сумевшего адаптироваться к требованиям образовательного учреждения, что может способствовать его вовлечению в алкоголизацию/наркотизацию как способ уйти от окруживших его проблем взаимоотношения с обществом, либо в виртуальные пространства интернет-сетей.

Именно детский патриотически ориентированный военно-спортивный лагерь с программами духовно-нравственного просвещения способен взять на себя крайне важную функцию значимой для ребенка группы, занимающейся интересной для него, хорошо организованной, общественно-полезной и одобряемой деятельностью, под руководством заинтересованного, понимающего взрослого. Такая группа способна стать транслятором личностных идеалов и ценностей, учащим жить и выстраивать свою деятельность в соответствии с творческими, нравственными и духовными потребностями личности. В то же время эта группа становится своего рода безопасным пространством поиска и апробация новой линии поведения, новых убеждений, новых качеств, то есть, полем самопознания и познания другого человека и общества в целом, являясь по своей сути терапевтическим сообществом.

Корни существования терапевтических сообществ следует искать в условиях организации общественного устройства социальной жизни людей. Люди издревле проживали в общинах. В общине формировались устойчивые морально-нравственные и этические ценности. Существовали иерархия и разделение обязанностей. Для решения важнейших вопросов проводились собрания общины. Если взглянуть на современное общество, то можно заметить, что некоторые социальные группы в своих нормативных правилах и ценностях противоречат друг другу. Люди, которые вынуждены существовать в нескольких социальных группах, могут находиться в состоянии фрустрации, обусловленном ущемлением тех или иных сторон личности. В этой ситуации человек либо ищет такие социальные группы, морально-нравственные ценности которых не противоречат друг другу, либо, неосознанно включается процесс, называемый адаптивным приспособлением. Происходит трансформация ценностей и формирование новых установок или изменение старых. Достаточно часто человек утрачивает способность к приспособлению или, не принимая нормы данной группы, лишь делает вид, что приспособился. Результатом такого дезадаптивного поведения становится осознанный или неосознанный личностный кризис, который может толкать молодого человека к поиску субкультурной группы с деструктивными и ненормативными ценностями. Об этом достаточно подробно изложено выше. Извлекая его из этой среды и помещая в условия терапевтического сообщества, высока вероятность возврата его в социально желательное состояние. Ведь, профилактируя условно здоровые ученические коллективы, мы одновременно должны с выявленным после психологического тестирования, уже поврежденным контингентом из числа учащихся проводить психокоррекционную, реабилитационную, восстановительную работу. Иначе повторное заражение искаженными ценностными и смысложизненными ориентациями в организованных группах учащихся, где проведена первичная профилактика «неиспорченных» детей, неминуемо. Следовательно, возможны, повторные вспышки суицидальных попыток от накачки начинкой «групп смерти» некоторых ребят, вновь выявленные ученики с синдромами зависимости от алкоголя или наркотиков, очередные необоснованные вспышки криминала и агрессии непосредственно во время учебного процесса, с насилием и жертвами среди учеников и педагогов, что мы наблюдаем с печальной регулярностью в наши дни.

И здесь с целью извлечения учеников с уже поврежденным по тем или иным причинам внутренним миром и проработки с ними всех их внутренних «шероховатостей» и личностных «провалов» как нельзя лучше подойдет территория летнего лагеря со специальным образом подобранным духовно-нравственным и военно-патриотическим наполнением, подготовленными инструкторами, психологами и педагогами.

В советский период в системе образования для детей, имеющих отклонения в поведении, длительное время было только два основных типа учебных учреждений: школы для умственно отсталых и школы для несовершеннолетних правонарушителей. История создания реабилитационных технологий для лиц с девиантным поведением, в том числе зависимым, восходит к опыту реализации программ для так называемых «дефективных» детей российского психиатра и общественного деятеля В.П. Кащенко начала прошлого века. Изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Посетил Германию, Швейцарию, Италию и Бельгию. Вернувшись через 6 месяцев в Россию, В.П. Кащенко взял в аренду двухэтажный дом и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское коррекционное учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт Кащенко, а также великолепного педагога Антона Семеновича Макаренко с его известными на весь мир трудовыми коммунами для беспризорников, в том числе страдающих от кокаиновой зависимости, на протяжении десятилетий изучался специалистами многих стран и в итоге был реализован в виде модели терапевтических сообществ, ТС [16, 20].

 

Цели, которые ставит перед собой детский военно-спортивный лагерь с обязательным духовно-нравственным наполнением, подобны тем, что являются приоритетными для терапевтических сообществ, равно как и для трудовых коммун для малолетних правонарушителей, созданных педагогом А.С. Макаренко в 20-е годы прошлого века [10]. Они отражают два основных направления, в которых разворачивается процесс социализации.

Первое направление – формирование социально-психологических качеств личности, то есть тех уникальных свойств, которыми обладает лишь человек и лишь благодаря тому, что рождается и развивается в человеческом обществе. Как уже было отмечено, к социально-психологическим качествам относятся жизненные цели и мотивы, определенные потребности, система духовно-нравственных ценностей, самосознание личности и т.д.

Второе направление – овладение конкретными навыками общения и взаимодействия с людьми, построения отношений, участия в общественной жизни.

Оба направления тесным образом взаимосвязаны и их выделение является, скорее, условным, поскольку формирование личности происходит в процессе овладения всеми социально-психологическими навыками.

Первому направлению соответствует та часть работы лагеря, которая направлена на приобщение ребенка к культурным, общественным, духовным ценностям, на раскрытие его творческого и общественного потенциала. В связи с этим направлением работы можно обозначить следующие задачи: 

1. Включение детей в состав группы с гражданскими ценностями и нормами поведения, заданными в виде правил и критериев оценки поведения, методов воспитания, используемой символики, примеров взрослых с целью усвоения участниками группы этих норм и ценностей;

2. Проведение культурно-просветительской работы в соответствии с военно-патриотической направленностью лагеря;

3. Включение детей в активную, творческую деятельность, а также поощрение творческого подхода к любой деятельности, внимание к индивидуальным способностям и возможностям ребенка;

4. Организация совместной деятельности таким образом, чтобы смысл ее стал личностно значимым для участников, а вклад в общее дело мог служить критерием самооценки.

Другой, не менее важный комплекс задач, нацелен на организацию взаимодействия со взрослыми и детьми и подростками на основе общей коллективной деятельности. К данному комплексу относятся следующие задачи:

1. Приобщение детей и подростков в организованном коллективе лагеря к опыту построения межличностных отношений на основании участия в совместной деятельности;

2. Приобщение детей к опыту существования во временном детском коллективе (группа высокого уровня развития), позволяющему освоить и закрепить новый групповой статус, новую роль, выработать определенную социальную интуицию;

3. Выработка навыков более эффективной коммуникации при решении общегрупповых задач;

4. Овладение и закрепление навыков более глубокого тематического межличностного общения;

5. Развитие навыков адекватного восприятия партнера по взаимодействию (эмпатии, идентификации, рефлексии).

Если учесть, что многие дети лишены полноценного общения в семье (дети из неполных семей, единственный ребенок в семье) и в школе (конфликтные отношения с педагогами и одноклассниками), и что большинство детей демонстрирует те или иные проблемы в общении, становится понятно, что временный детский коллектив обладает уникальными возможностями в этой сфере. Поскольку в школьный период общение более чем в каком-либо другом возрасте, влияет на психическое развитие, перед лагерем стоит задача научить детей полноценно общаться, а также чувствовать и познавать других людей. Учитывая временную ограниченность лагерных смен, в полной мере осуществить поставленную задачу невозможно, однако следует стремиться к тому, чтобы дети почувствовали интерес и оценили качество предложенного им в лагере общения.

В пространстве лагеря, с его организованной деятельностью и направленностью на интересы группы, становится возможным научить детей делать что-то вместе, привить вкус к совместной деятельности, дать ощутить чувство смысла бытия в соработничестве, во взаимодействии с окружающими сверстниками в едином душевном порыве.

Этот чрезвычайно важный педагогический момент может быть объяснен в соответствии с учением о «логотерапии», то есть буквально – терапии смыслом жизни, основоположником которого является австрийский ученый Виктор Франкл (Viktor Frankl, 1905-1997), чья позиция очень близка христианскому мировоззрению [48]. Согласно прописанной в данном учении позиции, существуют три основных дороги, по которым можно прийти к смыслу жизни [16, 49].

Первая – творчество, полезная работа или совершение доброго поступка.

Вторая – переживание чего-нибудь или встреча с кем-то. Другими словами, смысл можно найти не только в творчестве, но и в любви.

Однако еще важнее третья дорога к смыслу жизни – даже беспомощная жертва безнадежной ситуации, столкнувшись с жестокой судьбой, которую нельзя изменить, может подняться над собой, вырасти за свои пределы и этим изменить себя. В свете того, что возможно найти смысл в страдании, смысл жизни существует при любых условиях, по крайней мере, потенциально. Рядом с этим безусловным смыслом жизни Виктор Франкл располагает безусловную ценность каждого человека. Именно она, эта безусловная ценность, гарантирует неотъемлемость его человеческого достоинства. Так же, как и у жизни остается потенциальный смысл в любых ситуациях, даже в самых ужасных, так и ценность человека остается с ним при любых условиях, потому что оно основана на ценностях, созданных им прошлом, и не зависит от «полезности» или «бесполезности», которую он представляет в настоящем. Если говорить проще, «полезность» человека обычно определяется в терминах его функционирования на благо общества. Но сегодняшнему обществу свойственно ориентироваться на успех, и оно чаще всего выделяет людей, которые преуспевают и счастливы, и особенно – молодых и сильных. Оно фактически не признает ценность всех остальных, игнорируя таким образом важнейшую разницу между ценностью в смысле достоинства и «общественной полезностью».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании всего вышеизложенного, определяя формы профилактической и психокоррекционной работы с учащейся молодежью, следует учитывать, что их девиации, отклонения от нормы в моменты личностных кризисов можно и нужно нивелировать через пробуждение интереса к прошлому и настоящему истории воинской славы России, к богатой истории духовно-нравственной культуры нашего Отечества, к одобряемым формам социальной активности, используя стремление детей и подростков к личному участию в организованной определенным образом общественной деятельности, то есть деятельности во благо общества. Это позволит сориентировать их в направлении, противоположном тому, которое способно впоследствии привести их к употреблению наркотических средств и психотропных препаратов, вовлечению в деструктивные интернет-сообщества, тоталитарные деструктивные культы и экстремистские группировки.

В наше сложное время политических, экономических и социальных преобразований государства перед обществом и педагогической наукой стоит сложная проблема – воспитание достойных граждан в социуме, имеющем явные симптомы антигражданской направленности. Давно назрела необходимость решения следующих вопросов: каковы показатели гражданственности молодежи? Какими воспитательными методами и средствами поддержать гражданственность в условиях падения авторитета взрослых, родителей, детского одиночества, неумения ребенка жить в группе, в коллективе, в условиях убыстряющего роста детской беспризорности и подростковой наркомании? Как избежать падения культуры и насилия субкультуры, убивающей истинное искусство и пагубно влияющее на молодых граждан? Как сегодня силами государства, общества создать у школьников социальный (гражданский) оптимизм? Каким образом сохранить лучшие традиции гражданского, правового и нравственного воспитания? Эти и другие вопросы требуют действенного практического решения, а не ежегодных многочасовых словесных дискуссий на различных площадках [37].

Основная задача всех нас сейчас – экспертного сообщества, практикующих специалистов, административного аппарата управленцев заключается в концентрации всего потенциала ведущих специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов, представителей традиционных религиозных конфессий на создании на территории Российской Федерации комплексной высокоэффективной системы профилактики аддиктивного, зависимого поведения на всех ее уровнях: первичном, вторичном, третичном, базирующейся на принципах отказа от потребления любых психоактивных веществ, то есть, работу со спросом на психоактивные вещества, с одновременным формированием критического мышления к тем деструктивным явлениям, которые мы фиксируем в интернете и в окружающей нас невиртуальной реальности – субкультурам, тоталитарным деструктивным культам (сектам). Итоговым результатом такой работы является отказ молодого человека от потребления психоактивных веществ, вхождения в ту или иную деструктивную субкультуру, секту, или, в случае если мы говорим о компьютерной, игровой зависимости – возвращение ребенка, подростка в «живую» реальность, здесь и сейчас, с близкими, с родными, друзьями. Со здоровым обществом, а не тем, что так старательно тянет наших детей на дно. Это и будет лучшая профилактика правонарушений в детско-подростковой среде и личностных кризисов учащихся в образовательных учреждениях. Поскольку молодежь – стратегический во всех смыслах ресурс российского общества. Не новые виды вооружения, нанотехнологии и запасы нефти и газа, а именно молодежь.

«Хочешь победить врага – воспитай его детей». Эта восточная мудрость будет актуальна и насущна во все века. Давайте не забывать ее никогда и, исходя из всего вышеперечисленного, сберегать от внешних деструктивных воздействий максимально, насколько это в наших силах.

 

Ссылка для скачивания презентации доклада: https://yadi.sk/i/R8oWsJSZ3ToJT7

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. – С. 19-45

2. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. // Сборник научных трудов и материалов по итогам научной конференции, г. Волгоград, 27-30.09.2004 г., Волгоград, 2005 г., ч. I, С. 29

3. Алексеев Б.Е. Системный подход к проблеме наркоманического поведения // Медико-биологические аспекты охраны психического здоровья: Тезисы докладов Всероссийской конференции, Томск, 1990. – С. 130

4. Алексеев Б.Е. Системный подход к изучению алкоголизма и наркоманий // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1992. – №1. – С.48-57

5. Богдан Н. Поколение женщин с искаженными ценностями. – URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=37705&preview=1

6. Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., Гериш А.А., Дудко Т.Н., Тростанецкая Г.Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. // Наркология. – 2002. – №1. – С. 43-47. – URL: http://www.narkotiki.ru/50_256.htm

7. Воскресенский Б.А. Духовное как социотерапевтический фактор. // Независимый психиатрический журнал. 2004. – IV. – С. 24-26

8. Воскресенский Б.А. Предисловие к книге «Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни». М, 1997. – 160 с.

9. Гарифуллин Р.Р. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности: Дисс. на соискание ученой степени к.псих.н. Казань, 2000. – 135 с.

10. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Голубев А.А. Терапевтическое сообщество в системе реабилитации наркологических больных //Методическое пособие для врачей, СПб. – 2000. – 28 с.

11. Гумеров Павел, прот. Восемь смертных грехов и борьба с ними. Статья 7. Сребролюбие. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/29605.htm

12. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Издательство ПСТГУ, 2008. – С. 139-140

13. Дуброва А.С. Мама, купи мне монстра. – URL: http://www.pravoslavie.ru/80671.html

14. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М.: Терра, 2007. – 528 с.

15. Каклюгин Н.В., Бельков С.Н., Костюкова Т.А., Григорян Н.А., Пучнин Д.С., Пащенко П.В. Основные модели оказания реабилитационной помощи лицам с химической зависимостью на территории Российской Федерации, реализуемые социально ориентированными некоммерческими и конфессиональными организациями. Сообщение 1. Биопсихосоциодуховная модель: общий обзор. Программа «12 шагов» // Наркология. – 2017. – №5. – С. 87-116 – URL: http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/biopsihosocioduhovnaya_model_obwij_obzor_programma_12_shagov/

16. Каклюгин Н.В. Духовно-нравственное и спортивно-патриотическое воспитание молодежи с отклонениями в поведении как фактор профилактики наркотизма на территории Российской Федерации // Наркология. – 2010. – №6. – С. 58-73 – URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/7/14/duhovnonravstvennoe_i_sportivnopatrioticheskoe_vospitanie_molodezhi_s_otkloneniyami_v_povedenii_kak_faktor_profilaktiki_narkotiz/

17. Каклюгин Н.В. Исследование смысложизненной ориентации лиц с зависимостью от приема опиатов, включенных в духовно ориентированные реабилитационные программы при учреждениях Русской Православной Церкви. // Наркология. – 2013. – №1. – С. 70-77

18. Каклюгин Н.В. Клинические, терапевтические и организационные принципы духовно ориентированной реабилитации больных опийной наркоманией. Дисс. на соискание ученой степени к.мед.н. Москва, 2013. 165 с. – URL: http://www.dissercat.com/content/klinicheskie-terapevticheskie-i-organizatsionnye-printsipy-dukhovno-orientirovannoi-reabilit

19. Каклюгин Н.В. Наркотики – субкультуры – секты – экстремизм – терроризм... Кто готовит социальные потрясения для России? /Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», 25.09.2017 г. – URL: http://ruskline.ru/analitika/2017/09/25/narkotiki_subkultury_sekty_ekstremizm_terrorizm_kto_gotovit_socialnye_potryaseniya_dlya_rossii/

20. Каклюгин Н.В. Опыт создания реабилитационных общин (трудовых коммун) для подростков с зависимым поведением в России и Советском Союзе в первой половине XX в. // Наркология. – 2012. – №6. – С. 87-90. – URL: http://www.narkotiki.ru/5_7003.htm

21. Каклюгин Н.В. От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к экстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой? Сообщение 1. // Наркология. – 2015/ - №2. – С. 87-104

22. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – Москва: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

23. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. С. 3-12

24. Кондратьев Ф.В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте. Аналитический обзор. М.: из-во ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2000. – 100 с.

25. Кондратьев Ф.В. Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектантства //Материалы научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века», Н. Новгород. – 2001 – URL: http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=9

26. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: «Олсиб», 2001. 251 с. – URL: http://ansya.ru/health/c-p-korolenko-n-v-dmitrieva-psihosocialenaya-addiktologiya/pg-1.html

27. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Мозырь: «Белый ветер», 1999 – 238 с.

28. Крылатова Т.А. Психическое здоровье – залог процветания страны, вменяемости политики и общества! Выступление на круглом столе «Иностранное влияние на семейную политику как фактор национальной безопасности» (29 ноября 2017 г.) – URL: http://ruskline.ru/analitika/2017/12/09/psihicheskoe_zdorove_zalog_procvetaniya_strany_vmenyaemosti_politiki_i_obwestva/

29. Кулаков С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. – Дисс. на соискание ученой степени к.псих.н. / С.А. Кулаков. – Л., 1989. – 198 с.

30. Кулебякина Е.Н. Современная семья: что с нами происходит? // Естествознание, №2 [335] 15.02.2018 г. – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=5271&level1=main&level2=articles

31. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НМИ, 1998. – 48 с.

32. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку: Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 3-18

33. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. /Руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.

34. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. – М., 2003, с. 12-61

35. Миронова М.Н. Интернет и субкультура смерти: война против подростков. М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2018. – 48 с. – URL: https://vk.com/czmtrue?w=wall-86696797_3620

36. Начала христианской психологии: учебное пособие для ВУЗов /Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. – М.: Наука, 1995. 236 с.

37. Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч. Автор примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. // М.; Академический Проект; Альма Матер, 2006. – C. 11

38. Невский И.А. Во что обходится обществу неэффективное образование // Магистр. – 1995. – №3. – С. 29-30

39. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2014-2015 годах: статистический сборник. М.: НИИ наркологии – филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России, 2016. 182 с. – URL: http://www.nncn.ru/objects/nncn01/%D0%9A%D1%80_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2015_%D1%84%D0%B8%D0%BD.pdf

40. Потапова Ю. Развеять дым иллюзий: почему сибиряки подсаживаются на различные стимуляторы. / Российская газета – Неделя – Сибирь, №7403 (237), 19.10.2017 г. – URL: https://rg.ru/2017/10/19/reg-sibfo/kak-ostanovit-rasprostranenie-sinteticheskih-narkotikov-v-sibiri.html

41. Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае. Видеоролик «Семья, культура и антикультура (Что такое семейные ценности и каким образом их пытаются разрушить, влияя на нашу молодёжь?», 2017. – URL: https://youtu.be/D4aFYw2QgOA

42. Самыкина Н.Ю., Серебрякова М.Е. Динамика ценностно-смысловой сферы в процессе наркотизации: монография. Самара: Универс групп, 2007. 148 с.

43. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.

44. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1993. – №1. – С. 53-60

45. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1994. – №1. – С. 63-74

46. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/271716

47. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. // М., 1948-1952. Т. 2

48. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб: Речь, 2000. – 280 с.

49. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Николай Владимирович Каклюгин – председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук

Источник: http://ruskline.ru/analitika/2018/04/06/narkotiki_subkultury_sekty_ekstremizm_terrorizm_kto_gotovit_socialnye_potryaseniya_dlya_rossii/


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!